Элективные курсы по русскому языку для 9-11 классов
элективный курс по русскому языку по теме

Нуряхметова Рузалия Хузяхметовна


Представлены РП элективного курса по русскому языку, ПЗ, КТП.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Старо-Арышский филиал

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения 

«Балыклы – Чукаевская средняя общеобразовательная школа» 

Рыбно-Слободского муниципального района РТ

Рассмотрено                                                                                       Согласовано                                                                                                                           Утверждаю

Руководитель ШМО                                                   Зам.директора по УВР                                                                                                                 Директор

                                                                                           МБОУ «Балыклы-Чукаевская СОШ»                МБОУ «Балыклы-Чукаевская СОШ»  

_______ З.Т.Сафиуллина                                                      _________ Р.Ф.Багаутдинова                                                                              ________   Р.Ф.Шамсивалеев

Протокол №1 от 29.08.2016 г.                                                                от  29.08.2016 г.                             Приказ № 99о\д от 31.08.2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по русскому языку

«Язык мой – друг мой»

для 9 класса

                

Учитель  Нуряхметова Рузалия Хузяхметовна

первая квалификационная категория

Рассмотрено  на заседании

        педагогического совета,

                                                                                                                                          протокол №1

от 31.08.2016 г.

2016-2017 учебный год                                                                                                       

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса разработана на основе следующих нормативных документов:

     1.   Учебный план МБОУ «Балыклы-Чукаевская средняя общеобразовательная школа» Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан на 2016 – 2017 учебный год.

    2. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Балыклы-Чукаевская средняя общеобразовательная школа» Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан.

      Актуальность программы заключается в том, что культура речи – это культура языка, это конкретная реализация языковых свойств и возможностей в условиях повседневного общения, устного и письменного, культура речи – это самостоятельная лингвистическая дисциплина.

    Данный курс рассчитан для учащихся 9 класса в количестве 17 часов (1 час в неделю) за один год.

    Данный элективный курс рассчитан в первую очередь на учащихся, желающих расширить и углубить свои знания по математик

    В условиях модернизации системы образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должен стать набор ключевых компетенций в интеллектуальной, информационной, коммуникативной и прочих сферах. Компетентный подход в коммуникативной сфере предполагает развитие культуры речи, владение различными способами речи в зависимости от цели, условий общения с другими людьми.

      Данный элективный курс ««Язык мой – друг мой» рекомендован  для организации занятий с учащимися 9 классов,  изучающих русский язык по традиционным учебникам и способствует углублению знаний по русскому языку и литературе, развитию речевой культуры и самоопределению учащихся в отношении профильного обучения на III ступени. Его значение  в условиях современной школы определяется рядом факторов:

  • снижение речевой культуры общества в целом  требует особого внимания к этой проблеме  в школе;
  •  на базовом уровне  предпочтение отдается  изучению орфографических и пунктуационных норм (правил) языка, поэтому представления учащихся   о лексических, орфоэпических, грамматических, стилистических нормах нуждаются в систематизации;
  • совершенствование  речевой культуры учащихся, углубление их знаний о законах правильной речи, воспитание интереса к  истории родного языка создает  предпосылки для выбора профильного предмета на следующем этапе обучения.

 

Тип программы: интегрированная.

Ключевые темы курса рассматриваются на материале литературных произведений, как изучаемых в 9 классе, так и не входящих в программу базовой школы. При этом литературные произведения являются не просто иллюстративным материалом  - анализ языковых средств  призван помочь глубже понять знакомые произведения и дать ключ к незнакомым произведениям.

 

Цели курса:

Перспективная: расширение  и углубление знаний  учащихся  о нормах языка как основе речевой культуры, развитие их коммуникативных навыков, овладение правилами речевого поведения.

Ближайшая: подготовка к  итоговой аттестации и выбору профиля для обучения в старших классах.

Задачи курса:

- способствовать приобщению учащихся к  речевой культуре как производной национальной культуры;

- углубить теоретические знания учащихся  о нормах русского языка, о языковых средствах;

- формировать уважительное отношение к литературе как воплощению речевой культуры;

- развитие логического мышления школьников;

- обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания (работа с книгой, со справочной литературой, словарями).

- отрабатывать речевые умения и навыки: замечать в  собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка, различать ошибки и недочеты в устной и письменной речи, уметь исправлять их, редактировать текст;

развивать коммуникативные навыки,  воспитывать уважение к требованиям  речевого этикета.

Основные направления курса:

  Элективный курс «Язык мой – дуг мой»  имеет познавательно-практическую направленность, т.е. дает учащимся дополнительные знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.

Языковая компетенция, т.е. осведомленность школьников в системе русского языка, реализуется в процессе следующих познавательных задач:

формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения;

вооружение учащихся дополнительными знаниями о родном языке;

развитие языкового и эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном в языке и речи.

Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач:

овладение нормами русского литературного языка;

обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

  Усвоение  новых теоретических сведений и углубление  имеющихся представлений  осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении, группировке фактов языка, при проведении речеведческого, стилистического, орфоэпического  анализа  текстов разной структуры.  

