Урок русского языка в 9 классе "Сложные предложения с разными видами связи"
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) на тему

Архипова Елена Алексеевна

Материал урока к уроку русского языка подобран на основе сведений о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Ряжская средняя общеобразовательная школа №2»

Урок русского языка в 9 классе

Сложные предложения

 с различными видами связи

                                                                        Учитель русского языка

                                                                                          и литературы

Архипова Е.А.

Ряжск - 2015 

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.                                                                                                                                   Задачи урока

Обучающая  – углубление представлений о структуре сложных предложений; совершенствование орфографических и пунктуационных навыков;

Развивающая  – развитие образного и логического мышления; овладение приемами учебной деятельности;

Воспитательная – воспитание любви к родному языку, литературе;

   На уроке, который является интегрированным, поскольку основан на межпредметных связях (русский язык и литература), учащиеся углубляют представление о структуре сложных предложений, совершенствуют орфографические и пунктуационные навыки, готовятся ГИА. Кроме того, на этом уроке используются мультимедийные средства обучения.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Воспроизведение теоретической части по блоку (методика «полетного» повторения по В.Ф. Шаталову).

1. Сложносочиненные предложения (ССП) – это такие предложения, в которых...
2.  Сложноподчиненные предложения  – это такие предложения, в которых...
3. Бессоюзные предложения – это такие предложения, в которых...

4. Сложная  синтаксическая  конструкция – это такое предложение, в котором...
3. Создание проблемной ситуации.

- Всегда ли в текстах используются предложения только с одним видом связи?

4. Работа с текстом.

Задание: прочитайте текст, который видите на слайде

   Тихо было все на небе и на  земле,  как  в  сердце  человека  в  минуту

утренней  молитвы;  только  изредка  набегал  прохладный  ветер  с  востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем. Мы тронулись  в  путь;  с  трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-гору; мы шли пешком сзади, подкладывая камни под колеса, когда лошади выбивались из  сил; казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть,  она все поднималась и наконец пропадала в облаке, которое еще с вечера  отдыхало на вершине Гуд-горы, как коршун, ожидающий добычу; снег хрустел  под  ногами нашими; воздух становился так редок, что было больно дышать; кровь поминутно приливала  в  голову,   но   со   всем   тем   какое-то   отрадное   чувство распространялось по всем моим жилам, и мне было как-то  весело,  что  я  так высоко над миром:  чувство  детское,  не  спорю,  но,  удаляясь  от  условий общества и  приближаясь  к  природе,  мы  невольно  становимся  детьми;  все приобретенное отпадает от души, и  она  делается  вновь  такою,  какой  была некогда, и, верно, будет когда-нибудь опять.

 Ответьте на вопросы:

- Определите автора и название произведения;

- Сколько предложений?

- Какие синтаксические конструкции используются в тексте?

(Художественный стиль, отрывок из произведения М.Ю.Лермонтова “ Герой нашего времени”, повесть “ Бэла”, используются предложения с различными видами связи).

- Почему автор использует такие предложения?

(Чтобы выразить более сложные мысли)

   Вывод: такие предложения выражают более сложные мысли, а их использование в художественной литературе зависит от индивидуального стиля писателя.

5. Сообщение темы урока и его цели.

-Предлагаю вам самим  сформулировать тему нашего урока. Тема сегодняшнего урока “ Сложные предложения с различными видами связи”.

   Цель нашего урока (учащиеся также формулируют самостоятельно) - научиться находить сложные предложения с различными видами связи в тексте, расставлять знаки препинания, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

6. Работа с эпиграфом к уроку.

   Первый текст, который мы прочитали на уроке, принадлежит перу замечательного русского поэта и писателя М.Ю.Лермонтова. Это не случайно (текст эпиграфа на доске).

 Известно, что А.П.Чехов очень высоко ценил прозу Лермонтова: “ Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова. Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах, - по предложениям, по частям предложения. Так чтобы и учился писать”.

  Последуем же совету писателя: поучимся.

7. Определение вида предложений.

1)Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая, ибо со мной был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу. 2)Сакля была прилеплена одним боком к сакле, три скользкие мокрые ступени вели к её двери. 3)Ощупью вошёл я и наткнулся на корову (хлев у этих людей заменяет лакейскую). 4)Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопчённых столба, была полна народа. 5)Нечего было делать, мы приютились у огня, закурили трубки, и скоро чайник зашипел приветливо.

Прочитайте предложения.

 Выполнение заданий в формате ГИА.

