«Степени сравнения наречий»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Мусина Зухря Фатиховна

Тип урока: усвоение новых знаний и первичное закрепление с применением технологии разноуровневого обучения. 

 


ИКТ технологии помогают визуализировать задания, ускоряют проверку, при самопроверке каждый ученик может самостоятельно увидеть свою ошибку.  Также данный вид работы позволяет учителю объективно оценить знания ученика. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx37.87 КБ
Office presentation icon prezent.stepen_narechiy.ppt1.53 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Татаромаклаковская СШ»

Конспект урока по русскому языку в 7 классе

по теме: «Степени сравнения наречий»

Учитель: Мусина З.Ф.

Аннотация к уроку:

Тип урока: усвоение новых знаний и первичное закрепление с применением технологии разноуровневого обучения

Продолжительность: 1 урока по 45минут

Место урока в учебной программе – раздел «Морфология. Наречие», тема «Степени сравнения наречий», четвертый урок в разделе.

Цели:

  • Познавательные:

- сформировать умение образовывать возможные формы степеней сравнения наречия;

-сформировать умение находить в тексте омонимичные формы прилагательных и наречий, определять их синтаксическую роль;

- обеспечить усвоение способов отличия омонимичных форм прилагательных и наречий.

  • Развивающие:

- развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы на основе собственных наблюдений при выполнении заданий на уроке:

- развивать умение планировать работу и контролировать ход своей деятельности при выполнении самостоятельных заданий;

- развивать устную и письменную речь, добиваясь полных развёрнутых ответов.

  • Воспитывающие:

- формировать целеустремлённость, трудолюбие, аккуратность;

- прививать любовь к русскому языку.

Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная, поисковая (самостоятельное изучение материала по 3 уровням сложности).

Формы организации работы учителя:

планирование и конструирование урока, создание презентации в формате Microsoft Power Point, использование мультимедийного оборудования (ПК, проектор), объяснение, мобилизация учащихся на позитивную рабочую обстановку, подготовка раздаточного материала, самоанализ результативности урока.

Технологические особенности урока:

           Технические условия: урок проводится в оборудованном и оснащённом кабинете русского языка

           Используемое оборудование: мультимедийное оборудование, мел, классная доска, карточки – задания для закрепления изученного материала.

Цели использования ИКТ:

- эффективное изучение темы

- формирование положительной мотивации к учению;

- обеспечить изучение материала наглядной иллюстрацией;

- организовать самопроверку и анализ допущенных ошибок, формирование компетенций.

Этапы урока,  на которых использовались ИКТ:

Актуализация знаний учащихся,  изучение нового материала, выполнение тестового задания, с целью закрепления изученного материала, практическая работа с самопроверкой и анализом допущенных  ошибок, домашняя работа.

ИКТ технологии помогают визуализировать задания, ускоряют проверку, при самопроверке каждый ученик может самостоятельно увидеть свою ошибку.  Также данный вид работы позволяет учителю объективно оценить знания ученика.

ХОД УРОКА

Этап урока

Содержание урока

Время

Организация начала урока

Здравствуйте, ребята! (Слайд 1) Я рада видеть вас, желаю вам хорошей работы на уроке. Садитесь. Сегодняшний урок я хочу начать со слов Конфуция: (Слайд 2)  «Три пути у человека, чтобы поступить разумно: первый, самый благородный – размышление; второй, самый лёгкий – подражание; третий, самый горький - опыт»

Какой путь выбираете вы? (Ответ: опыта недостаточно, подражать – не иметь своих мыслей, выбираем размышление)

Запишите, пожалуйста, в тетрадях дату, классная работа (слайд 3)

1мин

Актуализация опорных знаний.

Подготовка к усвоению новых знаний.

Сегодня мы с вами продолжаем разговор о наречии (на родном языке наречие -рәвеш). Давайте вспомним, что же такое наречие, что это за часть речи?

(наречие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий или признаки признаков и отвечает на вопросы: как? куда? когда? где? почему? для чего? в какой степени?)

-Чем наречия отличаются от всех других частей речи?

(Наречие - неизменяемая часть речи. Наречия не имеют рода, числа, падежа, не склоняются, не спрягаются, не имеют окончаний)

А какую синтаксическую роль выполняют наречия в предложении? (обстоятельство)

Дома вы должны были вспомнить картину (Слайд 4), которую я вам показывала, и составить предложения или текст, или найти подходящее стихотворение, в котором нужно было найти наречия и прилагательные в предложении и определить их разряд и синтаксическую роль. Послушаем ваши ответы. Какое правило вам нужно было вспомнить из прошлых уроков? (разряды прилагательных). Какой  вывод  вы сделали? (прилагательные и наречия различаются по вопросам, разрядам и синтаксической роли).

- Сегодня нас будет интересовать еще один признак  наречия.  Чтобы сформулировать тему урока и его цель, давайте рассмотрим следующее предложение (слайд 5)

Работа с предложением.

Сквозь  волнистые  туманы

Пробирается  луна,

На  печальные  поляны

Льёт  печально  свет  она.

Узнаете вы автора этих строк? (А.С.Пушкин)

Найдите в предложении однокоренные слова, определить их часть речи (доказать) 

Отвечают два ученика

печальные – прилагательное, относится к существительному «поляны», отвечает на вопрос какие?; обозначает признак предмета;

печально – наречие, относится к глаголу «льёт», отвечает на вопрос как?; обозначает признак действия.

  • определите разряд прилагательного и наречия

 (качественное прил., наречие образа действия)

– Как мы определили разряд прилагательного? ( по вопросу и по тому, что у качественных прилагательных есть степень сравнения)

Задание классу:

-Выпишите из четверостишия прилагательное. Образуйте от него все возможные степени сравнения.

 Вспомнить материал поможет таблица на доске.

Слайд 6.  (объяснение, анализ таблицы

простая

составная

сравнительная

-ее, -ей, -е, -ше

Прилагательное +  более/менее

превосходная

-айш-, -ейш-

 Прилагательное + самый\наиболее  

Слайд 7. Проверим наши размышления

поляны (какие?) – печальные

Сравнительная степень:

печальнее (простая)

более печальные (составная)

Превосходная степень:

печальнейшие (простая)

самые печальные (составная)
Слайд 8.  А теперь попробуем образовать степени сравнения наречия «печально».

Рассуждаем так:

Сегодня луна льёт свет …, чем вчера

Проверим (слайд 9)

Печально - печальнее (простая сравнительная)

                      более печально (составная сравнительная)

                      печальнее всех  (составная превосходная)

- Какую степень сравнения наречий не образовали? (простую превосходную)

- Какой вывод можем сделать?

(вывод: образование степеней сравнения наречий похоже на образование степеней сравнения прилагательных, но у наречий нет  простой превосходной степени, всё остальное сохраняется)

Итак, как вы думаете, о чем же мы с вами сегодня будем беседовать? (о степенях сравнения наречий). Хорошо. Тогда запишите тему урока:

Степени сравнения наречий (слайд 10).

Итак, мы выяснили, что наречия образа действия, так же как и прилагательные, имеют степени сравнения. 

- А теперь давайте определим: какова цель урока? Сформулируйте ее, опираясь на тему и разобранные примеры (слайд 11).

(-выясним, какие степени сравнения есть у наречий и как они образуются.

- научимся различать сравнительную степень прилагательных и наречий)

10мин

Самостоятельное изучение материала по 3 уровням сложности

А теперь я вам предлагаю самостоятельно составить конспект по данной теме. У вас на столах комплект заданий по 3 вариантам ( уровням сложности)., прочитайте внимательно  задание и приступайте к самостоятельному изучению параграфа 49 (Слайд 12).
(Учитель по заранее спланированному маршруту движения обходит класс и оказывает дозированную помощь тем, кто в ней нуждается, контролирует деятельность учащихся.)

7мин

Проверка первичного усвоения знаний

(После самостоятельного изучения материала у каждого ученика в рабочей тетради появляется таблица с краткими сведениями по теме.)

У вас должна появиться примерно такая таблица (слайд 13). Проверьте себя. Все сделали правильно?

Теперь, когда в тетрадях у вас появилась таблица  с краткими сведениями по теме, ответьте мне на следующие вопросы: (слайд 14)

– Какие степени сравнения имеют наречия?
– Сколько форм имеет сравнительная степень? Какие?
– Как они образуются?
– Сколько форм имеет превосходная степень? Как она образуется?

Давайте сопоставим с родным языком (В родном  языке наречие имеет 2 степени сравнения: чагыштыру һәм артыклык дәрәжәләре)

3мин

Первичное закрепление

Замечательно! А теперь выполним зрительную гимнастику (слайд 15) 

А теперь закрепим знания, полученные при составлении конспекта. Давайте выполним упр.267 письменно на доске и в тетради по образцу  в учебнике (слайд 16) 

 (Работа с материалом для наблюдений, составление способа действий, с целью научиться отличать похожие формы прилагательных и наречий )  

Теперь выполним следующее задание. Перед вами проблемная задача.

- Посмотрите на доску (слайд 17), там записано четыре предложения, прочитайте их про себя.  Какие слова повторяются?

- Одной и той же частью речи являются эти слова? (нет)

А как вы определяли, какой частью речи является слово.

Мы должны:

а) поставить к словам вопросы;

б) определить, какими членами предложения они являются;

в) посмотреть, от какого слова зависят.

Запишите самостоятельно алгоритм определения наречия и прилагательного как части речи. (Учащиеся работают самостоятельно. Получается примерно такая таблица) Проверьте свою работу (слайд 18)

Имя прилагательное

Наречие

Относится

К имени существительному

 К глаголу

Отвечает на вопрос

Какой ? Какая ? Какое ?

Как? Каким образом?

В предложении является

Сказуемым

Обстоятельством

Пример.

НАШЕ ОЗЕРО (КАКОЕ?) ГЛУБЖЕ РЕКИ.

АКВАЛАНГИСТ НЫРНУЛ (КАК?) ГЛУБЖЕ РАССТАВЛЕННЫХ СЕТЕЙ.

С помощью такого алгоритма можно  научится отличать похожие формы прилагательных и наречий. Пользуясь ей, еще раз скажем, как же отличить сравнительную степень прилагательного от наречия? (отвечает несколько человек)

Ребята, ещё раз обратим внимание  на предложение: Наше озеро глубже реки. Можем ли мы то же самое сказать о наших водоёмах? (Да)

12мин

Закрепление новых знаний

А теперь закрепим наши новые знания. У вас на столах в комплекте заданий есть текст самостоятельной работы  трём вариантам (уровням сложности) с самопроверкой для 1 и 2 вариантов (уровней), проверкой учителем для 3 варианта (уровня) слайд 19

5мин

Контроль и самопроверка

Пожалуйста, проверьте  правильность выполнения своей работы.

(Ответы на обратной стороне карточек. Учитель выясняет, кто как справился с поставленной задачей.) Поднимите руку, кто сделал работу без ошибок. Кто допустил одну ошибку? Кто ошибся два и  более раза? (соответственно оценки 5, 4 ,3)

3мин

Домашнее задание

Слайд 20  Творческая работа

Составить небольшой рассказ по теме «Мой дом – моя крепость», используя наречия в сравнительной и превосходной степени

2мин

Подведение итогов урока

Давайте подведем итоги урока. (слайд 21) Достигнуты ли  цели, поставленные в начале урока? Что вы узнали нового? Чему научились?

( да, мы узнали, что у наречий есть степени сравнения, что способы образование степеней сравнения наречий такие же, как и у прилагательного, только нет простой превосходной степени, научились отличать похожие формы прилагательных и наречий)

2мин


Приложение 1

Самостоятельное изучение нового материала.

1 уровень.

  1. Открой учебник на стр.136-139, § 49.
  2. Прочитай пункт 1 параграфа.
  3. Перечерти данную таблицу в тетрадь.

Сравнительная степень

Превосходная степень

Простая форма

Составная форма

  1. Прочитай пункт 2 параграфа , подчеркни карандашом суффиксы, образующие простую форму сравнительной степени наречий.
  2. Запиши эти суффиксы вместе с примерами в нужный раздел таблицы.
  3. В пункте 2 подчеркни карандашом слова, образующие составную форму сравнительной степени.
  4. Запиши эти слова вместе с примерами в нужный раздел таблицы.
  5. Прочитай пункт 3 параграфа, подчеркни карандашом  слова, с помощью которых образуется превосходная степень сравнения наречий, и перепиши их вместе с примерами в нужную графу таблицы.
  6. Проверь себя.

2 уровень.

  1. Прочитай внимательно § 49  на стр.136-139 и приведённые ниже примеры.

Удобно → удобнее →  удобней,
жарко     →      жарч
е

рано    →           раньше

жарко      →      более жарко
удобно  →    
менее  удобно

Быстрее всех

Громче всех

Сильнее всего

  1. Подчеркни карандашом  суффиксы и слова, образующие степени сравнения наречий.
  2. Перечерти данную таблицу в тетрадь.

 ……………………... ……….степень.

………………….. степень

………………………форма

………………………форма

…………….. форма

       

  1. Запиши названия степеней и их форм в  соответствующие разделы таблицы.
  2. Впиши данные примеры (из пункта 1) в нужные разделы таблицы.
  3. Выдели формообразующие суффиксы и слова.
  4. Подчеркни наречия, от которых образуются формы степеней сравнения.
  5. Проверь себя.

3 уровень..

Прочитай внимательно, приведённые ниже примеры.  

 Удобно → удобнее →  удобней,
жарко     →      жарч
е

рано    →           раньше

жарко      →      более жарко
удобно  →    
менее  удобно

Быстрее всех

Громче всех

Сильнее всего

  1. Перечерти данную таблицу в тетрадь.

…………………………………….

………………………………….

…………………..

………………………….

………………………………….

     

  1. Впиши       названия степеней сравнения наречий и их форм в нужные разделы таблицы.
  2. Впиши данные примеры в соответствующие разделы таблицы.
  3. Подчеркни исходные наречия, выдели формообразующие суффиксы и слова, с помощью которых образуются степени сравнения наречий.
  4. Проверь себя

Приложение 2

Самостоятельная работа

1 уровень

  1. Прочитай словосочетания.
  1. задерживались дольше всех
  2. уходили всё дальше
  3. поднимались более высоко
  4. проживали выше
  5. проснулся раньше всех
  6. залегают более глубоко
  7. смеялся громче всех
  8. любил больше всего
  9. бежит быстрей.

II.     Выпиши в один столбик номера словосочетаний, в которых есть    
         наречия в простой форме сравнительной степени.

III.   Выпиши в  другой столбик номера словосочетаний, в которых есть    
         наречия в превосходной степени сравнения.

IV    Проверь себя, прочитав ответы на обратной стороне листа.

  ПРИМЕЧАНИЕ:  Если твои ответы верны, поздравь себя с успешным усвоением темы!

 Если в работе допущены ошибки, исправь их и повтори материал по конспекту или попроси помощь учителя.

Ответы:

1 уровень.  

Сравнительная степень          Превосходная  степень

                    2                             1

                    4                             5

                    9                             7
                                                  8

2 уровень.

  • Прочитай предложения:
  1. Мой брат выше меня.
  2. И лес шумит дружней, когда деревьев много.
  3. Пароход не стоит уже на месте, а идёт дальше.
  4. Клюв у пеликана вместительнее, чем у других птиц.
  5. Всё выше и выше поднимались альпинисты.
  6. Иллюстрации в новой книге  красивее, чем в предыдущей.
  • Выпиши в один столбик номера предложений с прилагательными в форме сравнительной степени.
  • Выпиши во второй столбик номера предложений с наречиями в форме сравнительной степени.
  • Проверь себя, прочитав ответы на обратной стороне листа.

ПРИМЕЧАНИЕ:  Если твои ответы верны, поздравь себя с успешным усвоением темы!

 Если в работе допущены ошибки, исправь их и повтори материал по конспекту или попроси помощь учителя.

Ответы:

2 уровень.

  Прилагательные          Наречия.

                 1                  2
                4                  3
                6                  5

                 

3 уровень.

1. Составь предложения с :

          красивее – наречием     и   красивее – прилагательным;
          темней   - наречием      и    темней – прилагательным .

  1. Докажи графически, какой частью речи являются данные слова.  

   3. Сдай свою работу на проверку учителю.

ПРИМЕЧАНИЕ:  Если возникли трудности, выполни работу второго уровня!                         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 7 классе Учитель Мусина Зухря Фатиховна МБОУ «Татаромаклаковская СШ» 

Слайд 2

Три пути у человека, чтобы поступить разумно: первый, самый благородный,- размышление; второй, самый лёгкий.- подражание; третий, самый горький,- опыт. Конфуций 

Слайд 3

Шестое марта Классная работа  

Слайд 4

Слайд 5

 Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льёт печально свет она. (А.С.Пушкин)

Слайд 6

Степени сравнения прилагательных. Сравнительная простая Превосходная простая ЕЙШ, АЙШ. Сравнительная составная Превосходная составная ЕЕ, Е, ШЕ Новый – новее, сухой - суше Новый – новейший, злой - злейший Прилагательное + более, менее Более новый , менее сухой Прилагательное + самый, наиболее. Наиболее новый , самый злой .

Слайд 7

Степени сравнения прилагательных. Поляны ( какие?) печальные сущ. + прил. Сравнительная степень: печальнее (простая) более печальные (составная) Превосходная степень: печальнейшие (простая) самые печальные (составная) 

Слайд 8

Попробуйте образовать степени сравнения от наречия печально. Поможет предложение: Сегодня луна льет свет ………, чем вчера. 

Слайд 9

«печально» печальн ее ( простая сравнительная ) более печально ( составная сравнительная ) печальн ее всех ( составная превосходная )

Слайд 10

Тема: Степени сравнения наречий. 

Слайд 11

 Цели урока  Образовательные: Познакомимся с образованием сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий, с синтаксической ролью наречий в сравнительной и превосходной степенях сравнения; Научимся различать сравнительную степень прилагательных и наречий. Развивающие: Развивать умение правильно произносить наречия Р асширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий Умение контролировать ход своей деятельности при выполнении самостоятельных заданий Воспитательные: Воспитывать культуру ответа

Слайд 12

Самостоятельное изучение нового материала 

Слайд 13

Сравнительная степень Превосходная степень Простая форма Составная форма Составная форма. - ее, -ей удобно→ удобн ее → удобн ей -е жарко→жарч е к//ч -ше рано →рань ше Более, менее + Наречие в нач. ф. Более жарко Менее удобно Наречие в сравн. степ. + Всех, всего Громче всех Быстрее всех Сильнее всего

Слайд 14

Вопросы: 1.Какие степени сравнения имеют наречия? 2. Сколько форм имеет сравнительная степень? Какие? 3.Как они образуются ? 4. Сколько форм имеет превосходная степень? Как она образуется ?

Слайд 15

Ребята, берегите зрение!

Слайд 16

Закрепление материала. Упражнение 267 (стр.137) (письменно на доске и в тетради по образцу в учебнике).  Работа с материалом для наблюдений 

Слайд 17

МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЙ. Наше озеро глубже. Аквалангист нырнул глубже расставленных сетей. Тучи всё ниже опускаются над морем. Наш дом ниже соседнего.

Слайд 18

Имя прилагательное Наречие Относится К имени существительному К глаголу Отвечает на вопрос Какой ? Какая ? Какое ? Как? Каким образом? В предложении является Сказуемым Обстоятельством Пример. НАШЕ ОЗЕРО (КАКОЕ?) ГЛУБЖЕ РЕКИ. АКВАЛАНГИСТ НЫРНУЛ (КАК?) ГЛУБЖЕ РАССТАВЛЕННЫХ СЕТЕЙ. ВНИМАНИЕ! Формы сравнительной степени наречий и качественных прилагательных совпадают в произношении и написании. Чтобы не смешивать схожие формы этих частей речи, надо учитывать, что :

Слайд 19

Самостоятельная работа (упр.270, стр.139) 

Слайд 20

Домашнее задание Творческая работа Составить небольшой рассказ по теме «Мой дом- моя крепость», используя наречия в сравнительной и превосходной степени.

Слайд 21

Что я сегодня узнал такого, чего не знал ранее ? Что было самым трудным на уроке? Что было самым важным на уроке? Что я смогу рассказать другим после этого урока? Итоги урока  

Слайд 22

спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Степени сравнения наречий

Урок русского языка в 6 классе" Степени сравненич наречий" (закреление) идёт с показом презентации. Цель- уметь отличать наречия в сравнительной степени от прилагательных в сравнительной степени...

Степени сравнения наречий

Данный урок и презентация разработаны для проведения открытого урока по данной теме....

Проверочная работа по теме "Степени сравнения наречий" 7 класс

После изучения темы "Степени сравнения наречий" можно провести небольшую самостоятельную работу с целью выявления пробелов по данной теме...

Степени сравнений наречия

Степени сравнений наречия...

Степени сравнения наречий. 7 класс

ПЛАН-КОНСПЕКТ  УРОКА            Степени сравнения наречий.      (Тема урока)  ФИО...

«СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ НАРЕЧИЙ. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР НАРЕЧИЯ.»

«СТЕПЕНИ  СРАВНЕНИЯ  НАРЕЧИЙ.  МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ  РАЗБОР  НАРЕЧИЯ.»...