конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
конспект урока по русскому языку по теме "Лексика и фразеология"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 19.99 КБ |
Предварительный просмотр:
«МБОУ Татаромаклаковская СШ»
Повторение по теме
«Лексика и фразеология»
(1-ое заседание «Клуба знатоков русского языка», 6 кл.)
Учитель- Хусяинова З.С.
2016-2017 уч. год
-1-
Тема: Повторение по теме «Лексика и фразеология».
Цель: 1.Закрепить умения и навыки, полученные в разделе «Лексика и
фразеология».
2.Развивать познавательные процессы (память, воображение,
мышление, внимание, речь).
3.Воспитывать любовь к родному языку.
Тип урока: обобщение пройденного материала.
Вид урока: урок-игра в форме заседания «Клуба знатоков русского языка».
Технология: на диалоговой и игровой основе.
Оборудование: презентация, жетоны с баллами
Ход урока.
I.Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя. (одновременно показывается 1-ый слайд)
- Ребята, сегодня мы будем повторять всё, что изучили в разделе «Лексика и фразеология». Урок не обычный, а урок-игра в форме заседания «Клуба знатоков русского языка». Сегодня наше первое заседание. Капитаны, представьтесь и представьте свои команды!
III. Повторение и закрепление по теме «Лексика и фразеология»:
1.Блиц – турнир (2-ой слайд) (учитель обращается поочерёдно к каждой команде с вопросами).
- Что такое лексика?
-Как понять : лексическое значение слова?
-На какие группы делятся слова по своему значению? Охарактеризуйте их.
-Что такое синонимы?
-Что такое антонимы?
-Почему некоторые слова называются устаревшими?
-Что такое фразеологизмы?
-Какие слова называются заимствованными?
( подводятся итоги после каждого вида работы)
-2-
2.«Пятое лишнее!». Найдите лишнее слово в синонимическом ряду:
красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный
(3-ий слайд)
3.Работа с текстом.(4-ый слайд)
Странный в сент…бре лес. В нём рядом в…сна и ос…нь. Ж…лтый лист и з…леная тр…винка. Поблёкшие и зацв…тающие цв…ты. Тёпл… со(?) нце и х…лод… бел… радуга. Ув…дание и ра(с, з) цвет. Грус(?) но и радос(?) но одновр…менно.
- Объяснить пропущенные орфограммы в первых четырёх предложениях (1 команде), в последних трёх (2 команде).
-Красивый текст? За счёт каких слов создаётся такой правдивый пейзаж? Как они называются?
4. Выборочная работа. (5-ый слайд) Задание: выпишите фразеологизмы со значением «ТЕМНО» (1 команде), со значением «МНОГО» (2 команде):
с три короба, хоть глаз выколи, дать нагоняй, хоть пруд пруди, ни зги не видно, куры не клюют, тьма кромешная, вагон и маленькая тележка, непочатый край.
-Какой фразеологизм вы не использовали? Почему?
5. Творческая работа.(6-ой слайд) Составить словосочетания, в которых данные слова имели бы (1 команде) переносное значение и (2 команде) прямое значение.
Кудрявый, золотой, глубокий, блестящий.
6. Конкурс капитанов.(7-ой слайд) Вспомнить, как появились фразеологизмы «ОТ ДОСКИ ДО ДОСКИ», «КРАСНАЯ СТРОКА».
7. «Мозговой штурм».(8-ой слайд) Задание: назвать одним устаревшим словом (поочерёдно командам)
Древнее название русских войск (РАТЬ)
Походная воинская палатка в Древней Руси (ШАТЁР)
Повозка с пулемётом времён гражданской войны (ТАЧАНКА)
-3-
8.»Заморочки из бочки» (9-ый слайд)
- Фразеологизмы – очень благодатный материал для шуточных вопросов. Попробуем и мы в них разобраться. О чём речь? (поочерёдно командам)
-он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит (ВЕТЕР);
Какие здесь спрятаны фразеологизмы?
-его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело (НОС)
Какие здесь спрятаны фразеологизмы?
--его рискуешь проглотить, за него тянут, на нём что-то вертится, его держат за зубами (ЯЗЫК)
О каких устойчивых сочетаниях идёт речь?
9. «Черный ящик». (10--ый слайд). Что в черном ящике?
-овощное растение с утолщённым подземным стеблем округлой или продолговатой формы, с широкими и удлинёнными сочными листьями;
-сумка, футляр для стрел;
-детская игрушка в виде фигурки человека;
-мебель для сидения в виде длинной доски на четырёх ножках;
-особый нагрудный знак отличия, которым награждают граждан государства за выдающиеся заслуги;
-Из каких языков заимствованы эти слова?
IV. Подведение итогов .(11-ый слайд)
V. Дом. задание: готовиться к диктанту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Обобщение и систематизация знаний по теме "Глагол" по УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Глагол"....
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Обобщающий урок-игра по русскому языку по теме «Глагол».
Тип урока - нестандартный, групповая игра "Знатоки"....
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...
Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"
Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...