Открытый урок в 5-ом классе.“Падежные окончания существительных на –ия, -ий, -ие.”
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Урок рефлексии в 5-ом классе.
Тема “Падежные окончания существительных на –ия, -ий, -ие.”
Тип урока: урок рефлексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_refleksii_v_5-om_klasse.docx | 33.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок рефлексии в 5-ом классе.
Тема “Падежные окончания существительных на –ия, -ий, -ие.”
Тип урока: урок рефлексии.
Основные цели
Образовательные:
1) тренировать умение правильного написания падежных окончаний существительных 1-го,2-го,3-го склонения, а также особой группы существительных на –ия, -ий, -ие ;
2) отработать навык применения алгоритма выбора гласной в окончаниях существительных с последующим включением их в словосочетания, предложения, текст.
Деятельностные:
тренировать способность к фиксации места затруднения и причины ошибки, строить план выхода из затруднения на основе рефлексивного самоанализа.
Для организации этой цели:
- Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;
2) учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;
Ход урока
I ЭТАП.
Самоопределение к деятельности
Доброе пожелание, моральная поддержка.
Беседа, сообщение, самопроверка домашнего задания по готовому образцу и т.д.
Включить эмоциональный компонент, основанный на положительном опыте предыдущих уроков.
1.Мотивация к коррекционной деятельности.
Здравствуйте, ребята!
Давайте поприветствуем наших гостей. Садитесь.
Итак, ребята, мы сейчас определим цель нашего урока и проговорим план урока.
Эпиграф урока «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости.»
Я надеюсь, эпиграф справедливо будет применён к нашему уроку, и частицу мудрости вы приобретёте после нашей совместной работы.
--Какую тему вы изучали на уроках русского языка и какую очень важную орфограмму отрабатывали в рамках этой темы?
( Тему «Падежные окончания существительных 1,2,3 склонения, а также особую группу существительных на –ия, -ий, -ие ».)
--Можете ли вы утверждать, что все хорошо усвоили эту тему?
(Чтобы ответить на этот вопрос, надо проверить себя.)
--Верно, сегодня урок анализа своих знаний.
-- Какая задача стоит перед каждым из вас?
1. Проверить, научились мы правильно определять падежные окончания существительных 1-го,2-го,3-го склонения, а также особой группы существительных на –ия, -ий, -ие ;
2) отработать навык применения алгоритма выбора гласной в окончаниях существительных;
3) если выясниться, что есть затруднения, то определить их причины, научиться исправлять свои ошибки).
По какому плану вы будете работать?
Учащиеся проговаривают план урока:
1. Подготовка к самостоятельной работе.
2. Самостоятельная работа № 1.
3. Самопроверка самостоятельной работы № 1 по образцу.
4. Самопроверка самостоятельной работы № 1 по эталону для самопроверки.
5. Фиксация места и причины затруднения или фиксация отсутствия затруднений.
6. Постановка цели деятельности.
7. Работа над ошибками или работа с дополнительными заданиями.
8. Самостоятельная работа № 2 и самопроверка по эталону для самопроверки.
9. Повторение.
10. Подведение итогов.
Cамопроверка домашнего задания по готовому образцу и т.д.
1.Просклоняйте слова, которые подчиняются общему правилу, использовав проверочное слово.
2.Подчеркни слова, которые не подчиняются общему правилу написания окончаний:
Армия, география, конь, профессия, галерея, аллея, солнце, музей, движение, линия, счастье, занятие, молодёжь, мышь, здоровье, собрание, герой, санаторий, планетарий, площадка.
Как мы называем эти слова? (Мы их называем особой группой существительных, т.е. существительные 1 и 2 склонения с особыми окончаниями (так называемые существительные на -ия, -ие, ий).
Алгоритм правописания е/и в окончании имён существительных на –ИЙ, -ИЯ, -ИЕ мы повторим коллективно.
(На доске записаны следующие словосочетания в столбик.
Ребята работают с этими словосочетаниями по алгоритму).
Учитель географии -география -слово на ия- Р.п.;
подъехал к станции - станция -слово на ия - Д.п.;
училась в гимназии – гимназия- слово на ия - П.п;
находиться на занятии –занятие- слово на ие -П.п ;
лечится в санатории – санаторий- слово на ий- П.п;
учитель географии -география -слово на ия- Р.п.;
С какой целью выполняли задание?
