Урок русского языка в 5 классе "Правописание з-с на конце приставок"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание з-с на конце приставок" содержит ход урока, дидактические материалы, презентацию. Также работа включает индивидуальную карту учащегося на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 26.78 КБ |
zanyatie_novoe.pptx | 1.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание з-с на конце приставок»
Выполнена учителем русского языка и литературы МБОУ Красноманычской ООШ Школа Светланой Иосифовной
Цели урока: Правописание з – с на конце приставок.
Задачи урока:
- создание условий для формирования умений правописания приставок на з-с
Планируемые результаты:
Предметные: развитие умения правописания приставок на –з и –с, развитие орфографической зоркости.
Метапредметные:
регулятивные: развитие умений формулировать тему урока, ставить цели, проводить самопроверку;
познавательные:развитие умений осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные: развитие умений работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в группе; отвечать на вопросы, слушать и слышать учителя и одноклассников ; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения
Личностные: развитие умений отстаивать свою точку зрения, развитие интереса к предмету.
Ход занятия
1 Организационный момент
Приветственное слово учителя (на фоне аудиозаписи из м/ф «Крошка Енот» - «От улыбки…»):
- . Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Громко скажем «Добрый день» Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
-А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
2. Самоопределение деятельности. Погружение в проблему. Постановка цели и задач урока
-Взгляните на экран.
На экране фраза с пропущенным словом
«____ - ложь, да в ней намёк…».
-Какое слово пропущено в предложении? (Сказка).
-А теперь ещё раз произнесите это слово, что мы слышим ( в транскрипции) [скаска].(все ли буквы в этом слове мы произносим так, как написаны)
-Пример какого процесса мы наблюдаем в этом слове? (Оглушение).
-Каким образом это происходит и почему? (Звонкий согласный звук заменяется глухим, потому что стоит перед глухим согласным звуком).
-Все ли звонкие согласные подвергаются оглушению? (Нет, только те, которые имеют пару по глухости-звонкости).
-Назовите мне эти согласные. (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с).
-Кому принадлежат слова «Сказка – ложь, да в ней намёк…»? (А. С. Пушкину)
-Какие сказки Пушкина вы читали или, может быть, слышали о них?
-Вспомните, какие виды сказок вы знаете? (Бытовые, о животных, волшебные).
-Сегодня я познакомлю вас с новым для вас видом сказки, лингвистической сказкой. Лингвистическая сказка отличается от других тем, что в ней главными героями выступают не волшебники, маги и чародеи, а лингвистические понятия. Вот с этими героями вы сейчас и познакомитесь.
-Для этого мне нужны помощницы: (включить сказку)
В некотором королевстве жила королева Грамматика. Пришли как-то к ней две ее дочери – Орфография и Орфоэпия.
Учитель: Орфография стала жаловаться:
Орфография: - Королева Грамматика, у меня так много обязанностей: и за приставками посмотри, и корни постоянно проверяй, и суффиксы за руку держи, а окончания? Их столько! Да такие разные, и постоянно меняются. Нет, так дело не пойдет! Пусть Орфоэпия возьмет себе какие–нибудь обязанности. А то, что ей делать? Слушай да говори!
Грамматика: Орфоэпия, возьми себе приставки, которые оканчивались на –з и –с.
Орфоэпия:- Взяла я эти приставки ,а они стали озорничать, никак меня не слушают! Присоединилась приставка раз- к глаголу «править» и стала приставкой рас-. Только я ее нашла, как та опять поменяла свою внешность: присоединилась к глаголу «дать» и стала приставкой раз-. Устала я оттого, что приставки постоянно меняться. Пойду попрошу помощи у сестры Орфографии.
Орфография:-Хорошо, помогу я тебе, но с одним условием: следить за приставками будем вместе.
Учитель:-А приставки так и остались нарушительницами правила и теперь подчиняются и орфоэпическим, и орфографическим правилам.
- С чем не справилась Орфоэпия? Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока и чем мы будем заниматься? (Правописание З и С на конце приставок)
Будем определять условия выбора букв –з, -с на конце приставок; правильно писать слова с изученной орфограммой,
3. Введение нового материала (Работа в группах)
-Ребята, сейчас мы будем наблюдать за поведением приставок, оканчивающихся на –з и –с, и попробуем понять, по какой причине они «меняют свою внешность».
-Я вам предлагаю алгоритм, который вы сможете применить при выполнении задания. (Алгоритм высвечивается на доске)
-На доске находятся приставки слов, у вас есть продолжение. Ваша задача правильно подобрать приставку к слову. Задание будете выполнять работая в группе
-Взгляните на экран, давайте проверим составленные слова.
безграничный – бескрайний
разбросать – распустить
известить – испортить
вздыхать – вспомнить
возместить – восхождение
КАКАЯ ГРУППА ДАЛА НАИБОЛЕЕ КОЛИЧЕСТВО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ
От каких условий зависит написание –з, -с в приставках? Кто попробует сформулировать правило о правописании приставок, оканчивающихся на –з и –с? (Перед согласными, обозначающими звонкий звук, пишется буква З, а перед согласными, обозначающими глухой звук, пишется буква С.)
