Олимпиада по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку на тему
Олимпиада содержит задания и ответы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriteriy_ozenki_1.doc | 121.5 КБ |
otvety_olimp_rus9.doc | 47.5 КБ |
olimpiada.docx | 43.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТВЕТЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС
№1. Дети должны подобрать к общеупотребительным словам синонимы-диалектизмы: кочет - петух, вечерять - ужинать, зенки - глаза, слухать - слушать, утирка - полотенце, балка - овраг, бирюк - волк, спозаранку - рано, качка - утка, гашник - пояс, гутарить - говорить, хай – пускай (6 баллов).
Общеупотребительными называются слова, известные всему народу и употребляемые всеми. Слова, которые употребляют жители той или иной местности, называются диалектными. За объяснение терминов 2балла.
Всего 8 баллов
№2. Смысл слов определен неверно, потому что толкования даны через выделение корневой морфемы и подбор неверных однокоренных слов. Это каламбур (игра слов). За правильное объяснение 2 балла.
Значение этих прилагательных таково:
Замечательный — исключительный по своим достоинствам, выдающийся. Значительный — большой по размерам; имеющий большое значение; очень выразительный. Предварительные — предшествующий; неоконченный. Наблюдательная — внимательная, умеющая хорошо наблюдать, подмечать. Дипломатический — искусный и тонкий в отношениях с другими; тонко рассчитанный, уклончивый. Доброжелательный — желающий добра, готовый содействовать благополучию других. Положительное — выражающий согласие, одобрение; полезный. Сберегательный — неистраченный напрасно; о банке: хранящий сбережения и производящий операции с деньгами. Уморительный — очень смешной, забавный. Скоропалительное — слишком поспешный. Огорчительный — причиняющий огорчение, неприятный.
Правильное толкование значения слов по 1 баллу за слово (11 баллов).
Всего 13 баллов
№3. При переводе заглавия возникает проблема: правильно донести смысл названия народной или авторской сказки (2 балла за объяснение). За правильные названия сказок по 1 баллу за каждую – 12 баллов.
«Жар-птица» («The fire bird»), «Крошечка-Хаврошечка» («Wee little havroshechka»), «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» («Alyonushka»), «Финист - ясный сокол» («Fenist the bright falcon»), «Царевна- лягушка» («The frog princess»), «Снегурочка» («Snowmaiden»), «Златовласка» («The golden hair girl»), «Сказка о спящей красавице» (“The story of the sleeping beauty”). Авторские сказки «Аленький цветочек» С. Т. Аксакова («The scarlet flower»); «Золотая рыбка» и «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина («The golden fish», «Tsar Saltan»), «Мальчик-звезда» О. Уайльда (“The Star-Child”).
Всего 14 баллов
№4. Оцениваем продолжение текста 3-4 предложениями (с одним обращением, с одним вводным словом, с однородными членами – 3 балла), с использованием слов на букву «пэ» (2 балла). За полный синтаксический разбор предложения: Пятиклассник Петя Панкратов по прозвищу «Пан» первым получил пятёрку по природоведению. – 3 балла.
Продолжение может быть таким:
После полудня Петя принёс пойманных по перволедью плотвичек, почистил, попотрошил, подогрел борщ, пообедал, помыл посуду.
Позвонили: почтальон Печкин подал письмо, присланное папой. Петин папа – полярник. Плохо понимая папин почерк, прочитал повторно.
После прогулки Петя послушал прогноз погоды, почитал поэму Пушкина «Полтава». Позже писал папе: «Папочка, пиши почаще, приезжай поскорее. Пока». Про пятёрку Петя писать постеснялся: «Подумаешь, подвиг!»
Всего 8 баллов
№5. За правильный перевод – 5 баллов. За объяснение своего выбора и/ или смысла выражений – 2 балла.
- «(попасть) из одной беды в другую» (попасть) с дождя под водосточную трубу (польский) - из огня да в полымя;
- «преувеличивать», «представлять нечто маленькое, незначительное как значительное» делать из иглы вилы (польский) - делать из мухи слона (русским); сгущать краски;
- «не угадать, ошибиться» попасть пулей в плетень (польский) - попасть пальцем в небо;
- «наедине, без свидетелей» голова к голове (французский) - с глазу на глаз, один на один;
- «тратить много сил по пустякам» колесовать бабочку (английский) – стрелять из пушки по воробьям.
Всего 7 баллов
№6. За умелый «диалог» с текстом (подходящие вопросы к тексту) – 6 баллов. За верный разбор слов по составу – 4 балла, за правильное определение способа образования (сом+ов – суфф.; капрон + ов – суфф.; опас+н – суфф; исключить+тельн – суфф.) – 4 балла.
Почему рыболов поставил на реке вентерь, да ещё из капронового шнура?
Почему он выбрал такую снасть?
Что могло быть в бочке таким большим, кроме сома?
Разве есть у сома ноги? Мог ли он сам вылезть?
Чем мог окончиться такой бой?
Могло ли такое чудовище откусить пальцы?
Что предпринял рыболов, чтобы победить сома?
Всего 14 баллов
№7. За верное по существу размышление, что же за кушанье такое ботвинья, - 4 балла. За объяснение связи с ботвой – 2 балла.
В русском языке родственными ботве являются былинка и быльё. Ботвинъя, вероятно, кушанье из некоторых сорванных стеблей и листьев. Чаще всего под ними подразумевают свекольную ботву, следовательно, одним из ингредиентов был корнеплод свёклы.
Например, свекольник готовили, видимо, только из корнеплодов, потому что рекомендовался он по осени, когда капусту солили; «листья свекольные и от репы», «капустные кочерыжки и хряпа», а также многие отходы, «отжимки и счистки» скармливались скотине — «скотина тем и сыта бывает». В «Словаре русского языка XVIII в.» слово ботва имеет только одно значение: «свекольный или морковный лист».
В ботвинью прибавляют обыкновенно крошенных луку, огурцов свежих или соленых, а когда угодно, вареной мелко изрубленной свеклы. Ботвинья более похожа на нашу окрошку, тем более что свекла в нее добавляется лишь «когда угодно».
В ряде говоров, отмечает В. И. Даль, ботвой называют свекольник, свекольный лист. Соответственно ботвинье (ср.р.), ботвинья (ж.р.), ботвинища (псковское) - и ботва, и свекольник, и сама свекла, и — вот он, далевский рецепт! -«холодная похлебка на квасу из отварной ботвы, луку, огурцов, рыбы».
Ботва, породившая ботвинью, как и положено ей, благополучно существует. И то, что она практически исчезла из нашего меню, стало удобной почвой для появления у слова новых значений, например, в молодежном сленге, где ботва обозначает и зеленую массу
Всего 6 баллов
№8. За описание разных звуков в деревне с помощью глаголов в неопределённой форме или в прошедшем времени – 5 баллов. За остроумие и фантазию, за грамотность и целостность текста – 2 балла. Объём 0,5 страницы.
За слова, где все согласные звуки звонкие – 2 балла, за слова, где все согласные звуки глухие – 2 балла. За слова, где букв больше, чем звуков – 2 балла.
Всего 13 баллов
ОТВЕТЫ РУССКИЙ ЯЗЫК 6 КЛАСС
№1. За объяснение, почему возникает комический эффект при чтении незаконченного текста, - 2 балла. За продолжение текста – 2 балла, а за сходство с авторской концовкой ещё 2 балла. Заголовок текста 1 балл.
Конечно, рассказчик принял мальчика за грубияна случайно - 1 балл.
Характеристика правильная (Скамеек много, но все заняты. – Бессоюзное сложное;
Потом вглядываюсь и вижу: свободное-то свободное, но вместе с тем как бы и занято. – Бессоюзная связь и сочинительная связь;
Лежит на нем ладонь мальчика, сидящего рядом. – Простое осложнённое) – 2 балла.