(Чтобы повторить правописание падежных окончаний существительных на –ИЙ, -ИЯ, -ИЕ)
Самостоятельная работа №1
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в индивидуальной деятельности.
Учащиеся проводят самопроверку своих работ по образцу:
Самостоятельная работа №2
Самостоятельная работа №1
1.Распределите слова по склонениям.
1. морковка
2. морковь
3. луг
4. лужайка
5. детство
6. молодёжь
7. площадь
8. площадка
9. снег
10. снежинка
11. осень
12.помощь
13.дядя
1 скл. __________
2 скл. __________
3 скл. __________
2.В каком слове окончание И?
1) окна в ине...
2) конфликт в Закавказь...
3) обратиться к Наталь... Петровне
4) приехать из Турци...
5) просить о помощ...
6) в глубоком ущель...
7) в усть... реки
8) в теплом помещени...
9) отправить письмо Анастаси...
10) свидетельство о рождени...
3.Вставьте пропущенные буквы.
На урок… астрономи… учитель сделал объявление об экскурси… в планетарий. Встретиться мы решили в здани… планетария. И вот мы отправились в путешествие по звёздному небу. Очень интересно было узнавать о движени… планет. В конце экскурси… нам рассказали о профессии космонавта. Ещё долго потом мы вспоминали о заняти… в планетари....
Образец выполнения самостоятельной работы №1:
1.Распределите слова по склонениям.
1 скл. ----- морковка, лужайка, площадка, снежинка, дядя;
2 скл. ----- луг, детство, снег;
3 скл. ----- морковь, молодёжь, площадь, осень, помощь.
Эталон выполнения самостоятельной работы №1:
1.Распределите слова по склонениям.
1 скл. ----------- морковка, лужайка, площадка, снежинка, дядя - а, -я (м. р. ж. р.)
2 скл. ---------- луг, детство, снег - □ (м. р) -о -е (ср. р.)
3 скл. ---------- морковь, молодёжь, площадь, осень, помощь - ь□ (ж. р.)
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Образец выполнения самостоятельной работы №1:
2.В каком слове окончание И?
1) окна в инее
2) конфликт в Закавказье
3) обратиться к Наталье Петровне
4) приехать из Турции
5) просить о помощи
6) в глубоком ущелье
7) в устье реки
8) в теплом помещении
9) отправить письмо Анастасии
10) свидетельство о рождении
Эталон выполнения самостоятельной работы №1:
2.В каком слове окончание И?
1) окна в инее - иней - м.р. 2 скл. П.п
2) конфликт в Закавказье - Закавказье с.р. 2 скл. П.п
3) обратиться к Наталье Петровне – Наталья ж.р. 1скл. Д.п.
4) приехать из Турции – Турция - сл. на ия Р.п.
5) просить о помощи –помощь – ж.р. 3 скл. П.п
6) в глубоком ущелье - ущелье - с.р. 2 скл. П.п
7) в устье реки – устье - с.р. 2 скл. П.п
8) в теплом помещении – помещение – сл. на ие П.п
9) отправить письмо Анастасии - Анастасия - сл. на ия Д.п.
10) свидетельство о рождении - рождение на ие П.п
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Образец выполнения самостоятельной работы №1:
3.Вставьте пропущенные буквы.
На уроке астрономии учитель сделал объявление об экскурсии в планетарий. Встретиться мы решили в здании планетария. И вот мы отправились в путешествие по звёздному небу. Очень интересно было узнавать о движении планет. В конце экскурсии нам рассказали о профессии космонавта. Ещё долго потом мы вспоминали о занятии в планетарии.
Эталон выполнения самостоятельной работы №1:
На уроке (урок - м.р. 2 скл.) астрономии ( астрономия – слово на ия Р.п.) учитель сделал объявление об экскурсии (экскурсия- слово на ия П.п.) в планетарий. Встретиться мы решили в здании (здание -слово на ие П.п.) планетария. И вот мы отправились в путешествие по звёздному небу. Очень интересно было узнавать о движении( движение –слово на ие П.п.) планет. В конце экскурсии (экскурсия- слово га ия Р.п.) нам рассказали о профессии (профессия- слово на ия П.п.) космонавта. Ещё долго потом мы вспоминали о занятии (занятие- слово на ие П.п.) в планетарии (планетарий – слово на ий П.п.).
