Правописание приставок пре и при
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

Марина Владимировна Ершова

Данная работа предназначена для учащихся 5 класса и содержит материал о правописании приставок пре- и при-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pre_i_pri_urok_v_6_klasse.docx26.89 КБ
Файл pre_i_pri.pptx291.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Правописание гласных Е-И в приставках пре- при-»

Цели урока:

1.   Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы «Правописание гласных Е-И в приставках пре- при-».

2. Практические: совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой; формировать орфографическую  зоркость.

3.   Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к  Родине, природе,  чувство прекрасного,  совершенствовать читательский вкус.

4.  Развивающие: обогащать  словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.

Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий

                         Планируемые результаты:

познавательные УУД:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

личностные УУД:  установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, карточки с текстом, алгоритм;

Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.

                               

  Литература:

 1.Учебник «Русский язык. 6 класс», Москва, «Просвещение», 2011, авторы: М.Т.Баранов,    Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.

              Ресурсы сети Интернет:

   1.   Разработки уроков   nsportal.ru     

  2.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru)

        

 

         Ход урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Наглядность

Деятельность обучающихся

Организация начала занятия

личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Включение детей в деятельность.

-Добрый день! – ответил ты,

Нас две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Итак, друзья, внимание. Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее. Начнём скорей урок!

 -Ребята, доброе утро! Я рада  вас видеть.

Эпиграфом к  нашему уроку станут слова К. Чуковского:

 «В разнообразии приставок – разнообразие смысла».

Слайд 1

Слайд 2

Включение в работу, самоопределение

 Проверка домашнего задания.

Беседа по вопросам.

- Что такое приставка?

- Почему приставка значимая часть слова?

- Согласны ли вы с мнением известного вам писателя К.И. Чуковского, который сказал, что «в разнообразии приставок – разнообразие смысла»?

- Докажите. - Какие орфограммы в приставках мы с вами изучили?

- Расскажите о правописании неизменяемых на письме приставок.

- Как мы определяем правописание приставок, оканчивающихся на з и с?

Предметная рефлексия.

Применение ранее изученного

Коммуникативные: работа в парах

Выборочный диктант.

- Найдите в стихотворении С. Есенина слова с приставками и выпишите их, обозначая приставки и графически объясняя их написание. 
Нивы сжаты, рощи голы, 
От воды туман и сырость. 
Колесом за сини горы 
Солнце тихое скатилось. 
Дремлет взрытая дорога 
Ей сегодня примечталось, 
Чтоб совсем-совсем недолго 
Ждать зимы седой осталось. 
Ах, и сам я в чаще звонкой 
Увидал вчера в тумане: 
Рыжий месяц жеребёнком 
Запрягался в наши сани. 

Слайд 3-4

 Взаимопроверка

 Изучение нового материала.

Рефлексия

постановка и решение проблемы:   формулирование задач и целей урока;

познавательные: применение методов информационного поиска

коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

регулятивные:  коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия)

Регулятивные: составление плана действий, саморегуляция;

познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи

регулятивные:  оценка результатов работы.

коммуникативные: управление поведением партнера

- Можем ли мы сейчас определённо сказать, какую букву, е или и , надо писать в приставке слова пришла.

- Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?

- Правильно, сегодня мы познакомимся с правописанием приставок пре-, при-, условием выбора гласной в этих приставках. Нас ждет плодотворная работа.

Предлагаю вашему вниманию лингвистическую сказку про При и Пре.

Приложение 1

- Понравилась ли вам сказка?

- Итак, давайте выясним, при каких условиях в данных приставках пишется буква и, а когда буква е. 

-Ребята, откройте учебники на стр. 68. И познакомьтесь с таблицей написания букв Е- И в приставках пре- при-

- Чтобы легче  запомнить правило, давайте составим алгоритм.

Слайд 5- 10

Слайд 11

Работа со словами, поиск цели урока,

 формулирование темы.

Самостоятельная работа с таблицей

 в учебнике

( Дети проговаривают  шаги

алгоритма).

1.Проверь можно ли заменить

приставку словом очень или пере-

                   ДА                                                  НЕТ

       Пиши приставку пре-

     2. С помощью жеста определи:

есть ли в ней значения: «Чуть-чуть»,

«друг к другу», «близко», «около»

                    ДА                                                  НЕТ

       Пиши приставку при-                

 Загляни в словарь

Физминутка

-Мы превосходно потрудились . Сейчас давайте привстанем и немного отдохнём.

Руками прихлопаем, ногами притопаем , приподнимемся на цыпочки, приостановимся, дух переведём , присядем и приостановленную работу опять начнём.

Слайд 12

Ученики выполняют упражнения

Первичное закрепление

Выборочно – распределительный диктант.

