Урок открытия новых знаний. Имена существительные общего рода. 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Урок русского языка (5 класс). Тема: Имена существительные общего рода. (конспект и презентация)

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

5 КЛАСС

ТЕМА: ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕГО РОДА  

(С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ)

Выполнила:

учитель русского языка и литературы

МОУ «Урусовский ЦО»

Марунич Татьяна Александровна

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: анализировать, обобщать, делать выводы, строить рассуждения.

ЛР: распознавать имена существительные общего рода, группировать их в соответствии со значением ­ характеристикой, правильно употреблять в речи.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II.  Языковая разминка.

Запись под диктовку предложения:

Всё было медное: поручни, компасы, бинокли, всякие приборы и даже высокие пороги кают.

– Составьте схему предложения.

– Обозначьте орфограммы. Какой вид орфограммы преобладает в словах?

Морфологический разбор слова бинокли.

Фонетический разбор слова кают.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы.

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (несплошной текст в схему).

III. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

1. Тест­экспресс проверочный (выводится на слайде с помощью компьютера),

1) Нужно заключить в кавычки собственное наименование: а) село Бородино; б) битва Бородинская; в) стихотворение Бородино.

2) Является одушевлённым существительное: а) мороз; б) кукла; 
в)
дерево.

3) К женскому роду относится существительное: а) мозоль; б) рояль;

в) тюль.

4) Правильно употреблено прилагательное в словосочетании:
а)
вкусный яблоко; б) хороший шампунь; в) золотая семечко.

2. Проверка домашней работы: презентаций­заданий о роде имён существительных в русском и других языках (французском, немецком).

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Познавательные УУД

Свободно пользоваться электронными ресурсами для преобразования, сохранения и передачи информации.

IV. Постановка основного вопроса урока.

Учитель может использовать материал для наблюдений в учебнике (тема «Имена существительные общего рода») или воспользоваться презентацией.

Ученики работают по заданиям, формулируют вопрос и сравнивают его с формулировкой в учебнике.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

V. Открытие новых знаний.

1. Упр. – наблюдение над словами растяпа и обжора, выявление признаков слов общего рода.

Ученики в ходе ответов на вопросы должны в тетрадях оформить запись:

Растяп/а, обжор/а, сон/я, размазн/я, недотрог/а – характеристика человека (мальчика или девочки).

Затем сделать по ней вывод о форме и значении слов, найти в тексте в рамке, какого рода будут эти существительные.

– Назовите, какого рода записанные слова.

Запись темы урока в тетрадях.

2. Чтение текста в рамке после упр. вслух.

– Чем можно дополнить текст в рамке? (Характеризуют человека.)

– По каким признакам можно найти слова общего рода в тексте? (По окончанию а–я в И.п. ед.ч. и значению.)

Проблемный вопрос: правильно ли утверждать, что слова учитель, врач, профессор являются существительными общего рода, т.к. они называют как мужчин (лиц мужского пола), так и женщин (лиц женского пола).

Ответ. Нет, эти существительные имеют нулевое окончание, а не окончание а, они не характеризуют лицо, а называют профессию, род деятельности, поэтому не являются словами общего рода.

– Сравните свои выводы и наблюдения со схемой-опорой в материалах предметного диска.

Схема-опора «существительные общего рода»:

                                 

           

                                   ОБЩИЙ РОД

                             

                            И.п. ед.ч.                          значение

                                                                       

                                                               характеристика

                          А / Я                            лица (чаще отр.)

                 

                                                         жен. пола          муж. пола

                                                           

                                                               

                                                          Ж.Р.                     М.Р.

                                                           

                                                       прил. АЯ            прил. ЫЙ ИЙ  ОЙ

                                      Запомнить:       М. Р.

                                             врач□, инженер□, директор□

                                                (независимо от пола лица!)

                                                      прил. ЫЙ   ИЙ  ОЙ

– Зафиксируйте информацию в любой удобной для себя форме.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

2. Создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели (создавать схемы-опоры).

3. Соотносить информацию, представленную в разных формах (текст со  схемой-опорой), воспроизводить информацию в удобной для себя форме.

VI. Развитие учебно­языковых и речевых умений.

Упр. (распределительное творческое списывание) – развивается умение определять значения слов общего рода и группировать слова в соответствии с их общим характеризующим значением, находить среди слов синонимы, антонимы, однокоренные слова.

Выполняется в парах.

– Обсудите и сделайте вывод: где используются приведённые в упражнении слова, какая группа самая большая и почему? (Большая часть слов общего рода имеет отрицательную оценку, обозначает непривлекательные черты характера. Эти слова чаще всего используются в разговорном стиле речи, они ярко передают эмоции.)

Упр.– развивается умение употреблять в речи имена существительные общего рода, выявлять их родовую специфику – принадлежность к мужскому или женскому роду в зависимости от пола лица.

Выполняется самостоятельно по образцу, проверка коллективная.

Дополнительно.

– Определите по лексическому значению слово общего рода и запишите его:

а) Человек, которому не сидится на месте. (Непоседа.)

б) Недоучившийся, мало знающий человек. (Недоучка.)

в) Неуклюжий, неловкий человек. (Недотёпа.)

г) Неаккуратный человек. (Неряха, грязнуля.)

– Что объединяет все записанные вами существительные? (Они отрицательно характеризуют человека, пишутся с не слитно.)

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Личностные результаты

Чувствовать выразительные возможности языка, стилистические особенности языковых средств для выражения чувств, эмоций.

VII. Итог урока.

– Чему научились на уроке?

– Найдите «четвёртое лишнее» ключевое слово темы:

1) Имена существительные.

2) Общий род.

3) Суффикс.

4) Употребление в речи.

– С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

– По каким критериям будете оценивать себя?

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VIII.  Домашнее задание.

1. Составить сводную таблицу «Род имён существительных».

2. Написать небольшой рассказ с использованием слов общего рода.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок открытия новых знаний по математике в 7 классе "Умножение разности двух выражений на их сумму"

Составлена технологическая карта и презентация урока по ФГОС для учащихся 7 класса по алгебре, где учащиеся изучают данную тему....

Урок открытия новых знаний по математике в 7 классе "Умножение разности двух выражений на их сумму"

Составлена технологическая карта и презентация урока по ФГОС для учащихся 7 класса по алгебре, где учащиеся изучают данную тему....

Урок открытия новых знаний по математике в 7 классе "Умножение разности двух выражений на их сумму"

Составлена технологическая карта и презентация урока по ФГОС для учащихся 7 класса по алгебре, где учащиеся изучают данную тему....

Урок открытия новых знаний по математике в 5 класс по теме: "Формула площади прямоугольника"

Урок открытия новых знаний по математике в 5 класс по теме: "Формула площади прямоугольника". На уроке используется технология проблемного обучения, работа на интерактивной доске, работа в группа....

урок по русскому языку "Имена существительные общего рода"

разработка урока по русскому языку "Имена существительные общего рода"...

Конспект урока открытия новых знаний по теме "Бактерии" (5 класс,в соответствии с ФГОС)

технологическая карта к уроку биологии в 5 классе в соответствии с ФГОС...

Урок-открытие новых знаний по геометрии в 8 классе "Теорема Пифагора"

План-конспект (технологическая карта) по геометрии по теме «Теорема Пифагора»   Учитель математики МАОУ СОШ № 93 г. Краснодара Обмочиева Г.Л.Класс 8Е Дата проведения.17.01.20018Ц...