« Наш язык – наше достояние. Понятие о языке. Работа со словарями.»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Д анный урок является повторительно-обобщающим, представлен в форме урока-практикума. На занятии продолжилась подготовка к ОГЭ: анализ текста, его сокращение. Дома ребята будут выполнять частьС – сочинение-рассуждение, используя предложения, записанные в классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-slovari.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : « Наш язык – наше достояние.
Понятие о языке. Работа со словарями.»
- класс – русский язык)
Цели:
1. Продолжить формировать представления о русском языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа; продолжить подготовку к ОГЭ.
2. Развивать познавательную активность в процессе обучения русскому языку (побудить девятиклассников к размышлениям о роли языка в жизни человека и общества).
3. Воспитывать ценностное отношение к русскому языку, расширять кругозор учащихся.
Основные методы:
- эвристическая беседа;
- коммуникативный;
- частично- поисковый.
Оборудование : презентация, подготовленная учителем, карточки с текстом, карточки для рефлексии, различные виды словарей:
орфографические словари, толковые, фразеологические, синонимов, антонимов, тесты, разработанные учителем.
Ход урока.
- Организационный момент.
-Здравствуйте, садитесь.
- Вступительное слово учителя.
-Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова поэта П. Вяземского :
Язык есть исповедь народа,
В нём слышится его природа,
Его душа и быт родной.
-21 февраля – Международный день родных языков. Как вы думаете, о чём сегодня мы поговорим?
- Подумаем, как следуем относиться к языку, почему мы должны знать его, гордиться им, продолжим подготовку к экзамену.
-Родной язык не выбирают, как не выбирают мать и отца, место и время рождения. Но именно то, чего мы не выбираем, во многом определяет нашу судьбу. Счастье или несчастье человека зависит от взаимоотношений с близкими людьми, и взаимоотношения с родным языком тоже очень важны в жизни. Если человек испытывает бессильную тоску перед чистым листом бумаги, не умея связать двух слов, для него закрыты десятки профессий.
Тот, кто плохо говорит, может проститься с мечтой освоить специальности, требующие работы с людьми, а таких в современном мире становится всё больше.
Если же человек просто неграмотен, не может и строчки написать без ошибки, для него недостижимо высшее образование. Дело не только в карьере. Для такого человека слишком сложным, а значит, неинтересным, будет любой сколько-нибудь содержательный текст. Неспособность воспринимать и анализировать тексты делает человека беззащитным.
Мы с вами сейчас поработаем с текстом.
3 Работа с текстом.
Несколько слов об авторе К.Кулиеве (чтение)
Балкарский поэт Кайсын Кулиев родился в семье скотовода и охотника. Талантливый ребенок с детства проявлял артистические и поэтические способности. В 18 лет приезжает в Москву, поступает в театральное училище. Будучи студентом, переводит на балкарский язык стихи А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. Затем он учится в Литературном институте. Является участником Великой Отечественной войны.
Чтение текста и работа над ним.
(1) Каждый язык – это целый мир. (2) Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. (3) Он должен вызвать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение. (4) Язык народа – это целый мир, полный прелести и волшебства.
(5) Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения. (6) На земле живут не только большие, но и малые по численности народы. (7) Каждый из них имеет свой язык, который дорог его детям, как голос матери, как хлеб родной земли.
(8) Я люблю русский язык. (9) Я хочу, чтобы язык – первое сокровище народа – жил и развивался. (10) Уважение и любовь к русскому языку, на котором я говорю много лет и которым восхищаюсь, продолжая изучать его, совсем не мешает мне любить и родную речь – язык моей матери. ( По К.Кулиеву.)
- К какому типу относится текст? (Текст-рассуждение.)
- Дайте заглавие тексту. Тема (Уважение и любовь к русскому языку.)
- О чем заставил задуматься этот текст? Идея (О значении русского языка.)
- Определите части текста. (Начало – 1,2 предложения, средняя часть – 3-9 предложения, концовка – 10 предложение.)
- Сформулируйте и запишите основную, главную мысль каждой части текста.
(Начало: «Язык – душа народа, его радость, боль, память, сокровище.» Средняя часть: «Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения.» Концовка: «Уважение и любовь к русскому языку совсем не мешает любить родную речь – язык матери.»)
4 Работа со словарями.
-Кулиев сказал, что язык – память. С ним согласился и наш писатель К. Ушинский, сказав : « Язык - самая живая связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно целое». Язык народа сохранили в памяти мудрые словари.
Стих Маршака
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах - события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: "Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой..."
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть
-Давайте и мы обратимся к словарям.
Заставка на экране словарей.
-У всех на партах различные виды словарей. Предлагаю вам прочитать задания на карточке.
Задание: -Прорекламируйте словарь, рассказав о его необходимости, пользе при подготовке к экзамену.
План:
Название, автор.