познавательные: структурирование знаний,

выбор наиболее эффективных способов решения задач,

логические: анализ объектов  с  целью выделения признаков,

регулятивные: саморегуляция, 

контроль (сличение знаний с эталоном)

-Ребята! Давайте проверим, насколько мы усвоили правописание пре- и при-. Учитель читает текст 2 раза.

Задание: выписать в 2 столбца слова с пре- и при -. Значение приставок указать.

 Я В ФАНТАСТИЧЕСКОЙ СТРАНЕ!

 Я в фантастической стране!
 Попал туда в ПРЕкрасном сне.
 ПРЕнеобычный сон, ну очень.
 В ракете ПРИгрунтился точно.

 Сияет светом розовым планета,
 Похожая на Марс по всем приметам.
 ПРИкрыл глаза, боясь вспугнуть виденье.
 Чуть ПРИоткрыл и , будто наважденье,
 ПРИблизились два существа ПРЕдлинных,
 Колючки ПРИлепились к ним обильно.
 ПРЕграды из камней ПРЕодолели,
 ПРЕтонкими вдруг голосочками запели.
 ПРИслушался я к песням их красивым,
 ПРЕсладкий звук! Но тут рубин массивный
 Упал, ПРИжав траву,  меня коснулся...
 От страха закричав, я сразу же проснулся.

Слайд 13

2 человека работают за доской

самостоятельно

Восстановление учебной мотивации

Закрепление и совершенствование

познавательные: структурирование знаний,

логические: анализ объектов  с  целью выделения признаков,

регулятивные: саморегуляция, 

контроль (сличение знаний с эталоном)

-Ребята, для того чтобы проверить, насколько вы усвоили тему урока, предлагаю вам творческое задание: у вас на партах лежат карточки с текстами, из которых «убежали»  слова с приставками пре- и при-,ваша задача вернуть их на место пропусков.

(дифференцированное задание).

Приложение 2

Слайд 14

Самостоятельная  работа с алгоритмом

 комментарии.

Обучающиеся  работают в группах,

после чего сверяют с эталоном на доске.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

регулятивные: саморегуляция, 

контроль (сличение знаний с эталоном)

Пр..цепить, пр..интересный, пр..бегать, пр..градить, пр..седать, пр..колоть, пр..дорожный, пр..увеличить, пр..ковылять, пр..гореть, пр..неприятный, пр..рвать.

Слайд 15-16

Самостоятельная работа обучающихся,

 самоконтроль.

Итог урока

– О чём мы говорили на уроке?
– Что нового узнали?

Выразите ваши впечатления от урока: если урок вам понравился, было интересно, нарисуйте в тетрадях веселый смайлик, если нет – грустный.

Возвращение к цели урока,

ее формулировка, ответы на вопросы.

Домашнее задание

личностные: самоопределение,

регулятивные:  саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний;

коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация.

Предлагаю выбрать любой вариант домашнего задания:

- Подготовьте раздаточный материал по изученному виду орфограммы (карточки с заданиями);выполнить упражнение 156.

Слайд 17

Приложение 1

В прекрасной стране, которая называется Грамматика, жили-были подруги ПРЕ и ПРИ. Жили они, не тужили, но приставки – народ общительный, и отправились они искать друзей.

Шли они, шли, перевалили три горы, переплыли три реки, съели три хлеба. Видят на четвертой горе домик. Зашли девушки в избушку. Сидят там три колдуна. Говорит старший колдун: «Раз пришли в гости, отгадайте три загадки, тогда пустим». «Хорошо»,- послышалось в ответ. «Что вечно падает и никогда не разбивается? Что самое мягкое? Что самое жирное?» – хором спросили чародеи.

ПРЕ стала пребледной, а ПРИ приоткрыла рот и сказала: «Э-э, первое – это водопад, второе – рука, третье – земля». Колдуны очень удивились: «Ты умна, ПРИ. Отныне у тебя будет много друзей: присоединение, приближение, близость и неполнота действий. А ты, ПРЕ, будешь иметь только одного друга – очень».

Учинили колдуны тут пир горой в честь подруг. И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. Вам – сказка, а мне бубликов связка.

Новые приставки ПРЕ – и ПРИ- в безударном положении произносятся одинаково. Чтобы правильно писать, надо знать их значения.

Приложение 2

1 группа (сильные, карточки красного цвета)

1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.
2. Определить тип речи (повествование). Доказать.

В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.

2 группа (средние, карточки зелёного цвета)

1. Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-. 
2. Определить тему текста. 
(Об удавах. Об интересном случае из жизни пресмыкающихся.)

В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень огромных удава). Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) в помещение – никаких (знаков) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили) тёплой воды – удавы (изменились), ожили.

3 группа (слабые, карточки синего цвета)

1.   Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для справок. 
Слова для справок: прибыть, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться.
2. Озаглавить текст.

В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.

Окончательный вариант.

В зоопарк из-за границы прибыли два преогромных удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её плохо прибили. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их приблизительно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. Принесли в помещение – никаких признаков жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. Прибавили тёплой воды – удавы преобразились, ожили.