    При этом курс, основываясь на базовой программе, вводит новые понятия или  рассматривает уже изученное на новом уровне (так, понятие об омонимах дополняется сведениями об омонимах полных и неполных, вводится новое для учащихся понятие паронимы и т. д.).

В результате изучения курса учащиеся должны:

- знать основные аспекты культуры речи, требования, предъявляемые к устным и письменным текстам  различных жанров в разных ситуациях общения,

- соблюдать в практике речевого общения нормы литературного языка,

- фиксировать и исправлять нарушения норм,

- анализировать языковые явления с точки зрения их  соответствия нормам,

 - редактировать текст, создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов,

- интерпретировать тексты различной стилистической принадлежности,

-соблюдать нормы речевого поведения, пользоваться словарями и справочниками.

 

          Форма занятий: лекции с попутной беседой, эвристическая беседа,  исследовательская работа в группах, тренинги, ролевые игры.

Программа предусматривает проведение цикла занятий, повышающих не только уровень речевой и письменной грамотности, но и расширяющих возможности социализации учащихся. Развить речь, научить владеть словом - значит создать условия для реализации творческих возможностей личности, а это одно из главных требований современной жизни.

Принципы, лежащие в основе курса:

  1. Научность: практические задания  основаны на владении  теоретической базой, знании основных законов языка, основополагающих понятий речевой культуры.
  2. Системность и последовательность: темы объединены в блоки, каждый из которых является частью общей  структуры; последующий блок дополняет  общую картину языкового явления.
  3. Природосообразность: сведения по курсу преподносятся  с учетом готовности класса их воспринимать.
  4. Культуросообразность: материал курса основан на русской культурно-языковой традиции. У учеников воспитывается отрицательное отношение к языковым явлениям, лежащим за пределами нормативной речи.
  5. Креативность: изучение курса предполагает творческое взаимодействие учителя и учеников, диалогичность, чередование индивидуальной и совместной работы с деятельностью в составе групп.
  6. Соревновательность: каждая группа имеет возможность анализировать и комментировать результаты работы другой группы.
  7. Творческий характер заданий:  например, интерпретировать языковые явления в тексте, ввести речевые элементы в готовый текст, создать свой текст в соответствии с речевой установкой и т. д.

         Новизна данного курса заключается   в его практической направленности (теоретические сведения, расширяющие и углубляющие языковые представления учащихся, реализуются в речевой деятельности, сочетающей устные и письменные формы работы), в преобладании аналитических, исследовательских приемов изучения материала.  

Содержание  и основные понятия курса (17 часов)

Введение (1 час).  Культура речи, ее предмет и задачи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и эстетический. Речь устная и письменная. Три компонента культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический.

      Язык – средство общения (2 часа.) Речь и ее значение в жизни. Экология языка.

       Нормы русского литературного языка (3 ч).

       Орфоэпические нормы современного русского языка (3 часа).

 Орфоэпия и фонетика.  Динамичность орфоэпических норм, их вариативность, изменения в произношении слов. Техника речи.

       Лексические нормы (2 часа)..

Исторические модификации лексики: историзмы и архаизмы, неологизмы, окказионализмы.

Заимствованные слова и их судьба.

Лексическая сочетаемость. Тавтология, паронимия, омонимия (омонимы), синонимия.

Морфологические нормы (2часа).

Род имен существительных. Склонение и род аббревиатур. Родительный падеж множественного числа. Специфика склонений географических названий. Семантические  оттенки кратких и полных форм прилагательных. Специфика образования форм степеней сравнения. Особенности употребления неопределенной формы глагола.

Грамматически правильное использование предлогов в речи. Синонимия союзов. Экспрессивный потенциал частиц.  Роль междометий в речи.

Синтаксические нормы.

Особенности управления в русском языке. Трудные случаи согласования.  

Грамматические нормы в предложениях с причастными и деепричастными оборотами. Использование однородных членов как средства выразительности речи.

Стилистические нормы.

Функциональные стили русского языка.    Соотношение стилей и типов речи.

Тропы и стилистические фигуры. Их использование в художественном и публицистическом стилях.

Речевой этикет.

Культура речи и этические нормы общения.

Защита проекта.

Обобщение изученного.

        

Календарно- тематический план - 17 ч.

п/п

Тема

Кол-во

часов

Виды деятельности

Форма

контроля.

Дата

1

Введение.  Культура речи, ее предмет и задачи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и эстетический. Речь устная и письменная. Три компонента культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический.

1

Лекция учителя. Составление опоры. Проблемная беседа.

Анализ отрывка из былины как произведения устного творчества.

Тест.

Проверь себя (закончить

высказывание)

11.01

Язык – средство общения (2 ч.)

2

3

Речь и ее значение в жизни

Экология языка

2

Тестирование по культуре речи, разбор высказываний писателей и поэтов о языке.

Ответы на вопросы

18.01

25.01

Нормы русского литературного языка (9 час.)

4

Орфоэпические нормы современного русского языка

Орфоэпия и фонетика.  Динамичность орфоэпических норм, их вариативность, изменения в произношении слов. Техника речи.

3

Работа с орфоэпическим словарем.

Тренировочные упражнения. Маленькие секреты ораторского искусства (дыхательные упражнения, скороговорки)

Миниатюра

(рассуждение на основе предложенного тезиса).