Восьмое предложение (Кому-нибудь место рядом с собой сторожит? – вопросительное, невосклицательное, двусоставное, неполное, распространённое, осложнено причастным оборотом) разобрано по членам, указаны части речи – 2 балла.
Авторская концовка.
Расстроилась и требую:
— А ну, убери руку!
Убирает. И вижу, что возвела на человека напраслину. Никакой он не грубый, а очень даже благородный. На том месте, где лежала ладонь, торчит острием кверху гвоздь.
Автор назвал рассказ «Гвоздь».
Всего 12 баллов
№2. Значение выделенных слов: 2 балла. Сейчас говорят и пишут так: 2 балла (капуцин – монах, который носит плащ с капюшоном; гондола – длинная плоскодонная одновёсельная лодка с высоко поднятыми кормой и носом, с каютой или тентом для пассажиров). Перевод текста (2 балла):
Из всех монастырей и костелов сходятся священники, юристы и обычные люди в костел святого Марка-евангелиста с полотнищами, где изображены святые, и с крестами. А князь венецианский в тот день ездил по морскому проливу в монастырь, где живут монахи, и оттуда опять морем возвратился к своему дому. А ездил он таким образом: перед ним плыла непокрытая гондола, в которой везли знамёна, в той же лодке ехали трубачи и трубили.
Всего 6 баллов
№3. Шутливые выражения – это игра слов, каламбур. За объяснение значения слов – 6 баллов. Правильно выписали причастия – 2 балла. Правильно указали разряд, время, вид, род, число, падеж – 6 баллов.
1. Выдающаяся личность – выделяющийся своими качествами; исключительный.
2. Гордыня – непомерная гордость.
3. Доходяга – об измождённом, обессилевшем человеке или животном.
4. Столбовая дворянка – потомственная дворянка.
5. Наблюдательная — внимательная, умеющая хорошо наблюдать, подмечать.
6. Скоропалительное — слишком поспешный.
Выдающаяся, выращенная, процветающий, привязанная, поданная, действующее.
Всего 14 баллов
№4. Оцениваем составленный небольшой связный текст научно-популярного или публицистического стиля объёмом 0,5 страницы в зависимости от его осмысленности, связности, интересности и законченности – 5 баллов.
Всего 5 баллов
№5. За объяснения отличия пары слов-паронимов (это слово, очень близкое по звучанию к другому слову) 2 балла, за верное их значение 9 баллов, за составленные с ними словосочетания 2 балла.
Невежа (грубый, невоспитанный)– невежда (необразованный); рыбий (принадлежит рыбе; бесстрастный, холодный) – рыбный (приготовленный из рыбы; богатый рыбой; пахнущий рыбой); генеральный (главный, основной, ведущий; общий, всеобщий)– генеральский (имеющий отношение к генералу); вековой (живущий долго) – вечный (бесконечный во времени, без начала и конца); лирический (полный чувства, проникнутый лирикой)– лиричный (проникнутый лиризмом, отличающийся взволнованностью, задушевностью); надеть (натянуть что-то на кого-то, покрывая, облекая) – одеть (облечь кого-либо в какую-нибудь одежду); требование (настоятельная просьба, желание в категоричной форме) – требовательность (строгость, настойчивость); целый (сохранившийся без повреждений; живой; полный) – цельный (сделанный из одного куска; целостный; натуральный); коренной (исконный, основной и постоянный; главный; глубокий, существенный) – корневой (подземная часть растений; внутренний; значимый).
Всего 13 баллов
№6. В русской сказке:
Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его:
— Сходи, Емеля, за водой. А он им с печки:
— Неохота...
— Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.
— Ну ладно.
Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку.
Однако «обратный перевод» сделан не для того, чтобы опорочить русский фольклор и поиздеваться над героями народных сказок, - здесь ирония над засильем иноязычной лексики и жаргонизмов в речи современного носителя русского языка.
За объяснение – 2 балла. За возвращение привычного стиля сказке – 4 балла.
Всего 6 баллов
№7. За объяснение происхождения выражений и их лексического значения 9 баллов.
Бабье лето (в старину женщины всё лето занимались сельскохозяйственными работами, и им некогда было пользоваться благами лета, ранней осенью после окончания страды они отдыхали).
В Тулу со своим самоваром не ездят (не следует брать с собой то, чем славится то место, куда направляешься; Тула – крупный промышленный центр, который славился производством оружия и изделий из металла для домашнего обихода, особенно самоваров).
Дать стрекача (пуститься наутёк, быстро убежать, удрать; стрекать – прыгать, скакать).
Деньги на бочку (сразу платить наличными при сделке или покупке; из речи картёжников: если кто играл на весь банк, а ему не верили, то просили положить деньги; в карты обычно играли в винных погребах).
Как нитка с иголкой (о тесно связанных, неразлучных людях; о большой привязанности; из пословицы куда иголка, туда и нитка).
Концы хоронить (скрывать какое-то предосудительное деяние; из пословицы лапти плетёшь, а концы хоронить не умеешь – «большое дело выполняешь, но мелочами портишь его»).
Мастер большой руки (об очень квалифицированном человеке; в древние времена мастера были сплошь неграмотными, клеймом на их изделии служил отпечаток руки или пальца, смазанного сажей или краской; отпечатки рук были разными по размеру, и покупатели предпочитали изделия «большой руки» как более качественные; делал ведь не подмастерье, а сам мастер).
Носом окуней ловить (дремать сидя и всё время отрывистым движением поднимать голову; окунь лучше клюёт на подвижную приманку, поэтому рыболов обычно подёргивает удочку).
При царе Горохе (в незапамятные времена, очень-очень давно; плод народной шутки, в которой царь Горох оказывается символом неправдоподобности).
Всего 9 баллов
№8. За правильное ударение – 2 балла. За слова, где все согласные звуки звонкие по 1 баллу за слово (ивами, нор, не было, другого, любой, земли – 6 баллов), за слова, где все согласные звуки глухие по 1 баллу за слово (тех, что, все, течет, их, ещё, течь, из-под – 8 баллов). За слова, где букв больше, чем звуков, по 1 баллу за слово (мальчишек, мысль, течь, сельских – 4 балла).
ГоловЁнки, барАхтаются, омуткЕ, Илистых, клешнИстых, течЁт, ещЁ, из-под землИ.
Всего 20 баллов
ОТВЕТЫ РУССКИЙ ЯЗЫК 7 КЛАСС
№1. Слова-близнецы встречаются часто. Например, существительные «туризм» и «паломничество», «богомолец», «странник», «пилигрим», «калика», «прохожий». Но почему их так называют – «слова-близнецы»? Чем же они всё-таки отличаются? Обоснуйте свой ответ примерами. Придумайте текст с одним из этих слов, чтобы все слова в Вашем тексте начинались на одну и ту же букву. Объём – 0,5 страницы.
По определению словарей, слово туризм имеет два значения. Во-первых, это «вид спорта». Например, водный туризм, лыжный туризм. Во-вторых — «вид путешествий, совершаемых для отдыха и с образовательными целями» (международный туризм). Соответственно турист — это «человек, который занимается туризмом», «участник похода, тот, кто путешествует с целью отдыха и самообразования». Слова турист и туризм понятны на любом языке. (Ср. нем. Tourist и Tourismus, англ, tourist, tourism, франц. touriste, tourisme и т. д. < tour «прогулка, поездка»).
Паломник (от лат. palma «пальма») в своем исконном значении - это человек, посетивший Святую Землю и вернувшийся на родину с пальмовой ветвью. Так вплоть до конца XIX в. понималось это слово. Тех, кто посещал другие святые места, чаще называли богомольцами, странниками, пилигримами, каликами и т. д. Из истории Валаама можно узнать, что большую часть тех, кто посещал Северный Афон в XIX в., составляли «богомольцы-поклонники, те, кто прибывал на остров с целью поклонения Валаамским святыням и участия в монастырских богослужениях» (Православный паломник. — 2005. — № 3). Из русских людей лишь немногие могли отправиться в далекую Святую Землю, поэтому словом паломник стали называть человека, посещающего для поклонения любую святыню.
