Сложноподчинённое предложение: строение, способы связи, знаки препинания 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_urok_spp.docx | 23.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Селюкова Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 8 с Тугулук Грачевского муниципального района Ставропольского края
Сложноподчинённое предложение: строение, способы связи, знаки препинания
Цели урока.
- Образовательные:
· закрепление понятия о сложноподчиненном предложении
· формирование умения различать союзы и союзные слова
· находить в СПП главное и придаточное предложения, видеть средства связи между частями предложения
· проверка понимания и степени усвоения материала по теме
2. Развивающие:
· развитие мыслительной деятельности учащихся
· развитие умения работать в парах, давать оценку ответам одноклассников
3. Воспитательные:
· воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний
· воспитание дружелюбных отношений между учащимися, поощрение стремления к совместной деятельности и взаимопомощи
Ход урока.
- Организационный момент (1 мин)
«Комплимент»
- Введение в тему: анализ предложений (3 мин).
- Прочитайте предложения, выделите грамматические основы, составьте схемы, определите, простое или сложное предложение, если сложное – способ связи предложений в тексте.
Я слышал как ко мне ещё раз постучался хозяин.(СПП)
Заснул Клим на рассвете проснулся поздно утомлённый и нездоровый. (ПП)
За витриной мелькнул огонёк и на потолке заиграл свет.(ССП)
Сверкнула молния – грянул гром. (БСП)
- Что общего и чем отличаются первое и третье предложения? Как они называются?
- Как вы считаете, о каком виде сложных предложений мы будем сегодня говорить? Сформулируйте тему и цели урока.
- Работа по теме урока
- Давайте вспомним, что мы знаем о сложноподчинённом предложении (выступления учащихся)
- Обратите внимание, что части СПП могут соединяться при помощи союзов и союзных слов. В чем же разница? Как отличить союз от союзного слова?
- В науке существуют два пути, которыми можно достичь истины: путь практиков и теоретиков.
Работа в парах Делим класс на группы:«Исследователи” и «Теоретики”. (5мин)
Исследователи (Исследователь, исследовать – подвергнуть научному изучению) Идут от практики к теории | Теоретики (Теоретик – человек, занимающийся вопросами теории) Идут от теории к практике |
Постановка перед учащимися учебной проблемы : в чем отличие союза от союзного слова? | |
Кто может знать, что ждет меня? (А.С.Пушкин) | Работа с учебником. Прочитать статью, найти различия между союзами и союзными словами. |
Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я. (А.С.Пушкин) | Чтение (изучение) |
Отчёт работы групп. (5 мин)
- Тренировочные упражнения
- Упражнения 78 устно
- Схематический диктант. (Один чертит схемы на доске)
1.Воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать.
2.В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей, которые с печальным криком полетели дальше.
3.Если будет лётная погода, экспедиция отправится в Арктику.
4. Чтобы свет не беспокоил больного, окна завесили шторами.
5.На дворе было холодно, хотя ярко светило солнце.
Физминутка( для глаз)
- Поиграем!
Соедините половинки сложных предложений. Найдите предложение, отличающееся по структуре. Почему оно лишнее?
1. И нищий наездник таится в ущелье,
1. как осенняя паутина блестит на солнце.
2. Наступила минута,
2. что слоны в диковинку у нас.
3. В ясный день вы увидите в лесу,
3. где Терек играет в свирепом веселье.
4. Известно,
4.и в саду было холодно
5.Солнце ещё не успело подняться,
5. когда я почувствовал страшную усталость.
Ответ: (1-3, 2-5, 3-1, 4-2, 5-4).
5-4 (ССП лишнее)
- Подготовка к ОГЭ.
Ребята получают карточки с текстом для анализа, выполняют задания, оценивают себя.
Иван Иванович Пущин, (1) лицейский товарищ Пушкина, (2) «ветреный мудрец», (3) по словам поэта, (4) покинул блестящую военную карьеру и поступил маленьким чиновником в уголовный департамент московского надворного суда, (5) чтобы доказать примером, (6) что можно приносить пользу Отечеству и в самой скромной должности, (7) распространяя добрые чувства и понятия.
Задания.