Какую полезную информацию можем почерпнуть из словаря.
Прочитайте одну словарную статью( из чего она состоит).
Словарь антонимов найти статью о родине
-Чаще всего мы с вами обращаемся к какому словарю?(орфографическому)
5 Работа с тестированием
- Я разработала серию тестов, которые содержат задания из ГИА В2-В7, предлагаю вам выполнить задания в ноутбуках.
Иванов_ Антон 9 _в
Буквы нн пишутся в слове:
а) рассея...ый взгляд;
б) гружё...ая баржа;
в) кипячё...ая вода;
г) копчё...ый угорь.
Буква н пишется в слове:
а) жаре...ое на масле;
б) организова...ый митинг;
в) сожжё...ое письмо;
г) солё...ые маслята.
Буквы нн пишутся в слове:
а) кожа...ый;
б) кипяче…ый;
в) иллюстрирова…ый;
г) гуси..ый
безударная
В словах какого ряда пропущена одна и та же буква
- во..стание, ра..жаловать, бе..численный
- ра..чёт., и..мельчить, в..лететь
- ра..молоть, ра..бросать, бе..донный
- р..зыграть, р..злив. р..зданный
В каком ряду во всех словах пропущена непроверяемая гласная корня?
- Выч..тание , р..вноправие , ин..циатива
- Д..фицит, л..гион, к..мпьютер
- Бл..стеть, натв..рить, попл..вок
- Пл..вчиха, обл..чать, предпол..гать.
В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая ударением гласная корня?
- Фест..валь, в..ршина, обл..скать
- М..тив, уд..влять, акв..рель
- Пр..винциальный, к..нонада, тв..рец
- Ск..льзить, экспр..ссивный, см..рение
6 Запись в тетрадь
-Давайте обратимся к высказываниям русских поэтом и писателей, размышлявших о роли языка в жизни человека и общества. Подумаем над пунктуацией предложений.
Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому,(1) кто кровно любит,(2) кто кровно знает свой народ,(3) кто чувствует прелесть нашей земли. (К.Паустовский)
В 11. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных согласованных определениях
Язык народа – цвет духовной жизни,(1) никогда не увядающий,(2) вечно распускающийся. Это клад,(1) это достояние,(2) переданное нам нашими предшественниками.
-Записать предложение, превратив его в прямую речь.
« Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело, как метко сказанное русское слово. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок». Н.Гоголь
« Для всего,- писал К. Паустовский,- в русском языке есть великое множество хороших слов. Они отражают весь спектр чувств человека – отвлечённые мысли, крик негодования, искрящуюся шалость».
Заключение
- Подведём итог, вернёмся к первому вопросу :
-Зачем необходим нам родной язык?
-Изучение и сбережение языка- задача важная. Наш язык - это часть нашей жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности. Наша речь - часть нашей личности, нашей души, нашего ума. Нельзя не согласиться со словами И.С.Тургенева: « Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,- это клад, это достояние,
переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.»
6. Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение
« Зачем человеку изучение родного языка?»(используя предложения с урока в работе)
7. Рефлексия.
- В заключении хотелось бы проверить, насколько урок был полезен для вас. На партах карточки красного, зелёного, жёлтого
цветов. Оцените, насколько информация на уроке была полезна для вас:
Полезна - красный, не вся полезна- зелёный, ничего не дал урок - жёлтый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный курс по русскому языку «Наши помощники – словари»
Курс «Наши помощники – словари» позволит овладеть инструментом сбора, анализа, извлечения и обработки любой информации из справочной литературы. Программа курса предназначена для учащихся 6-го класса...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации"
"Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации"...
Одаренные дети – наше достояние. Работа с одаренными детьми в рамках школьного научного общества
«Одаренные дети – наше достояние» – это моё глубокое убеждение.Однако на сегодняшний день существует проблема своевременного обнаружения признаков одаренности и правильного выбора форм обучения для од...
Работа со словарями. Умение работать со словарём, интерес к слову, исследовательская и поисковая работа очень важны и нужны на уроках русского языка.
Работа со словарями. Данный материал основан на работе с одним словом по различным толковым словарям....
дипломная работа «Работа со словарем на уроках русского языка как средство обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся основной школы»
Обогащение словарного запаса учащихся - важнейшая задача школьного курса русского языка. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется, во-первых, исключител...
Национальные традиции – наше достояние
Мы с вами живем в Татарстане. Республика наша богата плодородными землями, лесами, реками. Одни из крупных рек Европы – Волга и Кама, словно голубая лента, опоясывают республику. На плодородных ...
Итоги Всероссийского конкурса детских и молодежных проектов «Планета – наше достояние».
Цель конкурса: формирование интереса к инновационным экологическим технологиям, повышение уровня знаний о развитии технологий, методов переработки отходов и технологий, снижающих уровень загрязнения о...