Конспект урока по русскому языку в 5 классе.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Тема: Закрепление знаний о глаголе.
Цель: Обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о глаголе.
Задачи: 1) Продолжить формировать умение находить глаголы и определять его грамматические признаки.
2) Развивать и обогащать устную и письменную речь;
3) Воспитывать экологическую ответственность, любовь к природе, родному краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по русскому языку в 5 классе. | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Нижне-Нарыкарская средняя общеобразовательная школа»
Андреева Г.О., учитель русского языка и литературы
2014 – 2015 учебный год
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Закрепление знаний о глаголе.
Цель: Обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о глаголе.
Задачи: 1) Продолжить формировать умение находить глаголы и определять его грамматические признаки.
2) Развивать и обогащать устную и письменную речь;
3) Воспитывать экологическую ответственность, любовь к природе, родному краю.
Оборудование: Презентация, тестовые задания, раздаточный материал с текстом «Река Обь», карта ХМАО, стихотворение «Обь» Макаровой Галины Илларионовны.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Оформление тетрадей, запись числа.
II. Сообщение темы, цели урока.
Разминка для ума «Расколдовать слова» (слайд № 1)
- Все виды работ на сегодняшнем уроке будут направлены на закрепление знаний о глаголе.
- Почему говорят, что глагол – самая богатая и живая часть речи?
(глагол обозначает действие, а действие – это сама жизнь; у глагола много грамматических признаков)
- Что называется глаголом?
III. Работа над пройденным материалом.
1. Словарная работа (у доски ученик пишет слова)
- выделить окончания, объяснить.
Беречь, жечь, врач, дочь, жгуч, обруч, скрипуч, стричь, ночь.
- в каких словах на конце пишется -Ь-?
2. «Заморочки из бочки»
- вспомните, из каких морфем состоит слово? Без какой морфемы не может быть слова?
(без корня)
- в русском языке есть одно слово, которое состоит без корня. Это слово вынуть (обозначают морфемы слова вынуть).
- почему учитель из кинофильма «Доживём до понедельника» возмутился, услышав фразу: «Я им говорю: «Не ложьте в парту, а они всё ложат и ложат»
- Говорите правильно
Класть, кладу, кладёт, но глагол с корнем – лож - употребляется только с приставкой положить, сложить, отложить.
3. Повторение времён глагола.
- какие грамматические признаки имеет глагол? Как изменяется?
- дайте глаголам читать и работать попутешествовать во времени, строим «машину времени»,
записываем в 3 столбика:
Прошедшее Настоящее Будущее
(дети изменяют по временам и записывают в 3 столбика)
4. Проверка. Правило (слайд 2)
5. Письмо под диктовку у доски и в тетрадях. Объяснить орфограммы.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
- На какую изученную орфограмму встретились слова?
(правописание - тся, - ться)
6. Составить пословицы по данному началу: (слайд 3)
1) Кто умеет веселиться,…
2) Не надо хвалиться,…
3) Кто хочет от жизни толку добиться,…
4) Всякое дело человеком ставится,…
- тому без дела не сидится.
- коли не знаешь, как хлеб родится.
- тот должен много трудиться.
- человеком и славится.
7. Проверочная работа с использованием перфокарт.
- Поставить «+» в соответствующем столбце.
Примеры | тся | ться |
1. Великий человек по делу узнаёт…ся. | ||
2. С песней и труд спорит…ся. | ||
3. Не надо хвалит…ся, коли не знаешь, как хлеб родит…ся. | ||
| ||
|
- Сформулируйте основную мысль, которой объединены эти пословицы (о труде).
- Русский народ всегда осуждал лентяев и уважал труд.
- А какие пословицы о труде вам известны?
- Объясните написание тся, ться
(в глаголах н.ф. ться, в глаголах 3-го лица тся)
8. Комментированное письмо.
Собираем цветы,
- на какую орфограмму встретились слова? (буквы Е-И в корнях с чередованием).
Докажите правилом.
IV. Физминутка.
Облако.
Беленькое облако (округленные руки перед собой)
Поднялось над крышей (поднять руки над головой)
Устремилось облако выше, выше, выше.
(Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)
Ветер это облако зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу
(Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть).
V. Повторение - не с глаголами-
- Ученик рассказывает сказку «Сила любви».
«Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она: «Не верю».
Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!»
И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без неё не может».
- Ребята, что узнали из сказки о правописании НЕ с глаголами?
2. Рассказывают правило.
3. Списывание с заданием (слайд 4):
- Прочитать предложения о себе. Если с чем-то не согласны, придайте действию отрицательный смысл.
4. Проверка.
- В уникальном лингвострановедческом словаре «Россия» собраны слова, словосочетания и фразы, которые вошли в русский язык как общеизвестные названия значимых для каждого русского человека предметов, явлений, событий, личностей. Например: изба, День Победы, «Новый год», Александр Невский, «В лесу родилась ёлочка» и много других.
Есть статья, посвящённая реке Оби. Именно нашей реке прекрасной и удивительной. О ней написано немало стихов, песен.
5. Показ расположения реки Оби на карте ХМАО.
6. Чтение стихов об Оби.
VI. Работа с текстом.
1. Выразительное чтение текста (тексты – на парте).
