Урок открытия новых знаний. Имена существительные общего рода. 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка (5 класс). Тема: Имена существительные общего рода. (конспект и презентация)
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
5 КЛАСС
ТЕМА: ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕГО РОДА
(С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ)
Выполнила:
учитель русского языка и литературы
МОУ «Урусовский ЦО»
Марунич Татьяна Александровна
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
М/п: анализировать, обобщать, делать выводы, строить рассуждения.
ЛР: распознавать имена существительные общего рода, группировать их в соответствии со значением характеристикой, правильно употреблять в речи.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | |
II. Языковая разминка. | Запись под диктовку предложения: Всё было медное: поручни, компасы, бинокли, всякие приборы и даже высокие пороги кают. – Составьте схему предложения. – Обозначьте орфограммы. Какой вид орфограммы преобладает в словах? Морфологический разбор слова бинокли. Фонетический разбор слова кают. | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы. 2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (несплошной текст в схему). |
III. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания. | 1. Тестэкспресс проверочный (выводится на слайде с помощью компьютера), 1) Нужно заключить в кавычки собственное наименование: а) село Бородино; б) битва Бородинская; в) стихотворение Бородино. 2) Является одушевлённым существительное: а) мороз; б) кукла; 3) К женскому роду относится существительное: а) мозоль; б) рояль; в) тюль. 4) Правильно употреблено прилагательное в словосочетании: 2. Проверка домашней работы: презентацийзаданий о роде имён существительных в русском и других языках (французском, немецком). | ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД Свободно пользоваться электронными ресурсами для преобразования, сохранения и передачи информации. |
IV. Постановка основного вопроса урока. | Учитель может использовать материал для наблюдений в учебнике (тема «Имена существительные общего рода») или воспользоваться презентацией. Ученики работают по заданиям, формулируют вопрос и сравнивают его с формулировкой в учебнике. | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока. |
V. Открытие новых знаний. | 1. Упр. – наблюдение над словами растяпа и обжора, выявление признаков слов общего рода. Ученики в ходе ответов на вопросы должны в тетрадях оформить запись: Растяп/а, обжор/а, сон/я, размазн/я, недотрог/а – характеристика человека (мальчика или девочки). Затем сделать по ней вывод о форме и значении слов, найти в тексте в рамке, какого рода будут эти существительные. – Назовите, какого рода записанные слова. Запись темы урока в тетрадях. 2. Чтение текста в рамке после упр. вслух. – Чем можно дополнить текст в рамке? (Характеризуют человека.) – По каким признакам можно найти слова общего рода в тексте? (По окончанию а–я в И.п. ед.ч. и значению.) Проблемный вопрос: правильно ли утверждать, что слова учитель, врач, профессор являются существительными общего рода, т.к. они называют как мужчин (лиц мужского пола), так и женщин (лиц женского пола). Ответ. Нет, эти существительные имеют нулевое окончание, а не окончание а, они не характеризуют лицо, а называют профессию, род деятельности, поэтому не являются словами общего рода. – Сравните свои выводы и наблюдения со схемой-опорой в материалах предметного диска. Схема-опора «существительные общего рода»:
ОБЩИЙ РОД
И.п. ед.ч. значение
характеристика А / Я лица (чаще отр.)
жен. пола муж. пола
Ж.Р. М.Р.
прил. АЯ прил. ЫЙ ИЙ ОЙ Запомнить: М. Р. врач□, инженер□, директор□ (независимо от пола лица!) прил. ЫЙ ИЙ ОЙ – Зафиксируйте информацию в любой удобной для себя форме. | Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. 2. Создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели (создавать схемы-опоры). 3. Соотносить информацию, представленную в разных формах (текст со схемой-опорой), воспроизводить информацию в удобной для себя форме. |
VI. Развитие учебноязыковых и речевых умений. | Упр. (распределительное творческое списывание) – развивается умение определять значения слов общего рода и группировать слова в соответствии с их общим характеризующим значением, находить среди слов синонимы, антонимы, однокоренные слова. Выполняется в парах. – Обсудите и сделайте вывод: где используются приведённые в упражнении слова, какая группа самая большая и почему? (Большая часть слов общего рода имеет отрицательную оценку, обозначает непривлекательные черты характера. Эти слова чаще всего используются в разговорном стиле речи, они ярко передают эмоции.) Упр.– развивается умение употреблять в речи имена существительные общего рода, выявлять их родовую специфику – принадлежность к мужскому или женскому роду в зависимости от пола лица. Выполняется самостоятельно по образцу, проверка коллективная. Дополнительно. – Определите по лексическому значению слово общего рода и запишите его: а) Человек, которому не сидится на месте. (Непоседа.) б) Недоучившийся, мало знающий человек. (Недоучка.) в) Неуклюжий, неловкий человек. (Недотёпа.) г) Неаккуратный человек. (Неряха, грязнуля.) – Что объединяет все записанные вами существительные? (Они отрицательно характеризуют человека, пишутся с не слитно.) | Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. Личностные результаты Чувствовать выразительные возможности языка, стилистические особенности языковых средств для выражения чувств, эмоций. |
VII. Итог урока. | – Чему научились на уроке? – Найдите «четвёртое лишнее» ключевое слово темы: 1) Имена существительные. 2) Общий род. 3) Суффикс. 4) Употребление в речи. – С какими трудностями столкнулись? С чем это связано? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? – Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал). – По каким критериям будете оценивать себя? | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. ТОУУ |
VIII. Домашнее задание. | 1. Составить сводную таблицу «Род имён существительных». 2. Написать небольшой рассказ с использованием слов общего рода. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок открытия новых знаний по математике в 7 классе "Умножение разности двух выражений на их сумму"
Составлена технологическая карта и презентация урока по ФГОС для учащихся 7 класса по алгебре, где учащиеся изучают данную тему....
Урок открытия новых знаний по математике в 7 классе "Умножение разности двух выражений на их сумму"
Составлена технологическая карта и презентация урока по ФГОС для учащихся 7 класса по алгебре, где учащиеся изучают данную тему....
Урок открытия новых знаний по математике в 7 классе "Умножение разности двух выражений на их сумму"
Составлена технологическая карта и презентация урока по ФГОС для учащихся 7 класса по алгебре, где учащиеся изучают данную тему....
Урок открытия новых знаний по математике в 5 класс по теме: "Формула площади прямоугольника"
Урок открытия новых знаний по математике в 5 класс по теме: "Формула площади прямоугольника". На уроке используется технология проблемного обучения, работа на интерактивной доске, работа в группа....
урок по русскому языку "Имена существительные общего рода"
разработка урока по русскому языку "Имена существительные общего рода"...
Конспект урока открытия новых знаний по теме "Бактерии" (5 класс,в соответствии с ФГОС)
технологическая карта к уроку биологии в 5 классе в соответствии с ФГОС...
Урок-открытие новых знаний по геометрии в 8 классе "Теорема Пифагора"
План-конспект (технологическая карта) по геометрии по теме «Теорема Пифагора» Учитель математики МАОУ СОШ № 93 г. Краснодара Обмочиева Г.Л.Класс 8Е Дата проведения.17.01.20018Ц...