1.02

5

Особенности ударения в русском языке.  

1

 Составление опоры. Работа с орфоэпическим словарем.

Тренировочные упражнения.

Развернутый ответ по опоре «Причуды русского ударения»

8.02

6

 Тайны звукописи. Благозвучность речи. Фонетические средства выразительности (аллитерация и ассонанс).

1

Работа  в группах –интерпретация фонетических средств выразительности в стихах поэтов Серебряного века. Выразительное чтение стихов.

Миниатюра «Звучит слово».

15.02

Лексические нормы.

2

7

Исторические модификации лексики: историзмы и архаизмы, неологизмы, окказионализмы.

Заимствованные слова и их судьба.

1

Лекция учителя. Составление опоры (схемы).

Устный развернутый ответ «Жизнь слова»

22.02

8

Лексическая сочетаемость. Тавтология, паронимия, омонимия (омонимы), синонимия.

1

Работа со словарем лингв. терминов. Редактирование текстов.

Тест

1.03

Морфологические нормы.

2

9

Род имен существительных. Склонение и род аббревиатур. Родительный падеж множественного числа. Специфика склонений географических названий. Семантические  оттенки кратких и полных форм прилагательных. Специфика образования форм степеней сравнения. Особенности употребления неопределенной формы глагола.

1

Конструирование предложений,

анализ фрагментов текстов, создание «инструкции по применению»

Редактирование

текста.

15.03

8 Марта объединяется с №10

10

Грамматически правильное использование предлогов в речи. Синонимия союзов. Экспрессивный потенциал частиц.  Роль междометий в речи.

1

Создание опоры.  Работа в группах    (редактирование текстов).

Устное сообщение  - обобщение на основе практической работы в группе.

29.03

Синтаксические нормы.

2

11

Особенности управления в русском языке. Трудные случаи согласования.  

1

Наблюдения и выводы. Оформление выводов в виде опорной схемы. Работа в группах.

Составление дидактического материала

5.04

12

Грамматические нормы в предложениях с причастными и деепричастными оборотами. Использование однородных членов как средства выразительности речи.

1

Конструирование предложений, анализ текста (роль однородных членов в отрывках из «Мертвых душ» Гоголя, «Евгения Онегина»  Пушкина). Аналитический комментарий.

Введение однородных членов как средства выразительности в исходный текст.

12.04

Стилистические нормы.

2

13

Функциональные стили русского языка.    Соотношение стилей и типов речи.

1

Лекция учителя с элементами проблемной беседы. Составление опоры в виде  схемы-таблицы.

Проверить, как уч-ся различают стили речи

 

19.04

14

Тропы и стилистические фигуры. Их

использование в художественном и публицистическом стилях.

1

Анализ фрагментов произведений Паустовского, Солоухина, Астафьева. Составление опоры для сочинения-рассуждения.

Практикум. Анализ изобразительно- выразительных средств в текстах разных стилей.

26.04

Речевой этикет.

2

15

Культура речи и этические нормы общения.

1

Проблемная беседа. Ролевая игра.

Собирание материала для сообщения «Кто говорит шершавым языком?»

3.05

16

Защита проекта.

1

Защита проектов.

10.05

17

Обобщение изученного.

Итоговое занятие.

1

Анкета «Что дал мне элективный курс «Культура речи»?.

Анкетирование

17.05

Учебно-методическое обеспечение

  1. Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка. М., 1993
  2. Балашова Л. В. Русский язык и культура общения. Практикум в двух частях.   Саратов, Лицей, 2001-2002
  3. Вартаньян Э. А. Путешествие в слово. М., Просвещение, 1982
  4. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990.
  5. Голуб И.Б. Риторика: учебное пособие. М.,  Эксмо, 2005
  6. Граник Г. Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации. М., Просвещение, 1996
  7. Григорян Л. Т. Язык мой – друг мой. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1988
  8. Борунова С. Н. и др. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред. Аванесова Р. И.  М., 1983
  9. Львова С.И. Уроки словесности. 5 - 9 классы. М., Дрофа, 2000.
  10. Мазнева О. А. Практикум по стилистике  русского языка, учебное. пособие. М, Дрофа, 2006.
  11. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М., Айрис, 2003
  12. Соковкин В.М. О природе человеческого общения.- М., 1984.

Литература для учащихся

1. Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: Просвещение, 1991 г

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка. М., 1992.

3. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред. Аванесова Р.И. М.,1989.

4. Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. М., 1991.

5. Подгаецкая И. М., Постникова И. И. Необъятный мир слова. Пособие для учащихся. М., Просвещение, 1995

6. Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. – М., 1996.

7. Диск «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

8.        Диск «Русский язык. Справочник школьника. 5-11 классы».

9.        1-С Репетитор « Русский язык» обучающая программа для школьниов. 10.        Диск «Обучение сочинениям. Развитие речи. 5-11 классы».