Задание для всех:

1. Определите значение приставок ПРЕ- и ПРИ- в использованных нами  в данном тексте словах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание приставок Ершова Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ лицей п.г.т . Афипского

Слайд 2

«В разнообразии приставок – разнообразие смысла». К. Чуковский

Слайд 3

Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. Дремлет взрытая дорога Ей сегодня примечталось , Чтоб совсем-совсем недолго Ждать зимы седой осталось. Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребёнком Запрягался в наши сани.

Слайд 4

Проверь себя! С жаты С катилось Вз рытая П ри мечталось Не долго У видал За прягался

Слайд 5

В прекрасной стране, которая называется Грамматика , жили-были подруги ПРЕ и ПРИ . Жили они, не тужили, но приставки – народ общительный, и отправились они искать друзей .

Слайд 6

Шли они, шли, перевалили три горы, переплыли три реки, съели три хлеба. Видят на четвертой горе домик.

Слайд 7

«Что вечно падает и никогда не разбивается? Что самое мягкое? Что самое жирное?» – хором спросили чародеи.

Слайд 8

Ты умна, ПРИ. Отныне у тебя будет много друзей: присоединение, приближение, близость и неполнота действий.

Слайд 9

А ты, ПРЕ, будешь иметь только одного друга – очень .

Слайд 10

Новые приставки ПРЕ – и ПРИ- в безударном положении произносятся одинаково. Чтобы правильно писать, надо знать их значения.

Слайд 11

Алгоритм правописания приставок пре и при 1.Проверь можно ли заменить приставку словом очень или пере- ДА Пиши приставку пре- 2. С помощью жеста определи: есть ли в ней значения: «Чуть-чуть», «друг к другу», «близко», «около» ДА Пиши приставку при- НЕТ Загляни в словарь

Слайд 12

Физкультминутка Руками прихлопаем , ногами притопаем , приподнимемся на цыпочки, приостановимся, дух переведём , присядем и приостановленную работу опять начнём.

Слайд 13

Я в фантастической стране! Попал туда в ПР … красном сне. ПР… необычный сон, ну очень. В ракете ПР… грунтился точно. Сияет светом розовым планета, Похожая на Марс по всем приметам. ПР…крыл глаза, боясь вспугнуть виденье. Чуть ПРИоткрыл и , будто наважденье, ПР…близились два существа ПР…длинных, Колючки ПР… лепились к ним обильно. ПР… грады из камней ПР…одолели, ПР…тонкими вдруг голосочками запели. ПР… слушался я к песням их красивым, ПР…сладкий звук! Но тут рубин массивный Упал, ПР…жав траву, меня коснулся... От страха закричав, я сразу же проснулся.

Слайд 14

В зоопарк из-за границы прибыли два преогромных удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её плохо прибили. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их приблизительно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. Принесли в помещение – никаких признаков жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. Прибавили тёплой воды – удавы преобразились, ожили.

Слайд 15

Вставьте пропущенные буквы Пр .. цепить , пр..интересный , пр..бегать , пр .. градить , пр .. седать , пр..колоть , пр..дорожный , пр..увеличить , пр..ковылять , пр..гореть , пр..неприятный , пр..рвать .

Слайд 16

Проверь себя ! ПрИцепить , прЕинтересный , прИбегать , прЕградить , прИседать , прИколоть , прИдорожный , прЕувеличить , прИковылять , прИгореть , прЕнеприятный , прЕрвать .

Слайд 17

Домашнее задание Подготовьте раздаточный материал по изученному виду орфограммы (карточки с заданиями) или выполните упражнение 156.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и материалы к уроку в 10 классе "Правописание приставок.Буквы ы-и после приставок"

Предлагается конспект и необходимы материалы для интерактивной доски...

урок русского языка "Путешествие по городу приставок при- и пре-" по теме "Правописание приставок при- и пре-"

2. Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»Тема: Путешествие по городу приставок пре- и при-.Цель: научить учащихся грамотно писать.Задачи:О...

Конспект урока «Повторение правописания гласной в корне и правописания приставок» (подготовка к заданиям теста ЕГЭ №8 и №9)

Данный урок помогает повторить основные правила орфографии для решения заданий 8 и 9 ЕГЭ по русскому языку...

Приставка как словообразующая морфема. Значения приставок. Правописание приставок.

Урок повторения, обобщения и углубления изученного. Учащиеся выделяют приставку в словах, определяют значение приставки на основе лексического значения слова....

Правописание приставок. Вводный урок по теме "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-". 6 класс

Урок является вводным по теме "Правописание приставок" в 6-ом классе, предваряя два последующих урока по теме "Правописание приставок пре-, при-". В конспекте на последней стр...

«Правописание приставок на –з и –с. Правописание приставки с-»

Материал подготовлен для кружка "Секреты орфографии"...