урок письма 2016
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему
Урок Письма - это ежегодный всероссийский конкурс эпистолярного жанра. Он проводится по разным номинациям. Одной из номинаций является "Лучшая методическая разработка". В 2016 году я представила разработку урока письма "Рецепты семейного счастья". На региональном уровне 2 место, а на Федеральном уровне 23 место. в ноябре ездила на награждене в Москву.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pisma_2016.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока письма с презентацией
Тема: «Рецепты счастливой семьи» (на примере романа Л.Н.Толстого «Война и мир»)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ПРЕДМЕТ | Русский язык, литература |
КЛАСС | 10 |
Тип урока | комбинированный |
Тема | Рецепты счастливой семьи |
Цель | Познакомить учащихся с эпистолярным жанром и обучать написанию писем |
Задачи |
- Знать понятие эпистолярный жанр; -Знать основные композиционные составляющие пьсьма; - Уметь писать письма;
-Развивать умения работать в группе , самостоятельно и коллективно; -Развивать кругозор учащихся; -Развивать умения работать над проектами; -Развивать ассоциативное и образное мышление; -Развивать творческие способности школьников.
-Воспитывать уважительное отношение к семейным традициям и ценностям; - Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению; -Воспитывать патриотическое самосознание; -Воспитывать любовь к своей семье и ее традициям; Воспитывать духовно –нравственное самосознание и моральные качества. |
УУД | Личностные УУД Способность к социализации; Умение работать в группах и самостоятельно ; Знать понятие эпистолярного жанра, историю письменности и переписки Понимают смысл гражданского долга и ответственности, а также понятие моральных норм и ценностей. Коммуникативные УУД Умеют вести диалог, отвечать на вопросы, участвовать в социализации; Умеют представлять конкретное содержание и представлять его в устной и письменной форме; Умеют строить публичное вступление Уметь писать письменное сообщение в форме письма. Регулятивные УУД Сличают результат своих действий с заданным эталоном и находят расхождения, умеют их исправить; Патриотическое самосознание, самоконтроль и самоподготовка проектов. Познавательные УУД Уметь строить письменное сообщение в форме эпистолярного жанра на заданную тему |
Планируемые результаты | Предметные: Знать: понятие эпистолярный жанр и его композиционные особенности, Уметь: строить письменное сообщение на заданную тематику в форме эпистолярного жанра Метапредметные: Знать историю возникновения письменности, развития коммуникации людей в течение веков, Понимать роль эпистолярного жанра в 18- 20 веках Личностные: Знать: понятие семейных ценностей и традиций Уметь: строить ассоциативный ряд, выделять главное и высказывать свое суждение. |
Основные понятия | Эпистолярный жанр, письмо, письменность, переписка, семья, традиции и ценности |
Межпредметные связи | Связь с историей, музыкой, живописью |
Ресурсы | ЭОР: Ноутбук, проектор, презентация, проекты учащихся |
Форма урока | Традиционная (классно - урочная) |
Технология | Педагогическая мастерская с использованием заданий синквейна |
АННОТАЦИЯ
Актуальность работы со школьниками в направлении воспитания семейных ценностей и популяризации нормальных семейных отношений очевидна. В последнее время утрачивается авторитет семьи в том понимании, в котором оно существовало в прошлом и позапрошлом веке. Молодые люди не осознают ценности семейного воспитания.
Сейчас распространены гражданские браки и пропадает та ответственность, которую несут оба супруга, вступив в законный брак.
Если обратиться в 19 век, то брак – это было святое понятие, освещенное церковью. Все браки заключались в церкви и проходили обязательный обряд венчания. В то время считалось, что брак заключался навсегда, и ценность семьи ставилось на первое место. Семьи в большинстве своем имели патриархальный уклад жизни. Приветствовалось много детей, рожденных в законном браке.
После Октябрьской революции 1917 года авторитет семьи и брака приобрел иной смысл. Браки заключались записью актов гражданского состояния и приветствовались пролетарские семьи. Но советские семьи тоже были крепкими, и авторитет ценностей семейного воспитания тоже носил глубокий смысл. Но иметь много детей стало не модным и не актуальным, так как родители работали, и некому было заниматься воспитанием детей. Если посмотреть статистические данные советского периода за 60-90- года прошлого века, то в большинстве семьях было двое детей.
На современном этапе развития российского общества приоритет семейных ценностей вовсе утрачивает свой первоначальный глубинный смысл. Молодые люди , не задумываются об ответственности при рождении ребенка, поэтому в России много неполных семей или мамы рожают ребенка вовсе без мужа и получают статус матери-одиночки. Распространение однополых браков совсем подменяют все человеческие ценности. Молодежь черпает
Урок письма
Тема: «Рецепты семейного счастья» (на примере романа Л.Н.Толстого «Война и мир»)
Целевая аудитория: 10 класс
Цель: рассмотреть систему персонажей романа «Война и мир» Л.Н.Толстого, основываясь на семейные отношения, выявить основные принципы жизни семей по Л.Н.Толстому.
Задачи:
- Дать понятия «Семья» и «Семейные ценности»;
- Рассмотреть рецепты семейной счастливой жизни;
- Охарактеризовать семьи Ростовых, Болконский и Курагиных;
- Выявить основной прием, использованный Л.Н.Толстым для изображения жизни семей;
- Познакомиться с понятием эпистолярный жанр и поучиться писать письма.
- Работа с ассоциациями
СЕМЬЯ
- Ячейка общества
- Понимание
- Любовь
- Взаимоуважение
- Взаимовыручка
- Социализация
- Проблемный вопрос: Всегда ли семьи благополучны?
Притча о семье.
