Правописание приставок пре и при
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему
Данная работа предназначена для учащихся 5 класса и содержит материал о правописании приставок пре- и при-
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pre_i_pri_urok_v_6_klasse.docx | 26.89 КБ |
pre_i_pri.pptx | 291.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Правописание гласных Е-И в приставках пре- при-»
Цели урока:
1. Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы «Правописание гласных Е-И в приставках пре- при-».
2. Практические: совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой; формировать орфографическую зоркость.
3. Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к Родине, природе, чувство прекрасного, совершенствовать читательский вкус.
4. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.
Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий
Планируемые результаты:
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, карточки с текстом, алгоритм;
Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.
Литература:
1.Учебник «Русский язык. 6 класс», Москва, «Просвещение», 2011, авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.
Ресурсы сети Интернет:
1. Разработки уроков nsportal.ru
2.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru)
Ход урока
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Наглядность | Деятельность обучающихся |
Организация начала занятия | личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция | Включение детей в деятельность. -Добрый день! – ответил ты, Нас две ниточки связали Теплоты и доброты. Итак, друзья, внимание. Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее. Начнём скорей урок! -Ребята, доброе утро! Я рада вас видеть. Эпиграфом к нашему уроку станут слова К. Чуковского: «В разнообразии приставок – разнообразие смысла». | Слайд 1 Слайд 2 | Включение в работу, самоопределение |
Проверка домашнего задания. | Беседа по вопросам. - Что такое приставка? - Почему приставка значимая часть слова? - Согласны ли вы с мнением известного вам писателя К.И. Чуковского, который сказал, что «в разнообразии приставок – разнообразие смысла»? - Докажите. - Какие орфограммы в приставках мы с вами изучили? - Расскажите о правописании неизменяемых на письме приставок. - Как мы определяем правописание приставок, оканчивающихся на з и с? | Предметная рефлексия. | ||
Применение ранее изученного | Коммуникативные: работа в парах | Выборочный диктант. - Найдите в стихотворении С. Есенина слова с приставками и выпишите их, обозначая приставки и графически объясняя их написание. | Слайд 3-4 | Взаимопроверка |
Изучение нового материала. Рефлексия | постановка и решение проблемы: формулирование задач и целей урока; познавательные: применение методов информационного поиска коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации регулятивные: коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия) Регулятивные: составление плана действий, саморегуляция; познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи регулятивные: оценка результатов работы. коммуникативные: управление поведением партнера | - Можем ли мы сейчас определённо сказать, какую букву, е или и , надо писать в приставке слова пришла. - Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке? - Правильно, сегодня мы познакомимся с правописанием приставок пре-, при-, условием выбора гласной в этих приставках. Нас ждет плодотворная работа. Предлагаю вашему вниманию лингвистическую сказку про При и Пре. Приложение 1 - Понравилась ли вам сказка? - Итак, давайте выясним, при каких условиях в данных приставках пишется буква и, а когда буква е. -Ребята, откройте учебники на стр. 68. И познакомьтесь с таблицей написания букв Е- И в приставках пре- при- - Чтобы легче запомнить правило, давайте составим алгоритм. | Слайд 5- 10 Слайд 11 | Работа со словами, поиск цели урока, формулирование темы. Самостоятельная работа с таблицей в учебнике ( Дети проговаривают шаги алгоритма). 1.Проверь можно ли заменить приставку словом очень или пере- ДА НЕТ Пиши приставку пре- 2. С помощью жеста определи: есть ли в ней значения: «Чуть-чуть», «друг к другу», «близко», «около» ДА НЕТ Пиши приставку при- Загляни в словарь |
Физминутка | -Мы превосходно потрудились . Сейчас давайте привстанем и немного отдохнём. Руками прихлопаем, ногами притопаем , приподнимемся на цыпочки, приостановимся, дух переведём , присядем и приостановленную работу опять начнём. | Слайд 12 | Ученики выполняют упражнения | |
Первичное закрепление Выборочно – распределительный диктант. | познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач, логические: анализ объектов с целью выделения признаков, регулятивные: саморегуляция, контроль (сличение знаний с эталоном) | -Ребята! Давайте проверим, насколько мы усвоили правописание пре- и при-. Учитель читает текст 2 раза. Задание: выписать в 2 столбца слова с пре- и при -. Значение приставок указать. Я В ФАНТАСТИЧЕСКОЙ СТРАНЕ! | Слайд 13 | 2 человека работают за доской самостоятельно Восстановление учебной мотивации |