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

«Балыклы – Чукаевская средняя общеобразовательная школа» 

Рыбно-Слободского муниципального района РТ

Рассмотрено                                                                                       Согласовано                                                                                                                           Утверждаю

Руководитель ШМО                                                   Зам.директора по УВР                                                                                                                 Директор

                                                                                           МБОУ «Балыклы-Чукаевская СОШ»                МБОУ «Балыклы-Чукаевская СОШ»  

_______ Р.Х.Нуряхметова                                                 _____ Г.М.Шамсивалиева                                                                             ________   Р.Ф.Шамсивалиев

Протокол №1 от 29.08.2016 г.                                                                от  29.08.2016 г.                             Приказ № 99о\д от 31.08.2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по русскому языку

«Комплексный анализ текста»

для 10, 11 класса

                                               Учитель  Нуряхметова Рузалия Хузяхметовна

первая квалификационная категория

Рассмотрено  на заседании

        педагогического совета,

                                                                                                                                          протокол №1                                                                                                         от «31» августа 2016 г.

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

        Рабочая  программа по элективному курсу  «Комплексный анализ текста» для 10 класса разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Балыклы-Чукаевская средняя общеобразовательная школа» Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан.

- Учебный план МБОУ «Балыклы-Чукаевская  СОШ» Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан на 2016/2017 учебный год,

        Программа  глубже раскрывает  содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения элективного курса  русского языка. Построена программа на углублённом изучении структуры текста и его языковых особенностей.

         

          Новизна программы 

  • в логике построения учебного материала, для формирования навыков лингвистического анализа;
  • в определенном планировании занятий (но вовсе не обязательном), так как распределение часов для подготовки учащихся во многом зависит от уровня подготовленности учащихся;
  • в представлении большого количества разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно. Отбор предложенных для анализа текстов осуществлен с точки зрения нравственного и эстетического воспитания старшеклассников. Варианты заданий и занятий в целом позволяют учителю использовать материал в зависимости от психолого-педагогических особенностей класса или группы учащихся;
  • в акцентировании внимания на взаимопроверке, рецензировании, редактировании текстов;
  • в систематизировании занятий для постепенного накопления умений: осмысление авторского текста, создание текста с опорой на образец, написание собственного текста;
  • в отсутствии необходимости обеспечения дополнительной литературой как учителя, так учащихся. Все, что необходимо для работы, содержится в методическом обеспечении к данному элективному курсу.

Значимость данной программы – в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного  ученика.

               Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.

        Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом. С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределен так, что практически не требуется домашней подготовки.

      Элективный курс состоит из 2-х разделов.  Первый раздел «Комплексный  анализ текста» рассчитан на 35 часов в 10 классе.  В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.

         Второй раздел «Учимся писать сочинение – рассуждение»  рассчитан на  34 часа в 11 классе.  Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

       Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или эссе, – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовывал себя.

Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и, по мнению большинства учителей, одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Оно требует от обучающегося и выпускника предельной сосредоточенности, умения чётко образно и грамотно излагать, аргументировать свои мысли.

       Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

        Содержание рабочей программы курса направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на обязательном  уровне, что соответствует  Основной образовательной программе  среднего общего образования МБОУ «Балыклы-Чукаевская СОШ» Рыбно-Слободского муниципального района  РТ. Она включает в себя все темы, предусмотренные Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.         

        Актуальность  разработки и новизна  рабочей программы  элективного курса заключается в  том,  что материалы используются при подготовке к ЕГЭ, при выполнении задания 25, при написании сочинения  (определение темы и основной мысли текста, при раскрытии проблемы, комментирование   проблемы, выявление авторской позиции, аргументы из художественного произведения и из читательского опыта, согласие и несогласие с автором, заключительная часть  сочинения).

      Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берет за основу один из них: последовательную демонстрацию изобразительных возможностей русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается известный учащимся комплексный материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.

      Курс предусматривает систематическое наблюдение за использованием разных языковых средств в произведениях   художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русского языка.

Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, сформировать навыки комплексного анализа и выразительного чтения художественного произведения, но и качественно подготовиться к сдаче Единого государственного экзамена.

      Данный курс в известной степени поможет реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и курса русской литературы.

Место курса в образовательном процессе

     Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.

     Курс «Комплексный анализ текста» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача - формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, научиться писать сочинение-рассуждение, которое создается на основе предложенного текста.

          Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы)  подростки проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной  ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.  Предлагаемая рабочая программа  предусматривает  углубление  и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии  с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями;  это  связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и  окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь( владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).

  Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности выпускников. Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.

 

       Программа элективного курса предназначена для обучающихся 10-11 класса и рассчитана на 69 часов.

Цель курса: создание условий для формирования у обучающихся ключевых коммуникативных компетентностей, необходимых для успешной социализации личности; развитие речемыслительного потенциала выпускника, подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ.

Задачи курса: 

  • развитие коммуникативной компетенции обучающихся;
  • формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения;
  • овладение нормами русского литературного языка;
  • обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • развивать умение выявлять, осмыслять и интерпретировать содержащуюся в исходном тексте смысловую информацию;
  • формировать умение определять личностную позицию по поводу прочитанного и собственное отношение к содержанию исходного текста;
  • обучение работе над сочинением в соответствии с требованиями ЕГЭ;
  • воспитание способности воспринимать и оценивать мастерство художника слова.

Планируемы результаты:

                  В результате изучения курса учащиеся должны  иметь представление:

  • о коммуникативной функции языка;
  • о литературном языке как основе художественной литературы;
  • о языковых нормах и их признаках;

знать:

  • смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения, тема текста, идея, проблема, авторская позиция, аргументы;
  • стили речи и их признаки;
  • особенности жанра рассуждения;
  • признаки текста и его функционально смысловые типы;
  •  основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка;
  • основные нормы речевого этикета;

уметь применять на практике:

  • различать стили речи;
  • проводить лингвистический, стилистический анализ текста;
  • вести спор, соблюдая правила речевого этикета;
  • определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное мнение к фактам и явлениям окружающей действительности;
  • подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, адекватно выражать собственное мнение;
  • свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
  • создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;
  • осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников, включая жизненные ситуации и средства массовой информации, свободно использовать её в творческой работе;
  • применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных   ситуациях общения.

Система оценивания

Учащиеся, посетившие не менее 70% занятий, усвоившие основные знания  и овладевшие материалом, принимающие активное участие  в различных видах деятельности получают за  I полугодие  «зачёт/незачёт».

При оценке сочинения используется бальная система, принятая при оценивании задания с развернутым ответом (задание 25) на ЕГЭ.

«5»-  20-24 балла

«4»-17-19 баллов

«3»- 13-16 баллов

«2»- 5- 12 баллов

            Применяемые технологии:

  • технологии исследовательской деятельности учащихся;
  • технологии проблемного обучения.    

         Формы изучения курса: групповая и индивидуальная; работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ образцов ученических сочинений, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ, использование различных каналов поиска информации.

                              Практические работы: 

  1. прочитать текст и определить, к какому стилю и типу речи он относится;
  2. прочитать текст и определить, в каком предложении заключена основная мысль автора;
  3. определить, какое утверждение противоречит позиции автора;
  4. определить, в каком предложении автор использует синонимы (антонимы и др.)
  5. найти предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения (указательного местоимения…);
  6. написать номера тех средств выразительности, которые использованы в указанном абзаце;
  7. какое из перечисленных тропов используется в указанном предложении;
  8. какая из пословиц и поговорок соответствует теме текста.

1 раздел.         СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

                                    «Комплексный анализ текста» для  10 класса

  1. Текст и его признаки  

Введение. Текст и его признаки. Тема и основная мысль текста. Главная информация текста План, тезисы, конспекты. Средства связи предложений в тексте.

      2.   Анализ текстов.  

      Анализ текстов. Анализ текста в формате ЕГЭ.

3. Функциональные стили речи.

Функциональные стили речи.  Уроки устной речи. Сфера использования стиля. Сфера использования стиля. Научный стиль, сфера использования. Публицистический стиль, основные признаки. Официально-деловой стиль. Художественный стиль.

      4. Лингвистический анализ текста

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм.

Синонимы. Контекстные синонимы. Антонимы. Контекстные антонимы.

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись.

Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, литота, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы.

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции.

Звуковые изобразительные возможности русского языка.

Лексические средства выразительности.

Словообразование и его изобразительные ресурсы.

Морфологические средства выразительности.

Лингвостилистический анализ пейзажей на примерах из художественной литературы.

Графика, орфография, пунктуация и их выразительные возможности.

Синтаксические возможности русского языка.

Рецензия. Эссе.

Календарно- -тематическое планирование  занятий элективного курса по русскому языку

«Комплексный анализ текста» 10 класс

№п\п

Тема

Кол-во

часов

Характеристика деятельности уч-ся

Форма контроля

План

Факт

Примечание

Текст и его признаки – 6 ч.

1

Введение. Текст. Тема и основная мысль текста.

1

Практическая работа. Составление предложений, работа со словарём.

Беседа. Игра «Что? Где? Когда?»

Устный опрос, взаимопроверка

Нахождение алгоритма «восстановление строки»

8.09

2

Главная информация текста

1

Практическое занятие.

Индивидуальная работа. Работа с текстом

15.09

3,4

План, тезисы, конспекты.

Средства связи предложений в тексте

2

Сообщения учащихся. Создание проектов по темам

Сообщения учащихся. Графическое обозначение связи. Практическая работа

Индивидуальная работа. Составление рассказа

Словарная работа, конструирование предложений

22.09

06.10

5,6

Проблема текста. Обзор проблем.

2

13.10

20.10.

                                                                     Анализ текстов – 2 ч.

7,8

Анализ текстов.

Анализ текста в формате ЕГЭ.

2

Проблема, авторская позиция, моё мнение, аргументы

Индивидуальная работа. Работа с текстом

27.10

10.11

                                                                      Функциональные стили речи – 6 ч.

9

Стили текста: публицистический стиль.

1

Семинар. Работа в группах

Практикум.

Наблюдение текста художественной литературы с последующими выводами

Письменный ответ на вопрос

Игра «Своё предложение». Рассказ «Кто лучше?»

Работа с текстом

17.11.