Обычай хождения на поклонение православным святыням был широко распространен на Руси с XI в., особенно среди крестьянства. На богомолье ходили чаще всего по обету или просить благополучного разрешения важных дел: перед свадьбой, во время болезни, после несчастных случаев. В паломничество именно ходили, транспортом пользовались в исключительных случаях (например, при пересечении моря).
Во время паломничества или хождения на богомолье была принята особая норма поведения: в дороге не вести пустых разговоров, не злословить, не думать о мирских делах. О том, как ходили на богомолье русские люди, можно прочитать, например, в книге И. С. Шмелева «Богомолье».
У слова паломник есть еще одно значение: «книга, описывающая путешествия к святым местам». В древнерусской литературе известен «Паломник» игумена Даниила, содержащий описание увиденного им.
№2. Найдите и выпишите устойчивые словосочетания, рядом укажите их значения.
- И там сунуть придется, и в другом месте барашка в бумажке подарить. (Салтыков-Щедрин);
- На горизонте нашей поэзии взошло новое яркое светило и тотчас оказалось звездою первой величины. (Белинский);
- Потерял боец кисет, заискался, — нет и нет... Посмотрел с тоской вокруг: — Без кисета как без рук. (Твардовский);
- Так бесконечно далеко был этот госпиталь, на Васильевском острове, — на краю света (Каверин); Слова Марии Ивановны открыли мне глаза и объяснили многое. (Пушкин);
- И солдаты, после тридцативерстного перехода, не смыкали глаз, всю ночь чинились, чистились. (Л. Толстой);
- Иван Петрович отправился в Петербург с легким сердцем. (Тургенев).
И там сунуть придется, и в другом месте барашка в бумажке подарить. (Салтыков-Щедрин); На горизонте нашей поэзии взошло новое яркое светило и тотчас оказалось звездою первой величины. (Белинский); Потерял боец кисет, заискался, — нет и нет... Посмотрел с тоской вокруг: — Без кисета как без рук. (Твардовский); Так бесконечно далеко был этот госпиталь, на Васильевском острове, — на краю ceema (Каверин); Слова Марии Ивановны открыли мне глаза и объяснили многое. (Пушкин); И солдаты, после тридцативерстного перехода, не смыкали глаз, всю ночь чинились, чистились. (Л. Толстой); Иван Петрович отправился в Петербург с легким сердцем. (Тургенев).
№3. Прочитайте исторический анекдот. Какое лексическое явление стало основой для создания шутки? Поясните выделенные курсивом и жирным шрифтом слова. Какой оттенок значения имеет слово гаркнул? Можем ли мы употребить данное слово в официальной речи? Почему?
—Откуда идешь так поздно? — спросил Николай I опаздывающего юнкера.
— Из депа, ваше императорское величество! — громогласно ответил юнкер.
— Дурак!.. Разве депо склоняется? — крикнул царь.
— Все склоняется перед вашим императорским величеством, — еще громче гаркнул юнкер.
Этот ответ понравился царю. Он вообще любил, когда перед ним склонялись, и не отдал приказа о наказании юнкера за опоздание. (С. Н. Сергеев-Ценский).
(Спросил — ответил, крикнул — гаркнул.)
№4. Объясните термины по предложенной модели:
заимствование из старославянского языка — старославянизм. Укажите способ образования. Приведите 3-4 своих примера слов, созданных по данной модели.
Германизм; галлицизм; китаизм; полонизм; эллинизм.
заимствование из старославянского языка — старославянизм.
Заимствование из немецкого языка — германизм; заимствование из французского языка — галлицизм; заимствование из китайского языка — китаизм; заимствование из польского языка — полонизм; заимствование из греческого языка — грецизм или эллинизм.
№5. Исправьте лексические ошибки. Почему появились такие ошибки?
- В спектакле впервые дебютировала молодая актриса;
- Ты по-настоящему ведущий лидер нашей группы;
- Студенту-филологу необходимо ежедневно читать по четыреста страниц в день;
- Выбор сестры пал на роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина»;
- В нашей школе изучают два зарубежных языка.
№6. Укажите значения заимствованных слов и подберите к ним синонимы русского происхождения. Составьте предложения, выделите грамматические основы.
Лимит, апогей, инновация, ликвидация, модернизация, риелтор, толерантный, эксклюзивный, шопинг, конфиденциальный, хаос.
№7. Составьте весёлый диктант в виде связного текста, в котором будет употреблено как можно больше слов на правило «Правописание НЕ с наречиями на О-Е», или придумайте грамматическую сказку. Подчерните слова с орфограммами. Объем – не более 0,5 страницы.
За каждое слово на правило «Правописание НЕ с наречиями на О-Е» – 0,5 балла. За составленный текст в зависимости от его осмысленности, связности, интересности и законченности - 1-5 баллов.
№8. Прочитайте текст и выпишите выделенные слова, поставьте в них ударение.
Украинский легкоатлет, избалованный вниманием, уморенный бесцеремонными журналистами, находился в состоянии полудремоты, когда в дверь гостиничного номера позвонили. Украинец поднял жалюзи и в приступе мизантропии, теряясь в догадках, кто же звонит, пошел открывать. На пороге стояла женщина гренадерского роста, держа в руках коробку с медикаментами.
— Я из диспансера. В ряде областей зафиксирована вспышка коклюша. Моё намерение — сделать вам прививку.
— У меня предрасположение к аллергии, лучше я сделаю флюорографию, — ответил спортсмен с явным желанием выпроводить нежданную гостью.
— Я не уйду, — уперлась женщина. — Не возьму греха на душу. Один тоже так сопротивлялся, а через неделю — некролог и несколько сирот. Что в таком случае остается диспансеру? Выразить соболезнование?
Натиску пришлось уступить. Представительница диспансера, в блекло-голубом медицинском халатике, мастерски откупорила на столе флаконы с лекарством, потом взяла пациента за руку и начала вводить лекарство.
— Тщательнее, пожалуйста, — попросил он, — и осторожно, а то у меня будут синяки на локте.
— Загодя ничего нельзя знать, — парировала она, — но я предприняла меры, чтобы не осталось ни следа. А от аллергии вам поможет сливовый или грушевый сок. В крайнем случае, айвовый или вишневый. Свеклу тоже ешьте. Все. Теперь вы должны уведомить спорткомитет, что не сможете принять участие в финальных соревнованиях. Ну, а меня обязательно премируют! До свидания! — и она стала ретироваться к выходу.
ОТВЕТЫ РУССКИЙ ЯЗЫК 8 КЛАСС
№1. Оцениваем речевую характеристику героя - 5 баллов. Необычное строение последнего предложения – 2 балла. Значение выделенных слов – 4 балла. За 3 примера разных предложений, в которых есть слова или словосочетания, грамматически не связанные с предложением, -3 балла.
Примус – нагревательный прибор с насосом, подающим горючее к горелке.
Ёжик – чистящая щётка для бутылок и посуды.
Дискуссия – спор, обсуждение какого-то вопроса на собрании.
Поднапёрли – просторечное: толкаются, интересуются, поэтому так много людей.
Персонаж рассказа - «герой» коммунальной квартиры, коммуналки, в которой живет несколько семей. В таких квартирах часто возникали ссоры, а если среди жильцов попадались люди с низкой культурой, то обстановка становилась невыносимой. По самым ничтожным поводам могли возникать не только ссоры, но и драки. Местом «схватки», как правило, была кухня. Вот на такой коммунальной кухне и разворачиваются «события» в рассказе М. М. Зощенко.
Персонаж Зощенко произносит монолог. Единственный прием, который дает возможность «преподнести» читателю это действующее лицо, — его речь. Она свидетельствует о том, что это необразованный человек, который плохо владеет родным языком и использует грубую лексику и просторечия (слова, которые не входят в литературную речь и имеют грубоватый оттенок).