Закрепление и совершенствование | познавательные: структурирование знаний, логические: анализ объектов с целью выделения признаков, регулятивные: саморегуляция, контроль (сличение знаний с эталоном) | -Ребята, для того чтобы проверить, насколько вы усвоили тему урока, предлагаю вам творческое задание: у вас на партах лежат карточки с текстами, из которых «убежали» слова с приставками пре- и при-,ваша задача вернуть их на место пропусков. (дифференцированное задание). Приложение 2 | Слайд 14 | Самостоятельная работа с алгоритмом комментарии. Обучающиеся работают в группах, после чего сверяют с эталоном на доске. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | регулятивные: саморегуляция, контроль (сличение знаний с эталоном) | Пр..цепить, пр..интересный, пр..бегать, пр..градить, пр..седать, пр..колоть, пр..дорожный, пр..увеличить, пр..ковылять, пр..гореть, пр..неприятный, пр..рвать. | Слайд 15-16 | Самостоятельная работа обучающихся, самоконтроль. |
Итог урока | – О чём мы говорили на уроке? Выразите ваши впечатления от урока: если урок вам понравился, было интересно, нарисуйте в тетрадях веселый смайлик, если нет – грустный. | Возвращение к цели урока, ее формулировка, ответы на вопросы. | ||
Домашнее задание | личностные: самоопределение, регулятивные: саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний; коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация. | Предлагаю выбрать любой вариант домашнего задания: - Подготовьте раздаточный материал по изученному виду орфограммы (карточки с заданиями);выполнить упражнение 156. | Слайд 17 |
Приложение 1
В прекрасной стране, которая называется Грамматика, жили-были подруги ПРЕ и ПРИ. Жили они, не тужили, но приставки – народ общительный, и отправились они искать друзей.
Шли они, шли, перевалили три горы, переплыли три реки, съели три хлеба. Видят на четвертой горе домик. Зашли девушки в избушку. Сидят там три колдуна. Говорит старший колдун: «Раз пришли в гости, отгадайте три загадки, тогда пустим». «Хорошо»,- послышалось в ответ. «Что вечно падает и никогда не разбивается? Что самое мягкое? Что самое жирное?» – хором спросили чародеи.
ПРЕ стала пребледной, а ПРИ приоткрыла рот и сказала: «Э-э, первое – это водопад, второе – рука, третье – земля». Колдуны очень удивились: «Ты умна, ПРИ. Отныне у тебя будет много друзей: присоединение, приближение, близость и неполнота действий. А ты, ПРЕ, будешь иметь только одного друга – очень».
Учинили колдуны тут пир горой в честь подруг. И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. Вам – сказка, а мне бубликов связка.
Новые приставки ПРЕ – и ПРИ- в безударном положении произносятся одинаково. Чтобы правильно писать, надо знать их значения.
Приложение 2
1 группа (сильные, карточки красного цвета)
1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.
2. Определить тип речи (повествование). Доказать.
В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.
2 группа (средние, карточки зелёного цвета)
1. Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-.
2. Определить тему текста. (Об удавах. Об интересном случае из жизни пресмыкающихся.)
В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень огромных удава). Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) в помещение – никаких (знаков) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили) тёплой воды – удавы (изменились), ожили.
3 группа (слабые, карточки синего цвета)
1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для справок.
Слова для справок: прибыть, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться.
2. Озаглавить текст.
В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.
Окончательный вариант.
В зоопарк из-за границы прибыли два преогромных удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её плохо прибили. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их приблизительно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. Принесли в помещение – никаких признаков жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. Прибавили тёплой воды – удавы преобразились, ожили.
Задание для всех:
1. Определите значение приставок ПРЕ- и ПРИ- в использованных нами в данном тексте словах.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«В разнообразии приставок – разнообразие смысла». К. Чуковский
Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. Дремлет взрытая дорога Ей сегодня примечталось , Чтоб совсем-совсем недолго Ждать зимы седой осталось. Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребёнком Запрягался в наши сани.
