урок письма 2016
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Бирюкова Наталья Николаевна

Урок Письма - это ежегодный всероссийский конкурс эпистолярного жанра. Он проводится по разным номинациям. Одной из номинаций является  "Лучшая методическая разработка". В 2016 году я представила разработку урока письма "Рецепты семейного счастья". На региональном уровне 2 место, а на Федеральном уровне 23 место. в ноябре ездила на награждене в Москву. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pisma_2016.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока письма с презентацией

Тема: «Рецепты счастливой семьи» (на примере романа Л.Н.Толстого «Война и мир»)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ПРЕДМЕТ

Русский язык, литература

КЛАСС

10

Тип урока

комбинированный

Тема

Рецепты счастливой семьи

Цель

Познакомить учащихся с эпистолярным жанром и обучать написанию писем

Задачи

  • Образовательные

- Знать понятие эпистолярный жанр;

-Знать основные композиционные составляющие пьсьма;

- Уметь писать письма;

  • Развивающие

-Развивать умения работать в группе , самостоятельно и коллективно;

-Развивать кругозор учащихся;

-Развивать умения работать над проектами;

-Развивать ассоциативное  и образное  мышление;

-Развивать творческие способности школьников.

  • Воспитательные

-Воспитывать уважительное отношение к семейным традициям и ценностям;

- Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению;

-Воспитывать патриотическое самосознание;

-Воспитывать любовь к своей семье и ее традициям;

Воспитывать духовно –нравственное самосознание и моральные качества.

УУД

Личностные УУД

     Способность  к социализации;

     Умение работать в группах и самостоятельно ;

      Знать понятие эпистолярного жанра, историю письменности  и переписки

Понимают смысл гражданского долга и ответственности, а также понятие моральных норм и ценностей.

Коммуникативные УУД

Умеют вести диалог, отвечать на вопросы, участвовать в социализации;

Умеют представлять конкретное содержание и представлять его в устной и письменной форме;

Умеют строить публичное вступление

Уметь писать письменное сообщение в форме письма.

Регулятивные УУД

Сличают результат своих действий с заданным эталоном и находят расхождения, умеют их исправить;

Патриотическое самосознание, самоконтроль и самоподготовка проектов.

Познавательные УУД

Уметь строить письменное сообщение в форме эпистолярного жанра на заданную тему

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: понятие эпистолярный жанр и его композиционные особенности,

Уметь: строить письменное сообщение на заданную тематику в форме эпистолярного жанра

Метапредметные:

Знать историю возникновения письменности, развития коммуникации людей в течение веков,

Понимать роль эпистолярного жанра в 18- 20 веках

Личностные:

Знать: понятие семейных ценностей и традиций

Уметь: строить ассоциативный ряд, выделять главное и высказывать свое суждение.

Основные понятия

Эпистолярный жанр, письмо, письменность, переписка, семья, традиции и ценности

Межпредметные связи

Связь с историей, музыкой, живописью

Ресурсы

ЭОР: Ноутбук, проектор, презентация, проекты учащихся

Форма урока

Традиционная (классно - урочная)

Технология

Педагогическая мастерская с использованием  заданий синквейна

АННОТАЦИЯ

Актуальность работы со школьниками в направлении воспитания семейных ценностей и популяризации нормальных семейных отношений очевидна. В последнее время утрачивается авторитет семьи в том понимании, в котором оно существовало в прошлом и позапрошлом веке. Молодые люди не осознают ценности семейного воспитания.

Сейчас распространены гражданские браки и пропадает та ответственность, которую несут оба супруга, вступив в законный брак.

Если обратиться в 19 век, то брак – это было святое понятие, освещенное церковью. Все браки заключались в церкви и проходили обязательный обряд венчания. В то время считалось, что брак заключался навсегда, и  ценность семьи ставилось на первое место. Семьи в большинстве своем имели патриархальный уклад жизни. Приветствовалось много детей, рожденных в законном браке.