Герой рассказа — человек низкой культуры, о чем прежде всего говорит его лексика: провались совсем, промежду прочим, положъте, поднаперли, драться неспособно и т.д. Все это просторечные слова. Об этом же говорит и манера построения предложений.
Вот как он соединяет части сложного предложения: а другая жиличка, чей ежик; муж, чей ежик. Просторечные слова соседствуют с таким книжным словом, как дискуссия. Особенно комично, что «дискуссия поднялась вокруг ежика». Из рассказа становится очевидно, что перед нами человек грубый, с мелочными интересами (иначе он не стал бы так заинтересованно описывать коммунальную свару). Люди, которые его окружают, — такие же. И все это мы узнали из его речи.
Всего 17 баллов
№2. За объяснения отличия пары слов-паронимов (это слово, очень близкое по звучанию к другому слову) 2 балла, за верное их значение 8 баллов, за составленные с ними словосочетания 2 балла.
Мнимый — мнительный (видящий во всем для себя опасность, неприятность; недоверчивый; воображаемый, кажущийся, не существующий в действительности); гарантированный — гарантийный (относящийся к гарантии, связанный с ней; обеспеченный законом или договором, обязательный); оклик — отклик (ответ на зов, обращение; возглас, слова, которыми окликают кого-либо); разбитной — разбитый (бойкий, развязный; расколотый на куски или с трещиной); терпение — терпимость (способность терпимо, снисходительно относиться к чужим мнениям, поступкам, обычаям; способность стойко и безропотно переносить жизненные невзгоды, лишения); черепаший — черепаховый (сделанный из панциря черепахи, приготовленный из мяса черепахи; принадлежащий черепахе; очень медленный); иронический — ироничный (склонный к иронии; проникнутый иронией, насмешливый); лживый — ложный (намеренно искажающий действительность; склонный ко лжи, обману).
Всего 12 баллов
№3. Несклоняемые прилагательные: беж, хаки, индиго, маренго - являются единицами, специфическими в грамматическом отношении. С лексико-семантической стороны они характеризуются определенной оттеночной семантикой и поэтому успешно дополняют остальные единицы тематической группы «цветообозначения»; с другой стороны, они в своем большинстве не всегда понятны многим носителям современного русского языка. Однако культурному человеку нужно знать, что они значат.
Беж (франц. beige) светло-коричневый с желтоватым или сероватым оттенком (цвета некрашеной шерсти).
Индиго (исп., от лат. indicus «индейский») синий цвет.
Маренго (итал. магепдо) черный с серым отливом или черный с светлыми вкраплениями.
Хаки (в хинди «цвета грязи») коричневато-зеленый.
По выбору:
бланжевый (от франц. blanche) телесный или белый кремового оттенка.
лазурь (нем. lazur) лазоревый цвет, цвета голубого неба.
палевый (от франц. paille «солома») розовато-бежевый, цвета соломы (или pfrle «бледный»).
пансё (от франц. ретёе «анютины глазки») темно-фиолетовый.
перванш (от франц. pervenche «барвинок») светло-голубой цвет с розовато-сиреневым оттенком.
прюн (от франц. prune «слива») темно-лиловый.
пюсовый (от франц. рисе «блоха») коричневый, красновато-бурый (об одежде).
самб (от франц. saumon «семга, лосось») особого оттенка розовый, цвет лосося, лососевый.
фрез (от франц. fraise «земляника») грязно-розовый, брусничный.
шанжан (франц. changeant «изменяющийся») переливающийся цвет.
электрик (от франц. electrique «электрический») ярко-синий цвет с сероватым оттенком.
Всего 4 балла. За остальные - по 1 баллу.
№4. Правильно указали современные варианты слов.
Тифлис — Тбилиси, Салунъ - Фессалоники, Дюшамбе — Душанбе, Гельсингфорс- Хельсинки, Трансиордания — Иордания, Ашхабад — Ашкабад, Киргизия— Кыргызстан, Башкирия — Башкортостан, Константинополь –Стамбул, Ленинград – Санкт-Петербург, Петроград, Горький – Нижний Новгород, Куйбышев – Тольятти, Свердловск – Екатеринбург.
Всего 13 баллов
№5. Правильно так: да я и так приючу, дам приют, смогу приютить; сама мешу тесто; а я и сейчас поражу; я не каркаю, я пророчу; никому я не мщу;я не хожу и не (неологизм звезжу заменить другим по смыслу - горжусь); я уже совсем не (неологизм истеричу заменить другим по смыслу – впадаю в истерику); слежу, как раскрашен домик; я плету косичку; я почищу зубы и лягу; (поглощу лучше заменить) погружусь в мир книги; черчу сейчас; возвращусь и расчешусь.
По 1 баллу за каждую фразу. Всего 13 баллов
№6. Шутливые выражения – это игра слов, каламбур. За объяснение, почему возникает комический эффект при чтении этих строк – 4 балла.
1. Митрофан не знает основных понятий грамматики русского языка.
2. Турецкие кинжалы делают в Турции, а не в Сибири, откуда, видимо, родом мастер Савелий Сибиряков.
3. Гипербола: прическа отвечает всем требованиям моды, и образованной девице нелегко управляться с волосами самой, приходится звать на помощь горничную.
4. Волосы были в виде колечек, что говорит о следовании моде, однако есть намёк на недостаток умственного развития.
Всего 4 балла
№7. За объяснение устаревших слов – 5 баллов, за подходящие синонимы – 5 баллов:
наперсник: человек, пользующийся особым доверием. В главе XI «Мятежная слобода» Гринев называет наперсниками Пугачева беглого капрала Белобородова и ссыльного преступника Афанасия Соколова (Хлопушу).
Ходатай: 1) Лицо, которое ходатайствует за кого-нибудь, защищает кого-нибудь; 2) поверенный, ведущий чьи-либо дела в суде. В главе XIII «Арест» Гринев, отправляя Машу в свою деревню, просит Савельича быть ходатаем перед родителями.
Супостат: противник, недруг, соперник, неприятель, неприязненно настроенный человек. В главе XI «Мятежная слобода» старичок в голубой ленте употребляет слово супостат по отношению к Гриневу и тем, у кого он был в Оренбурге.
Колодник: арестант, узник в колодках. В главе X «Осада города» Гринев наблюдает за толпой колодников.
Присяжный: 1) Принявший присягу. Присяжный поверенный до октября 1917 г.; адвокат; 2) перен. Всегдашний, постоянный, верный. В главе VII «Приступ» комендант крепости обходит войско и воодушевляет маленький гарнизон перед сражением с Пугачевым, называя солдат людьми бравыми и присяжными.
Синонимы: Любимец. Заступник, защитник. Враг. Заключенный. Солдат, верный защитник родины (матушки государыни).
Всего 10 баллов
№8. Правильные варианты произношения слов:
Жёлчный (доп. желчный) столяр и завсегдатай августовским мусоропровод туфлю намерением тяжбу квартала, квартал соглядатай избалованный в гастрономии, жёлобу, жёрдочке корысть бряцать назло завидно коммивояжёру танцовщица у эксперта знахарь дояр сливовый плодоносит вишнёвой заморённый сетчатого творогом запамятовал гюрза ломтями и политым (доп. политым) пломбирует закупоривает под ходатайством уведомили приняла мытарствам облегчит.
Всего 20 баллов
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК
ОТВЕТЫ
9 КЛАСС
1 этап
№1 (1 балл). Пример ошибочен. В этом фрагменте фразы не стоят рядом 9 гласных звуков, так как между ними 4 раза оказывается согласный звук «йот» и два раза слабый вариант «йота».
№2 (1 балл). Неправильно образованы фамилия и отчество от имени Гаврила. Если имя заканчивается гласным звуком, фамилия и отчество образуются с помощью суффикса –ин-; если согласным звуком (кроме [й]), то с помощью суффикса -ов-.
№3 (3 балла). Пасечник – работник на пасеке, а также содержатель пасеки.
Помощник – тот, кто помогает кому-нибудь в чем-нибудь.
Денщик – до революции: солдат, состоящий при офицере для личных услуг.
Погонщик – работник, сопровождающий или погоняющий скот.
Сверстник – то же, что ровесник, человек одинакового возраста с кем-нибудь.
Стрелочник – рабочий, ведающий переводом стрелки, или простой исполнитель, на которого стремятся переложить ответственность за случившееся.
№4 (3 балла). Он бросил невзначай последний взгляд на дом, который был очень стар, который несмотря на ветхость и запущенность, увы, был дорог ему, и, не оглядываясь, поспешно удалился.
Невзначай – наречие; который – относительное местоимение, союзное слово; стар – кр. прилагательное; несмотря на – предлог; увы – междометие, частица, вводное слово; дорог – кр. прилагательное; не оглядываясь – частица с деепричастием.
№5. (3 балла). Значения фразеологизмов:
Буря в стакане воды – ирон.: волнение, ссора по пустякам.
Лакмусовая бумажка – перен.: о способе безошибочной проверки кого-чего-нибудь.
Загадка Сфинкса – перен.: о непонятном, загадочном существе, странном человеке.
Не всякое лыко в строку – не всякую ошибку нужно ставить в вину (первонач. строка – ряд лык, соединенных вместе при плетении лаптей).
№6. (2 балла). Составьте словосочетания с приведенными ниже словами-паронимами.
Абонент телефонной сети – абонемент в театр.
Косный образ жизни – костная ткань.
Глиняный кувшин – глинистый минерал или грунт.
№7. (1 балл). Дымок, дым, дымить, дымчатый, задымить, дымиться.
Словообразовательные цепочки: дым – дымок; дым – дымчатый; дымить – дымиться; дымить – задымить.
№8. (5 баллов). Антиреклама (подобно теле- или радиорекламе) на одну из предложенных тем.
«Радиостанция, которую не стоит слушать»;
«Фильм, который не стоит смотреть».
№9. (3 балла). Лексическое значение слов:
Холдинг – компания, владеющая контрольными пакетами акций других компаний.
Саммит – встреча представителей государств на высшем уровне.
Секвестр – запрещение или ограничение, налагаемое государственной властью на пользование или распоряжение каким-либо имуществом.
Эксклюзивный – исключительный.
Всего 22 балла.
ОТВЕТЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК
9 КЛАСС
2 этап
№1.(3 балла). Буква Ё используется реже, чем все остальные буквы. Читателю достаточно буквы Ё, чтобы правильно прочитать слова мед, клен, пес, идешь. Употребление Ё оправдано лишь в написании иноязычных имен собственных, чтобы показать правильное произношение: Генрих Бёль, художник Чюрлёнис, поэт Бёрнс. Буква Ё помогает разграничить омоформы (узнаем – узнаём). С этой буквой печатают книги для малышей, для национальных школ. На месте буквы Ё ранее употреблялся знак iô, появившийся в русском письме под влиянием польской графики. Впервые букву Ё использовал Н.М. Карамзин в 1797 году.
№2. (2 балла). Между словами текст и текстильный существует связь. Оба слова пришили из латинского языка. Текст (textum связь, соединение) - сочинение или документ, воспроизведенные на письме. Текстиль (textile ткань) – изделия, выработанные из волокон и нитей (ткани, трикотаж, вата), поэтому возможно выражение словесная ткань (затейливое, изящное повествование).
№3. (2 балла). Слова обуть и разуть имеют один и тот же корень. Морфемный анализ слов: приставка (об-, раз-) + корень (-У-) + суффикс (-ть, -т, -вь). Окончание есть в словах обут/ый, обувь. 1. Обуть, 2. обутый 3. обувь
№4. (2 балла). Комический эффект фразы обусловлен использованием многозначных слов. Так создаются каламбуры. Возмущённый покупатель потребовал у продавца самую жалобную книгу, какая только имелась в их магазине. Жалобный – 1) вызывающий страдание, печаль, грусть, тоску; 2) выражающий недовольство.
№5. (5 баллов). Значения фразеологизмов:
- геенна огненная – место вечных мук грешников, ад. Геенна – долина вблизи Иерусалима, где приносились жертвы Молоху, сжигались трупы, всегда горел огонь.
- соль земли - лучшие представители общества.
- внести свою лепту – принять посильное участие. Вдовица отдала Иисусу своё последнее, её подаяние – самое дорогое.
- зарыть талант в землю – не дать развиться таланту, дарованию.
- имя им легион – о бесчисленном множестве чего-нибудь.
№6. (8 баллов). Оцениваем составленный текст из приведённых ниже предложений. Учитываем связность и цельность текста, а также использование выразительных средств и их обозначение в тексте, определение их принадлежности к частям речи. Учитываем речевые, логические, фактические, орфографические и пунктуационные ошибки.
№7. (4 балла). Данные слова делятся на словообразовательные типы:
- производные от существительных при помощи суффикса –иц со значением уменьшительности: рощица, лужица, книжица;
- производные от существительных при помощи суффикса –иц со значением принадлежности к женскому полу: львица, орлица, волчица, медведица;
- производные от прилагательных при помощи –иц со значением носителя признака: тупица, умница, роговица, передовица;
- производные от существительных с суффиксом –ниц со значением предметности: сахарница, мыльница, пепельница, хлебница;
- производные от существительных с суффиксом –ниц со значением женскости: свидетельница, утешительница, победительница.
Всего 39 баллов
Предварительный просмотр:
ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
5 КЛАСС
№1. Подберите к общеупотребительным словам синонимы-диалектизмы. Вспомните, какие слова называются общеупотребительными и диалектными.
Кочет, вечерять, зенки, слухать, утирка, балка, бирюк, спозаранку, качка, гашник, гутарить, хай.
Слова для справок: глаза, пояс, рано, пускай, утка, говорить, волк, петух, ужинать, полотенце, слушать, овраг.
№2. Один чудак, любящий разбирать слова, сказал: «Замечательный — тот, кто много замечает. Значительный — тот, у кого есть значки. Предварительные — это продукты перед тем, как их варят. Наблюдательная — это еда, поданная на блюде. Дипломатический — тот, кто получил диплом. Доброжелательный — тот, кто желает присвоить чужое добро. Положительное — все то, что я куда-то положил. Сберегательный — тот, кто упал с берега. Уморительный — тот, кто живет у моря. Скоропалительное — это быстро действующее огнестрельное оружие. Огорчительный — тот, кто ставит горчичники».
Правильно ли определил смысл слов этот человек? Почему? А как бы вы объяснили значение этих прилагательных?
№3. Что переводить труднее: целый текст или его малую часть? «Конечно, текст», - ответит каждый, не задумываясь. Однако не всё так просто, как кажется на первый взгляд. Работа с текстом большого объёма выручает переводчика, позволяя что-то добавить от себя. А как перевести заглавие? Какая возникает проблема? Почему? Найдите ошибки в переводе и запишите правильные названия сказок.
“The fire bird”, “Wee little havroshechka”, “Alyonushka”, “Fenist the bright falcon”, “The frog princess”, “The scarlet flower”, “The golden fish”, “Tsar Saltan”, “Snowmaiden”, “The golden hair girl”, “The story of the sleeping beauty”, “The Star-Child”.
№4. У многих известных поэтов, а также писателей, работавших в жанре пародии, есть тексты, в которых все слова начинаются с одной буквы. Продолжите текст 3-4 предложениями (с одним обращением, с одним вводным словом, с однородными членами), используя слова на букву «пэ». Проведите полный синтаксический разбор выделенного предложения.
Пятиклассник Петя Панкратов по прозвищу «Пан» первым получил пятёрку по природоведению. Подхватив Петин почин, пятёрку получила Поля Перова. Поздравляя Петю, приятели подкалывали:
- Петя плюс Поля!