- Подсчитайте, сколько грамматических основ в предложении. ________
- Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. ________________
- Замените словосочетание «лицейский товарищ»со способом связи согласования на синонимичное со способом связи управления. ____________
- Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. ______
- Выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от лексического значения. _____________
5.Итог урока. Рефлексия
- Чем вам запомнился сегодняшний урок?
- Что нового вы узнали?
- Над чем вам нужно ещё поработать?
Домашнее задание: &9, рассказ о сложноподчинённом предложении, упр. 76 (устно), 79, 84* (письм)
Рабочий лист ученика 9 «А» класса
________________________________________________________
________________________________________________________
_______________________________________________________
__________________________________________________________
- Прочитайте предложения, выделите грамматические основы, составьте схемы, определите, простое или сложное предложение, если сложное – способ связи предложений в тексте.
- Я слышал как ко мне ещё раз постучался хозяин.
- Заснул Клим на рассвете проснулся поздно утомлённый и нездоровый.
- За витриной мелькнул огонёк и на потолке заиграл свет.
- Сверкнула молния – грянул гром.
- В чём отличие союза от союзного слова?
«Исследователи»
- Проанализируйте предложения, определите, в чём отличие союза от союзного слова?
Кто может знать, что ждет меня? (А.С.Пушкин)
Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я. (А.С.Пушкин)
- Схематический диктант
1)
2)
3)
4)
5)
- Поиграем!
Соедините половинки сложных предложений. Найдите предложение, отличающееся по структуре. Почему оно лишнее?
1. И нищий наездник таится в ущелье,
1. как осенняя паутина блестит на солнце.
2. Наступила минута,
2. что слоны в диковинку у нас.
3. В ясный день вы увидите в лесу,
3. где Терек играет в свирепом веселье.
4. Известно,
4.и в саду было холодно
5.Солнце ещё не успело подняться,
5. когда я почувствовал страшную усталость.
- Самостоятельная работа
Прочитайте предложение, выполните к нему задания
Иван Иванович Пущин, (1) лицейский товарищ Пушкина, (2) «ветреный мудрец», (3) по словам поэта, (4) покинул блестящую военную карьеру и поступил маленьким чиновником в уголовный департамент московского надворного суда, (5) чтобы доказать примером, (6) что можно приносить пользу Отечеству и в самой скромной должности, (7) распространяя добрые чувства и понятия.
Задания.
- Подсчитайте, сколько грамматических основ в предложении. ________
- Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. ________________
- Замените словосочетание «лицейский товарищ» со способом связи согласования на синонимичное со способом связи управления. ____________
- Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. ______
- Выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от лексического значения. _____________
Рабочий лист ученика 9 «А» класса
________________________________________________________
________________________________________________________
_______________________________________________________
__________________________________________________________
- Прочитайте предложения, выделите грамматические основы, составьте схемы, определите, простое или сложное предложение, если сложное – способ связи предложений в тексте.
- Я слышал как ко мне ещё раз постучался хозяин.
- Заснул Клим на рассвете проснулся поздно утомлённый и нездоровый.
- За витриной мелькнул огонёк и на потолке заиграл свет.
- Сверкнула молния – грянул гром.
- В чём отличие союза от союзного слова?
«Теоретики»
Работа с учебником. Прочитайте статью, найдите различия между союзами и союзными словами.
- Схематический диктант
1)
2)
3)
4)
5)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»...
« Сложноподчинённое предложение. Строение СПП.»
Этот урок спосбствует совершенствованию умения: устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в СПП; составлять схемы СПП;определять место придаточных в сложноподчиненном предлож...
"Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова"
Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме " Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные...
Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
Урок открытия нового знания.Расширение понятия о СП.Введение понятия "СПП"....
Урок русского языка "Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными места" (9 класс)
Это урок изучения нового материала по теме СПП с придаточными обстоятельственными места разработан в соответствии с программой и учебником С. И. Львовой....
«Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными, знаки препинания в нем»
Цель урока: ознакомить учащихся с классификацией сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными по виду подчинения: последовательному, однородному, параллельному и комбинированному; формиров...
Презентация к уроку "Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Практикум"
Данная презентация предназначена для работы на уроке в 9 классе по теме "Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Практикум". Работа со...