Урок русского языка 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Ткаченко Наталья Георгиевна

Урок руссого языка по теме синонимы в 5 классе. Технологическая карта урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_165-166._sinonimy.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

СИНОНИМЫ

Цели деятельности учителя

Систематизировать ранее изученное о синонимах, их роли в речи; формировать умение употреблять синонимы в речи с целью ее обогащения; ознакомить со словарями синонимов

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать отличие синонимов от многозначных слов, синонимы, обозначающие цвета и краски; представлять себе синонимический ряд, стилистические оттенки слов в ряду; уметь определять стилистическую окраску синонимов.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность к осознанию целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы
обучения

Создание проблемных ситуаций, деятельностно-практический; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные (цифровые) ресурсы

Интернет-ресурсы:

http://www.uroki.net

http://www.zavuch.info

http://www.intergu.ru

http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

http://festival.1september.ru/subjects

http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия
и термины

Синонимы


Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы
органи-

зации совзаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Контроль результатов учебной деятельности

1

2

3

4

5

6

7

1. Мотивация

(самоопределение) к учеб-

ной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово.

– Здравствуйте, ребята! Наш сегодняшний урок будет не обычным, а сказочным. Как и всякая сказка, он начнется с волшебства.

Закройте глаза и представьте море, плещущие волны; откройте глаза (слайд).

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера)

Листы обратной связи

2. Актуализация

и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних
и новых знаний и применение их в новых

– Но наш корабль большой, и плыть только с помощью ветра он не может. Нужно его «завести»*. А поскольку урок у нас сказочный, то и «завести» корабль можно только сказочным путем. Корабль начнет свой путь только тогда, когда вы расскажете все, что знаете о лексике.

Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаточность своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятель-

ности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя)

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения,

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

ситуациях.

Словесно-иллю-

стративный рассказ, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока

классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

3. Выявление места

и причины затруднения

Эвристическая беседа, ответы на вопросы.

– Ребята, что такое лексика? (Словарный, лексический состав языка; лексику составляет совокупность всех слов языка.)

– Большинство слов имеет лексическое значение. Что это такое? (Это тот главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово.)

– Ребята, сколько лексических значений может иметь слово?

– Как называются слова, имеющие одно лексическое значение? (Однозначные.)

– А когда слово имеет два или более лексических значений, как оно называется? (Многозначное.)

– Молодцы! Отправляемся в страну Лексику (слайд)!

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний у них недостаточно для полных ответов; отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания.

Индивидуальная, групповая.

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Устные ответы.

Физкультминутка

Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
Начинаем бег на месте,
Финиш – метров через двести!

Раз-два, раз-два,
Хватит, прибежали,
Потянулись, подышали.

Бег на месте, на предпоследней строчке остановиться, на последней потянуться, поднять руки вверх и опустить их через стороны

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная

Выполнение упражнений


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

4. Целеполагание и построение проекта выхода
из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Словесно-иллюстративный рассказ

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

– Послушайте беседу с вашей ровесницей.

– Танечка, каким тебе запомнился Герасим?

– Хорошим.

– Что ты можешь сказать о его собачке?

– Она тоже хорошая.

– А повесть в целом тебе понравилась?

– Она хорошая.

– Таня, в каком доме ты живешь?

– Большом.

– А семья у вас какая?

– Большая.

– О чем ты мечтаешь?

– Чтоб стать большой.

– Понравились ли вам ответы Тани? (Нет. Ответы однообразны, речь бедна; похоже, что речь у девочки не развита.)

– Нельзя укладывать все характеристики и оценки в слова хорошая, большая. Нужно использовать синонимы. Итак, сегодня мы продолжим изучать лексику и поговорим о синонимах, систематизируем знания по этой теме, будем учиться употреблять синонимы в речи, познакомимся со словарями синонимов.

– В русском языке есть разные слова, которые обозначают одно
и то же: один и тот же предмет, один и тот же признак, одно и то же явление, действие.
(Определение на слайде.)

Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения, стилистической окраской (употреблением в речи) или и тем и другим. Нужно помнить, что тождественных слов в языке почти не существует. Называя одно и то же, синонимы обычно характеризуют предмет или явление несколько по-разному. Разнообразие оттенков, свойственных синонимам, требует особого внимания к выбору нужного слова из синонимического ряда

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины; выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность

в парах и рабочих группах
с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Вопросы для уточнения информации


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

5. Твор-

ческая практическая деятельность
по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления,

составление связных рассказов об изученных нормах.

Работа со словарем синонимов

– Нам встретились первые жители страны синонимов: бегемот
и гиппопотам (слайд).
 Эти слова практически совпадают по значению и употреблению, первый из них чаще употребляется в разговорной речи, второй – в научных произведениях.

– Теперь попробуйте сами дать характеристику синонимам (слайд):

петух – кочеток, курица – хохлатка и т. п.

Бежать – мчаться. Это синонимы, различающиеся оттенками значения (наблюдается усиление действия).

Очи (устар., поэт.) – глаза (нейтральное слово), гляделки (просторечное). Синонимы, совпадающие по значению, но различающиеся принадлежностью к различным стилям речи, степенью употребительности.