- Петя подаёт пример.
- Пан перевыполнил план!
№5. Какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда иностранцы говорят:
- (попасть) с дождя под водосточную трубу (польский);
- делать из иглы вилы (польский);
- попасть пулей в плетень (польский);
- голова к голове (французский);
- колесовать бабочку(английский).
Для справок: делать из мухи слона, с глазу на глаз, стрелять из пушки по воробьям, попасть пальцем в небо, из огня да в полымя. Объясните свой выбор.
№6. Проведите «диалог» с текстом, поставив на месте пропусков, обозначенных тремя точками, вопросы к тексту. Разберите выделенные слова по составу, определите способ их образования (от какой основы и с помощью чего).
Один рыболов зимой поставил на реке сомовий вентерь* из капронового шнура. ...
— Прихожу проверить снасти и вижу в бочке что-то большое. ... Смотрю и вижу: оно шевелится. Эге, да это сом! А ну-ка вылезай! ...
Но сом не пожелал вылезать, и между ним и рыболовом завязался опасный бой. ... Человек схватил сома за губу, а сом прочно захватил четыре пальца рыболова. ...
Только исключительное самообладание мужчины позволило ему выйти победителем из этой схватки. ... («Любопытные истории»).
* Вентерь — рыболовная снасть в виде суживающейся книзу сети на обручах.
№7. Вспомним сказку С.Я. Маршака «Кошкин дом» и поросят, которые радостно сообщают:«Нынче дали нам, друзья, целый чан ботвиньи!» В книге «Домострой» XVI в. сказано: «А на ужин были щи, капуста, толокно, иногда рассол, ботвинья». Что же это за кушанье такое ботвинья? И как оно связано с ботвой? Объясните.
№8. Представьте себе, что вы приехали в деревню, где полным-полно разных домашних животных, на деревьях много птиц, а в пруду водятся лягушки. И все эти живые существа откликаются на ваше появление свойственными только им звуками. Опишите эту разноголосицу, используя нужные глаголы в неопределённой форме или в прошедшем времени. Насколько интересным и весёлым получится Ваш рассказ, зависит от Вашего остроумия и фантазии. Объём 0,5 страницы.
Из своего текста выпишите 1-2 слова, где все согласные звуки звонкие, а потом 1-2 слова, где все согласные звуки глухие. Выпишите 1-2 слова, где букв больше, чем звуков.
ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
6 КЛАСС
№1. Прочитайте незаконченную запись. Постарайтесь объяснить, почему возникает комический эффект при чтении этих строк. Продолжите ее, чтобы получился текст. Озаглавьте его. Как вы думаете, случайно ли рассказчик принял мальчика за грубияна? Выпишите выделенные предложения, дайте им характеристику. Восьмое предложение разберите по членам, укажите части речи.
Прихожу однажды в воскресенье в парк. Думаю: погуляю, потом посижу на скамейке, почитаю. Но не тут-то было. Скамеек много, но все заняты. Вдруг нахожу свободное место. Потом вглядываюсь и вижу: свободное-то свободное, но вместе с тем как бы и занято. Лежит на нем ладонь мальчика, сидящего рядом. Кому-нибудь место рядом с собой сторожит? Или жука поймал?
—Можно сесть? — спрашиваю.
— Нельзя, — отвечает, — ищите другое.
Грубый какой. Мог бы уступить старшему даже свое. Видит же, что еле на ногах держусь.
№2. Сейчас многие слова уже позабыты, и это мешает нам иногда правильно понимать, что писатель хотел сказать. К таким, в частности, можно отнести и выделенные слова в отрывке из путевых заметок (образец путешествия, написанного приказным человеком, отправленным за границу для обучения разным ремёслам) П. А. Толстого. Вот как он описывает одну «процессию» в Венеции. Объясните, что означают выделенные слова. А как говорят сейчас? Переведите текст на современный русский язык.
Изо всех монастырей и костелов сходятся священники, законники и мирския люди в костел святаго Марка-евангелиста с хоругвями и со кресты. А князь венецкой в тот день ездил за проливу морскую в монастырь, где живут капуцыны, и оттоле паки возвратился к дому своему морем. А ездил таким образом: перед ним ехал гундал непокрытой, в котором везли б знамен, в том же гундале ехали трубачи и трубили.
№3. Знаете ли вы, что такое шутливое толкование слова? Познакомьтесь с некоторыми из них. А как бы Вы объяснили значение этих слов? Из данных шутливых толкований выпишите причастия. Укажите их разряд, время, вид, род, число, падеж.
1. Выдающаяся личность – невеста.
2. Гордыня – дыня, выращенная в городских условиях.
3. Доходяга – процветающий бизнесмен.
4. Столбовая дворянка – дворняжка, привязанная к столбу.
5. Наблюдательная — это еда, поданная на блюде.
6. Скоропалительное — это быстро действующее огнестрельное оружие.
№4. С данными ниже словосочетаниями придумайте небольшой связный текст научно-популярного или публицистического стиля. Объём 0,5 страницы.
Таинственные просторы Вселенной. Космические лучи. Тщательные предварительные исследования. Замечательные достижения в области вычислительной техники и автоматического управления. Головокружительная высота. Ослепительное сияние. Увлекательные события и удивительные открытия.
№5. Чем отличаются пары слов? Объясните их значение, составив с ними словосочетания. Как называются такие слова?
Невежа - невежда; рыбий - рыбный; генеральный - генеральский; вековой - вечный; лирический - лиричный; надеть - одеть; требование - требовательность; целый - цельный; коренной - корневой.
№6. Американские редакторы переводят русские народные сказки на английский язык, адаптируют их, а затем вновь переводят на исходный язык. В результате сказка «По щучьему велению» вместе с новым названием («Приказ щуки») приобретает новое звучание. Нужна ли сказке иноязычная лексика и жаргонизмы? Почему? Верните сказке её привычный стиль.
Как-то раз уехали братья в таун, а их герлфренды говорят:
— Емелья, организуй доставку воды с реки!
— Не в кайф!
Тогда герлфренды и говорят:
— Если ты не выполнишь наше поручение, братья вернутся и не привезут тебе презента с распродажи.
— О'кей, — сказал Емеля и направился организовывать доставку воды.
№7. Прочитайте устойчивые выражения и попробуйте объяснить их происхождение и лексическое значение.
Бабье лето (исконно русское), в Тулу со своим самоваром не ездят (собственно русское, шутливое), дать стрекача (собственно русское), деньги на бочку (собственно русское), как нитка с иголкой (собственно русское), концы хоронить (собственно русское), мастер большой руки (собственно русское), носом окуней ловить (собственно русское), при царе Горохе (собственно русское).
№8. Прочитайте текст, выпишите выделенные слова, поставьте в них ударение. Затем из текста выпишите все слова, где все согласные звуки звонкие, потом все слова, где все согласные звуки глухие. И наконец все слова, где букв больше, чем звуков.
В русые головенки тех мальчишек, что барахтаются в уютном, обросшем ивами омутке, или бегают все в брызгах по журчащему перекату, или вытаскивают из илистых нор упирающихсяклешнистых раков, редко приходит мысль: а откуда течет, где начинается их речка?
Река текла, когда ребятишек еще не было на свете, и она будет течь, когда их снова не будет. У сельских детей нет другого представления о начале любой реки, кроме холодных бьющихиз-под земли ключей. (В. Солоухин).
ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
7 КЛАСС
№1. Слова-близнецы встречаются часто. Например, существительные «туризм» и «паломничество», «богомолец», «странник», «пилигрим», «калика», «прохожий». Но почему их так называют – «слова-близнецы»? Чем же они всё-таки отличаются? Обоснуйте свой ответ примерами. Придумайте текст с одним из этих слов, чтобы все слова в Вашем тексте начинались на одну и ту же букву. Объём – 0,5 страницы.