10

Жанры публицистики

1

Написание научной статьи в сборник «Хочу всё знать»

Взаимопроверка и взаимоконтроль

24.11

11

Стили текста: художественный стиль

1

Стилистическое лото

Рассказ на лингвистическую тему

01.12

12

Официально-деловой стиль

1

Редактирование стилистических текстов

Устное выступление, доклад, дискуссия

8.12

13

Научный стиль, сфера использования

1

Наблюдение поэтического текста, работа в группах

Сказка или рассказ «Животные нашего края», «Друзья и враги леса»

15.12

14

Зачет за 1 полугодие

1

Практикум

Работа с текстом

22.12

Лингвистический анализ текста (20часов)

15

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

1

Игра «Всё о выразительности», «Найди меня»

Индивидуальная работа. Работа с текстом

12.01

16

Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм.

1

Редактирование теста

19.01

17,18

Синонимы. Контекстные синонимы. Антонимы. Контекстные антонимы.

2

Игровой рассказ

26.01

2.02

19

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись.

1

9.02

20,

21,

22

Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метота, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы.

3

16.02

2.03

23 февраля объединяется с №22

23,24

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции.

2

9.03

16.03

25

Звуковые изобразительные возможности русского языка.

1

Знать организующую роль ударения в стихотворной речи.

Уметь использовать в тексте основных типов интонационных конструкций. Уметь анализировать художественное произведение с точки зрения фонетико-интонационной целостности.

30.03

26

Лексические средства выразительности.

1

Лексическое богатство русского языка. Основные пути обогащения словарного состава. Лексика ограниченного употребления и ее использование в речи, в произведениях художественной литературы. Непрерывность развития словарного состава языка.

Правильно использовать лексические средства в речи. Владеть лексическим разбором слова. Употреблять в речи и тексте многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы.

6.04

27,28

Словообразование и его изобразительные ресурсы.

2

Ознакомление с разделом «Словообразование», его ресурсы

Практические задания

13.04

20.04

29

Морфологические средства выразительности.

1

Понятие  морфологических  средств выразительности в тексте

Нахождение морфологических  средств выразительности в тексте

27.04

30

Лингвостилистический анализ пейзажей на примерах из художественной литературы.

1

4.05

31

Графика, орфография, пунктуация и их выразительные возможности.

1

11.05

32

Синтаксические возможности русского языка.

1

18.05

33

Рецензия. Эссе.

1

Ознакомление с эталоном

Написание рецензии, эссе

25.05

34

Речь, формы речи

Диалог, монолог

1

Практическая работа

Графическое обозначение связи

Нахождение алгоритма «расшифровка записи»

Формулирование принципа группировки словосочетаний

35

Зачет за  2 полугодие.

1

Практическая работа

Комплексный анализ текста

2 раздел.        СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

                            «Сочинение-рассуждение» для 11 класса

Введение (2 ч.)

Цели и задачи курса. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

Языковые нормы (1 ч.)

Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.

Текст (3 ч.)

Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Функционально-смысловые типы речи (2 ч.)

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи. Работа с текстами.

Функциональные стили речи (2 ч.)

Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение ошибок при определении стиля текста. Работа с текстами.

Изобразительно-выразительные средства языка (3 ч.) Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. Работа с текстами.

Коммуникативная компетенция (21 ч.)

Виды информации в тексте. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Работа с текстами.

Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Работа с текстами.

Формулировка проблем исходного текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы. авторской позиции по проблеме. Работа с текстами.

Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Введение цитат в текст сочинения. Прямая и косвенная речь. Типовые конструкции для комментирования проблемы. Типичные ошибки при комментарии проблемы. Работа с текстами.

Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Средства выражения позиции автора. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании авторской позиции. Работа с текстами.

Выражение собственного мнения. Виды аргументов, их «ценность». Структура аргумента. Источники аргументации. Типичные ошибки аргументации. Создание «банка аргументов». Работа с текстами.

Композиция сочинения. Композиционное единство при создании собственного текста. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления. Виды заключения. Работа с текстами.

Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность языка. Соблюдение орфографических, пунктуационных, этических, языковых и речевых норм современного языка. Соблюдение фактологических норм в фоновом материале. Работа с текстами.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН элективного курса «Сочинение-рассуждение».

№ п/п

 Тематика курса

кол-во часов

теоретич. часть

практич.часть

 1

Введение

2

2

-

 2

Языковые нормы

1

1

-

 3

Текст

3

2

1

 4

Функционально-смысловые типы речи

2

1

1

 5

Функциональные стили речи

2

1

1

 6

Изобразительно-выразительные средства языка

3

2

1

 7

Коммуникативная компетенция.

21

8

13

Всего в 11 классе

34

17

17

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

элективного курса «Сочинение-рассуждение» 11 класс 34 ч.

№ п/п

Тема занятия

Кол-во  час.

План

Факт

Примечание

I

Введение

2

1

Цели и задачи курса. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку.

1

2

Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

1

2

Языковые нормы

1

3

Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.

1

3

Текст (3 ч.)

3

4

Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте.

1

5

Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте.

1

6

Основная и дополнительная информация микротекста.

1

4

Функционально-смысловые типы речи

2

7

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки.

1

8

Предупреждение ошибок при определении типов речи. Работа с текстами.

1

5

Функциональные стили речи

2

9

Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи

1

10

Предупреждение ошибок при определении стиля текста. Работа с текстами.

1

6

Изобразительно-выразительные средства языка

3

11

Речь. Языковые средства выразительности.

1

12

Тропы, их характеристика.

1

13

Стилистические фигуры. Работа с текстами.

