Урок русского языка 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок руссого языка по теме синонимы в 5 классе. Технологическая карта урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_165-166._sinonimy.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
СИНОНИМЫ
Цели деятельности учителя | Систематизировать ранее изученное о синонимах, их роли в речи; формировать умение употреблять синонимы в речи с целью ее обогащения; ознакомить со словарями синонимов |
Тип урока | Комбинированный урок |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать отличие синонимов от многозначных слов, синонимы, обозначающие цвета и краски; представлять себе синонимический ряд, стилистические оттенки слов в ряду; уметь определять стилистическую окраску синонимов. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность к осознанию целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию |
Методы и формы | Создание проблемных ситуаций, деятельностно-практический; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные (цифровые) ресурсы | Интернет-ресурсы: http://www.uroki.net http://www.zavuch.info http://www.intergu.ru http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://festival.1september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся |
Основные понятия | Синонимы |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность | Формы зации совзаимодействия | Формируемые умения | Контроль результатов учебной деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Мотивация (самоопределение) к учеб- ной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово. – Здравствуйте, ребята! Наш сегодняшний урок будет не обычным, а сказочным. Как и всякая сказка, он начнется с волшебства. Закройте глаза и представьте море, плещущие волны; откройте глаза (слайд). Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На поднятых парусах | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера) | Листы обратной связи |
2. Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних | – Но наш корабль большой, и плыть только с помощью ветра он не может. Нужно его «завести»*. А поскольку урок у нас сказочный, то и «завести» корабль можно только сказочным путем. Корабль начнет свой путь только тогда, когда вы расскажете все, что знаете о лексике. Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаточность своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятель- ности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя) | Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, | Устные ответы |
Продолжение табл.
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
4. Целеполагание и построение проекта выхода | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Словесно-иллюстративный рассказ | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. – Послушайте беседу с вашей ровесницей. – Танечка, каким тебе запомнился Герасим? – Хорошим. – Что ты можешь сказать о его собачке? – Она тоже хорошая. – А повесть в целом тебе понравилась? – Она хорошая. – Таня, в каком доме ты живешь? – Большом. – А семья у вас какая? – Большая. – О чем ты мечтаешь? – Чтоб стать большой. – Понравились ли вам ответы Тани? (Нет. Ответы однообразны, речь бедна; похоже, что речь у девочки не развита.) – Нельзя укладывать все характеристики и оценки в слова хорошая, большая. Нужно использовать синонимы. Итак, сегодня мы продолжим изучать лексику и поговорим о синонимах, систематизируем знания по этой теме, будем учиться употреблять синонимы в речи, познакомимся со словарями синонимов. – В русском языке есть разные слова, которые обозначают одно Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения, стилистической окраской (употреблением в речи) или и тем и другим. Нужно помнить, что тождественных слов в языке почти не существует. Называя одно и то же, синонимы обычно характеризуют предмет или явление несколько по-разному. Разнообразие оттенков, свойственных синонимам, требует особого внимания к выбору нужного слова из синонимического ряда | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины; выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями | Индивидуальная, групповая | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах | Вопросы для уточнения информации |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
5. Твор- ческая практическая деятельность | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Работа со словарем синонимов | – Нам встретились первые жители страны синонимов: бегемот – Теперь попробуйте сами дать характеристику синонимам (слайд): петух – кочеток, курица – хохлатка и т. п. – Бежать – мчаться. Это синонимы, различающиеся оттенками значения (наблюдается усиление действия). – Очи (устар., поэт.) – глаза (нейтральное слово), гляделки (просторечное). Синонимы, совпадающие по значению, но различающиеся принадлежностью к различным стилям речи, степенью употребительности. – В русском языке много синонимов. Существуют специальные словари синонимов. В толковых словарях при разъяснении значений некоторых слов также приводятся синонимы. Познакомимся со словарем синонимов З. Е. Александровой (слайд). Здесь в алфавитном порядке даны слова и приведены синонимы Демонстрирует «Словарь синонимов русского языка». Дополняет ответы | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы; работают с учебными пособиями | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Устные ответы |
6. Первичное закрепление с ком- ментированием | Обобщение | Решение грамматических задач. Каждую задачу ученик решает самостоятельно. Потом вызывается по желанию кто-то из ребят и предлагает свое решение, кратко объясняя его. Каждый ученик делает исправления в тетради | Отвечают на вопросы, записывают синонимы | Индивидуальная, групповая | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать | Вопросы для уточнения ин- формации, письменные работы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Письменная работа, игра. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений. Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока | Задача 1. Раскроем понятие большой (физический смысл) синонимическим рядом. Кто больше? Составьте цепочку слов по степени увеличения признаков. Ответ. Большой, огромный, громадный, гигантский, колоссальный. – Подпишите под каждым прилагательным существительное, которое может сочетаться с данным признаком. (Например: сад, дом, небоскреб, город, наводнение.) Задача 2. Запишем несколько глаголов к общему по смыслу упасть: шлепнуться, грохнуться, рухнуть. Объясните, какими смысловыми оттенками они различаются. Объяснение стройте как связный монолог. Возможный ответ. Упасть может любой: женщина, ребенок, старик (нейтральное слово). Шлепнуться – слово разговорного стиля, употребляется, когда мы иронизируем над неловкостью. Рухнуть – слово разговорного стиля. Оттенок смысла: если рухнуть сказано о человеке, то это означает «упасть без сил», о дереве, здании – «упасть неожиданно, тяжело». Задача 3. В каком из глаголов наиболее сильно выразилось требование говорящего? Уходите, скройтесь, исчезните, убирайтесь. (В последнем звучит грубо, решительно.) – Запишите предложение с обращением, включив один из глаголов. «Иван Иванович, … же скорее: здесь опасно!» (Уходите.) Задача 5. В стихотворении Маршака использованы два синонима. Догадайтесь, какого не хватает? (Стихотворение на доске, слово присмотра пропущено.) Расставьте знаки препинания. Объясните смысловое различие синонимов. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы; самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления; самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Мы оставили Трезора Без …, без надзора, И поэтому щенок Перепортил все, что мог. Возможный ответ. Присмотр ближе по смыслу к охране. Надзор – к бдительному «глаз не спускать», следить чтобы не нашкодил. Задача 6. Подберите подходящие по смыслу сказуемые-синонимы и достройте предложение. Человек на лошади – это… (всадник, наездник). Предмет для измерения температуры – это… (градусник, термометр). – Почему в предложениях есть тире? Редактирование. Задание 1. Устраните речевые повторы. По нашей улице проходят троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины. Слова для справок: величаво проплывают, бешено мчатся, едут, проносятся. Задание 2. Найдите в предложении речевой изъян. Этот большой, неудобный шкаф трудно перевезти. (Большие вещи можно легко перевезти, но рядом со словом большой стоит слово неудобный, можно попробовать два этих слова заменить одним – громоздкий.) Игра «Кто больше». Задание. Написать за минуту синонимы к одному из слов. 1-й ряд: храбрый. (Бесстрашный, мужественный, смелый, отважный.) 2-й ряд: страшиться. (Бояться, трусить, дрожать от страха, робеть.) 3-й ряд: красный. (Алый, багровый, багряный, кумачовый.) Организует фронтальную проверку, подведение итогов. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Творческая работа. – Растолкуйте пословицы. 1-й вариант: Пастух сторожит, а волк стережет. – В чем различие синонимов? 2-й вариант: Изменник и трус – одного поля ягоды. – Почему эти слова стали здесь синонимами? | ||||||
7. Включение в систему знаний | Обобщение полученных на уроке сведений, выполнение тестовых заданий | – Чтобы завершить нашу работу и узнать, насколько хорошо усвоена тема, сейчас вы пройдете тест за компьютерами в программе «Школьный наставник». Оценки вам поставит компьютер – самый объективный и беспристрастный судья. Это оценки за урок. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом | Решают тест | Индивидуальная, групповая | Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умение использовать приобретенные знания Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Вопросы для уточнения информации, результаты теста |
8. Рефлексия учебной деятельности | Заключительная беседа по вопросам | – Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? – Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился – выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом. | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений | Индивидуальная, групповая | Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, навыков | Оценивание учащихся за работу |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...