№2. Найдите и выпишите устойчивые словосочетания, рядом укажите их значения.
- И там сунуть придется, и в другом месте барашка в бумажке подарить. (Салтыков-Щедрин);
- На горизонте нашей поэзии взошло новое яркое светило и тотчас оказалось звездою первой величины. (Белинский);
- Потерял боец кисет, заискался, — нет и нет... Посмотрел с тоской вокруг: — Без кисета как без рук. (Твардовский);
- Так бесконечно далеко был этот госпиталь, на Васильевском острове, — на краю света (Каверин); Слова Марии Ивановны открыли мне глаза и объяснили многое. (Пушкин);
- И солдаты, после тридцативерстного перехода, не смыкали глаз, всю ночь чинились, чистились. (Л. Толстой);
- Иван Петрович отправился в Петербург с легким сердцем. (Тургенев).
№3. Прочитайте исторический анекдот. Какое лексическое явление стало основой для создания шутки? Поясните выделенные курсивом и жирным шрифтом слова. Какой оттенок значения имеет слово гаркнул? Можем ли мы употребить данное слово в официальной речи? Почему?
—Откуда идешь так поздно? — спросил Николай I опаздывающего юнкера.
— Из депа, ваше императорское величество! — громогласно ответил юнкер.
— Дурак!.. Разве депо склоняется? — крикнул царь.
— Все склоняется перед вашим императорским величеством, — еще громче гаркнул юнкер.
Этот ответ понравился царю. Он вообще любил, когда перед ним склонялись, и не отдал приказа о наказании юнкера за опоздание. (С. Н. Сергеев-Ценский).
№4. Объясните термины по предложенной модели:
заимствование изстарославянского языка — старославянизм. Укажите способ образования. Приведите 3-4 своих примера слов, созданных по данной модели.
Германизм; галлицизм; китаизм; полонизм; эллинизм.
№5. Исправьте лексические ошибки. Почему появились такие ошибки?
- В спектакле впервые дебютировала молодая актриса;
- Ты по-настоящему ведущий лидер нашей группы;
- Студенту-филологу необходимо ежедневно читать по четыреста страниц в день;
- Выбор сестры пал на роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина»;
- В нашей школе изучают два зарубежных языка.
№6. Укажите значения заимствованных слов и подберите к ним синонимы русского происхождения. Составьте предложения, выделите грамматические основы.
Лимит, апогей, инновация, ликвидация, модернизация, риелтор, толерантный, эксклюзивный, шопинг, конфиденциальный, хаос.
№7. Составьте весёлый диктант в виде связного текста, в котором будет употреблено как можно больше слов на правило «Правописание НЕ с наречиями на О-Е», или придумайте грамматическую сказку. Подчерните слова с орфограммами. Объем – не более 0,5 страницы.
№8. Прочитайте текст и выпишите выделенные слова, поставьте в них ударение.
Украинский легкоатлет, избалованный вниманием, уморенный бесцеремонными журналистами, находился в состоянии полудремоты, когда в дверь гостиничного номера позвонили. Украинец поднял жалюзи и в приступе мизантропии, теряясь в догадках, кто жезвонит, пошел открывать. На пороге стояла женщина гренадерского роста, держа в руках коробку с медикаментами.
— Я из диспансера. В ряде областей зафиксирована вспышка коклюша. Моё намерение — сделать вам прививку.
— У меня предрасположение к аллергии, лучше я сделаю флюорографию, — ответил спортсмен с явным желанием выпроводить нежданную гостью.
— Я не уйду, — уперлась женщина. — Не возьму греха на душу. Один тоже так сопротивлялся, а через неделю — некролог и несколько сирот. Что в таком случае остается диспансеру? Выразить соболезнование?
Натиску пришлось уступить. Представительница диспансера, в блекло-голубом медицинском халатике, мастерски откупорила на столе флаконы с лекарством, потом взяла пациента за руку и начала вводить лекарство.
— Тщательнее, пожалуйста, — попросил он, — и осторожно, а то у меня будут синяки налокте.
— Загодя ничего нельзя знать, — парировала она, — но я предприняла меры, чтобы не осталось ни следа. А от аллергии вам поможет сливовый или грушевый сок. В крайнем случае, айвовый или вишневый. Свеклу тоже ешьте. Все. Теперь вы должны уведомитьспорткомитет, что не сможете принять участие в финальных соревнованиях. Ну, а меня обязательно премируют! До свидания! — и она стала ретироваться к выходу.
ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
8 КЛАСС
№1. В рассказе М.М. Зощенко (советский сатирик 1920—1940-х г.) «Нервные люди» герой коммунальной квартиры делится своим «жизненным опытом». Какую речевую характеристику создаёт автор своему герою? Чем необычно последнее предложение? Что означают выделенные слова? Выпишите из текста 4 примера разных предложений, в которых есть слова или словосочетания, грамматически не связанные с предложением.
Недавно в нашей коммунальной квартире драка произошла... Приходит... одна жиличка Щипцова в девять часов вечера на кухню и разжигает примус. Она всегда, знаете, в это время разжигает примус... А он, провались, совсем не разжигается... И берет она в левую руку ежики хочет чистить, а другая жиличка, чей ежик, посмотрела, чего взято, и отвечает: «Ежик-то, уважаемая Марья Васильевна, промежду прочим, назад положьте». Щипцова, конечно, вспыхнула от этих слов и отвечает: «Пожалуйста, подавитесь своим ежиком».
Муж, чей ежик, на шум является. Здоровый такой мужчина, пузатый даже, но, в свою очередь, нервный. Тут снова шум, и дискуссия поднялась вокруг ежика. Все жильцы, конечно, поднаперли в кухню. А кухонька, знаете, узкая. Драться неспособно... И, конечное дело, на все натыкаешься, падаешь. Не то что, знаете, безногому инвалиду — с тремя ногами устоять на полу нет никакой возможности.
№2. Чем отличаются пары слов? Объясните их значение, составив с ними словосочетания. Как называются такие слова?
Мнимый — мнительный; гарантированный — гарантийный; оклик — отклик; разбитной — разбитый; терпение — терпимость; черепаший — черепаховый; иронический — ироничный; лживый — ложный.
№3. В русском языке имеется сравнительно небольшой ряд слов — обозначений цвета, цветовых оттенков, заимствованных из нескольких языков. Среди них, в частности, есть такие, которые представляют собой несклоняемые прилагательные. Выпишите их и объясните, какой цвет они обозначают. По желанию можете предположить, какие цвета называют остальные слова.
Беж (франц. beige), бланжевый (от франц. blanche), индиго (исп., от лат. indicus «индейский»), лазурь (нем. lazur), маренго (итал. мarengo), палевый (от франц. paille «солома»), пансё (от франц. pansy «анютины глазки»), перванш (от франц. pervenche «барвинок»), прюн (от франц. prune «слива»), пюсовый (от франц. puces «блоха»), самб (от франц. saumon «семга, лосось»), фрез (от франц. fraise «земляника»), хаки (в хинди «цвета грязи»), шанжан (франц. changeant «изменяющийся»), электрик (от франц. electrique «электрический»).
№4. Хронологические варианты — варианты заимствованных названий, возникшие с течением времени в каком-либо языке. Этим термином обозначают чаще всего топонимические заимствования разного времени. Укажите современные варианты слов.
Тифлис, Салунь, Дюшамбе, Гельсингфорс, Трансиордания, Ашхабад, Киргизия, Башкирия, Константинополь, Ленинград, Горький, Куйбышев, Свердловск.
№5. «Чуду-юду я и так победю!» Так ответил королю «бывший лучший, но опальный стрелок» из произведения В. Высоцкого «Про дикого вепря». Эта форма создает образ бесшабашного и решительного героя. Но и отнюдь не сказочные герои в своей речевой практике сталкиваются с проблемой выбора верного слова. Запишите выделенные глаголы правильно.