Дополнение ассоциативного ряда – формула семейного благополучия
- Взаимоуважение
- Умение прощать
- Умение просить прощение
- Умение признавать свою неправоту
- Умение любить
- Углубление в ассоциации: работа со стихотворением
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Дополнение ассоциаций:
Любовь
Уважение
Постоянная работа над собой
Домашняя работа
Праздник
Семейные даты
Подарки
Общие радости и заботы
В.И. Даль: « Семья - совокупность близких родственников, живущих вместе; в тесном значении : родители с детьми.»
С.И.Ожегов: «Семья- группа живущих вместе близких родственников. Многодетная семья. Глава семьи. Член семьи. В семье трое детей»
- Разрыв – Народная мудрость о семье
Вся семья вместе, так и душа на месте.
На что и клад, коли в семье лад.
У кого детей много, тот не забыт от Бога.
Родительское слово мимо не молвится.
При солнце тепло, а при матери добро.
Как Бог до людей, так отец до детей
Вывод- семья – это большая радость, взаимопонимание, любовь. Только на уважении, понимании строятся правильные семейные отношения.
Выдающиеся люди о семье:
Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. (В.А.Сухомлинский)
Воспитание – хорошее дело: им решается участь человека. (В.Г.Белинский)
Растите детей ваших в добродетели: только она одна и может дать счастье. ( Л.Бетховен)
Вывод:
- Осмысление
В русской художественной литературе много примеров семейного счастья и благополучия и , наоборот, пошлости и обмана. Яркие примеры можно найти в шедевре мировой классики романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
-Какие семьи мы видим в произведении? (Ростовы, Болклнские, Курагины)
- Каковы принципы жизни в семье Ростовых? (Зачитать отрывок)
Многодетность
Открытость
Взаимоуважение
Гостеприимство
Честность
Патриотизм
Вывод: семья , которая может поделиться рецептом своего благополучия. И дети в дальнейшем перенимают образец поведения своих родителей. Например Наташа Ростова , став женой Пьера Безухова, растворилась вся в муже и детях. Главное для нее – это семейный уют, воспитание детей.
- Каковы принципы жизни в семье Болконских? (зачитать отрывок)
Честность
Верность принципам
Ответственность
Чувство долга
Любовь и уважение к отцу
Вывод: Семья, которая тоже может поделиться успехом своей жизни. Хотя принципы жизни в доме Болконских немного другие- более строгая атмосфера, требовательность, но это идет только на пользу воспитания детей. В доме также все строится на любви и взаимоуважении.
- Каковы принципы жизни в семье Курагиных?
Корысть
Умение приспособиться
Притворство
Чинопочитание
Расчет
Вывод: такие отрицательные принципы не могут построить успешную семью. В будущем Элен Курагина, став женой Пьера, преследовала выгоду, поступила очень безнравственно по отношению к своему супругу, с легкостью разводится.
- Итоговый вопрос
Идеал какой семьи вам ближе? Почему?
Л.Н.Толстой : «Все счастливые семьи похожи друг на друга, все несчастливые семьи несчастливы по-своему»
МОЙ РЕЦЕПТ СЕМЕЙНОГО СЧАСЬЯ
В хрустальную чашу
Любовь принесите.
Добавьте прощенья ,
Им злость погасите.
Немного наивности, каплю смущенья.
И равные доли друг к другу терпенья.
Про страсть не забудьте,
Её нужно в меру.
Ещё надо искренность, нежность и веру.
Немного лукавства, чтоб было не пресно.
Пирог испеките из этого «теста».
С любимым разрежьте на равные части.
Таков вот рецепт настоящего счастья
- Творческий этап
Синквейн
СЕМЬЯ
Дружная, любимая, большая
Уважают, ценят, любят
Все начинается с семьи
Начало начал
- Почта России – конкурс
Написать письмо – рецепты семейного счастья
- Рефлексия
Видеоролик «Гимн счастливой семье»
Спасибо за внимание: Всем счастья в семейной жизни, понимания близких и поддержки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки письма в 5 классе на тему « Как писать письма, или Печкин ждёт ответа»
Мы пишем письма родным и друзьям. Звоним по телефону, шлём телеграммы, посылки. А ещё подписываемся на газеты и журналы, покупаем марки, открытки. Так или иначе, без почты нам не обойтись....
Методическая разработка проведения Урока письма (по номинации «Письмо о моей семье») (6 класс)
Учащиеся знакомятся с историей развития почтовой связи. Возрождаем традиции эпистолярного жанра, развиваем речь и мышление учеников, прививаем умение правильного написания письма....
Методическая разработка урока письма "Письма А.П.Чехова и О. Книппер"
Данная разработка урока может быть использована как интегрированный урок русского языка и литературы или как дополнительный материал к урокам литературы при изучении биографии А.П.Чехова....
Урок письма для учащихся 9-11 классов. Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова.
В последнее время жанр письма потерял свою значимость. Бумажное письмо заменили SMS-сообщениями, электронными сообщениями и другими достижениями современной цивилизации. Данный урок напра...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе) Тема: «Письмо».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе)Тема: «Письмо». Цель: помочь осознать роль писем в жизни человека; дать представление о вид...
План - конспект урока делового и творческого письма в 10 классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Письмо".
Знакомство учащихся с понятием “письмо”; видами писем. Учить правильному написанию личного письма, правилам заполнения конверта; расширять словарный запас и кругозор об...
Творческая разработка урока "Письмо -благодарность" в рамках Всероссийского конкурса методических разработок " Лучший урок письма" в 2019 году.
Методическая разработка предназначена для проведения мероприятий в 7-9 классах, посвященных ВОВ. Данный урок был проведен в 8 классе.Цель данного занятия - прививать уважение к...