1

7

Коммуникативная компетенция

21

14

Виды информации в тексте. Информационная обработка текста.

1

15

Употребление языковых средств. Работа с текстами.

1

16

Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Работа с текстами.

1

17

Формулировка проблем исходного текста. Типы проблем. Способывыявления проблемы.

1

18

Типовые конструкции для формулирования проблемы.Типичные ошибки при формулировании проблемы. авторской позиции по проблеме. Работа с текстами.

1

19

Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте.

1

20

Введение цитат в текст сочинения. Прямая и косвенная речь.

1

21

Типовые конструкции для комментирования проблемы.Типичные ошибки при комментарии проблемы. Работа с текстами.

1

22

Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте.

1

23

Средства выражения позиции автора.. Автор и рассказчик.

1

24

Типовые конструкции для выражения авторской позиции.Типовые ошибки при формулировании авторской позиции. Работа с текстами.

1

25

Выражение собственного мнения. Виды аргументов, их «ценность».

1

26

Структура аргумента. Источники аргументации.

1

27

Типичные ошибки аргументации. Создание «банка аргументов». Работа с текстами.

1

28

Композиция сочинения. Композиционное единство при создании собственного текста.

1

29

Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

1

30

Основные средства связи между предложениями в тексте.

1

31

Виды и формы вступления. Виды заключения. Работа с текстами.

1

32

Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность языка. Соблюдение орфографических, пунктуационных, этических, языковых и речевых норм современного языка.

1

33

Соблюдение фактологических норм в фоновом материале. Работа с текстами

1

34

Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку.

1

ИТОГО

34

Методическое обеспечение программы.

  1. Бабайцева В.В. Некоторые вопросы комплексного анализа текста на уроках русского языка. Русский язык: Приложение к газете "Первое сентября". 1998. № 36 (156). Сентябрь. С. 5.
  2. Бабайцева В.В, Беднарская Л.Д. Комплексный анализ текста на уроке русского языка. Русская словесность. 1997. № 3
  3. Марченко С.В, Э.М. Архангельская. Лингвистический анализ текста. Даугавпилс, 1996. С. 5-15.
  4. НарушевичА.Г.«Русский язык. Сочинение на ЕГЭ». Просвещение. Москва, 2012.
  5. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки», Легион-М, Ростов-на-Дону, 2012
  6. Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2007.
  7. Цыбулько И.П., ГостеваЮ.Н., ВасильевыхИ.П.. «Отличники ЕГЭ. Русский язык. Решение сложных заданий», ФИПИ, Интеллект-Центр, Москва, 2010

                           

              Дополнительная литература

  1. Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. М. «Астрель», 2002.
  2. Т.А. Ладыженская. Развивайте дар слова. М. «Просвещение», 1977.
  3. Н.П. Морозова. Учимся писать сочинение. М. «Просвещение», 1987.
  4. «Литература». Приложение к газете «Первое сентября», раздел «Учимся у учеников».
  5. Т.А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах. М. «Просвещение», 2002.
  6. Как написать сочинение? Справочник школьника. М., «Слово», 1997.
  7. Е.И Никитина. Русская речь. М. «Просвещение», 1991.

                   Мультимедийные пособия.

  1. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
  2. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
  3. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
  4. Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
  5. Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий
  6. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 10-11 класс.  
  7. Полный мультимедийный курс по русскому языку для 10-11 классов, 17 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.
  8. Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
  9. Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.

               

Дополнительная литература

  1. Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. М. «Астрель», 2002.
  2. Т.А. Ладыженская. Развивайте дар слова. М. «Просвещение», 1977.
  3. Н.П. Морозова. Учимся писать сочинение. М. «Просвещение», 1987.
  4. «Литература». Приложение к газете «Первое сентября», раздел «Учимся у учеников».
  5. Т.А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах. М. «Просвещение», 2002.
  6. Как написать сочинение? Справочник школьника. М., «Слово», 1997.
  7. Е.И Никитина. Русская речь. М. «Просвещение», 1991.

                   Мультимедийные пособия.

  1. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
  2. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
  3. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
  4. Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
  5. Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий
  6. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 10-11 класс.  
  7. Полный мультимедийный курс по русскому языку для 10-11 классов, 17 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.
  8. Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
  9. Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.

В основу рабочей  программы положены актуальные в настоящее время  идеи личностно- ориентированного и деятельностного подходов  к обучению  русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению  функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.  

В соответствии с вышеуказанными подходами  содержание представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что  предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения.

Данный вариант рабочей программы, целиком базирующийся на основе федерального компонента государственного стандарта среднего( полного) общего образования, отличается от авторской программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой тем, что в неё дополнительно включены темы, предписанные федеральным компонентом стандарта:

«Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации», «Культура учебно-научного и делового общения », « Культура разговорной речи», «Культура публичной речи», «Информационная переработка текста», « Формы существования русского национального языка( литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго)», «Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике», « Синонимия в системе русского языка», «Словари русского языка и лингвистические справочники, их использование», « Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур», «Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения».

 Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта, связанных с оценкой коммуникативных качеств и эффективности речи, с развитием навыков  использования различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с развитием навыков диалогической и монологической речи, с совершенствованием умений и навыков  создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров осуществляется в практическом применении непосредственно на уроках русского языка в процессе выполнения специально подобранных заданий.

    Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы)  подростки проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной  ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.  Предлагаемая рабочая программа  предусматривает  углубление  и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии  с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями;  это  связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и  окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь( владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).

Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста,  а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.

Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

1 дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;

2 закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;

- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;

-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

3 развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические  высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа  с различными информационными источниками.

Программа рассчитана на 70 учебных часов(10-11 класс)

Используемый учебно-методический комплект:

1  Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.  Русский язык.  Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2001.

2  Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику « Русский язык.  Грамматика. Текст. Стили речи»  для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2002.

Формы обучения:

Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.

Методы и приёмы  обучения:

-обобщающая беседа по изученному материалу;

- различные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

 - виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа ит.д);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

-письмо под диктовку;

-комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке

- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-взаиморецензирование;

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

- лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;

- аудирование;

- информационная переработка устного и письменного текста:

   составление плана текста;

   пересказ текста по плану;

   пересказ текста с использованием цитат;

   переложение текста;

   продолжение текста;

   составление тезисов;

    редактирование;

-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;

 реферирование;

докладирование;

рецензирование;

аннотирование и т.д.

- создание  устных высказываний  различных типов и жанров в учебно-научной,  социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

- участие в дискуссии;

- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации ( в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

Тематика рефератов

 

1.  Рефераты о выдающихся учёных-лингвистах: « Русский лингвист Ф.Ф.Фортунатов. Учение  о грамматической форме слова», «В.И.Даль. Хождение за словом. «Толковый словарь живого великорусского языка»  и другие.

2.  Рефераты о языке и речи:

« Язык есть исповедь народа» Отражение культуры в русском языке»

« Исторический путь русского языка»

«Графика и орфография. Реформы и реформаторы»

 «Язык средств массовой коммуникации»

«Речевой этикет. Антиэтикетное речевое поведение»

«Язык и власть»

«Русский язык в международном общении»

« Русский язык в межнациональном общении»

« Вопросы экологии языка»

«Языковая литературная норма, её типы»

«Роль А.С. Пушкина в преобразовании русского литературного языка» и другие.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

По окончании 11 класса учащиеся должны:

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной-
  •  учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности  в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

Список литературы

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.  Русский язык.  Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2001.

2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику « Русский язык.  Грамматика. Текст. Стили речи»  для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2002.

Литература для учителя

3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М., 2000

4. Гольдин В.Е. Этикет и речь. Саратов, 1978.

5. Дейкина  А.Д.   Обучение  и  воспитание  на  уроках  русского  языка.                          

6. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка.-М.,1988

7. Казарцева О.М. Культура речевого общения.-М.,2003.

8. Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. Пособие для поступающих в вузы.- М., 1994

9. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А.  Современный русский язык.–М., 1994.

10. Русский  язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому  языку за курс основной школы.9 класс. – М., 2002.

11. Тихонов А.Н. Словарь русских личных имён. – М.,1995

12. Ткаченко Н.Г. Русский язык. Диктанты.- М., 1999

Литература для учащихся

13. Квятковский  А.П.  Школьный  орфоэпический  словарь. – М.,  1998.

14. Крысин  Л.П.  Толковый  словарь  иноязычных  слов. – М.,  1998.

15. Крысин  Л.П.  Школьный  словарь  иностранных  слов. – М.,  1997.

16. Мокиенко В.М.  Загадки  русской  фразеологии. – М.,  1990.

17.  Солганик Г.Я.  Стилистика  русского  языка: Учеб. пособие  для общеобразоват.  учеб. заведений (10-11 кл.). – М., 1996.

18.  Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В.    Школьный фразеологический словарь  русского  языка: Значение  и  происхождение  словосочетаний. – М., 1997.        

19. Энциклопедия  для  детей,   том 10: Языкознание. Русский  язык. – М.,  1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Деловой русский язык" для 10-11 классов

Рабочая программа элективного курса «Деловой русский язык» составлена на основе  авторской программы М.Ю.Касумовой Деловой русский язык. 10-11 классы // Касумова М.Ю. Деловой р...

Элективный курс по русскому языку для учащихся 9 классов

Пояснительная запискаПрограмма элективного курса рассчитана на учащихся девятых классов....

элективный курс по русскому языку для 6-8 классов

  «Пишу правильно, грамотно»,  трудные случаи правописания.          «Пишу правильно, грамотно»,  трудные случаи правописания....

элективный курс по русскому языку для 6-8 классов

   «Пишу правильно, грамотно»,  трудные случаи правописания.         Пояснительная записка.Программа элективного курса «П...

Элективный курс по русскому языку"Тайны текста". 8 класс

Назначение программы учебного курса по выбору «Тайны текста» состоит в том, чтобы сформировать функционально грамотную личность, обеспечить языковое и речевое развитие ученика, помочь ему осозна...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

Элективный курс по русскому языку для 10- 11 класса ( 68 часов) на тему "Русское правописание:орфография и пунктуация"

Элективный курс по русскому языку для 10-11 класса на тему "Русское правописание:орфография и пунктуация" составлен на основе авторской программы С,И.Львовой....