- Да я и так приючу... приютю... буду приютать;
- Сама месю тесто;
- Ты хотел поразить? — А я и сейчас поразю, кого встречу, того и поразю;
- Я не каркаю, я пророкую;
- Так это ты мстишь? - Никому я не мстю.
- Я не звезда. Я не хожу и не звезжу!
- Я уже совсем не истеричу;
- Следю, как раскалякан (раскрашен) домик;
- Я плечу косичку;
- Я почистю зубы и ляжу;
- Поглочусь в мир книги;
- Чертю сейчас;
- Возврачусъ и расчесусъ.
№6. Постарайтесь объяснить, почему возникает комический эффект при чтении этих строк.
1. [Правдин экзаменует Митрофанушку.]
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. Котора дверь? Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит - еще не навешена: так она покамест существительна. (Фонвизин).
2. Потом были показаны турецкие кинжалы, на одном из которых, по ошибке, было вырезано:Мастер Савелий Сибиряков. (Гоголь).
3. Прическа, как и подобает образованной девице, скромная: два-три пуда волос, зачесанных кверху, и на волосах маленькая лестница для причесывающей горничной. (Чехов).
4. Она была завита, как овца, и так же развита. (Кроткий).
№7. В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» встречаются устаревшие слова:
наперсник, ходатай, супостат, колодник, присяжный. Объясните происхождение этих слов, подобрав соответствующие синонимы.
№8. Прочитайте текст и выпишите выделенные слова, поставьте в них ударение.
Желчный старик из 56-й квартиры, бывший столяр и завсегдатай шахматного клуба, раннимавгустовским утром с грохотом выбросил в мусоропровод старую туфлю с явнымнамерением разбудить весь дом. Он давно вёл тяжбу с жильцами дома и всего квартала, и каждый квартал составлял подробный отчёт самому себе о своих действиях. Соглядатайстарика избалованный ветчиной кот, знавший толк в гастрономии, ходил по водосточномужелобу, а потом перешел по перекинутой жердочке на крышу соседнего дома.
Какая корысть старику бряцать железом по утрам под дверями соседей? Он делает это просто так. Назло. Ему было, например, завидно, что к коммивояжеру из 55-й квартиры приходит в гости танцовщица из кабаре, а у эксперта этажом ниже отбоя нет от клиентов. На самом деле, он и не эксперт вовсе, а знахарь. Жилец из 54-й, в прошлом колхозный дояр, активно продает сливовый сок, объясняя это тем, что слива у тещи в саду обильноплодоносит и плоды некуда девать. Его жена сидит на яблочной и вишневой диете, но вид у нее далеко не заморенный. Дрессировщик из 50-й держит дома сетчатого питона, кормит эту нечисть творогом. Старик запамятовал: у дрессировщика не питон, а гюрза. И потчует он ее хлебом, нарезанным толстыми ломтями и политым оливковым маслом.
Себя же старик от нападок жильцов оберегает: пломбирует дверь, закупоривает окна. Бороться со стариком невозможно: не помогают ни сбор подписей под ходатайством в соответствующие органы, ни угрозы. Жильцы уведомили управдома Арину Саввичну, но таприняла сторону старика. Когда наступит конец мытарствам жильцов? Кто облегчит их жизнь?
РУССКИЙ ЯЗЫК
9 КЛАСС
1 этап
№1. Хотите услышать фразу, в которой стояли бы рядом 9 гласных звуков? Извольте!
Я знаю ее и ее июльское увлечение…
Верен ли этот пример? Поясните ваше мнение.
№2. Даны русские личные имена и образованные от них фамилии и женские отчества:
Антон – Антонов – Антоновна; Илья – Ильин – Ильинична; Гаврила – Гаврилов – Гавриловна; Иван – Иванов – Ивановна; Кузьма – Кузьмин – Кузьминична; Петр – Петров - Петровна; Никита – Никитин – Никитична; Фома – Фомин – Фоминична.
От одного из имен фамилия и отчество образованы неправильно, хотя и считаются нормативными. Найдите это имя.
№3. Прочитайте слова с их объяснениями. Если объяснения вам кажутся неправильными, запишите свои.
Пасечник – это человек, который пасёт стадо.
Помощник – это человек, равный мне по мощи.
Денщик – это человек, который ест каждый день щи.
Погонщик – тот, кто носит погоны.
Сверстник – прибор, соединенный с верстаком.
Стрелочник – человек, делающий стрелки для часов.
№4. Расставьте знаки препинания, укажите части речи в предложении.
Он бросил невзначай последний взгляд на дом который был очень стар который несмотря на ветхость и запущенность увы был дорог ему и не оглядываясь поспешно удалился.
№5. Объясните значения фразеологизмов.
Буря в стакане воды, лакмусовая бумажка, загадка Сфинкса, не всякое лыко в строку.
№6. Составьте словосочетания с приведенными ниже словами-паронимами.
Абонент – абонемент, косный – костный, глиняный – глинистый.
№7. Постройте словообразовательные цепочки.
Дымок, дым, дымить, дымчатый, задымить, дымиться.
№8. Напишите антирекламу (подобно теле- или радиорекламе) на одну из предложенных тем.
«Радиостанция, которую не стоит слушать»;
«Фильм, который не стоит смотреть».
№9. Истолкуйте лексическое значение слов.
Холдинг, саммит, секвестр, эксклюзивный.
2 этап
№1. Л. Успенский в книге «По закону буквы» сравнил букву Ё с тихим старичком на пенсии: при огромной занятости других букв, буква Ё «необязательная к употреблению» (можно писать мед и мёд). В каких случаях употребление Ё всё же необходимо? Какой графический знак выполнял функции буквы Ё до её появления в алфавите?
№2. Какая связь существует между словами текст и текстильный? Почему возможно выражение словесная ткань?
№3. Сравните слова обуть и разуть. Какой корень в этих словах? Проведите морфемный анализ слов обуть, обутый, обувь.
№4. Чем объясняется комический эффект фразы?
Возмущённый покупатель потребовал у продавца самую жалобную книгу, какая только имелась в их магазине.
№5. Объясните значения фразеологизмов.
Геенна огненная, соль земли, внести свою лепту, зарыть талант в землю, имя им легион.
№6. Составьте связный текст из приведённых ниже предложений. Какие средства для создания этого текста вы используете? Подчеркните их в своём тексте, укажите над ними их часть речи.
Вчера вечером я покупал билет в Москву.
Вчера вечером я случайно встретил Костю.
Костина сестра училась со мной в одном классе.
Мы с Костей не виделись лет десять.
Мы с Костей когда-то жили в соседних домах.
Наши отцы вместе увлекались рыбалкой.
Нельзя сказать, чтобы наши отцы были друзьями.
№7. Распределите данные слова на словообразовательные типы, учитывая, что к одному типу в словообразовании относятся слова, образованные от одной и той же части речи, с одним и тем же словообразовательным аффиксом и одинаковым словообразовательным значением.
Рощица, пепельница, свидетельница, книжица, львица, волчица, сахарница, утешительница, роговица, орлица, лужица, победительница, передовица, медведица, тупица, хлебница, мыльница, умница.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада по русскому языку и литературе в 5 классе
Данный материал позволит вашим ученикам проверить свои знания....
Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку
Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....
Внеклассное мероприятие по русскому языку Олимпиада по русскому языку среди учащихся 7 классов
Задачи мероприятия. Совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении частей речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения работать в группах. Воспитывать чувство товарищества, коллективи...
САМОАНАЛИЗ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ (ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Я ЗНАЮ СВОЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»).
Самоанализ олимпиады по русскому языку....
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА учителя русского языка и литературы по проблеме «Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка (в условиях внедрения ФГОС)
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. О...
Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Тайны русской орфографии.
Презентация содержит материал из истории орфограмм: откуда появились правила написания слов, как возникли чередования в словах, зачем нужно запоминать слова....
Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы
Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы...