Работа на уроке русского языка в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Данный материал позволяет обучающимся 6 класса освоить разные стратегии чтения учебных текстов. На примере текста "Синонимы" используются стратегии "Глоссарий", "Чтение с остановками", "Ромашка Блума", что влияет на качество усвоения проблемы, поставленной в тексте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strategiya_chteniya_tekstov.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

 Работа на уроке русского языка в 6 классе по теме

«Обучение стратегиям чтения учебных текстов»

Учитель русского языка и литературы Пеплова Л. Ф.

 

Планирование деятельности учащихся по обучению стратегиям чтения по тексту «Синонимы»

1)Предтекстовая деятельность. Стратегия «Глоссарий»

Цель: Актуализация терминов, связанных с лексикой.

Ход работы: Сообщение о том, какой текст мы будем читать- Синонимы.

Задание 1. Прочитайте слова и словосочетания. Отметьте для себя те, которые           могут быть связаны с темой текста:

-художественная литература

-близкие по смыслу

-стилистические различия

 -слова и словосочетания

           -понимание текста

-речевая ситуация

-эмоциональная окраска

-употребление в речи

  Задание 2. Приготовьтесь к чтению с остановками.

2)Текстовая деятельность. Стратегия «Чтение с остановками»

Знаете ли вы, что в нашем языке есть слова, которые делают нашу речь более эмоциональной и разнообразной? Исходя из темы нашего текста, что это за слова?

(читаем вступление в статье о синонимах)

Стоп 1:Какие ряды синонимов самые многочисленные? Связаны ли стилистические различия слов  с различием смысловых оттенков синонимов?

(прочитайте, проверьте свои предположения)

Стоп 2: Какое слово в ряду синонимов называется доминантой?

(прочитайте, проверьте свои предположения)

Стоп 3: Для чего служат синонимы в речи?

(прочитайте, проверьте свои предположения)

Стоп 4: Могут ли быть синонимами словосочетания?

(прочитайте, проверьте свои предположения)

        Стоп 5: Почему так важно использование синонимов в речи?

(прочитайте, проверьте свои предположения)

3) Послетекстовая деятельность. Стратегия «Ромашка  Блума»

Простой вопрос: Какие слова называются синонимами? Могут ли быть синонимичными целые ряды слов?

Уточняющий вопрос: Верно ли утверждение, что особенно многочисленны ряды синонимов, различающихся оттенками эмоциональной окраски? Уточните: стилистические различия слов- синонимов связаны с различиями смысловых оттенков?

Интерпретация: Как наличие слова- доминанты помогает понять значения слов- синонимов?

Творческий вопрос: Что было бы, если бы в нашем языке исчезли синонимы?

Практический вопрос: Владение синонимическими средствами языка помогает говорить и писать на этом языке?

Оценочный вопрос: Как вы думаете, возможно ли пополнение словарного запаса современного человека за счёт новых синонимов?(Вариант вопроса:Появляются ли в современном языке новые синонимы? Если «да», то с чем это связано?) 

Синонимы

Синонимы – это слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу совпадают или очень близки (само это слово происходит от греч. synonymos, что значит «соименность» или «одноименность»). Примеры синонимов: миг – момент, бранить – ругать, огромный – громадный, напрасно – зря. Синонимичными могут быть не только пары слов, принадлежащих к одной части речи но и целые ряды, например: метель, метелица, вьюга, пурга, буран; кратко, коротко, сжато, лаконично, вкратце и т.п.

Особенно многочисленны ряды таких синонимов, которые различаются оттенками значений или по стилистической окраске. Например, слово обмануть в русском языке имеет больше десятка синонимов, и большая их часть – яркие, эмоционально окрашенные слова и обороты: перехитрить, объегорить, надуть, провести, одурачить, околпачить, обвести, облапошить, оставить с носом, втереть очки, оставить в дураках, обвести вокруг пальца и др.

Стилистические различия слов – членов синонимического ряда (они могут иметь разную окраску: книжную, разговорную – или же быть стилистически нейтральными) часто связаны с различием смысловых оттенков. Например, глаголы работать и трудиться разнятся не только тем, что первый нейтрален, а второй имеет книжную стилистическую окраску: глагол трудиться значит «работать старательно, упорно» (поэтому можно сказать: Он плохо работает, но нельзя: Он плохо трудится). Просторечный глагол вкалывать, который синонимические словари помещают рядом со словом работать, употребляется обычно тогда, когда хотят подчеркнуть интенсивность и трудность выполняемой (чаще всего – физической) работы.

Стилистически нейтральный и наиболее общий по смыслу член синонимического ряда мы обычно сознаем как главное слово в этом ряду. Лингвисты называют его доминантой. Таков, например, глагол упасть среди синонимичных ему слов (большинство их имеет разговорную или просторечную окраску): упасть, свалиться, бухнуться, шлепнуться, брякнуться, грохнуться, хлопнуться, полететь, ухнуться, загреметь и др.

В речи синонимы служат для разных целей. Например, для того, чтобы не повторять несколько раз подряд одно и то же слово: К зиме строительство должно быть закончено. Завершены будут и отделочные работы. Или для тонкого разграничения оттенков смысла, для точного называния близких, но все же различающихся свойств: «Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала река» (М. Горький).

Синонимичными могут быть не только слова, но и словосочетания, синтаксические конструкции, например: шел берегом – шел по берегу, ждать поезда – ждать поезд, дали по пяти рублей – дали по пять рублей. Деепричастный оборот может выражать тот же смысл, что и придаточное временное: Переводя с французского, она почти не пользуется словарем. – Когда она переводит с французского, то почти не пользуется словарем. 

Синонимы – это богатство языка. Пользуясь разными способами обозначения одного и того же предмета, свойства или действия, человек как бы расцвечивает свою речь, делает ее более выразительной, гибкой. И чем лучше мы владеем синонимическими средствами языка, тем легче нам говорить и писать на этом языке. (Л.П.Крысин)

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа на уроках русского языка 5 класс.

Одной из форм реализации 30% инвариантной части учебного плана в соответствии с ФГОС является исследовательская лаборатория.Учебно – исследовательская деятельность – деятельность учащихся, связа...

Формы и приемы работы на уроках русского языка при обучении русскому языку детей-билингвов

Формы и приемы работы  на уроках русского языка при обучении русскому языку детей-билингвов...

СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Сельницина Нина Викторовна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска

Роль русского языка в школах Российской Федерации сегодня необычайно высока. Известно, что язык в школе выполняет двойную функцию: является не только предметом обучения, но и средством приобретения зн...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Организация словарной работы на уроках русского языка в 5 классе: методические рекомендации для учителей русского языка

В работе представлены разнообразные приемы представления словарного слова, которые помогают активизировать мышление школьников....

Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка

Данные методические рекомендации призваны оказать помощь учителям русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка. Методические рекомендации содержат предлож...