Формирование УУД в 5 классе по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Знакомство с темой "Определение" происходит через стратегии смыслового чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Формирование познавательных универсальных учебных действий:

смысловое чтение, работа с информацией на уроках в 5 классе по русскому языку.

Учитель Пеплова Л. Ф.

 

 

1. Название темы урока и класс-. Второстепенные члены предложения. Определение. 5 класс.

2. Образовательная цель урока. Познакомить с определением как второстепенным членом и способами его выражения, его ролью в усилении выразительности художественного описания.

3. Тип урока. Урок общеметодической  направленности

4. Этап урока. Мотивация к учебной деятельности

5. Этап стратегии овладения смысловым чтением.-Мозговой штурм

6. Ожидаемые результаты обучения- Учащиеся должны знать 

определение понятия «определение», способ выражения определения, графическое обозначение определения как члена предложения,  роль определения в усилении выразительности художественного описания;

должны уметь

находить определения в предложениях;  верно обозначать определения как член предложения,  распространять предложения определениями,

использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания.

 7. Название приема работы с информацией.- Толстые и тонкие вопросы

8. Учебный текст( в двух вариантах: без определений и полный текст)

 ___________ пора! очей очарованье!  

Приятна мне твоя_______  краса -
Люблю я___________ природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и  __________дыханье,
И мглой  _______________ покрыты небеса,
И  _____________солнца луч, и  _________ морозы,
И отдаленные  __________зимы угрозы.

Унылая пора! очей очарованье!  

Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

                                                      А. С. Пушкин

1.Зачитывается «усечённый» вариант и задаются вопросы:

- Показались ли эти строки вам знакомыми? Кто автор этого текста? Можно ли назвать это стихотворением?( Некоторые выражения знакомы, но автора назвать затрудняемся, т.к. этот текст мало похож на стихотворение, в нём чего-то не хватает)

- Можно ли уверенно сказать, какое время года описывается?( Можно понять, что речь идёт об осени, потому что есть выражения « И мглой покрыты небеса», «И отдалённые зимы угрозы»)

Попробуйте на место пропусков вставить подходящие по смыслу слова. Получилось?

-Стал ли лучше текст? За счёт каких слов?( Благодаря прилагательным)

Первое понимание: текст стал выразительнее, когда используются прилагательные в описании.  

2. Зачитывается Пушкинский вариант.

- Дайте объяснение строке: «В багрец и золото одетые леса»( Так Пушкин видит красоту осени, называя её цвета)

-Согласны ли вы, что авторский текст яркий и выразительный? (Да, потому что у него каждое существительное  сопровождается красочным прилагательным).

- Кто сможет предположить, почему прилагательные, которые использованы в тексте, называют ещё и определениями?( Потому что с их помощью определяются слова- существительные)

Делаем вывод: Какие слова в предложениях называются определениями? На какие вопросы они отвечают?( Слова, которые отвечают на вопросы прилагательных и определяют предмет, описывают его)

  1. Название темы урока и класс-  Изложение «Храбрый заяц», 6 класс.

2. Образовательная цель урока.- Закрепить умение отбирать материал для   изложения повествовательного текста, определять его тему и основную мысль., предавать содержание без искажений, учитывая авторский стиль.  

    3. Тип урока.- развитие речи

 4. Этап урока.- актуализация знаний

5. Этап стратегии овладения смысловым чтением- ориентиры предвосхищения

6. Ожидаемые результаты обучения- создание текста изложения без фактических ошибок с сохранением авторской манеры повествования.

7. Название приема работы с информацией.- чтение с остановками

8. Учебный текст

Раз со мной на охоте произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.

Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?

Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!».

Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму- разуму учит.

Перед чтением  обсуждаются следующие утверждения:

  Зайцы- храбрые зверьки.

В минуту опасности они проявляют изобретательность .

Охотник может пожалеть зайца.

Возможные мнения: Есть рассказы, в которых зайцы не только сами спасаются, но и людям помогают. Охотники рассказывают, что заяц в минуту опасности может отбиться от волка. А если заяц не сдаётся до последнего, охотники оставляют его в живых за его храбрость.

Чтение с остановками:

Стоп 1.Почему так назван наш текст?( потому что, наверное, заяц поступил как-то необычно)

Стоп 2.По какой причине , как вам кажется, охотник пойдёт сам смотреть, почему долго нет зайца? ( потому что хотел узнать, в чём дело)

Стоп 3.Нашёл охотник зверька?( наверное, нашёл, потому что текст имеет такое интересное название)

Стоп 4. Что теперь будет?

Вывод: Никогда не надо сдаваться, даже если ситуация кажется безвыходной. А настоящую храбрость уважают даже охотники!

Чтение всего текста,  разбор стилистических особенностей, орфографических трудностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 5-6 КЛАССАХ"

Содержание стандарта второго поколения ориентировано не только и не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников.«Первостепенная...

Формирование навыков УУД на уроке русского языка при изучении темы «Причастие» в 6 классе.

Формирование навыков УУд на уроке русского языка при изучении темы "Причастие" в 6 классе....

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературы "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ"

Павлуцкая Е.В., учитель  русского языка и литературыФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕРАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ Читательская грамотность - один и...

Мастер-класс «Формирование понятий» На примере урока русского языка в 7 классе по теме «Причастие как часть речи».

Добрый день, уважаемые коллеги. Разрешите представить вашему вниманию урок русского языка в 7 классе. Урок построен по технологии формирование понятий. А о каком понятии пойдет речь, вы узнаете в проц...

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...