Урок "Употребление ь после шипящих для обозначения грамматической формы слова"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Урок по русскому языку в 10 классе по теме: Употребление ь после шипящих для обозначения грамматической формы слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_10_kl.rar | 398.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Употребление ь после шипящих для обозначения грамматической формы слова.
Цели урока:
1. Вспомнить, углубить, обобщить и закрепить материал по теме.
2. Развивать орфографическую зоркость и связную речь учащихся.
3. Воспитывать старшеклассников в духе толетарности, взаимопомощи и взаимоуважения. Уметь находить и объяснить данную орфограмму, обобщить и систематизировать знания учащихся, связанные с правописанием ь после шипящих для обозначения грамматической формы слова; закрепить умения аргументировать выбор ь после шипящих для обозначения грамматической формы слова.
•развивать аналитические умения: умение анализировать, обобщать, делать выводы;
•развивать коммуникативные умения при работе в парах, воспитывать бережное отношения
Записано:
обобщить,
систематизировать…
закрепить умение…
развивать…
Планируемые результаты: предметные – знают основные изученные орфограммы и умеют применять алгоритмы выбора верного написания слова. Метапредметные: личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению; познавательные – структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы; регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия.
Тип урока – обобщение и повторение ЗУН.
Оборудование, дидактический материал, наглядность:
- Ноутбук, колонки, проектор, экран.
- Русский язык. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений (базовый и углубленный уровни) Г.Ф. Хлебинская М.: Мнемозина, 2013.
- Запись слов с ошибками и темы на доске.
- Напечатанные слова.
- Опорные таблицы для учащихся.
- Музыка для физкультминутки.
Учебные цели:
1. Рассмотреть случаи употребления Ь как показателя грамматической формы слова.
2. Обобщить и закрепить знания о правописании Ь как показателя грамматической формы слова.
II Развивающие цели:
1. Развивать навыки применения теоретического материала (правил) на практике.
2. Развивать устную и письменную речь обучающихся.
III Воспитательные цели:
1. Воспитывать интерес к предмету.
2. Воспитывать самостоятельность, ответственность.
Тип занятия: комбинированное занятие.
Место проведения: учебная аудитория.
Дидактическая база занятия: методические рекомендации для обучающихся, методическое пособие, рабочая тетрадь, учебник.
Обучающиеся должны знать:
1. Случаи употребления Ь знака как показателя грамматической формы слова.
Обучающиеся должны уметь:
1. Обосновывать выбор употребления на письме Ь как показателя грамматической формы слова.
Обучающиеся должны повторить:
1. Написание Ь после шипящих для обозначения грамматической формы слова.
Хронокарта занятия
1. | Организационный момент | 1 мин. |
2. | Возникновение мотивации | 1 мин. |
3. | Актуализация темы: тренажёр «Правописание букв е, ё, о после шипящих и ц». | 2 мин. |
4. | Лексическая разминка | 3 мин. |
5. | Работа по теме «Мягкий знак на конце слов после шипящих для обозначения грамматической формы слова». Повторение изученного материала в 5 – 7 классах. (формулирование темы, цели) | 3 мин. |
6. | Работа в парах: заполняют таблицу «Ь на конце слов после шипящих» | 10 мин. |
7. | Физкультминутка | 1 мин. |
8. | Проверка самостоятельной работы с таблицей | 2 мин. |
9. | Закрепление «Лови ошибку» | 3 мин. |
10 | «Четвёртое лишнее» | 1 мин. |
11. | Подведение итогов. Рефлексия. | 1 мин. |
12. | Задание на дом | 2 мин. |
Возникновение мотивации.
- Сегодняшний урок мне хочется начать с чтения притчи. В ней содержится народная мудрость. Но чтобы ее понять, вам следует настроиться на ее прослушивание.
Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает.
Первый ответил: "Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята".
Второй сказал: "Зарабатываю на хлеб для своей семьи".
Третий гордо произнес: "Я строю прекрасный храм".
- Расскажите об отношении каждого рабочего к своему труду и о том, как каждый из них чувствует себя в жизни.
(Первый рабочий несчастен, т.к. для него труд – каторга; второй – спокоен, т.к. он трудится ради своей семьи (в его ответе – спокойное достоинство).
- Проверка домашнего задания.
Тренажёр «Правописание букв е, ё, о после шипящих и ц»
2. Лексическая разминка «Угадай слово»
Задание 1. (правильный ответ)
3. Скерцо (ит. scherzo «шутка») – произведение, написанное в шутливой форме, это может быть часть квартета, симфонии, сонаты или самостоятельная музыкальная пьеса, написанная в живом, стремительном темпе, в которой присутствуют остро характерные ритмические и гармонические обороты.
Задание 2. (правильный ответ)
- Палаццо - итальянский городской дворец-особняк XV—XVIII вв. Название происходит от Палатинского холма, где древнеримские императоры возводили свои дворцы.