Самостоятельная работа №2.
1. Определите склонение существительных.
На зелени полыни блестят в лучах солнца капельки росы.
По краям дорожки вдоль изгороди растут кусты сирени, черёмухи.
2. В каком слове окончание И? Обоснуйте свой выбор.
1) в комментари...
2) присутствовать на заседани...
3) по алле...
4) жить в Рязан..
5) присутствовать на репетици...,
6) находиться в галере..
7) строятся в област…
8) побывали в музе…
3. Раскройте скобки.
1.Получено письмо для (Агния Григорьевна).
2.Брош..ру передайте (Лидия Ивановна) в ж..ри.
3.Скажите (Марья Николаевна) о ( прибытие) поезда.
4.Возьмите альбом у (Юлия Алексеевна).
6.Ждите нас около дома (Евгения Борисовна).
7.Он много времени отдавал музык.., литератур.., математик.., астрономи.., ботаник.., географи.. и другим наукам.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4.* Напиши, какое окончание (е/и) имеют имена существительные:
1. 1 скл. Р.п.___
2. 3 скл. П.п.____
3. 1 скл. П.п.____
4. 2 скл. П.п.____
5 . 1 скл. Д.п.___
6. 3 скл Р.п.____
7. 3 скл. Д.п.____
Подбери однокоренное слово другого склонения, обозначь склонение.
Нитка -________, Андрей -_______, сеть -_________, лошадь -___________,
снег -___________ .
Образец выполнения самостоятельной работы №2.
1. Определите склонение существительных.
На зелени(3скл.) полыни(3 скл.) блестят в лучах(2 скл.) солнца(2скл.)капельки(1скл.)росы (1скл.).
По краям(2 скл.) дорожки(1 скл.) вдоль изгороди(3 скл.) растут кусты(2 скл.) сирени(3 скл.), черёмухи(1 скл.).
Эталон выполнения самостоятельной работы №2.
1. Определите склонение существительных.
На зелени(зелень ж.р.3 скл.) полыни(полынь ж.р 3 скл.) блестят в лучах(луч м.р.2 скл.) солнца (солнце с.р. 2 скл.) капельки(капелька ж.р.1 скл.) росы(роса ж.р.1 скл.).
По краям(край м.р. 2 скл.) дорожки(дорожка ж.р. 1 скл.) вдоль изгороди(изгородь ж.р. 3 скл.) растут кусты(куст м.р. 2 скл.) сирени (сирень ж.р. 3 скл.) черёмухи(черёмуха ж.р. 1 скл.).
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Образец выполнения самостоятельной работы №2.
2.В каком слове окончание И?
1) в комментарии
2) присутствовать на заседании
3) по аллее
4) жить в Рязани
5) присутствовать на репетиции
6) находиться в галерее
7) строятся в области
8) побывали в музее
Эталон выполнения самостоятельной работы №2.
2.В каком слове окончание И?
1) в комментарии - комментарий - слово на ий П.п
2) присутствовать на заседании – заседание слово на ие П.п
3) по аллее – аллея ж.р.1 скл. Д.п.
4) жить в Рязани – Рязань ж.р. 3 скл.П.п.
5) присутствовать на репетиции – репетиция слово на ия П.п.
6) находиться в галерее – галерея ж.р. 1 скл. П.п.
7) строятся в области – область ж.р. 3 скл. П.п.
8) побывали в музее – музей м.р.2 скл. П.п.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Образец выполнения самостоятельной работы №2.
3. Раскройте скобки.
1.Получено письмо для Агнии Григорьевны.
2.Брошюру передайте Лидии Ивановне в жюри.
3.Скажите Марье Николаевне о прибытии поезда.
4.Возьмите альбом у Юлии Алексеевны.
5.Обратитесь к Клавдии Алексеевне.
6.Ждите нас около дома Евгении Борисовны.
