Урок русского языка по теме "Деепричастие" в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Открытый урок по теме "Деепричастие" является повторительно-обощительным, проводится в конце изучения темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_teme_deeprichastie.docx | 27.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Повторение по теме «Деепричастие»
Цели:
обучающая: обобщить и систематизировать знания по теме «Деепричастие»; уметь находить деепричастие в тексте, определять вид деепричастия, правильно выделять на письме одиночные деепричастия и деепричастные обороты, правильно писать НЕ с деепричастием, знать морфологические признаки деепричастия.
развивающая: развитие познавательных умений, аналитического мышления
воспитательная: воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям способствовать воспитанию эстетического вкуса при работе с картиной, культуры речи.
Тип урока: повторительно – обобщительный
Вид урока: «картинки с выставки»
Формы организации учебной деятельности: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах, в группах, работа с текстом, работа по картине.
Оборудование: картина Васнецова «Аленушка», распечатка текстов, листы самоконтроля, карточки для индивидуальной работы, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие. Добрый день , уважаемые гости. Сегодня вы присутствуете на уроке русского языка в 7 Б классе. Мы вам рады, надеемся, наш урок нам всем понравится.
II. Самостоятельное формулирование учащимися темы. Целеполагание.
Ребята, посмотрели друг на друга, улыбнулись, а теперь улыбнулись мне. Начинаем наш урок, а начнем его с эпиграфа, он записан на доске:
Читая, думая, играя,
Запоминая, обобщая,
А не вздыхая и скучая,
Родной язык я изучаю.
- Как вы понимаете эту фразу? В чем особенность этого предложения с точки зрения языка? (найдем подлежащее и сказуемое)
- О какой части речи пойдет речь сегодня на уроке? Новая для нас тема? Актуальна ли для вас эта тема? Пригодится ли знание ее в будущем?
Сегодня у нас последний урок по теме «Деепричастие». Давайте вместе сформулируем цели и задачи урока. (повторить, что такое деепричастие, его признаки, как оно образуется, что такое деепричастный оборот, как правильно писать и употреблять деепричастия)
III. Фронтальный опрос по теме урока
Так как вы сказали, что многое уже знаете о деепричастии, повторим это вместе, используя технологию «снежный ком». Начнем с 3 ряда. Деепричастие – это…Молодцы. Вы справились с 1 этапом урока. Оценим себя. На листе самооценки напротив 1 этапа – «Понятие о деепричастии» заполняем колонки: «Легко», «Трудно», «Есть вопросы» , ставим + или – и самооценку. Поднимите руки, кто поставил 5 или 4.
IV. Слово учителя
Сегодня у нас необычный урок. Мы побываем на выставке замечательного русского художника . Виктора Михайловича Васнецова. Он писал картины, рисовал декорации для театральных постановок, по его рисункам и чертежам строились дома. Больше всего он прославился своими живописными полотнами – особенно на темы русских былин и сказок. Некоторые из его картин вам знакомы.
- Как называется эта картина? («Богатыри») (Он ее считал самой главной в своей жизни)
- А эта как называется? («Иван Царевич на Сером волке»)
- Сегодня нам с вами помогает замечательная картина художника. Как она называется? («Аленушка») Нравится? Поделитесь своими впечатлениями.
- Однажды увидел Васнецов в деревне девушку-сироту. Ее глаза его поразили – такая в них была печаль. И решил он об этом написать картину. Очень нравилось ему певучее русское имя Аленушка. Напоминало оно грустную сказку про Аленушку и братца Иванушку. И вот перед нами картина. Все нюансы картины мы не можем описать, но можем собрать материал для ее описания. - Внимание! В течение урока вы должны «собрать» деепричастия, которые вам помогут описать эту картину дома. Поэтому будьте очень внимательны!
V. Работа с текстом в парах
Перед вами текст, замените подчеркнутые глаголы деепричастиями. Подумайте, изменится ли пунктуация данных предложений? Расставьте правильно знаки препинания. Подчеркните деепричастные обороты. Сколько времени вам нужно? Работаем в парах на 1 листочке.
Картина В.М.Васнецова «Аленушка» производит грустное впечатление, заставляет задуматься о горькой судьбе одинокого человека.
Уронила голову на руку, отрешенно смотрит вдоль бедная девушка. Переживания сжимают сердце, туманят ее безрадостный взгляд. Неласково шумят деревья, превратились в плотную стену. Серое небо навевает тревожные мысли, окутывает холодом. Глубокое озеро тоскливо чернеет, пугает неизвестностью. Золотые листья окружают Аленушку, напоминают о несбывшихся мечтах.
Кажется, что осенняя природа чувствует настроение девушки, стремится утешить печальную красавицу.