После Октябрьской революции 1917 года авторитет семьи и брака приобрел иной смысл. Браки заключались записью актов гражданского состояния и приветствовались пролетарские семьи. Но советские семьи тоже были крепкими, и авторитет ценностей семейного воспитания тоже носил глубокий смысл. Но иметь много детей стало не модным и не актуальным, так как родители работали, и некому было заниматься воспитанием детей. Если посмотреть статистические данные советского периода за 60-90- года прошлого века, то в большинстве семьях было двое детей.

На современном этапе развития российского общества приоритет семейных ценностей вовсе утрачивает свой первоначальный глубинный смысл. Молодые люди , не задумываются об ответственности при рождении ребенка, поэтому в России много неполных семей или мамы рожают ребенка вовсе без мужа и получают статус матери-одиночки. Распространение однополых браков совсем подменяют все человеческие ценности. Молодежь черпает

Урок письма

Тема: «Рецепты семейного счастья» (на примере романа Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Целевая аудитория: 10 класс

Цель: рассмотреть систему персонажей романа «Война и мир» Л.Н.Толстого, основываясь на семейные отношения, выявить основные принципы жизни семей по Л.Н.Толстому.

Задачи:

  • Дать понятия «Семья» и «Семейные ценности»;
  • Рассмотреть рецепты семейной счастливой жизни;
  • Охарактеризовать семьи Ростовых, Болконский и Курагиных;
  • Выявить основной прием, использованный Л.Н.Толстым для изображения жизни семей;
  • Познакомиться с понятием эпистолярный жанр и поучиться писать письма.
  • Работа с ассоциациями

СЕМЬЯ

  • Ячейка общества
  • Понимание
  • Любовь
  • Взаимоуважение
  • Взаимовыручка
  • Социализация
  • Проблемный вопрос: Всегда ли семьи благополучны?

Притча о семье.

Дополнение ассоциативного ряда – формула семейного благополучия

  • Взаимоуважение
  • Умение прощать
  • Умение просить прощение
  • Умение признавать свою неправоту
  • Умение любить
  • Углубление в ассоциации: работа со стихотворением

Семья – это счастье, любовь и удача, 

Семья – это летом поездки на дачу. 

Семья – это праздник, семейные даты, 

Подарки, покупки, приятные траты. 

Рождение детей, первый шаг, первый лепет, 

Мечты о хорошем, волнение и трепет. 

Семья – это труд, друг о друге забота, 

Семья – это много домашней работы. 

Семья – это важно! 

Семья – это сложно! 

Но счастливо жить одному невозможно! 

Всегда будьте вместе, любовь берегите, 

Обиды и ссоры подальше гоните, 

Хочу, чтоб про нас говорили друзья: 

Какая хорошая Ваша семья!

Дополнение ассоциаций:

Любовь

Уважение

Постоянная работа над собой

Домашняя работа

Праздник

Семейные даты

Подарки

Общие радости и заботы

В.И. Даль: « Семья - совокупность близких родственников, живущих вместе; в тесном значении : родители с детьми.»

С.И.Ожегов: «Семья- группа живущих вместе близких родственников. Многодетная семья. Глава семьи. Член семьи. В семье трое детей»

  • Разрыв – Народная мудрость о семье

Вся семья вместе, так и душа на месте.

На что и клад, коли в семье лад.

У кого детей много, тот не забыт от Бога.

Родительское слово мимо не молвится.

При солнце тепло, а при матери добро.

Как Бог до людей, так отец до детей

Вывод- семья – это большая радость, взаимопонимание, любовь. Только на  уважении, понимании строятся правильные семейные отношения.

Выдающиеся люди о семье:

Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. (В.А.Сухомлинский)

Воспитание – хорошее дело: им решается участь человека. (В.Г.Белинский)

Растите детей ваших в добродетели: только она одна и может дать счастье. ( Л.Бетховен)

 Вывод:

  • Осмысление

В русской художественной литературе много примеров семейного счастья и благополучия и , наоборот, пошлости и обмана. Яркие примеры можно найти в шедевре мировой классики романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

-Какие семьи мы видим в произведении? (Ростовы, Болклнские, Курагины)

- Каковы принципы жизни в семье Ростовых? (Зачитать отрывок)

Многодетность

Открытость

Взаимоуважение

Гостеприимство

Честность

Патриотизм

Вывод: семья , которая может поделиться рецептом своего благополучия. И дети в дальнейшем перенимают образец поведения своих родителей. Например Наташа Ростова , став женой Пьера Безухова, растворилась вся в муже и детях. Главное для нее – это семейный уют, воспитание детей.

