Урок русского языка в 5 классе по теме согласные звонкие и глухие
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка в 5 классе по теме согласные звонкие и глухие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse_po_teme_soglasnye_zvonkie_i_gluhie.rar | 1.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Согласные звонкие и глухие"
Цели:
- познакомить с делением согласных на звонкие и глухие и перечнем пар согласных по глухости и звонкости;
- формировать умение различать звонкие и глухие согласные;
- дать представление о звукописи.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: медиапроектор, тестовые работы.
Ход урока
I. Организационный момент (приветствие, запись в тетрадь числа и темы).
II. Фронтальный опрос.
- Что изучает фонетика? (Это раздел науки о языке, изучающий звуки речи.)
- На какие две группы делятся звуки речи? (Гласные и согласные.)
- Запишите, пожалуйста, пословицу: Красно поле пшеном, а беседа умом.
- Охарактеризуйте гласные звуки в слове "красно". ([а] - гласный, безударный, [о] - гласный, ударный.)
- Охарактеризуйте согласные звуки по твёрдости-мягкости в слове"беседа". ([б'] - согласный, мягкий, [с'] - согласный, мягкий, [д] - согласный, твёрдый.)
- В каком слове есть непарный по твёрдости-мягкости звук? (Пшеном - звук [ш]).
- Какие непарные звуки по твёрдости-мягкости вам известны? (Всегда твёрдые звуки: [ж], [ш], [ц], всегда мягкие звуки: [ч'], [щ'], [й'].)
III. Объяснение нового материала.
- Запишите пословицы:
1) У Лёвки всё ловко. 2) Дорог хлеб, коли денег нет.
- Какие звуки мы слышим на месте букв Б, В, Г на конце и в середине слов?
- Почему произносятся другие звуки, не совпадающие с буквами? (Происходит позиционное чередование.)
- Звонкие согласные на конце слова и в середине слова (если находятся перед глухой согласной) "теряют голос" и оглушаются. В русском языке есть звуки-"двойняшки", т.е. похожие звуки, парные.
- Вспомните, какие парные согласные по звонкости-глухости вам известны? ([б]-[п], [в]-[ф], [г]-[к], [д]-[т], [з]-[с], [ж]-[ш]).
- Представим, что все звонкие и глухие согласные расположились в вагоне поезда: звонкие - на верхней полке, глухие - на нижней.
- Сколько существует пар по глухости-звонкости? (Шесть.)
- Какие звуки не имеют пары по глухости, т.е. являются звонкими? ([л], [м], [н], [р], [й'].) Эти звуки, кроме [й'], называют ещё сонорными. При образовании этих звуков голос преобладает над шумом.
- Какие звуки не имеют пары по звонкости, т.е. являются глухими? ([х], [ц], [ч'], [щ'].)
IV. Закрепление изученного материала.
1. Представьте, что мы попали на планету Звучная. Жители её используют в своей речи только звонкие согласные. "Переведите" на язык инопланетян следующие пословицы:
1) Азбука - наука, а ребятам - мука. 2) Красно поле пшеном, а беседа умом. 3) Сама скажет сорока, где гнездо свила.
2. В словосочетании замените прилагательное противоположным по значению словом. Укажите в словах парные согласные по звонкости-глухости.
Холодный чай - : (горячий) чай,
редкий гость - : (частый) гость,
лёгкий портфель - : (тяжёлый) портфель,
маленький рисунок - : (большой) рисунок,
весёлый человек - : (печальный) человек. [2]
- С какими парными согласными не встретились слова? ([в], [ф], [к], [д], [з]) Приведите примеры слов с этими парными согласными звуками.
3. Прочитайте выразительно поэтические строки С.Маршака. [2]
А теперь без грамоты пропадёшь,
Далеко без грамоты не уйдёшь.
Не попить без грамоты, не поесть,
На воротах номера не прочесть!
- "Сверните" текст в пословицу. (Грамоте учиться - всегда пригодится.) Охарактеризуйте по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости согласные звуки в словах: уйдёшь (1-ый ряд),грамота (2-ой ряд), прочесть (3-ий ряд).
4. В русском языке преобладают звонкие согласные. Наш язык звучный. Звуки передают различные действия: скрип, жужжание, шелест и т.п. Приём усиления звуковой выразительности в художественной речи называется звукописью.
Прочитайте пословицы. Повторы каких звуков вызывают эффект звукоподражания?
1) Орешки дерут прорешки.
2) Шумит дубравушка к погодушке.
3) Трусость - истинная глупость.
V. Тестовая работа по теме. [1]
I вариант
1. Выберите правильный ответ.
