5 кл. Три склонения имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока русского языка с элементами проектной, исследовательской и групповой технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl._tri_skloneniya_imen_sushchestvitelnyh.docx | 49.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка с элементами
проектной, исследовательской и групповой технологии
Класс 5
Дата - 01.03.2015 года
Разработала: Хмелёва О.М, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №2 имени Луначарского муниципального образования Тимашевский район
УМК под редакцией Т.А. Ладыженская «Русский язык. 5 класс».
Тема: «Три склонения имён существительных».
Цель:
Образовательная (предметная):
1.Актуализировать знания об известных учащимся признаках, по которым существительные распределяются по трём группам – трём склонениям, отработать умение определять тип склонений имён существительных.
Развивающая (коммуникативная):
1. Развивать информационную компетенцию: навыки работы с различными источниками информации.
2.Развивать коммуникативную компетенцию: навыки группового взаимодействия, работы в парах; навык научного высказывания на заданную тему.
3.Развивать учебно – познавательные компетенции: исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно.
Воспитательная (личностная): формировать достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Тип урока: комбинированный урок.
Методы и формы обучения: поисковый, эвристический; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Образовательные ресурсы: htpp://www.zavuch.info; htpp://www.uroki.net; htpp://www.festival.1september.ru/subjects; раздаточный материал (лексическая группа слов со значением «родственники»: мама, папа, тётя, дядя, сын, дочь, брат, бабушка, дедушка, сестра, чадо, мать, отец).
Оборудование: фломастеры, ватман с макетом «дома» (количество «комнат» - по количеству склонений).
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
|
• осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов; • устанавливать причинно-следственные связи;
|
|
Организационная структура урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые способы деятельности |
1. | Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность) | Ребята! Сегодня на уроке будет организована работа нескольких конструкторских бюро. Задача каждого – оформить проект для участия в конкурсе…, а в каком, вы узнаете чуть позже. Я предлагаю разбиться на группы и получить материал для работы над проектами. | Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Разбиваются на группы. | Включаются в учебную деятельность. |
2. | Постановка учебной задачи | В начале нашего увлекательного проектирования вспомните, кто обычно заселяет дом? Вы правы, ребята. В доме живут родные люди. Вот и сегодня я предлагаю вам заселить дом знакомыми всем родственниками. Однако дом будет необычным, потому что я объявляю конкурс на «Лучший дом для склонений»! Для работы каждому конструкторскому бюро я предлагаю тематическую группу слов со значением «родственники»: мама, папа, тётя, дядя, сын, дочь, брат, бабушка, дедушка, сестра, чадо. Вам необходимо в соответствии с имеющимися знаниями о типах склонения расселить «родственников» по комнатам «домика склонений». Рабочей группе необходимо продумать дизайн каждой комнаты, учитывая особенности заселённых в неё «родственников» (возраст, увлечения и др.), подготовить презентацию проекта, составив связный рассказ о жизни родственников в вашем «доме склонений». Внимание, ребята! Задача усложняется тем, что вам нужно выбрать из большого количества слов со значением «родственники» минимальное количество «жильцов», иллюстрирующих типы склонений имён существительных. | Отвечают на вопросы, предполагают: - родственники. Строят понятные для партнера высказывания. | Принимают и сохраняют учебные задачи |
3. | Работа по теме урока 3.1. Лексическая работа 3.2. Актуализация знаний | Попрошу проектные группы изучить словарный материал. Никакое из названий «родственников» не вызывает у вас вопрос? Проведём лексическую работу со словом «чадо». Чадо - дитя, ребенок, сын или дочь (http://www.efremova. info/word/chado.html). | Отвечают на вопрос: - непонятно слово «чадо». | Извлекают необходимую информацию. Осуществляют логические действия. Формулируют вопросы |
Прошу каждое конструкторское бюро приступить к работе, на которую будет выделено 10 минут. Затем группы выступят с презентацией своих проектов, поэтому заранее договоритесь, кто из представителей будет защищать проект. | Каждая группа в соответствии с поставленной задачей обсуждает проблему, которая стоит перед ней, создает мини-проект, готовит его к защите. Формируют умение работать в группе, согласовывать варианты ответов. | Осуществляют контроль и оценку учебных действий Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками | ||
3.3. Защита проектов | Итак, ребята, предлагаю каждому бюро выступить с конструктивным предложением. Объявляется защита проектов! Один из вариантов мини-проекта «Домик склонений» (схема): 1 скл. 2 скл. 3 скл. Пример защиты (презентации) проекта: Перед вами домик склонений. В нём дружно живут родные люди. Сегодня мы - гости в этом замечательном доме. Приглашаем отправиться на экскурсию. В первой комнате сидят за столом и пьют чай МАМА, ПАПА, ТЁТЯ И ДЯДЯ. Это имена существительные мужского и женского рода с окончаниями -а,-я. Во второй комнате собирает конструктор СЫН, а рядом с ним играет ЧАДО - любимое дитя. Здесь живут имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и имена существительные среднего рода с окончаниями –о, -е. Акцентируется внимание учащихся на наличие во 2-м склонении имен существительных мужского рода с основой на мягкий согласный и существительных среднего рода с окончанием -е (примеров таких слов нет в тематической группе «родственники»). В третьей комнате сидит за книгой ДОЧЬ – имя существительное женского рода с нулевым окончанием. Каждый из родственников занят приятным, любимым делом и рад встрече с нами. | Формируют коммуникативные навыки, выступают с презентацией проектов. | Осуществляют контроль и оценку. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. | |
3.4 Физкультминутка | Работа над проектами и их презентация отняли у вас много сил. Предлагаю восстановить их в ходе физкультминутки. | Выполняют элементарные физические упражнения | ||
3.5. Итоги работы над проектом | В итоге ребята попрошу вас определить тот проект, который позволит легко ориентироваться в типах склонений, запомнить принцип классификации имен существительных по типам склонений. | Формируют умение осуществлять отбор материала, анализировать предложенный материал | Осуществляют контроль и оценку. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. | |
3.6 Закрепление знаний | Выполним упражнение 520, чтобы закрепить умение работать с «домиком склонений». Рассуждаем так. Ветка – она, моя, как мама (имя существительное женского род с окончанием –а), которое «живёт» в 1 комнате домика склонений. Значит, слово ветка относится к 1 склонению. | Выполняют упражнение, закрепляют полученные знания | Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют контроль и оценку | |
4. | Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | Подводятся итоги, выставляются оценки. - Какие трудности у вас появились в процессе работы? - Над какой темой мы работали? - Какие задания выполняли? - Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему - Как оцениваете свою деятельность на уроке? | Отвечают на вопросы. | Формулируют ответы на вопросы. |
5. | Домашнее задание | Просклонять (изменить по падежам) существительные «земля», «луна», «слон», «степь». Выделить окончания, расставить ударение. | Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. | Принимают и сохраняют учебные задачи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка в 10 классе на тему: "Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных"
План-конспект и презентация к уроку русского языка в 10 классе (по учебнику В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко "Русский язык" 10-11 классы)...
Склонение имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.
Урок актуализации знаний, полученных учащимися 5 класса в начальной школе.: урок совершенствования умений и навыков правильного написания падежных окончаний существительных ....
Склонение имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.
Урок актуализации знаний, полученных учащимися 5 класса в начальной школе; урок совершенствования умений и навыков правильного написания падежных окончаний существительных ....
«Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительные»
Урок «Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительные». Цель: повторить и закрепить знания о типах склонения существительных;познакомить с группой ра...
Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»
Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»...
Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»
Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»...
Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»
Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»...