VI. Работа с таблицей.
- Прочитаем текст. Называем в каждом предложении деепричастия. Хорошо. Что показалось трудным? Оцените себя. Заполните в листе самооценки 2 этап урока – работа с текстом.
Сравните деепричастия, которые вы образовали от глаголов. Выделите суффиксы. Чем эти деепричастия отличаются друг от друга? (Видом)
Запишите их в тетрадь в 2 столбика. Расскажите, как они образованы.
Продолжите заполнение таблицы следующими деепричастиями (они даны на доске или на карточке): отражаясь в воде, пригорюнившись, качая вершинами, ощущая тревогу, прислушиваясь к шорохам, убежав от всех.
Самооценка на листке . Взаимопроверка. Устали?
VII. Физкультминутка
Сядьте удобно, откиньтесь на спинку стула, закройте глаза. Задумайтесь на минутку о судьбе одинокой Аленушки, изображенной на картине, представьте эту картину…
Неподвижно смотрит девушка в мрачные воды омута. Поникла ее голова. Свешиваются спутанные пряди волос, печально сложены на коленях худые руки. Она точно сломанная ветка осины, что спускается рядом к омуту. Вокруг осенняя грусть и тишина. Природа сочувствует Аленушке и тоскует вместе с ней. Поразмыслим, как плохо человеку быть одиноким, когда не к кому обратиться за поддержкой и помощью.
Откройте глаза, немножко отдохнули. Я надеюсь, что вы будете бережнее относиться друг к другу, помогать в трудную минуту. Постарайтесь, чтобы ваши одноклассники не чувствовали себя одинокими.
VIII Работа по развитию речи в группах
- Часто ли мы употребляем деепричастия и деепричастные обороты в речи? С какой целью?
- Мы часто употребляем деепричастия в речи, но, к сожалению, не всегда замечаем грамматические ошибки, связанные с их употреблением. Сейчас работа в группах.
Кстати, одно из заданий ЕГЭ требует умения правильного построения предложений с деепричастным оборотом. Прошу вас поработать экспертами и исправить ошибки в данных предложениях (лист 3) Запишите их в тетрадь в исправленном виде.
Глядя вдаль, у неё возникают грустные мысли.
Думая о прошлом, в её воспоминании оживают счастливые дни.
Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к одинокой Аленушке.
Темная вода успокаивает Аленушку, ощущая тревогу.
Глядя на картину, она мне понравилась.
- Поясните, в чем ошибка. Как её исправить? Какое правило нужно помнить?
IX. Работа с разноуровневыми карточками.
- Продолжаем «собирать» деепричастия для вашего сочинения. Проверим усвоение темы «Не с деепричастиями». Кто вспомнит правило? Перед вами карточки с заданием. Это самостоятельная работа.Вы можете выбрать любой уровень сложности.
Уровень 3 (повышенной сложности)
(не)доумевая, преследовали (не)удачи, (не)ощущая холода
(не)забывая, (не)умолимые законы , (не)согретая солнцем
(не)сбывшиеся мечты, (не)поправимая беда, (не)успокоившись, ничему (не) рада
Уровень 2
(не)удержавшийся на ветках, (не)проницаемая стена,
(не)радуясь, вовсе (не)ласковое, (не)теплая, а холодная, очень (не)приветливый
(не)изъяснимое волнение, ждать с (не)терпением,
(не)замечая, (не)навидя
Уровень 1
(не)видя, (не)веря, (не)находя
(не)замечая, (не)произнося, (не)навидя
(не)годуя, (не)узнав, (не)чувствуя
Поставьте в листе самооценку. Подпишите листы самооценки , сдайте их в конце урока.
X. Домашнее задание
- Я думаю, картина Васнецова «Аленушка» стала вам ближе. Дома вам предстоит вспомнить сегодняшний разговор, деепричастия, которые мы «собрали», выполняя различные задания на уроке, и написать сочинение, которое вы можете начать словами «Глядя на картину В.М.Васнецова «Аленушка», …» Запишем дом задание.
XI. Итог урока. Рефлексия
- Подведем итог уроку. Справились ли мы с целями, поставленными в начале урока?
- За что можем себя похвалить?
Лист самооценки ФИ ученика_________________
1. На уроке я работал
| активно | пассивно |
2. своей работой на уроке я … | доволен | не доволен |
3. урок для меня показался | коротким | длинным |
4. за урок я | устал | не устал |
5. материал урока мне был | понятен полезен интересен | не понятен бесполезен скучен |
7. домашнее задание мне кажется | легким интересным | трудным |
Лист самоконтроля ученика _________________
Этапы урока | Просто, понятно | Трудно , есть вопросы | Самооценка | Оценка учителя |
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...
Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "
Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...