- Работа по теме «Мягкий знак на конце слов после шипящих для обозначения грамматической формы слова».
Повторение изученного материала в 5 – 7 классах.
- Давайте прочитаем эпиграф к уроку.
- Как вы его понимаете?
«Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и уловить чудные законы его».
(Н.В. Гоголь.)
«Безошибочное правописание составляет азбуку знания языка».
(Я. Грот.)
Посмотрите на слова, которые записаны в карточке.
- Что общего в словах? (Дочь, настежь, беречь, решаешь, ишь, замажь)
- Чем отличаются эти слова? (нож, могуч, замуж, (много) туч, вельмож, училищ)
- После каких согласных стоит ь? (после шипящих)
- Какую функцию выполняет ь в этих словах? (для обозначения грамматической формы слова)
- Попробуйте сформулировать тему урока (запись темы в тетрадях). Сегодня мы повторим употребление ь после шипящих для обозначения грамматической формы слова.
- Сформулируйте цель урока.
- -Я предлагаю вам поработать в парах, провести исследовательскую работу и самостоятельно сделать повторение: в каких случаях пишется ь, а в каких случаях не пишется. У вас на столах карточки со словами, а вывод запишите в таблицу.
Карточка со словами
Дочь, настежь, беречь, решаешь, ишь, замажь, нож, могуч, замуж, (много) туч, вельмож, училищ.
- Работа в парах.
- Заполнить таблицу, вспомнив материал, изученный в средних классах.
Ь на конце слов после шипящих
Часть речи | пишется | не пишется | |
1 | Существительное | ||
2 | Прилагательное | ||
3 | Наречие | ||
4 | Глагол | ||
5 | Частица | ||
6 | Числительное |
Проверка самостоятельной работы.
(Проверяют и консультируют заранее подготовленные сильные по предмету ученики)
Ь на конце слов после шипящих
Часть речи | пишется | не пишется | |
1 | Существительное | женского рода 3 склон. в им.п дочь | 1. мужского рода 2 склон. в им.п : нож 2. женского рода 1 скл. во множ.ч: (много) туч 3. м.р. Р.п. мн.ч. (много) вельмож 4. ср.р. Р.п. мн.ч (много) училищ |
2 | Прилагательное | _________________________ | кратких прилагательных: могуч |
3 | Наречие | настежь | Искл.: уж, замуж, невтерпёж |
4 | Глагол | 1. в н. ф. гл.: беречь 2. в повелит. наклон. глагола: замажь 3. 2 лица ед. числа: решаешь | _______________________ |
5 | Частица | вишь, бишь, лишь, ишь | |
Итого | 5 | 5 |
- Закрепление + развитие орфографической зоркости «Лови ошибку»
Найдите ошибки на доске, перепишите в исправленном виде, объясните написание.
Глуш, ландыш, лиш, пахуч, идёш, ишь, навзничь, беречь, замаж,
- «Четвёртое лишнее»
Какое из слов в каждой строке является лишним и почему?
1) плащ, нет туч, ломоть, стричь;
2) наотмашь, воробьи, дочь, мажь;
3) пильщик, могуч, лишь, спрячься.
Рефлексия
Чемодан, мясорубка, корзина
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
Домашнее задание.
Параграф 56.
Упражнение 267.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе "Употребление Ь в грамматических формах слов».
Тема: «Употребление Ь в грамматических формах слов». Цель урока: Закрепить правописание Ь в именах числительных и других частях речи....
ЕГЭ (В4-В10). Изменение грамматических форм слов
Таблица с изменением грамматических форм слов, встречающихся в вариантах ЕГЭ по английскому языку....
Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных и для обозначения грамматических форм»
Повторительно-обобщающий урок русского языка в 10 классе по теме «Употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных и для обозначения грамматических форм»...
Открытый урок русского языка по теме "Буквы О-Ё после шипящих и Ц в корнях слов"
Цель урока: (слайд 2)· выяснить правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в корнях словЗадачи урока:(слайд 3)Образовательные:·...
Открытый урок русского языка по теме "Буквы О-Ё после шипящих и Ц в корнях слов"
Цель урока: (слайд 2)· выяснить правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в корнях словЗадачи урока:(слайд 3)Образовательные:·...
Презентация, 7 класс. Тема "Буква ь для обозначения мягкости и как показатель грамматической формы слова"
Тема "Буква ь для обозначения мягкости и как показатель грамматической формы слова", 7 класс, презентация...
Орфографический футбол по теме: "Правописание Ы-И после шипящих и Ц в корне слова"
Данная презентация "Правописание Ы-И после шипящих и Ц в корне слова" составлена для урока повторения и обобщения знаний по данной теме в 5 классе и представляет собой тренажер с выбором отв...