Урок русского языка в 6 классе "Имена существительные общего рода"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Черняева Наталья Владимировна

Данная разработка способствует развитию мышления: умению сравнивать, анализировать, обобщать; умению применять теоретические знания на практике,  развитию познавательного интереса.

На уроке обучающиеся повторили и актуализировали знания об имени существительном, полученные на предыдущих уроках для понимания нового материала; познакомились с существительными общего рода; учились находить эти существительные в тексте и составлять с ними предложения. Предложенные задания способствовали развитию логического мышления учащихся и развитию познавательного интереса.

На уроке были созданы проблемные ситуации, активизирующие мыслительную деятельность учащихся для формирования навыков употребления существительных общего рода в письменной и устной речи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 6

Тема: Имена существительные общего рода.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: урок-практикум.

Методы работы: репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности учащихся:

индивидуальная, парная, коллективная.

Цели урока:

познавательные: познакомить учащихся с понятием “общий род” у существительных; 

практические: сформировать умения находить существительные общего рода в предложении, в тексте, начать формировать умения употреблять в речи существительные общего рода.

Задачи:

обучающие: познакомить учащихся с понятием “общий род” у имен существительных;

развивающие: развивать умения детей самостоятельно получать знания;

развивать мыслительные операции: анализ, сопоставление, внимание, память, логическое мышление, способности через разнообразные виды деятельности;

воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка, воспитывать коммуникативные отношения, воспитание навыков самостоятельной деятельности, любви к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: знать группы существительных общего рода; род существительных, обозначающих одновременно профессию лиц мужского и женского пола;  знать о согласовании прилагательных и глаголов в прошедшем времени с существительными общего рода; распознавать существительные общего рода, соотносить их с определенной группой; правильно употреблять  в речи существительные общего рода и существительные, обозначающие лиц по профессии.

Метапредметные:

Коммуникативные: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать).

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста-описания.

Личностные: Интерес к изучению языка; способность к самооценке.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация по теме.

Ход урока

Этап урока

Название используемого оборудования, информационных ресурсов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Психологический настрой на работу

Цели:

 - актуализировать требования к уч-ся со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- развивать умение сосредоточиться для активной учебно-познавательной деятельности; создать рабочую, творческую обстановку на уроке, проверить готовность класса к учебной деятельности)

Прозвенел звонок наш в срок.

Вы готовы начать урок?

Все ль на месте? Всё  в порядке?

Учебник Разумовской и тетрадка?

Каждый хочет отвечать и оценки получать?

Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно всем садиться.

Приветствуют учителя

Настрой на активную познавательную деятельность

II

Проверка домашнего задания

1) Орфографическая работа с грамматическим заданием. (Вставляли пропущенные окончания, определяли род, падеж существительных)

Презентация

(слайд 1)

Шли от деревн_, стоял на алле_, выступала на лекци_, букет из сирен_, о внимани_ на уроке, время от времен_, добежал до рощ_, говорил об иллюстраци_, занимался в библиотек_.

Взаимопроверка работ   через мультимедийный проектор

        (слайд 1)

III

Актуализация знаний (определение базы данных, на которых строится новая тема)

Цели: - организовать работу по формированию умений делать вывод.

  1. Распределительный диктант

  1. Учебная задача.

Мы продолжаем изучение темы «Имя существительное». А новую тему сегодняшнего урока определим, выполнив задание.

Задание: распределить имена существительные по родам в три столбика. Записать слова в именительном падеже, единственном числе.

Свечи, окна, игры, мыши, книги, перья, ружья, мячи, умницы.

- Род какого слова вы затруднялись  определить? Почему? - А можно сказать о Вове, что он умница? - А о Даше? - Какого рода это слово? -  Мужского или женского?

Мы должны решить с вами, что это за существительные, к какой группе слов они относятся; какая форма рода им свойственна.

Под диктовку учителя 3 ученика работают у доски, остальные - в своих тетрадях.

3. Целевая установка.

Определение темы урока учениками.

Цели:

-организовать формулирование темы урока учащимисяся

Целеполагание.

Цели:

- организовать постановку целей урока уч-ся

Мотивация.

Цели: - обеспечить мотивацию учения школьников.

 (слайд 2)

 

          (слайд 3)

(слайд 4)

Задание. Чтобы определить, какого рода – мужского, женского, среднего – подобные существительные, выполним задание.

Прочитайте, определите род выделенных слов (на экране).

    «Умница»,- сказала мама Вере.

    «Что же ты за непоседа!»- воскликнула бабушка, глядя на внучку.

     «Ну и копуша же ты, Варя»,- не выдержал отец.

- Назовите род выделенных слов.

- Что помогло вам его определить? (Ключевые слова, контекст.)

  - Как вы думаете, можно ли употребить слова умница, непоседа, копуша, говоря о мальчиках?

- Попробуйте заменить в этих предложениях женские имена собственными мужскими.

- С какими существительными вы познакомились? В чем их особенность?

-  Как определить их род?

- Как вы считаете: можно ли их род назвать общим?

    Вывод. Итак, мы определили тему нашего урока: «Существительные общего рода».

-Какие цели мы с вами должны перед собой поставить перед изучением данной темы?

Они могут употребляться и в женском, и в мужском роде.

Формулируют тему и цели урока. (Узнать, какие существительные относятся к общему роду,

научиться их правильно употреблять в речи.)

IV

Изучение нового материала.

Цели: - обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение изучаемого материала;

 -  способствовать формированию умственной культуры труда,

- продолжить развитие информационных умений, умений получать информацию из различных источников, систематизировать и обобщать информацию

1. Работа с лингвистическим текстом.

2. Сообщение ученика.

3. Грамматическая задача.

Физкультминутка

         Учебник

(слайд  5)

(слайд  6)

- Ребята, давайте проверим себя. Прочитаем по учебнику, действительно ли мы правы?

Убедитесь, что в результате наблюдения и рассуждения мы с вами правильно определили признаки существительных общего рода.

- Давайте послушаем, какую информацию о существительных общего рода подготовили ребята.

- По значениям слов угадать слова общего рода, имеющие положительную эмоциональную окраску.

     Очень трудолюбивый, старательный человек (трудяга, работяга), умный человек (умница), человек, который много знает (всезнайка); а теперь отрицательную -  неопрятный, грязный человек (грязнуля), тот, кто много и часто плачет (плакса), рассеянный, невнимательный человек (разиня), человек, который зазнается (зазнайка).

Некоторые существительные с окончанием а-я, обозначающие качества людей, относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола или к женскому роду, если обозначают лиц женского пола. Это существительные общего рода. Имена прилагательные согласуются с ними либо в мужском, либо в женском роде.

Подготовленный ученик: Имена существительные общего рода являются эмоционально окрашенными словами, имеют ярко выраженное оценочное значение, употребляются, главным образом, в разговорной речи, поэтому не являются характерными для научного и официально-делового стилей речи. Такие слова могут иметь положительную или отрицательную эмоциональную окраску в характеристике людей.

V

Этап закрепления и применения изученного.

Цели: -выполнять учебные задания с целью проверки знаний, умений, навыков.

-Формировать культуру труда.

-Развивать логическое мышление на основе индивидуальных возможностей каждого ребёнка, валеологических навыков и умений, саморегуляции

1. Работа с пословицами.

2. Отгадайте загадку.

3.Лексическая работа.

4.Распределительный диктант

5.Творческая работа

6.Слово учителя

7.Сообщение учащегося

        (слайд  7)

        (слайд  8)

   

       (слайд  9)

     (слайд  10)

Задание: спишите пословицы, существительные общего рода подчеркните.

   На каждого простофилю найдется мошенник (непальская). Куда бедолага, туда и беда (азербайджанская). Гуляка в молодости – скромен в старости (турецкая). Голод заставляет воровать, обида делает задирой (монгольская). Языком мастер, а делом – левша (адыгейская). Пьяница как курица: где ступит, там и клюнет (русская).

Задание:Найдите в загадке спрятанное существительное общего рода.

            Сердитый недотрога

            Живет в глуши лесной.

            Иголок очень много,

            А нитки – ни одной. (еж)

- Кто такой недотрога?

Задание: выпишите имя существительное общего рода вместе с прилагательным и укажите род имени существительного.

По лексическому значению угадайте слово, которое должно быть именем существительным, оканчивающимся на а-я.

1. Несведущий, малообразованный человек (невежда).

Учитель: Ребята, а вы знаете, что означает слово невежа? Как вы думаете?

Ответы учащихся (грубый, невоспитанный человек).

2. Неопрятный, нечистоплотный, неаккуратный человек (неряха, грязнуля).

3. Плаксливый человек (плакса).

4. Ненасытный, жадный в еде, прожорливый человек (обжора).

5. Человек, который любит есть сладкое (сластёна).

6. Человек, который пишет левой рукой (левша).

7. Певчий-солист, начинающий пение, подхватываемое хором (запевала).

8. Умный рассудительный человек (умница).

9.Тихий, смирный человек(тихоня)

10. Сонливый, любящий много спать человек (соня)

11.  Очень подвижный, суетливый, беспокойный ребенок  (непоседа)

12.Тот, кто любит затевать драки, ссоры. (забияка)

- Распределите существительные в три столбика:

      1) существительные, отрицательно характеризующие человека;

      2) положительно характеризующие человека;

    3) слова, которые не несут положительной и отрицательной

характеристики человека.

      - Проверим. Все ли слова понятны?

      - Что надо сделать, чтобы можно было определить род этихсуществительных?

     - Правильно. Ввести в контекст, то есть в предложение.

- Составьте предложения со словом работяга,   чтобы  в одном предложении оно было мужского рода,в другом – женского рода.

     В последнее время в языке появилось много слов с суффиксами

     - аг -, - яг - : трудяга, работяга, симпатяга. Они тоже используются в разговорной речи, в художественной  литературе как средство характеристики героев.

(обидчивый, чрезмерно щепетильный человек) Сердитый недотрога (муж. род).

 1 ученик выполняет у доски, остальные в тетради

Мазила, тёзка, зазнайка, разиня, левша, умница, соня, неряха, сирота, тихоня, трудяга, скряга, недотрога, непоседа, кривляка,

работяга.

Записывают эти предложения в тетрадь.

Существительные общего рода относятся к мужскому роду, если обозначают лица мужского рода и относятся к женскому роду, если обозначают лица женского рода. (обращаются к слайду) существительными врач, инженер, токарь, слесарь и т.п. согласуются в ед.числе только в мужском роде. Поэтому правильно будет: «Нина Петровна окончила педагогический институт в Москве. Сейчас она работает сельским врачом». Слова врач, профессор, архитектор, депутат, экскурсовод, автор, называющие лицо по профессии, роду деятельности, не относятся к существительным общего рода, а являются существительными мужского рода.

VI

Этап первичной проверки новых знаний.

1.Редактирование предложений.

2.Творческая мастерская.

    (Слайд № 11)

- Ребята, грамматические ошибки, связанные с употреблением существительных общего рода, нередко встречаются в текстах  ГИА, ЕГЭ.

Попробуйте сейчас найти ошибки в предложениях:

1) Профессор Миронова рассказал ребятам о том, что его особенно волнует.

2) Нужно проявлять большую заботу о стариках.

3) Она прекрасная педагог.

4) Мы радовались успехам одноклассников.

Составьте 3 предложения с любыми из предложенных существительных общего рода, употребляя эти слова применительно к лицам мужского и женского пола.   Инженер, строитель, агроном, экономист, секретарь, кондуктор, архитектор, профессор, программист, бухгалтер, маляр, вахтер.

Находят предложение (Она прекрасный педагог.)   Верно, так как существительные мужского рода, называющие лиц по профессии, по должности, по роду занятий, обозначают как лиц мужского, так и лиц женского пола, например: врач Иванов и врач Иванова.

 

Составляют 3 предложения с любыми из предложенных

существительных общего рода, употребляя эти слова применительно к лицам мужского и женского пола

Определяют род этих существительных.

VII

Подведение итогов урока

Цель: подвести итог по развитию аналитических навыков и логического мышления учащихся; отметить, что и как учащиеся сделали на уроке по решению этапных задач и основной учебной цели; поощрить каждого за работу на уроке, поддержать морально «слабых», вселить уверенность в своих учебных возможностях каждого)

VIII

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

 (слайд 12)

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Что нового вы узнали?

- Какие затруднения испытали?

-Какие особенности имеют имена существительные общего рода?

IX

Задание на дом.

(Цель:

- обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения д/з)

 (слайд 13)

1) Составить предложения с именами существительными общего рода, определить в тексте род у существительных общего рода.

2) Написать сочинение – миниатюру «Почему люди  осуждают невежду?».

3)Нарисовать рисунок к существительным  общего рода.

Выбирают задание



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.

Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...

Конспект урока русского языка "Изменение имён существительных по родам"

В конспекте урока русского языка для учащихся 5 класса коррекционной школы по теме "Изменение имён существительных по родам" использованы коррекционные приёмы и упражнения на развитие высших психическ...

урок Русского языка Падежные окончания существительных

Конспект урока  для коррекционной школы VIII вида...

Урок открытия новых знаний. Имена существительные общего рода. 5 класс

Урок русского языка (5 класс). Тема: Имена существительные общего рода. (конспект и презентация)...

урок в 6 классе "Имена существительные общего рода"

Тема урока: Имена существительные общего рода.Цели:Дать понятие об общем роде имен существительных.Формировать  умение определять род имен существительных в контексте; правильно употреблять имена...