  1. Из предложений 1-2 выпишите слово с приставкой, правописание гласной в которой объясняется правилом: «В приставке пишется и, если приставка обозначает присоединение» (прилеплена)
  2. Из предложений 2-4 выпишите слово, правописание двух Н в котором объяснятся правилом: «В полных страдательных причастиях пишутся две буквы Н».(закопчённых)
  3. Из предложений 4-5 выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне. (опиралась, занимательная)
  4. Из 1 предложения выпишите слово с НН, правописание которых объясняется правилом: «В прилагательном пишутся НН, если одна Н от производящей основы, другая Н - суффикс» (чугунный)
  5. Я утверждаю, что в слове «ощупью» все согласные звуки глухие (нет, й - звонкий)
  6. Укажите номера предложений с однородными членами предложения ( 5)
  7.  Укажите количество грамматических основ в предложении 4.
  8.  Из предложения 5 выписать грамматические основы (нечего было делать, мы приютились, закурили, чайник зашипел)

   Определите вид связи в предложениях.

  1. Сложноподчиненное предложение;
  2. Бессоюзное сложное предложение;
  3. Простое предложение;
  4. Сложное предложение с различными видами связи;
  5. Сложное предложение с различными видами связи;

7. Синтаксический разбор.

 Тут   открылась   картина   довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша  опиралась  на  два  закопченные столба, была полна народа.                 [ ] : […,  (которой…), … ].

8. Схематический диктант.

  • Прочитайте предложения, назовите произведение.
  • Найдите соответствие схем к  данным предложениям.
  • Какими синтаксическими конструкциями воспользовался автор?

Ученики читают предложения..

     1. Уже было поздно и темно, когда я снова отворил окно и стал звать   Максима Максимыча, говоря, что пора спать; он что-то пробормотал сквозь зубы, я повторил приглашение – он ничего не отвечал.                                               [ ] , (когда…), (что…) ;  [ ] ;  [ ] - [ ] .

   2. Когда я вошёл, все молчали: видно, говорили обо мне. (Когда…), [ ] : [ ].

  Вывод: использование предложений с различными видами связи – одна из отличительных особенностей стиля Лермонтова.

9. Поисковая работа.

 Работа с текстом романа Лермонтова «Герой нашего времени»

  Выпишите из текста по 1 предложению с разными видами связи. 2-3 ученика зачитывают предложения и объясняют, какая связь присутствует.                                             

7.  Игра “Домино” 5-7м.

  Дальше нас ждет занимательная игра “Домино”. У вас в конверте лежат карточки, на которых записаны слова. Складывая карточки по принципу “домино”, вы получите предложение. А поможет составить предложение схема.  Записать предложение в тетрадь, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы.

-  Какого литературного героя вы узнали по этой характеристике?

- Какую роль при составлении этих характеристик и словесных портретов сыграли сложноподчиненные предложения?

Можно предложить каждой группе по 2 предложения: ССК и СПП.

10. Подведение итогов урока.

   Наш урок подходит к концу, и мне хотелось бы вновь вернуться к словам А.П. Чехова (эпиграф на интерактивной доске)

(Ученик читает вслух)

- Согласны ли вы со словами А.П. Чехова?

(Да, работая с произведением Лермонтова, мы повторили орфографические и пунктуационные правила, разобрали сложные предложения с различными видами связи)

11. Домашнее задание.

  Перелистайте ещё раз роман Лермонтова, найдите три предложения с различными видами связи, приготовьте карточку, где будут написаны предложения, но  не будут расставлены знаки препинания. Ваши карточки мы будем использовать в работе на следующем уроке.

1 группа

Молодежь прозвала его Мефистофелем; он показывал, будто  сердился  за  это прозвание, но  в самом деле оно льстило  его  самолюбию.

М.л.деж(?)

;

пр.звала

,

он показ.вал

сам.любию.

,

его Мефистофелем

будто  

с.рдился

за   это пр.звание

,

но  в самом деле

оно

л.стило  его  

 

 [    ] ; [    ] , ( будто…..), но [    ].

_______________________________________________

2 группа

Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него  был  немного  вздернутый  нос,  зубы ослепительной белизны и карие глаза.

(Чтоб…),  […],  (что...).

Чтоб

д.кончить

я скажу,

п.ртрет,

что

у него  

был

(н.)много

нос,  

в.дернутый

осл.пительной бел.зны

зубы

карие

и

глаза.

_____________________________________________________________

3 группа

Белокурые волосы, вьющиеся от природы, живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором можно заметить следы морщин.

Бел.курые волосы

жив.писно

обрисов.вали

,

лоб

его бледный,

благ.родный лоб,

м.рщин.

на котором

,вьющ..ся от природы,

заметить

сл.ды

можно

[   ], (на котором…)

М.л.деж(?)

