« Наш язык – наше достояние. Понятие о языке. Работа со словарями.»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Трифонова Ольга Викторовна

Д анный урок является повторительно-обобщающим, представлен в форме урока-практикума. На занятии  продолжилась подготовка к ОГЭ: анализ текста, его сокращение. Дома ребята будут выполнять частьС – сочинение-рассуждение, используя предложения, записанные в классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-slovari.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : « Наш язык – наше достояние.

              Понятие о языке. Работа со словарями.»

  1. класс – русский язык)

 Цели:

 1. Продолжить формировать представления о русском языке как о духовной,     нравственной и культурной ценности народа;   продолжить подготовку  к ОГЭ.

  2. Развивать  познавательную  активность  в процессе обучения русскому         языку (побудить девятиклассников к размышлениям о роли  языка  в жизни человека и общества).

3. Воспитывать ценностное отношение к русскому языку, расширять  кругозор  учащихся.

Основные методы:

  • эвристическая беседа;
  • коммуникативный;
  • частично- поисковый.

 Оборудование : презентация, подготовленная учителем, карточки с текстом, карточки для рефлексии,  различные виды  словарей:

орфографические словари, толковые, фразеологические, синонимов, антонимов, тесты, разработанные учителем.

                              Ход урока.

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте,  садитесь.  

  1.  Вступительное слово учителя.

-Эпиграфом к нашему уроку  я взяла слова   поэта   П. Вяземского :

                                                         

                                                     Язык есть исповедь народа,

                                                     В нём слышится его природа,                                                                                                                                                                

                                                      Его душа и быт родной.

                                                                                               

-21 февраля – Международный день родных языков. Как вы думаете, о чём сегодня мы поговорим?

- Подумаем, как следуем относиться к языку, почему мы должны знать его, гордиться  им, продолжим подготовку к экзамену.

-Родной язык не выбирают, как не выбирают мать и отца, место и время рождения. Но именно то, чего мы не выбираем, во многом определяет нашу судьбу. Счастье или несчастье человека зависит от взаимоотношений с близкими людьми, и взаимоотношения с родным языком тоже очень важны в жизни. Если человек испытывает бессильную тоску перед чистым листом бумаги, не умея связать двух слов, для него закрыты десятки профессий.

Тот, кто  плохо говорит, может проститься с мечтой освоить специальности, требующие работы с людьми, а таких в современном мире становится всё больше.

Если же человек просто неграмотен, не может и строчки написать без ошибки, для него недостижимо высшее образование. Дело не только в карьере.   Для такого человека слишком сложным, а значит, неинтересным, будет любой сколько-нибудь содержательный текст.    Неспособность воспринимать и анализировать тексты делает человека беззащитным.

Мы с вами сейчас поработаем с текстом.

 3  Работа с текстом.

Несколько слов об авторе К.Кулиеве (чтение)

Балкарский поэт Кайсын Кулиев родился в семье скотовода и охотника. Талантливый ребенок с детства проявлял артистические и поэтические способности. В 18 лет приезжает в Москву, поступает в театральное училище. Будучи студентом, переводит на балкарский язык стихи А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. Затем он учится в Литературном институте. Является участником Великой Отечественной войны.

Чтение текста и работа над ним.

(1) Каждый язык – это целый мир. (2) Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. (3) Он должен вызвать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение. (4) Язык   народа – это целый мир, полный прелести и волшебства.

(5) Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения. (6) На земле живут не только большие, но и малые по численности народы. (7) Каждый из них имеет свой язык, который дорог его детям, как голос матери, как хлеб родной земли.

(8) Я люблю русский язык. (9) Я хочу, чтобы   язык – первое сокровище   народа – жил и развивался. (10) Уважение и любовь к русскому языку, на котором я говорю много лет и которым восхищаюсь, продолжая изучать его, совсем не мешает мне любить  и  родную речь – язык моей матери. ( По К.Кулиеву.)

- К какому типу относится текст? (Текст-рассуждение.)

 - Дайте заглавие тексту. Тема   (Уважение и любовь к русскому языку.)

- О чем заставил задуматься этот текст? Идея (О значении русского языка.)

- Определите части текста. (Начало – 1,2 предложения, средняя часть – 3-9 предложения, концовка – 10 предложение.)

- Сформулируйте и запишите  основную, главную  мысль каждой части текста.

(Начало: «Язык – душа народа, его радость, боль, память, сокровище.» Средняя часть: «Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения.» Концовка: «Уважение и любовь к русскому языку совсем не мешает любить родную речь – язык матери.»)

4 Работа со словарями.

 -Кулиев  сказал, что  язык – память.     С ним согласился и наш  писатель К. Ушинский, сказав : « Язык - самая живая связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно целое».    Язык народа  сохранили в памяти мудрые словари.

                                                          Стих Маршака

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах - события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: "Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой..."
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть

-Давайте  и мы обратимся к словарям.

   Заставка на экране словарей.

-У всех на партах различные виды словарей. Предлагаю вам прочитать задания на карточке.

Задание: -Прорекламируйте словарь, рассказав о его необходимости, пользе при подготовке к экзамену. 

 План:    

 Название, автор.

  Какую полезную информацию можем почерпнуть из словаря.

