ЕГЭ 2017 по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку на тему

Требования к ЕГЭ 2017

Структура экзаменационной работы

Примеры заданий

Варианты заданий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ege_2017_russkiy_yazyk.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

Минимальное количество баллов по русскому языку:
    для получения аттестата — 24 балла;
    для поступления в вуз — 36 баллов.

На выполнение экзаменационной работы отводится 3,5 часа (210 минут).

Структура экзаменационной работы:
    Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 25 заданий.
Часть 1    содержит 24 задания с кратким ответом.
Часть 2    содержит 1 задание типа с развёрнутым ответом -сочинение.

Задания 1. Определение главной информации текста.
Задания 2. Средства связи предложений в тексте.
Задания 3. Определение лексического значения слова.
Задания 4. Постановка ударения.
Задания 5. Употребление паронимов.
Задания 6. Морфологические нормы, образование форм слова.
Задания 7. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления.
Задания 8. Правописание корней.
Задания 9. Правописание приставок.
Задания 10. Правописание суффиксов (кроме -н- и -нн-).
Задания 11. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.
Задания 12. Правописание не и ни.
Задания 13. Слитное, дефисное, раздельное написание слов.
Задания 14. Правописание -н- и -нн- в суффиксах.
Задания 15. Пунктуация в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами.
Задания 16. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
Задания 17. Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения.
Задания 18. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Задания 19. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.
Задания 20. Смысловая и композиционная целостность текста.
Задания 21. Функционально-смысловые типы речи.
Задания 22. Лексическое значение слова.
Задания 23. Средства связи предложений в тексте.
Задания 24. Языковые средства выразительности.

Вариант заданий части 1 ЕГЭ по русскому языку.

Задание 1.   Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Французские орнитологи сумели понаблюдать за пернатыми во время их полёта клином и ещё раз убедиться в том, что они умеют управлять своей сердечной деятельностью.

2) Французские орнитологи достоверно установили, что полёт клином позволяет крупным птицам беречь силы, экономить энергию, значительно увеличивать скорость полёта.

3) Французские орнитологи установили, что птицы в стае могут гораздо дольше планировать, у них снижается частота сердечных сокращений, то есть они экономят силы.

4) Французские орнитологи сняли фильм, в котором запечатлён полёт птиц клином, а также их одиночные полёты.

5) Французские орнитологи установили, что у птиц, летящих в стае, сердце сокращается реже, появляется способность дольше планировать в воздухе, одним словом, меньше уставать в полёте.

Задание 2.   Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в предложении?

...... птицы в стае совместными усилиями создают поток воздуха,
помогающий им гораздо дольше планировать, а стало быть, беречь силы.

Как известно,
Благодаря этому
Например,
К тому же
Наоборот,

Задание 3.   Определите значение, в котором слово ЗАКРЕПИТЬ употреблено в предложении.

На спине у птиц закрепили датчики для наблюдения за сердечной деятельностью.

1) что. Укрепить (привязав, прибив и т.п.) Закрепить нитку. Закрепить доску гвоздём.
2) перен., что. Сделать прочным, устойчивым. Закрепить победу. Закрепить достижения. Закрепить учебный материал. Закрепить негатив.
3) кого-что за кем-чем. Обеспечить чьи-нибудь права на кого-что-нибудь, установить какие-нибудь обязанности, закрепить за собой дачный участок, закрепить машинистку за отделом.

Задание 4.   В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

корЫсть
запЁртый
добелА
понЯв
знАчимый

Задание 5.   В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Исправьте ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

1) Я с ДЕЛОВЫМ видом принимал зерно, взвешивал, молол, выдавал муку.

2) Огонек в лампе вдруг вспыхнул, ЗАПОЛНИВ узкое стекло высоким, хлопающим пламенем.

3) Здесь Рыбникова ОЖИДАЛ неприятный сюрприз.

4) Небольшой зал ПОМЕЩИЧЬЕЙ усадьбы с наскоро сооружённой сценой наполнился до отказа солдатами, сержантами и офицерами.

5) Пускай уж письмо идет к АДРЕСАНТУ.

Задание 6.   В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

много спелых ВИШЕН 
нет ПОЛТОРАСТА рублей 
СТРИЖЁТ волосы 
крыжовник слишком КИСЕЛ 
сухие ПОГРЕБА

Задание 7.   Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками.

Грамматические ошибки:
1. нарушение в построении предложения с причастным оборотом. 
2. ошибка в построении сложного предложения. 
3. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. 
4. нарушение связи между подлежащим и сказуемым. 
5. нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.

Предложения:
1. М. Ю. Лермонтов так и не закончил любимое детище – поэму «Демона». 
2. На уроках русского языка недостаточное внимание уделяется изучению нормам литературного языка. 
3. Посетители удивляются изобретательности мастера и хвалили его от всей души. 
4. Девочка не только рассказала о жизни и творчестве поэта, а также прочитала наизусть одно из его стихотворений. 
5. Все, кто бывал на Бородинском поле, обнажает голову перед памятниками защитникам России. 
6. Для всех простых людей, живущим на Земле, важны такие понятия, как мир, свобода, равенство. 
7. Мне грезилось, что как где-то далеко между деревьями мелькает огонь. 
8. Не успевший подготовить ответ студент грустно сказал, что мне понадобится ещё немного времени. 
9. По окончанию обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом.

Задание 8.   Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня.
Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

к..бура
зак..лить
пог..релец
д..ликатес
усм..рённый

Задание 9.   Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква.
Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и..тратил, ра..будил 
пр..странно, пр..вык
раз..грал, сверх..дея
н..грузить, раз..брал
под..езд, раз..яснил

Задание 10.   Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

син..ватый
летопис..ц
письм..цо
приноравл..ваться
биологич..ский

Задание 11.   Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

чин..щий (утюг) 
(кузнецы) выку..т 
(угли) тле..т
(официанты) накро..т
сыпл..щий (соль)

Задание 12.   Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Гимназистка, (не)дослушав, встала и вышла в коридор.

2. Над аэродромом высоко-высоко плыли откуда-то появившиеся редкие, (не)отбрасывающие тени облака.

3. Дрался Андрей (не)умело, но напористо.

4. В полку этом Ачкасов бывал уже (не)раз.

5. Моросил мелкий, (не)по-весеннему назойливый дождь.

Задание 13.   Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Министр (НА)ВСТРЕЧУ не прибыл, (ЗА)ТО приехали губернаторы нескольких областей.

2. (ЗА)ТЕМ приехали туристы, которые, ТАК(ЖЕ) как и мы, с удовольствием путешествовали по Северу России.

3. ЧТО(БЫ) образ был более колоритным, актёр импровизировал, (ПРИ)ЧЁМ делал это очень талантливо.

4. Женя ТО(ЖЕ) упорно тренировался, ПОТОМУ(ЧТО) ему предстояло трудное восхождение.

5. Ветер, не затихавший (В)ТЕЧЕНИЕ долгих дней, (ПО)НЕМНОГУ стал стихать.

Задание 14.   Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Обдирая деревя(1)ые причалы, сметая пристани и сваи, дробя в щепы не убра(2)ые вовремя лодки, Двина буйно сбрасывала в море свои ледя(3)ые путы.

Задание 15.   Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
Запишите номера этих предложений.

1) Николай Иванович и Королев долго смеялись и хвалили нас.

2) Медведь то шел старыми кабаньими тропами то забирался на поваленные деревья.

3) Проплывавшие любовались красными гроздьями лимонника и барбариса калины и смородины.

4) Изредка срывался ветер и тогда листья летели шумным дождем щекотали лицо.

5) Иногда капитан садился в ветхую судовую шлюпку и отправлялся на охоту или на рыбалку.

Задание 16.   Расставьте знаки препинания: укажите все цифры,
на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Молодой сокол (1) неожиданно высоко (2) взлетев над равниной (3) исчез с летнего неба (4) очертив (5) пространство над горизонтом.

Задание 17.   Расставьте знаки препинания: укажите все цифры,
на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

На улице нас кольцом окружили собаки и ни малейшего желания (1) кажется (2) не имели признавать в нас знакомых. Их воинственное настроение было (3) видно (4) каждому прохожему.

Задание 18.   Расставьте знаки препинания:
укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Каждая книга (1) изучать (2) которую (3) вам предстоит в течение учебного года (4) представляет собой сокровищницу знаний.

Задание 19.   Расставьте знаки препинания:
укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Некоторое время ему казалось(1) что всё идёт прекрасно(2) и (3) что (4) поход не может закончиться неудачно.

   Прочитайте текст и выполните задания 20 – 24.

(1)Дети никогда не запоминают мать молодой, красивой, потому что понимание красоты приходит позже, когда материнская красота успевает увянуть. 
(2)Я запомнил свою мать седой и усталой, а говорят, она была красива. 
(3)Большие задумчивые глаза, в которых проступал свет сердца. 
(4)Ровные тёмные брови, длинные ресницы. 
(5)На высокий лоб спадали дымчатые волосы.
(6)До сих пор слышу её негромкий голос, неторопливые шаги, ощущаю бережное прикосновение рук, шершавое тепло платья на её плече. 
(7)Это не имеет отношения к возрасту, это вечно.
(8)Дети никогда не говорят матери о своей любви к ней. 
(9)Они даже не знают, как называется чувство, которое всё сильнее привязывает их к матери. 
(10)В их понимании это вообще не чувство, а что-то естественное и обязательное, как дыхание, утоление жажды.
(11)Но в любви ребёнка к матери есть свои золотые дни.
(12)Я пережил их в раннем возрасте, когда впервые осознал, что самый необходимый человек на свете – мама. 
(13)Память не сохранила почти никаких подробностей тех далёких дней, но я знаю об этом своём чувстве, потому что оно до сих пор теплится во мне, не развеялось по свету. 
(14)И я берегу его, потому что без любви к матери в сердце – холодная пустота.
(15)Я никогда не называл свою мать матерью, мамой. 
(16)У меня для неё было другое слово – мамочка. 
(17)Даже став большим, я не мог изменить этому слову. 
(18)У меня отросли усы, появился бас. 
(19)Я стеснялся этого слова и на людях произносил его чуть слышно.
(20)Последний раз я произнёс его на мокрой от дождя платформе, у красной солдатской теплушки, в давке, под звуки тревожных гудков паровоза, под громкую команду «по вагонам!». 
(21)Я не знал, что навсегда прощаюсь с матерью. 
(22)Я шептал «мамочка» ей на ухо и, чтобы никто не видел моих мужских слёз, вытирал их о её волосы… 
(23)Но когда теплушка тронулась, не выдержал, забыл, что я мужчина, солдат, забыл, что вокруг люди, множество людей, и сквозь грохот колёс, сквозь бьющий в глаза ветер закричал:
(24)– Мамочка!
(25)А потом были письма. 
(26)И было у писем из дома одно необычайное свойство, которое каждый открывал для себя и никому не признавался в своём открытии. 
(27)В самые трудные минуты, когда казалось, что всё кончено или кончится в следующее мгновение и нет уже ни одной зацепки за жизнь, мы находили в письмах из дома неприкосновенный запас жизни. 
(28)Когда от мамы приходило письмо, не было ни бумаги, ни конверта с номером полевой почты, ни строчек. 
(29)Был только мамин голос, который я слышал даже в грохоте орудий, и дым землянки касался щеки, как дым родного дома.
(30)Под Новый год мама подробно рассказывала в письме о ёлке. 
(31)Оказывается, в шкафу случайно нашлись ёлочные свечи, короткие, разноцветные, похожие на отточенные цветные карандаши. 
(32)Их зажгли, и с еловых веток по комнате разлился ни с чем не сравнимый аромат стеарина и хвои. 
(33)В комнате было темно, и только весёлые блуждающие огоньки замирали и разгорались, и тускло мерцали золочёные грецкие орехи.
(34)Потом оказалось, что всё это было легендой, которую умирающая мама сочинила для меня в ледяном доме, где все стёкла были выбиты взрывной волной, а печки были мертвы и люди умирали от голода, холода и осколков. 
(35)И она писала, из ледяного блокадного города посылая мне последние капли своего тепла, последние кровинки.
(36)А я поверил легенде. 
(37)Держался за неё – за свой неприкосновенный запас, за свою резервную жизнь. 
(38)Был слишком молод, чтобы читать между строк.
(39)Я читал сами строки, не замечая, что буквы кривые, потому что их выводила рука, лишённая сил, для которой перо было тяжёлым, как топор. 
(40)Мать писала эти письма, пока билось сердце.
По Ю. Я. Яковлеву.

Задание 20.   Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Рассказчик горько сожалеет о том, что недостаточно сильно любил свою мать.

2) Воспоминание о матери осталось у рассказчика даже на уровне ощущений от её присутствия, от её прикосновений.

3) Дети никогда не говорят матери о своей любви к ней, принимая её постоянную заботу как нечто естественное и обязательное.

4) Ни при каких обстоятельствах нельзя проявлять свою нежность по отношению к матери в присутствии других людей.

5) Когда рассказчик читал письмо от матери с подробным описанием новогодней ёлки, он не догадывался, что это сочинённая для него легенда.

Задание 21.   Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 3 – 5 представлено описание.
2) В предложениях 6 – 7 представлено повествование.
3) В предложениях 8 – 10 представлено рассуждение.
4) Предложение 16 поясняет предложение 15.
5) Предложение 18 поясняет содержание предложения 19.

Задание 22.   Из предложений 34 - 35 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Задание 23.   Среди предложений 7 – 11 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и формы слова.
Напишите номер этого предложения.

Задание 24.   Прочитайте фрагмент рецензии.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Какие?

«Воссоздавая образ матери, рассказчик говорит о ней с глубокой сыновней нежностью.
Передать эти чувства автору помогают разнообразные выразительные языковые средства, в том числе тропы:

(А) «красота успевает увянуть» в предложении 1, «свет сердца» в предложении 3 
(Б) «задумчивые глаза» в предложении 3, «дымчатые волосы» в предложении 5,
«бережное прикосновение» в предложении 6,

а также синтаксические средства:
(В) «как дыхание, утоление жажды» в предложении 10 
(Г) в предложении 6».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сборник заданий 2017 ГВЭ русский язык

Сборник для учащихся  с индивидуальным образовательным маршрутом...

ДЭМО - 2017 по русскому языку

Демонстрационные материалы для сдачи экзамена по русскому языку в 9 классе...

Федосеева Т.А. Задания коммуникативного характера в обучении вежливому общению на уроках русского языка //Русский язык в школе. – 2017. - № 3. – с.8-13.

В  статье рассматриваются возможности  заданий коммуникативного характера в реализации одного из направлений развития устной речи школьников. Особое внимание уделено интерактивным заданиям, ...

ПЛАН РАБОТЫ МО УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ, ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА на 2016-2017 учебный год

ПЛАН РАБОТЫ МО УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ, ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА на 2016-2017 учебный год ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...