Формирование УУД в 5 классе по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Знакомство с темой "Определение" происходит через стратегии смыслового чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_poznavatelnyh_universalnyh_uchebnyh_deystviy.docx | 20.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование познавательных универсальных учебных действий:
смысловое чтение, работа с информацией на уроках в 5 классе по русскому языку.
Учитель Пеплова Л. Ф.
1. Название темы урока и класс-. Второстепенные члены предложения. Определение. 5 класс.
2. Образовательная цель урока. Познакомить с определением как второстепенным членом и способами его выражения, его ролью в усилении выразительности художественного описания.
3. Тип урока. Урок общеметодической направленности
4. Этап урока. Мотивация к учебной деятельности
5. Этап стратегии овладения смысловым чтением.-Мозговой штурм
6. Ожидаемые результаты обучения- Учащиеся должны знать
определение понятия «определение», способ выражения определения, графическое обозначение определения как члена предложения, роль определения в усилении выразительности художественного описания;
должны уметь
находить определения в предложениях; верно обозначать определения как член предложения, распространять предложения определениями,
использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания.
7. Название приема работы с информацией.- Толстые и тонкие вопросы
8. Учебный текст( в двух вариантах: без определений и полный текст)
___________ пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя_______ краса -
Люблю я___________ природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и __________дыханье,
И мглой _______________ покрыты небеса,
И _____________солнца луч, и _________ морозы,
И отдаленные __________зимы угрозы.
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
А. С. Пушкин
1.Зачитывается «усечённый» вариант и задаются вопросы:
- Показались ли эти строки вам знакомыми? Кто автор этого текста? Можно ли назвать это стихотворением?( Некоторые выражения знакомы, но автора назвать затрудняемся, т.к. этот текст мало похож на стихотворение, в нём чего-то не хватает)
- Можно ли уверенно сказать, какое время года описывается?( Можно понять, что речь идёт об осени, потому что есть выражения « И мглой покрыты небеса», «И отдалённые зимы угрозы»)
Попробуйте на место пропусков вставить подходящие по смыслу слова. Получилось?
-Стал ли лучше текст? За счёт каких слов?( Благодаря прилагательным)
Первое понимание: текст стал выразительнее, когда используются прилагательные в описании.
2. Зачитывается Пушкинский вариант.
- Дайте объяснение строке: «В багрец и золото одетые леса»( Так Пушкин видит красоту осени, называя её цвета)
-Согласны ли вы, что авторский текст яркий и выразительный? (Да, потому что у него каждое существительное сопровождается красочным прилагательным).
- Кто сможет предположить, почему прилагательные, которые использованы в тексте, называют ещё и определениями?( Потому что с их помощью определяются слова- существительные)
Делаем вывод: Какие слова в предложениях называются определениями? На какие вопросы они отвечают?( Слова, которые отвечают на вопросы прилагательных и определяют предмет, описывают его)
- Название темы урока и класс- Изложение «Храбрый заяц», 6 класс.
2. Образовательная цель урока.- Закрепить умение отбирать материал для изложения повествовательного текста, определять его тему и основную мысль., предавать содержание без искажений, учитывая авторский стиль.
3. Тип урока.- развитие речи
4. Этап урока.- актуализация знаний
5. Этап стратегии овладения смысловым чтением- ориентиры предвосхищения
6. Ожидаемые результаты обучения- создание текста изложения без фактических ошибок с сохранением авторской манеры повествования.
7. Название приема работы с информацией.- чтение с остановками
8. Учебный текст
Раз со мной на охоте произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.
Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?
Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!».
Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму- разуму учит.
Перед чтением обсуждаются следующие утверждения:
Зайцы- храбрые зверьки.
В минуту опасности они проявляют изобретательность .
Охотник может пожалеть зайца.
Возможные мнения: Есть рассказы, в которых зайцы не только сами спасаются, но и людям помогают. Охотники рассказывают, что заяц в минуту опасности может отбиться от волка. А если заяц не сдаётся до последнего, охотники оставляют его в живых за его храбрость.
Чтение с остановками:
Стоп 1.Почему так назван наш текст?( потому что, наверное, заяц поступил как-то необычно)
Стоп 2.По какой причине , как вам кажется, охотник пойдёт сам смотреть, почему долго нет зайца? ( потому что хотел узнать, в чём дело)
Стоп 3.Нашёл охотник зверька?( наверное, нашёл, потому что текст имеет такое интересное название)
Стоп 4. Что теперь будет?
Вывод: Никогда не надо сдаваться, даже если ситуация кажется безвыходной. А настоящую храбрость уважают даже охотники!
Чтение всего текста, разбор стилистических особенностей, орфографических трудностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 5-6 КЛАССАХ"
Содержание стандарта второго поколения ориентировано не только и не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников.«Первостепенная...
Формирование навыков УУД на уроке русского языка при изучении темы «Причастие» в 6 классе.
Формирование навыков УУд на уроке русского языка при изучении темы "Причастие" в 6 классе....
Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.
В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...
Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературы "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ"
Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературыФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕРАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ Читательская грамотность - один и...
Мастер-класс «Формирование понятий» На примере урока русского языка в 7 классе по теме «Причастие как часть речи».
Добрый день, уважаемые коллеги. Разрешите представить вашему вниманию урок русского языка в 7 классе. Урок построен по технологии формирование понятий. А о каком понятии пойдет речь, вы узнаете в проц...
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» Сроки реализ
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы ...