Тема: «Жемчужина русской прозы - «Тамань». Реалистическое и романтическое начало в повести. (Урок с метапредметным подходом)
план-конспект урока по русскому языку на тему
Цели: 1. Вместе с учащимися рассмотреть особенности изображения Печорина в главе «Тамань».
2.Расширить представление учащихся о реализме и романтизме, показать столкновение двух стихий: реализма и романтизма - в повести.
3.Развивать художественный вкус- помочь увидеть красоту языка повести.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.docx | 20.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Жемчужина русской прозы - «Тамань». Реалистическое и романтическое начало в повести. (Урок с метапредметным подходом)
Цели: 1. Вместе с учащимися рассмотреть особенности изображения Печорина в главе «Тамань».
2.Расширить представление учащихся о реализме и романтизме, показать столкновение двух стихий: реализма и романтизма - в повести.
3.Развивать художественный вкус- помочь увидеть красоту языка повести.
Ход урока.
1.Оргмомент.
2.Слово учителя с элементами беседы.
Мы продолжаем работу над романом Лермонтова «Герой нашего времени» и сегодня обратимся к главе «Тамань».
- Каким мы увидели героя в предыдущих главах? (Странным во всем: во внешности, в поступках)
-Какова роль исповеди в романе? (Помогает понять героя, но не до конца)
Может быть, глава «Тамань» прольет свет на странность нашего героя. Вы помните, что по предположению литературоведов повесть «Тамань» была написана ранее других. По сведениям Семена Осиповича Жигмонта, Лермонтов набросал начерно её в Ставрополе, в его квартире. Это могло быть только осенью 1837 года. Впервые напечатана была в журнале «Отечественные записки» в 1840 году.
3.Беседа по содержанию.
-Чем увлекла вас повесть?
-Какие страницы показались загадочными и пленительными?
-Что характерно для начала повести? (Загадочность, таинственность. Образ моря, ночи, паруса, вольная песня - символы мятежного духа главного героя) -Что заставило Печорина наблюдать ночью за мальчиком?
-Почему привлекла Печорина ундина?
4. Анализ эпизода «Приход вечером ундины к Печорину». «Только что смерклось, я велел казаку нагреть чайник...»
-Какова основная особенность эпизода? (Переплетение реальности и
романтики)
Реалистическое | Романтическое |
Начало эпизода | Появление ундины («Легкий шорох |
платья и шагов..») | |
«Комедия начинала надоедать...» | «Вдруг она вскочила, обвила руками |
мою шею...» | |
«В сенях она опрокинула чайник и | |
свечу...» |
Литературовед Удодов называет «Тамань» кульминацией в столкновении двух стихий: романтизма и реализма, а эта сцена - это вся глава в сжатом виде.
Попробуем в этом убедиться.
5. Работа с определениями романтизма и реализма. Но сначала давайте обратимся к определению реализма и романтизма. Реализм («Новейший философский словарь») - направление, постулирующее существование реальности, не зависимой от познающего субъекта.
Реализм (Словарь Ожегова) - ясное понимание и учет условий действительности при осуществлении чего-нибудь. Реалистический - основанный на реализме.
Романтический (энциклопедический словарь)- содержащий в себе романтизм, романтику или склонный к ней; мечтательно настроенный, наивно возвышенный.
Романтизм- умонастроение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью. (Словарь Ожегова)
6. Работа над главой «Тамань».
Итак, обращаемся к повести. Попытаемся найти в ней реалистическое и романтическое начало.
Эпизод закончился реалистично, герой «опомнился», но почему он пошел ночью за ундиной?
- Давайте посмотрим эпизод фильма, снятого по повести. (Свидание Печорина с ундиной)
7. Просмотр фрагмента фильма.
-Как удалось режиссеру соединить в данном эпизоде реалистическое и романтическое?
Романтическое (ночь, море, актеры молодые и красивые) Реалистическое (тревожная музыка)
8. Работа над главой.
- А теперь обратимся к тексту повести.
-Отчего в Печорине родилось бешенство, и он сбросил девушку в волны? (Возвращение от романтически настроенных мыслей к реальности. Свидание превратилось в схватку)
-Почему Печорину, видевшему прощание Янко со слепым, стало грустно? (Он видел в Янко романтического героя, сильного, смелого, а он оказался жестоким)
Итак, романтизм оказался жестокой реальностью, надежда на приключение обернулась враждебностью, свидание - схваткой.
9. Подведение итогов.
- Каким увидели Печорина в главе «Тамань»?
В главе показан самый ранний период жизни Печорина. Герой здесь молод и неопытен, чувства его пылки, он впечатлителен. Ему интересны люди, жизнь манит его, он смело бросается навстречу любой опасности, вторгается в неизведанное. Однако романтическая настроенность героя сталкивается с убогой реальностью жизни. В этом причина горечи и самоиронии Печорина.
10.Анализ языка повести.
А.П.Чехов о языке повести сказал: « Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова». «...лермонтовская «Тамань» ... прямо доказывает тесное родство сочного русского стиха с изящной прозой»
Белинский назвал повесть лирическим стихотворением, «вся прелесть которого уничтожается одним выпущенным или измененным ... стихом...»
- Работа в группах. Задания для групп:
- Прочитайте эпизод приезда Печорина в Тамань. Укажите художественные средства, которые придают живость этому отрывку.
- Прочитайте диалог Печорина с девушкой при первой встрече. Как в речи героини проявляются особенности её характера?
- Найдите в указанных эпизодах сравнения. Какова их роль?
- Найдите в тексте пейзажные зарисовки. Какова их особенность? Укажите изобразительные средства языка, используемые автором в данном отрывке. Подведение итогов (выступления групп)
Особенности языка повести «Тамань»:
-богатство словаря;
-лаконичные пейзажные зарисовки;
-живость диалога;
- простота структуры предложений.
11.Домашнее задание.
Напишите статьи для энциклопедического словаря: «Реализм», «Романтизм». Найдите черты романтизма и реализма в других главах романа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Романтическое и реалистическое мировосприятие: различное и взаимодополняемое. разработка урока
Урок по МХК для 9 класса...
Методические рекомендации по планированию урока с метапредметным подходом
Метапредметный урок...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Тема: «Жемчужина русской прозы - «Тамань». Реалистическое и романтическое начало в повести. (Урок с метапредметным подходом)
Цели: 1. Вместе с учащимися рассмотреть особенности изображения Печорина в главе «Тамань».2.Расширить представление учащихся о реализме и романтизме, показать столкновение двух стихий: реализма и рома...
Классный час по теме "Жемчужины русских промыслов"
Классный час на тему «Жемчужины русских промыслов». Цели:1) познакомить учащихся с русскими промыслами и традициями;2) приобщить ребят к ценностям русской культуры; воспитывать интере...
Урок внеклассного чтения. Тема: «Жемчужины русского языка»
Конспект урока внеклассного чтения можно использовать для изучения темы "УНТ" в 4-6 классах.Занятие позволит познакомить обучающихся с разнообразием пословиц и поговорок, их стру...
Новейшая русская проза и поэзия. Реалистическая проза. Эволюция модернистской и постмодернистской прозы. Ироническая поэзия 1980-1990-х годов
Маршрутный лист дистанционного урока...