7. Он много времени отдавал музыке, литературе, математике, астрономии, ботанике, географии и другим наукам.
3. Раскройте скобки.
1.Получено письмо для Агнии (Агния слово на ия Р.п.) Григорьевны (Григорьевна ж.р. 1 скл.)
2.Брошюру передайте Лидии (Лидия слово на ия Д.п.) Ивановне (Ивановна ж.р. 1 скл.) в жюри.
3.Скажите Марье (Марья ж.р. 1 скл.) Николаевне (Николаевна ж.р. 1 скл.) о прибытии (прибытие слово на ие П.п.)поезда.
4.Возьмите альбом у Юлии (Юлия слово на ия Р.п.) Алексеевны (Алексеевна ж.р. 1 скл.).
5.Обратитесь к Клавдии (Клавдия слово на ия Д.п.) Алексеевне (Алексеевна ж.р. 1 скл.).
6.Ждите нас около дома Евгении (Евгения слово на ия Р.п.) Борисовны (Борисовна ж.р. 1 скл.).
7. Он много времени отдавал музыке (музыка ж.р. 1 скл.) , литературе (литература ж.р. 1 скл.), математике (математика ж.р. 1 скл.), астрономии (астрономия слово на ия Д.п.), ботанике (ботаника ж.р. 1 скл.), географии (география слово на ия Д.п.) и другим наукам.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
* Образец выполнения самостоятельной работы №2.
4.* Напиши, какое окончание (е/и) имеют имена существительные:
1. 1 скл. Р.п._ _и_
2. 3 скл. П.п. и__
3. 1 скл. П.п.__и_
4. 2 скл. П.п.__е__
5 . 1 скл. Д.п._е__
6. 3 скл Р.п.__и__
7. 3 скл. Д.п.__и__
Подбери однокоренное слово другого склонения, обозначь склонение. Нитка -нить, Андрей -Андрюша, сеть -сетка, лошадь - лошадка, снег - снежинка .
Эталон выполнения самостоятельной работы №2.
4.* Напиши, какое окончание (е/и) имеют имена существительные:
1. 1 скл. Р.п._ _и_ (провер. слово) земли
2. 3 скл. П.п. и__----------------- степи
3. 1 скл. П.п.__и_ ---------------- о земле
4. 2 скл. П.п.__е__ -------------- о коне
5 . 1 скл. Д.п._е__ --------------- земле
6. 3 скл Р.п.__и__ --------------- степи
7. 3 скл. Д.п.__и__---------------- степи
Подбери однокоренное слово другого склонения, обозначь склонение. Нитка - ж.р.1 скл. – нить□ ж.р. 3 скл. , Андрей м.р.2 скл. -Андрюша м.р 1 скл., сеть□ ж.р. 3 скл. -сетка ж.р.1 скл., лошадь□ ж.р. 3 скл. - лошадка ж.р.1 скл, снег□ м.р.2 скл. - снежинка ж.р.1 скл .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок по русскому языку в 6 классе "Существительные общего рода"
Урок разработан на базе учебника Русского языка 6 класс под ред. Ладыженской, урок усвоения новых знаний....
Открытый урок в 5 классе по теме "Имя существительное"
Обобщающий урок по темеЦели урока:— повторить, систематизировать,— контроль знаний учащихся, умение использовать знания на практике; развитиемонологической речи, развитие памяти, орфографической зорко...
Открытый урок по русскому языку на тему "Имя существительное" в 6 классе
Урок -экскурсия по родному краю, повторяя тему "Имя существительное"...
Открытый урок в 5 классе по теме"Имя существительное как часть речи"
Открытый урок разработан как урок развивающего обучения при переходе к стандартам 2-го поколения....
Презентация к уроку «Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения»
Презентация к уроку...
Открытый урок в 9 классе на тему« Окончание Великой Отечественной войны». 2020 г.
Открытый урок в 9 классе на тему« Окончание Великой Отечественной войны». 2020 г....
Открытый урок русского языка 8 класс «Падежные окончания существительных во множественном числе»
Тема: Падежные окончания существительных во множественном числеЦель: совершенствование знаний об окончаниях существительных во множественном числе;Задачи:Образовательные: развивать умение выделять пад...