;

пр.звала

,

он показ.вал

сам.любию.

,

его Мефистофелем

будто  

с.рдился

за   это пр.звание

,

но  в самом деле

оно

л.стило  его  

 

Чтоб

д.кончить

я скажу,

п.ртрет,

что

у него  

был

(н.)много

нос,  

в.дернутый

осл.пительной бел.зны

зубы

карие

и

глаза.

Бел.курые волосы

жив.писно

обрисов.вали

,

лоб

его бледный,

благ.родный лоб,

м.рщин.

на котором

,вьющ..ся от природы,

заметить

сл.ды

можно

Выполнение заданий в формате ГИА.

  1. Из предложений 1-2 выпишите слово с приставкой, правописание гласной в которой объясняется правилом: «В приставке пишется и, если приставка обозначает присоединение»
  2. Из предложений 2-4 выпишите слово, правописание двух Н в котором объяснятся правилом: «В полных страдательных причастиях пишутся две буквы Н».
  3. Из предложений 4-5 выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне.
  4. Из 1 предложения выпишите слово с НН, правописание которых объясняется правилом: «В прилагательном пишутся НН, если одна Н от производящей основы, другая Н - суффикс»
  5. Я утверждаю, что в слове «ощупью» все согласные звуки глухие.
  6. Укажите номера предложений с однородными членами предложения.
  7.  Укажите количество грамматических основ в предложении 4.
  8.  Из предложения 5 выписать грамматические основы.

Выполнение заданий в формате ГИА.

  1. Из предложений 1-2 выпишите слово с приставкой, правописание гласной в которой объясняется правилом: «В приставке пишется и, если приставка обозначает присоединение»
  2. Из предложений 2-4 выпишите слово, правописание двух Н в котором объяснятся правилом: «В полных страдательных причастиях пишутся две буквы Н».
  3. Из предложений 4-5 выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне.
  4. Из 1 предложения выпишите слово с НН, правописание которых объясняется правилом: «В прилагательном пишутся НН, если одна Н от производящей основы, другая Н - суффикс»
  5. Я утверждаю, что в слове «ощупью» все согласные звуки глухие.
  6. Укажите номера предложений с однородными членами предложения.
  7.  Укажите количество грамматических основ в предложении 4.
  8.  Из предложения 5 выписать грамматические основы.

Выполнение заданий в формате ГИА.

  1. Из предложений 1-2 выпишите слово с приставкой, правописание гласной в которой объясняется правилом: «В приставке пишется и, если приставка обозначает присоединение»
  2. Из предложений 2-4 выпишите слово, правописание двух Н в котором объяснятся правилом: «В полных страдательных причастиях пишутся две буквы Н».
  3. Из предложений 4-5 выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне.
  4. Из 1 предложения выпишите слово с НН, правописание которых объясняется правилом: «В прилагательном пишутся НН, если одна Н от производящей основы, другая Н - суффикс»
  5. Я утверждаю, что в слове «ощупью» все согласные звуки глухие.
  6. Укажите номера предложений с однородными членами предложения.
  7.  Укажите количество грамматических основ в предложении 4.
  8.  Из предложения 5 выписать грамматические основы.


Предварительный просмотр:

Самоанализ урока русского языка

учителя русского языка и литературы МОУ «Ряжская средняя общеобразовательная школа №2»  Архиповой Е.А.

   Начну самоанализ урока с краткой характеристики 9б  класса, с которым я проводила учебное занятие. Процент качества знаний по русскому языку в данном классе составляет 56%, таким образом, уровень качества знаний в 9б классе выше среднего. Ребята очень активные, эмоциональные, с удовольствием участвуют в учебных и внешкольных мероприятиях.

    Урок русского языка в 9 классе по теме:

 «Сложные предложения с различными видами связи».

   Данный урок рассчитан на 40 минут; является 1-ым в данной теме (всего – 2 урока). 

   Тип урока: ознакомление с новым материалом.

   Задачи урока:

Образовательные:

1)дать учащимся понятие о предложениях с различными видами связи,

2)научить отличать предложения с различными видами связи от других видов предложений,

3)формировать навык видеть предложения с различными видами связи в художественном тексте.

Развивающие:

1)создать мотивационную основу для восприятия учебного материала,  

2)формировать коммуникативные умения учащихся, развивать внимание, память мышление.

Воспитательные:

1)воспитывать у учащихся культуру общения, уважение к собеседнику и учителю,

2)на примере художественного текста воспитывать любовь к родному языку и литературе,

3)воспитывать интерес к русскому языку.

    Задачи  урока реализовывались:

1. образовательные цели  - углубление представлений о структуре сложных предложений; совершенствование орфографических и пунктуационных навыков;

2. развивающие цели  - через монологическую речь учащихся при воспроизведении теоретического материала, комментировании ответов, развитие логического мышления, их аналитических способностей – через умение сравнивать, сопоставлять обобщать, делать выводы по теме;

3. воспитательные цели  - через подбор дидактического материала, воспитывающего у учащихся любовь к родному языку, литературе ; уважительное отношение к одноклассникам формировалось через прослушивание монологических ответов учеников, работу в коллективе.

   Метод урока по типу познавательной деятельности:

 частично-поисковый (знания не предлагались в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно под руководством учителя),

осуществлялся творческий характер познавательной деятельности.

   Мною была выбрана форма урока с использованием мультимедийной презентации из 14 слайдов с целью повышения качества образования: мотивации познавательного интереса учеников к уроку, развития их воображения, внимания, видов памяти.

   На данном занятии  использовались  технологии:

здоровьесберегающие технологии,

технологии личностно-ориентированного образования,

компьютерные технологии.

Методы : использование на уроке репродуктивного метода (работа с учебником), частично – поисковый использован в работе по редактированию предложений, работе с текстом. Осуществлялся творческий характер познавательной деятельности (анализ текста).

Формы работы: самостоятельная работа, работа в паре, задание в формате ГИА.

    В ходе урока сочетались индивидуальная, фронтальная, коллективная работы.

   Соблюдены были структурные компоненты урока:

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.

2. Устный опрос (полётное повторение теоретического материала).

3. Объяснение нового материала.

4. Закрепление знаний, умений и навыков учащихся.

5. Подведение итогов урока, рефлексия (итоги были подведены самими учениками), оценки учащимся выставлены.

6. Дано домашнее задание.

    Я считаю, что для работы был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащимися оцениваю как доброжелательный.

    В ходе урока дети осознали новое для себя понятие «предложения с различными видами связи». Научились видеть их в тексте, расставлять знаки препинания, составлять схемы предложений данного вида.

  На данном уроке были реализованы современные подходы к уроку русского языка :

Текстоориентированный : монологический ответ, работа с художественным текстом.

Функциональный: совершенствование собственной устной и письменной речи (по предупреждению грамматических ошибок в устной и письменной речи.)

Коммуникативно- деятельностный: работа с учебником, над частичным комплексным анализом текста, с тестами.

Интегрированный подход. Связь с литературой через текст художественного стиля.     Формирование гуманистического мировоззрения учащихся посредством высказывания собственной жизненной позиции.

  Личностно ориентированный подход на данном уроке был реализован в том, что я как учитель выступала в роли организатора образовательной деятельности, давала задания, консультировала, помогала. Старалась, чтобы отношения учеников на уроке были основаны на взаимоуважении.

    Недочёты в работе:

   План урока был выполнен не полностью, вследствие того, что много времени использовала для повторения теоретического материала. Много времени было дано ученикам на выполнение самостоятельной работы.  

   Ввиду ограниченных временных рамок урока не успели выполнить игровое задание «Домино» по составлению предложений с различными видами связи.

Именно с этого задания начну свой следующий урок в данном классе.

Учитель                                                                                          /Архипова Е.А./



Предварительный просмотр:

1. Укажите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.

А) До станции оставалось ещё с версту.

Б) Кругом было тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полётом.

В) На тёмном небе начинали мелькать звёзды, и мне казалось, что они гораздо выше, чем у нас на севере.

Г) Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздёрнутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза.

2. Определите тип предложения (знаки препинания не расставлены).

   Налево чернело глубокое ущелье за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор изрытые морщинами покрытые слоями снега рисовались на бледном небосклоне ещё сохранившем последний отблеск зари.

А) Сложносочиненное;

Б)  Сложноподчиненное;

В)  Бессоюзное сложное;

Г)  Сложное с разными видами связи.

3.  Какое предложение соответствует схеме [], и [], (о ком…), (потому что …). (Знаки препинания не расставлены)

А) Нынче поутру зашёл ко мне доктор Вернер его имя Вернер но он русский.

Б) Крепость наша стояла на высоком месте и вид был с вала прекрасный с одной стороны широкая поляна изрытая несколькими балками оканчивалась лесом который тянулся до самого хребта гор кое-где над ней дымились аулы ходили табуны с другой бежала мелкая речка и к ней примыкал чистый кустарник покрывавший кремнистые возвышенности которые соединялись с главной цепью Кавказа.  

В) Вам хочется знать какие-нибудь подробности насчет кого-нибудь из приехавших на воды и я уже догадываюсь о ком это вы заботитесь потому что об вас там уже спрашивали.

Г) Молодёжь прозвала его Мефистофелем он показывал будто сердился за это прозвание но в самом деле оно льстило его самолюбию.

4. Сколько грамматических основ в предложении:

  По обеим сторонам дороги торчали голые, чёрные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякивание русского колокольчика.  

5. Какой тип подчинения в предложении: «Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздёрнутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза»

                            А) Последовательное;

                            Б) Параллельное;

                            В) Однородное.

6. В предложении пронумерованы все знаки препинания, отметьте номер знака препинания  при бессоюзной связи.

   Молодёжь прозвала его Мефистофелем (1) он показывал (2) будто сердился за это прозвание (3) но в самом деле оно льстило его самолюбию.

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

  Белокурые волосы (1) вьющиеся от природы (2) живописно обрисовывали его (3)бледный (4) благородный лоб (5) на котором можно заметить следы морщин.

А) 1, 2, 3, 4, 5.

Б) 1, 2, 4, 5.

В) 3, 4, 5.

Г) 1, 2, 3, 5.

Ключ: 1 В; 2 В; 3 В; 4 4; 5 Б; 6 1; 7 Б.

1. Укажите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.

А) До станции оставалось ещё с версту.

Б) Кругом было тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полётом.

В) На тёмном небе начинали мелькать звёзды, и мне казалось, что они гораздо выше, чем у нас на севере.

Г) Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздёрнутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза.

2. Определите тип предложения (знаки препинания не расставлены).

   Налево чернело глубокое ущелье за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор изрытые морщинами покрытые слоями снега рисовались на бледном небосклоне ещё сохранившем последний отблеск зари.

А) Сложносочиненное;            Б)  Сложноподчиненное;

В)  Бессоюзное сложное;         Г)  Сложное с разными видами связи.

4. Сколько грамматических основ в предложении:

  По обеим сторонам дороги торчали голые, чёрные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякивание русского колокольчика.  

5. В предложении пронумерованы все знаки препинания, отметьте номер знака препинания  при бессоюзной связи.

   Молодёжь прозвала его Мефистофелем (1) он показывал (2) будто сердился за это прозвание (3) но в самом деле оно льстило его самолюбию.

1. Укажите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.

А) До станции оставалось ещё с версту.

Б) Кругом было тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полётом.

В) На тёмном небе начинали мелькать звёзды, и мне казалось, что они гораздо выше, чем у нас на севере.

Г) Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздёрнутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза.

2. Определите тип предложения (знаки препинания не расставлены).

   Налево чернело глубокое ущелье за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор изрытые морщинами покрытые слоями снега рисовались на бледном небосклоне ещё сохранившем последний отблеск зари.

А) Сложносочиненное;            Б)  Сложноподчиненное;

В)  Бессоюзное сложное;         Г)  Сложное с разными видами связи.

4. Сколько грамматических основ в предложении:

  По обеим сторонам дороги торчали голые, чёрные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякивание русского колокольчика.  

5. В предложении пронумерованы все знаки препинания, отметьте номер знака препинания  при бессоюзной связи.

   Молодёжь прозвала его Мефистофелем (1) он показывал (2) будто сердился за это прозвание (3) но в самом деле оно льстило его самолюбию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по русскому языку и МХК "СП с разными видами связи" в 9 классе

Урок позволяет обобщить и закрепить знания учащихся по данной теме "Группы предложений с разными видами связи, правила постановки знаков препинания в сложных предложениях" и связать с темой «История и...

Система уроков русского языка по теме "Предложения с разными видами связи" ( 9 класс)

Предлагаю свой вариант изучения темы "Предложения с разными видами связи" в 9 класссе по учебнику Баранова. В предложенном материале много различных схем, алгоритмов,шаблонов....

Урок русского языка 9 класс "СПП с разными видами придаточных"

Цели урока : знакомство со СПП с разными видами придаточных, Формирование умения отражать строение СПП с несколькими видами связи , отработка навыка постановки знаков препинания в СПП....

Урок русского языка 9 класс "СПП с разными видами придаточных"

Цели урока : знакомство со СПП с разными видами придаточных, Формирование умения отражать строение СПП с несколькими видами связи , отработка навыка постановки знаков препинания в СПП....

Технологическая карта урока русского языка Тема: Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

Тема: Сложные предложенияс различными видами связи. Знаки препинанияв сложных предложенияхс различными видами связиЦели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений ...

Сложное предложение с разными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

Данный материал содержит упражнения, с помощью которых ученики смогут закрепить знания по теме...

Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме "Виды связи".

Наглядное представление теории по теме в виде схем, практическое задание....