- Каковы принципы жизни в семье Болконских? (зачитать отрывок)

Честность

Верность принципам

Ответственность

Чувство долга

Любовь и уважение к отцу

Вывод: Семья, которая тоже может поделиться успехом своей жизни.  Хотя принципы жизни в доме Болконских немного другие- более строгая атмосфера, требовательность, но это идет только на пользу воспитания детей. В доме также все строится на любви и взаимоуважении.

- Каковы принципы жизни в семье Курагиных?

Корысть

Умение приспособиться

Притворство

Чинопочитание

Расчет

Вывод: такие отрицательные принципы не могут построить успешную семью. В будущем Элен Курагина, став женой Пьера, преследовала выгоду, поступила очень безнравственно по отношению к своему супругу, с легкостью разводится.

  • Итоговый вопрос

Идеал какой семьи вам ближе? Почему?

Л.Н.Толстой : «Все счастливые семьи похожи друг на друга, все несчастливые семьи несчастливы по-своему»

МОЙ РЕЦЕПТ СЕМЕЙНОГО СЧАСЬЯ

В хрустальную чашу 
Любовь принесите. 
Добавьте прощенья , 
Им злость погасите. 
Немного наивности, каплю смущенья. 
И равные доли друг к другу терпенья. 
Про страсть не забудьте, 
Её нужно в меру. 
Ещё надо искренность, нежность и веру. 
Немного лукавства, чтоб было не пресно. 
Пирог испеките из этого «теста». 
С любимым разрежьте на равные части. 
Таков вот рецепт настоящего счастья

  • Творческий этап

Синквейн

СЕМЬЯ

Дружная, любимая, большая

Уважают, ценят, любят

Все начинается с семьи

Начало начал

  • Почта России – конкурс

Написать письмо – рецепты семейного счастья

  • Рефлексия

Видеоролик «Гимн счастливой семье»

Спасибо за внимание: Всем счастья в семейной жизни, понимания близких и поддержки!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки письма в 5 классе на тему « Как писать письма, или Печкин ждёт ответа»

Мы пишем письма родным и друзьям.  Звоним по телефону, шлём телеграммы, посылки. А ещё подписываемся на газеты и журналы, покупаем марки, открытки. Так или иначе, без почты нам не обойтись....

Методическая разработка проведения Урока письма (по номинации «Письмо о моей семье») (6 класс)

Учащиеся знакомятся с историей развития почтовой связи. Возрождаем традиции эпистолярного жанра, развиваем речь и мышление учеников, прививаем умение правильного написания письма....

Методическая разработка урока письма "Письма А.П.Чехова и О. Книппер"

Данная разработка урока может быть использована как интегрированный урок русского языка и литературы или как дополнительный материал к урокам литературы при изучении биографии А.П.Чехова....

Урок письма для учащихся 9-11 классов. Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова.

В последнее время жанр письма потерял свою значимость. Бумажное письмо заменили SMS-сообщениями, электронными сообщениями и другими достижениями современной цивилизации. Данный урок напра...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе) Тема: «Письмо».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе)Тема: «Письмо». Цель:    помочь осознать роль писем в жизни человека; дать представление о вид...

План - конспект урока делового и творческого письма в 10 классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Письмо".

   Знакомство учащихся с понятием “письмо”; видами писем. Учить правильному написанию личного письма, правилам заполнения конверта; расширять словарный запас и кругозор об...

Творческая разработка урока "Письмо -благодарность" в рамках Всероссийского конкурса методических разработок " Лучший урок письма" в 2019 году.

Методическая разработка  предназначена для проведения мероприятий в 7-9  классах, посвященных  ВОВ. Данный урок был проведен в 8 классе.Цель данного занятия - прививать уважение к...