 Прочитайте одну словарную статью( из чего она состоит).

Словарь антонимов    найти статью о родине

-Чаще всего мы с вами обращаемся к  какому словарю?(орфографическому)

5 Работа с тестированием

 - Я разработала серию тестов, которые содержат задания  из ГИА В2-В7, предлагаю вам выполнить задания  в ноутбуках.

Иванов_ Антон        9 _в

   Буквы  нн  пишутся в слове:

а) рассея...ый взгляд;

б) гружё...ая баржа;

в) кипячё...ая вода;

г) копчё...ый угорь.

 Буква  н  пишется в слове:

а) жаре...ое  на масле;

б) организова...ый митинг;

в) сожжё...ое письмо;

г) солё...ые маслята.

 Буквы нн пишутся в слове:

а) кожа...ый;

б) кипяче…ый;

в) иллюстрирова…ый;

г)  гуси..ый

безударная

В словах какого ряда пропущена  одна и та же буква

  1.  во..стание, ра..жаловать, бе..численный
  2. ра..чёт., и..мельчить, в..лететь
  3. ра..молоть,  ра..бросать,  бе..донный
  4. р..зыграть, р..злив. р..зданный

 

В каком ряду во всех словах пропущена непроверяемая гласная корня?

  1. Выч..тание , р..вноправие ,  ин..циатива
  2. Д..фицит,  л..гион, к..мпьютер
  3. Бл..стеть, натв..рить,   попл..вок
  4. Пл..вчиха,   обл..чать,   предпол..гать.

 

В каком ряду во всех словах пропущена  проверяемая  ударением гласная корня?

  1. Фест..валь, в..ршина,   обл..скать
  2. М..тив,  уд..влять, акв..рель
  3. Пр..винциальный, к..нонада,  тв..рец
  4. Ск..льзить, экспр..ссивный,  см..рение

6 Запись в тетрадь

   -Давайте  обратимся к  высказываниям русских поэтом и писателей, размышлявших о роли языка в жизни человека и общества. Подумаем над пунктуацией предложений.

 Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

        Русский язык  открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах  и богатстве лишь тому,(1) кто кровно любит,(2) кто кровно знает свой народ,(3) кто чувствует прелесть нашей земли. (К.Паустовский)

В 11.  В приведённых ниже предложениях   пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие  запятые  при  обособленных согласованных определениях

Язык народа – цвет духовной жизни,(1) никогда не увядающий,(2)  вечно распускающийся. Это клад,(1) это достояние,(2) переданное нам нашими предшественниками.

-Записать предложение, превратив его в прямую речь.

« Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело, как метко сказанное русское слово. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок». Н.Гоголь

« Для всего,- писал К. Паустовский,- в русском языке есть великое множество хороших слов. Они отражают весь спектр чувств человека – отвлечённые мысли, крик негодования, искрящуюся шалость».

 Заключение

- Подведём итог, вернёмся к первому вопросу :

-Зачем необходим нам родной язык?

-Изучение и сбережение языка- задача важная. Наш язык - это часть нашей  жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности. Наша речь - часть нашей личности, нашей души, нашего ума. Нельзя не согласиться со словами  И.С.Тургенева: « Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,- это клад, это достояние,

 переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь  почтительно  с этим могущественным орудием.»                              

6. Домашнее задание.

Написать  сочинение-рассуждение  

« Зачем человеку изучение родного языка?»(используя предложения с урока в работе)

7. Рефлексия.

- В заключении хотелось бы проверить, насколько урок был полезен для вас. На партах карточки красного, зелёного, жёлтого

цветов. Оцените, насколько информация на уроке была полезна для вас:

Полезна - красный, не вся полезна- зелёный, ничего не дал урок - жёлтый.

           

     

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный курс по русскому языку «Наши помощники – словари»

Курс «Наши помощники – словари» позволит овладеть инструментом сбора, анализа, извлечения и обработки любой информации из справочной литературы. Программа курса предназначена для учащихся 6-го класса...

Одаренные дети – наше достояние. Работа с одаренными детьми в рамках школьного научного общества

«Одаренные дети – наше достояние» – это моё глубокое убеждение.Однако на сегодняшний день существует проблема своевременного обнаружения признаков одаренности и правильного выбора форм обучения для од...

Работа со словарями. Умение работать со словарём, интерес к слову, исследовательская и поисковая работа очень важны и нужны на уроках русского языка.

Работа со словарями. Данный материал основан на работе с одним словом  по  различным толковым словарям....

дипломная работа «Работа со словарем на уроках русского языка как средство обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся основной школы»

Обогащение словарного запаса учащихся - важнейшая задача школьного курса русского языка. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется, во-первых, исключител...

Национальные традиции – наше достояние

Мы с вами живем в Татарстане. Республика наша богата плодородными землями, лесами, реками. Одни из крупных рек Европы – Волга и Кама, словно голубая лента, опоясывают республику. На плодородных ...

Итоги Всероссийского конкурса детских и молодежных проектов «Планета – наше достояние».

Цель конкурса: формирование интереса к инновационным экологическим технологиям, повышение уровня знаний о развитии технологий, методов переработки отходов и технологий, снижающих уровень загрязнения о...