Фонетика - раздел науки о языке, изучающий
1) нормы правильного произношения звуков и ударения в словах
2) способы обозначения звуков на письме
3) звуки речи
4) правописание гласных и согласных
2. Отметьте неправильное утверждение.
1) Звук - кратчайшая, далее неделимая часть произносимого слова.
2) В нашей речи преобладают гласные звуки.
3) Буквы обозначают звуки на письме.
4) Гласные звуки состоят только из голоса.
3. Сколько мягких согласных в пословице?
Хлеб-соль ешь, а правду режь.
1) три
2) четыре
3) пять
4) шесть
4. Сколько звуков [с] в пословице?
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
1) четыре
2) пять
3) шесть
4) семь
5. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?
А. Правда, есть слова, которые состоят из одного звука: например, предлоги в, к, союзы, а, и.
Б. При этом сами по себе отдельные звуки лишены содержания.
В. Но и они начинают работать только в соединении с другими словами: в лесу, дождь и ветер и т.д.
Г. В языке всё, что мы произносим, выражено звуками речи.
1) В, А, Б, Г
2) Г, Б, А, В
3) Б, Г, А, В
4) Г, В, Б, А
VI. Итоги урока.
- В чём отличие звонких согласных от глухих?
- Какие парные согласные по звонкости-глухости вам известны?
- Какие согласные не имеют пары по звонкости-глухости?
- Как называется приём усиления звуковой выразительности?
Выставление отметок.
Задание на дом.
Приложения.
1. Представьте, что мы попали на планету Звучная. Жители её используют в своей речи только звонкие согласные. "Переведите" на язык инопланетян следующие пословицы:
1) Азбука - наука, а ребятам - мука. 2) Красно поле пшеном, а беседа умом. 3) Сама скажет сорока, где гнездо свила.
2. В словосочетании замените прилагательное противоположным по значению словом. Укажите в словах парные согласные по звонкости-глухости.
Холодный чай - : (горячий) чай,
редкий гость - : (частый) гость,
лёгкий портфель - : (тяжёлый) портфель,
маленький рисунок - : (большой) рисунок,
весёлый человек - : (печальный) человек. [2]
- С какими парными согласными не встретились слова? ([в], [ф], [к], [д], [з]) Приведите примеры слов с этими парными согласными звуками.
3. Прочитайте выразительно поэтические строки С.Маршака. [2]
А теперь без грамоты пропадёшь,
Далеко без грамоты не уйдёшь.
Не попить без грамоты, не поесть,
На воротах номера не прочесть!
- "Сверните" текст в пословицу. (Грамоте учиться - всегда пригодится.) Охарактеризуйте по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости согласные звуки в словах: уйдёшь (1-ый ряд),грамота (2-ой ряд), прочесть (3-ий ряд).
4. В русском языке преобладают звонкие согласные. Наш язык звучный. Звуки передают различные действия: скрип, жужжание, шелест и т.п. Приём усиления звуковой выразительности в художественной речи называется звукописью.
Прочитайте пословицы. Повторы каких звуков вызывают эффект звукоподражания?
1) Орешки дерут прорешки.
2) Шумит дубравушка к погодушке.
3) Трусость - истинная глупость.
V. Тестовая работа по теме. [1]
I вариант
1. Выберите правильный ответ.
Фонетика - раздел науки о языке, изучающий
1) нормы правильного произношения звуков и ударения в словах
2) способы обозначения звуков на письме
3) звуки речи
4) правописание гласных и согласных
2. Отметьте неправильное утверждение.
1) Звук - кратчайшая, далее неделимая часть произносимого слова.
2) В нашей речи преобладают гласные звуки.
3) Буквы обозначают звуки на письме.
4) Гласные звуки состоят только из голоса.
3. Сколько мягких согласных в пословице?
Хлеб-соль ешь, а правду режь.
1) три
2) четыре
3) пять
4) шесть
4. Сколько звуков [с] в пословице?
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
1) четыре
2) пять
3) шесть
4) семь
5. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?
А. Правда, есть слова, которые состоят из одного звука: например, предлоги в, к, союзы, а, и.
Б. При этом сами по себе отдельные звуки лишены содержания.
В. Но и они начинают работать только в соединении с другими словами: в лесу, дождь и ветер и т.д.
Г. В языке всё, что мы произносим, выражено звуками речи.
1) В, А, Б, Г
2) Г, Б, А, В
3) Б, Г, А, В
4) Г, В, Б, А
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"
Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...
Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"
Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....
разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"
Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....
Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"
Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме согласные звонкие и глухие.
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме согласные звонкие и глухие....