Быстрая и х…лодная Обь б…рёт3 начало на Алтае от сл…яния двух рек Бии и Катунь и вп…дает в Карское море. Широка и прекрасна сибирская река. Сядем в Нижних Нарыкарах на быстр…ходный «Метеор» и помчимся по Оби.
Могуча Обь в мае, когда она разл…вае (ться, тся) и затопляет луга левого берега. На её высоком правом берегу р…стут сосны и кедры, воздух полон чудес?ным ароматом4.
Прекрасна Обь и летом под яркими лучами июньского со?нца. Тёплый ветер дует с заливных лугов и н…сёт зап…х сена. В июне вечерние зори догорают медленно3. В реке отражаю(ться, тся) розовые, голубые, синие краски в…чернего неба.
Хороша Обь и ос…нью, когда от воды ве…т свежим х…лодком. Л…са стоят в осеннем праз?ничном наряде. Зимой Обь спит. А в апреле она проснё(ться,тся). Пароходы выйдут к пристаням, чтобы принять первых пассажиров и первые грузы.
2. Анализ.
- Какова тема?
- Выделение основной информации в тексте.
- Как бы вы озаглавили текст? Какова основная мысль?
Дайте варианты названий.
- Каков стиль речи? Докажите, что художественный стиль.
- Найдите выразительные средства языка (метафоры, эпитеты, сравнения), которые делают текст наиболее лёгким для восприятия.
- немало сложено стихов и песен о реке Оби.
3. Чтение стихотворения Макаровой Г.И. «Обь».
Серебром украшая просторы родные,
Обь могучие воды несёт.
И глядятся в неё небеса голубые.
Славит в песнях сибирский народ.
Как красивы прибрежные склоны крутые
Изумрудных кедровых ветвей.
И купались в Оби купола золотые
Монастырских Кондинских церквей.
Много видела Обь и добра, и печали.
Было всё – и князья, и Ермак.
Филофея ладьи её волны качали.
Пел унылые песни рыбак.
Всё плывут и плывут по Оби теплоходы,
Откликаясь гудками в тиши.
И любуемся мы этим чудом природы, -
Ночи белые так хороши.
Край, богатый лесами и нефтью, и рыбой,
Умножают богатство страны.
И куда ни уехал, и где бы ты ни был,
Нет прекрасней родной стороны.
Май, 1997 год.
- Какие экологические проблемы, связанные с нашей рекой, существуют на сегодняшний день?
- Человеческий фактор сыграл немалую роль в загрязнении обьиртышского бассейна. Ответственность человека перед природой огромна и обязывает нас ко многому. В округе выработана программа экологической стратегии «Спасти и сохранить».
Настоящий человек всегда бережно относится к природе. Но есть в русском языке слово браконьер. Знакомо ли оно вам? Браконьер – это человек, который охотится и ловит рыбу в запрещённое время или варварским способом. Браконьеры наносят большой вред природе.
Постоянный спуск в воду промышленных отходов, хищническое отношение к рыбным запасам приводят к тому, что в наших реках исчезают виды рыб.
Мы должны помнить, что надо бережно относиться к природным богатствам, чтобы красота Земли, которую мы видим и воспеваем сегодня, радовала многие поколения людей, которые будут жить после нас.
Птицы, рыбы, звери
В души людям смотрят,
Вы их жалейте, люди,
Не обижайте зря.
Ведь небо без птиц – не небо,
А море без рыб – не море,
И Земля без зверей – не земля, не Земля.
4. Самостоятельная орфографическая работа.
- на какие изученные правила встретились слова с пропущенными орфограммами?
- выписать слова со скобками и пропусками.
5. Индивидуальная работа.
1) Синтаксический разбор предложения.
На её высоком правом берегу р…стут сосны и кедры, воздух полон чудес?ным ароматом.
2) Грамматический разбор глагола.
(Обь) берёт3
6. Проверка.
VII. Итог. Итог урока. Рефлексия (слайд 5 )
Сегодня я узнал…
У меня получилось…
Было трудно…
Меня удивило…
Было интересно…
Теперь я умею…
(Вариант рефлексии – цветные кружки:
красный – теперь я умею
зелёный – было интересно
жёлтый – испытываю трудности)
VIII. Домашнее задание.
Быстрая и холодная Обь берёт начало на Алтае от слияния двух рек Бии и Катунь и впадает в Карское море. Широка и прекрасна сибирская река. Сядем в Нижних Нарыкарах на быстроходный «Метеор» и помчимся по Оби.
Могуча Обь в мае, когда она разливается и затопляет луга левого берега. На её высоком правом берегу растут сосны и кедры, воздух полон чудесным ароматом.
Прекрасна Обь и летом под яркими лучами июньского солнца. Тёплый ветер дует с заливных лугов и несёт запах сена. В июне вечерние зори догорают медленно. В реке отражаются розовые, голубые, синие краски вечернего неба.
Хороша Обь и осенью, когда от воды веет свежим холодком. Леса стоят в осеннем праздничном наряде. Зимой Обь спит. А в апреле она проснётся. Пароходы выйдут к пристаням, чтобы принять первых пассажиров и первые грузы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В
Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....
Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"
Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...