Проверь себя! С жаты С катилось Вз рытая П ри мечталось Не долго У видал За прягался
В прекрасной стране, которая называется Грамматика , жили-были подруги ПРЕ и ПРИ . Жили они, не тужили, но приставки – народ общительный, и отправились они искать друзей .
Шли они, шли, перевалили три горы, переплыли три реки, съели три хлеба. Видят на четвертой горе домик.
«Что вечно падает и никогда не разбивается? Что самое мягкое? Что самое жирное?» – хором спросили чародеи.
Ты умна, ПРИ. Отныне у тебя будет много друзей: присоединение, приближение, близость и неполнота действий.
А ты, ПРЕ, будешь иметь только одного друга – очень .
Новые приставки ПРЕ – и ПРИ- в безударном положении произносятся одинаково. Чтобы правильно писать, надо знать их значения.
Алгоритм правописания приставок пре и при 1.Проверь можно ли заменить приставку словом очень или пере- ДА Пиши приставку пре- 2. С помощью жеста определи: есть ли в ней значения: «Чуть-чуть», «друг к другу», «близко», «около» ДА Пиши приставку при- НЕТ Загляни в словарь
Физкультминутка Руками прихлопаем , ногами притопаем , приподнимемся на цыпочки, приостановимся, дух переведём , присядем и приостановленную работу опять начнём.
Я в фантастической стране! Попал туда в ПР … красном сне. ПР… необычный сон, ну очень. В ракете ПР… грунтился точно. Сияет светом розовым планета, Похожая на Марс по всем приметам. ПР…крыл глаза, боясь вспугнуть виденье. Чуть ПРИоткрыл и , будто наважденье, ПР…близились два существа ПР…длинных, Колючки ПР… лепились к ним обильно. ПР… грады из камней ПР…одолели, ПР…тонкими вдруг голосочками запели. ПР… слушался я к песням их красивым, ПР…сладкий звук! Но тут рубин массивный Упал, ПР…жав траву, меня коснулся... От страха закричав, я сразу же проснулся.
В зоопарк из-за границы прибыли два преогромных удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её плохо прибили. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их приблизительно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. Принесли в помещение – никаких признаков жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. Прибавили тёплой воды – удавы преобразились, ожили.
Вставьте пропущенные буквы Пр .. цепить , пр..интересный , пр..бегать , пр .. градить , пр .. седать , пр..колоть , пр..дорожный , пр..увеличить , пр..ковылять , пр..гореть , пр..неприятный , пр..рвать .
Проверь себя ! ПрИцепить , прЕинтересный , прИбегать , прЕградить , прИседать , прИколоть , прИдорожный , прЕувеличить , прИковылять , прИгореть , прЕнеприятный , прЕрвать .
Домашнее задание Подготовьте раздаточный материал по изученному виду орфограммы (карточки с заданиями) или выполните упражнение 156.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ход урока на тему "Правописание приставок на З-/С-. Правописание И/Ы после приставок"
Ход урока, рассчитанный на 2 академических часа....
Конспект и материалы к уроку в 10 классе "Правописание приставок.Буквы ы-и после приставок"
Предлагается конспект и необходимы материалы для интерактивной доски...
урок русского языка "Путешествие по городу приставок при- и пре-" по теме "Правописание приставок при- и пре-"
2. Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»Тема: Путешествие по городу приставок пре- и при-.Цель: научить учащихся грамотно писать.Задачи:О...
Конспект урока «Повторение правописания гласной в корне и правописания приставок» (подготовка к заданиям теста ЕГЭ №8 и №9)
Данный урок помогает повторить основные правила орфографии для решения заданий 8 и 9 ЕГЭ по русскому языку...
Приставка как словообразующая морфема. Значения приставок. Правописание приставок.
Урок повторения, обобщения и углубления изученного. Учащиеся выделяют приставку в словах, определяют значение приставки на основе лексического значения слова....
Правописание приставок. Вводный урок по теме "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-". 6 класс
Урок является вводным по теме "Правописание приставок" в 6-ом классе, предваряя два последующих урока по теме "Правописание приставок пре-, при-". В конспекте на последней стр...
«Правописание приставок на –з и –с. Правописание приставки с-»
Материал подготовлен для кружка "Секреты орфографии"...