– В русском языке много синонимов. Существуют специальные словари синонимов. В толковых словарях при разъяснении значений некоторых слов также приводятся синонимы. Познакомимся со словарем синонимов З. Е. Александровой (слайд).

Здесь в алфавитном порядке даны слова и приведены синонимы
к ним.

Демонстрирует «Словарь синонимов русского языка».

Дополняет ответы

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы; работают с учебными пособиями

Фронтальная,

индивидуальная

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают
и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят
ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его
в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Устные ответы

6. Первичное закрепление

с ком-

ментированием
во внеш-

Обобщение
и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Беседа
по вопросам.

Решение грамматических задач.

Каждую задачу ученик решает самостоятельно. Потом вызывается по желанию кто-то из ребят и предлагает свое решение, кратко объясняя его. Каждый ученик делает исправления в тетради
и на полях ставит себе оценку по пятибалльной системе. Учитель доверяет ученику и в выведении итоговой оценки. Тетради собираются, работы оцениваются. Все задачи записаны на доске или представлены на слайде.

Отвечают на вопросы, записывают синонимы
в тетради и на доске, выполняют упражнения

Индивидуальная, групповая

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать
в творческом, созидательном процессе; осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Вопросы для уточнения ин-

формации, письменные работы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

ней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Письменная работа, игра. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений. Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока

Задача 1. Раскроем понятие большой (физический смысл) синонимическим рядом. Кто больше? Составьте цепочку слов по степени увеличения признаков.

Ответ. Большой, огромный, громадный, гигантский, колоссальный.

Подпишите под каждым прилагательным существительное, которое может сочетаться с данным признаком. (Например: сад, дом, небоскреб, город, наводнение.)

Задача 2. Запишем несколько глаголов к общему по смыслу упасть: шлепнуться, грохнуться, рухнуть. Объясните, какими смысловыми оттенками они различаются. Объяснение стройте как связный монолог.

Возможный ответ.

Упасть может любой: женщина, ребенок, старик (нейтральное слово).

Шлепнуться – слово разговорного стиля, употребляется, когда мы иронизируем над неловкостью.

Рухнуть – слово разговорного стиля. Оттенок смысла: если рухнуть сказано о человеке, то это означает «упасть без сил», о дереве, здании – «упасть неожиданно, тяжело».

Задача 3. В каком из глаголов наиболее сильно выразилось требование говорящего?

Уходите, скройтесь, исчезните, убирайтесь. (В последнем звучит грубо, решительно.)

– Запишите предложение с обращением, включив один из глаголов.

«Иван Иванович, … же скорее: здесь опасно!» (Уходите.)

Задача 5. В стихотворении Маршака использованы два синонима. Догадайтесь, какого не хватает? (Стихотворение на доске, слово присмотра пропущено.)

Расставьте знаки препинания. Объясните смысловое различие синонимов.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы; самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления; самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Мы оставили Трезора

Без …, без надзора,

И поэтому щенок

Перепортил все, что мог.

Возможный ответ.

Присмотр ближе по смыслу к охране. Надзор – к бдительному «глаз не спускать», следить чтобы не нашкодил.

Задача 6. Подберите подходящие по смыслу сказуемые-синонимы и достройте предложение.

Человек на лошади – это… (всадник, наездник).

Предмет для измерения температуры – это… (градусник, термометр).

– Почему в предложениях есть тире?

Редактирование.

Задание 1. Устраните речевые повторы.

По нашей улице проходят троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины.

Слова для справок: величаво проплывают, бешено мчатся, едут, проносятся.

Задание 2. Найдите в предложении речевой изъян.

Этот большой, неудобный шкаф трудно перевезти.

(Большие вещи можно легко перевезти, но рядом со словом большой стоит слово неудобный, можно попробовать два этих слова заменить одним – громоздкий.)

Игра «Кто больше».

Задание. Написать за минуту синонимы к одному из слов.

1-й ряд: храбрый. (Бесстрашный, мужественный, смелый, отважный.)

2-й ряд: страшиться. (Бояться, трусить, дрожать от страха, робеть.)

3-й ряд: красный. (Алый, багровый, багряный, кумачовый.)

Организует фронтальную проверку, подведение итогов.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Творческая работа.

– Растолкуйте пословицы.

1-й вариант: Пастух сторожит, а волк стережет.

– В чем различие синонимов?

2-й вариант: Изменник и трус – одного поля ягоды.

– Почему эти слова стали здесь синонимами?

7. Включение

в систему знаний
и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, выполнение тестовых заданий

– Чтобы завершить нашу работу и узнать, насколько хорошо усвоена тема, сейчас вы пройдете тест за компьютерами в программе «Школьный наставник». Оценки вам поставит компьютер – самый объективный и беспристрастный судья. Это оценки за урок.

Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом

Решают тест

Индивидуальная, групповая

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умение использовать приобретенные знания
и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Вопросы для уточнения информации, результаты теста

8. Рефлексия учебной деятельности

Заключительная беседа по вопросам

– Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился –

выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений

Индивидуальная, групповая

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, навыков
и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение

Оценивание учащихся за работу
на уроке; листы обратной связи


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...