4.Работа с учебником.
-Ребята, давайте найдём правило в учебнике и прочитаем его.
6. Рефлексия
Карточки по русскому языку для 5 класса
на тему «Правописание приставок на –з /-с. Правописание приставки с-»
№ 1.
Задание: заполните таблицу приведенными словами, вставив в них пропущенную орфограмму. Дополните каждую колонку 3-4 своими примерами.
Приставки на -з | Приставки на -с |
Ра…глядеть, ра…певать, бе…печный, во…радоваться, ни…падать, бе…грамотный, во..ходить, и…текший, бе…шумный, ни…вергать.
№ 2.
Задание: замените приведенные словосочетания с предлогами синонимичными словосочетаниями без предлога, обозначьте орфограмму в приставке. С двумя любыми получившимися словосочетаниями составьте предложения.
День без радости, прибор без шума, человек без чувств, мужчина без сердца, день без конца, радость без предела.
№ 3.
Задание: найдите «лишнее» слово, объясните свой выбор.
1.Бе…граничный, бе…конечный, бе…перебойный, бе…предельный, бе…брежный.
2.Бе…чувственный, бе…душный, бе…содержательный, жестокий, бе…сердечный.
№ 4.
Задание: выполните морфемный разбор слов, вставив пропущенные орфограммы.
Ра…шумелись, ра…храбрились, и…пользовать, бе…покойный, …гибать, …бор, …горяча.
№ 5.
Задание: составьте словосочетания со следующими словами, вставив в них пропущенные орфограммы.
Бе…вкусица, бе…жалостный, бе…форменный, ра…пилить, во…стание, во…торжествовать, ра…писание, не…говорчивый.
№ 6.
Задание: от данных глаголов образуйте глаголы, выбирая подходящую приставку раз-/рас-, из-/ис-, воз-/вос-, вз-/вс-.
Бросать, пугать, гадать, бить, портить, следовать, ссориться, помнить, жевать, двигать, царапать, делать.
Индивидуальная карта урока учени____ 5 кл
Ф.И.
Тема урока
Во…вышать, во…действовать, и…портить, во…хвалить, во…ходить, во…звание, во…соединиться, во…становить, и…сохнуть, и…бегать, и…следовать, и…сушить, и…вестие, и…виваться, , и…толковать, во…стание, и…лечиться, ни…падать.,бе…брежный, бе…вестный, бе…сменный, бе…вкусный, бе…смертный, бе…смысленный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…связный, бе…сердечный, бе…предельный, бе…доказательный, бе…жалостный, бе…сильный, бе…славный, бе…заботный, бе…заветный, бе…конечный, бе…звучный, бе…злобный.
Во…вышать, во…действовать, и…портить, во…хвалить, во…ходить, во…звание, во…соединиться, во…становить, и…сохнуть, и…бегать, и…следовать, и…сушить, и…вестие, и…виваться, , и…толковать, во…стание, и…лечиться, ни…падать.,бе…брежный, бе…вестный, бе…сменный, бе…вкусный, бе…смертный, бе…смысленный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…связный, бе…сердечный, бе…предельный, бе…доказательный, бе…жалостный, бе…сильный, бе…славный, бе…заботный, бе…заветный, бе…конечный, бе…звучный, бе…злобный.
Во…вышать, во…действовать, и…портить, во…хвалить, во…ходить, во…звание, во…соединиться, во…становить, и…сохнуть, и…бегать, и…следовать, и…сушить, и…вестие, и…виваться, , и…толковать, во…стание, и…лечиться, ни…падать.,бе…брежный, бе…вестный, бе…сменный, бе…вкусный, бе…смертный, бе…смысленный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…связный, бе…сердечный, бе…предельный, бе…доказательный, бе…жалостный, бе…сильный, бе…славный, бе…заботный, бе…заветный, бе…конечный, бе…звучный, бе…злобный.
№ 1.
Задание: заполните таблицу приведенными словами, вставив в них пропущенную орфограмму. Дополните каждую колонку 3-4 своими примерами.
Приставки на -з | Приставки на -с |
Ра…глядеть, ра…певать, бе…печный, во…радоваться, ни…падать, бе…грамотный, во..ходить, и…текший, бе…шумный, ни…вергать.
№ 2.
Задание: замените приведенные словосочетания с предлогами синонимичными словосочетаниями без предлога, обозначьте орфограмму в приставке. С двумя любыми получившимися словосочетаниями составьте предложения.
День без радости, прибор без шума, человек без чувств, мужчина без сердца, день без конца, радость без предела.
- Следуя алгоритму, выберите букву З или С в приставке
- бе ..мерно
- и ..пользовать
- во..поминание
- ра ..жигать
- ра…чистить
6) бе ..ценный
7) бе .. шумный
8) в ..бираться
9) ра..топить
10) бе..численные
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
______ - ложь, да в ней намёк… Сказка скаска Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1836)
Сказка
Рас - править Рас править Раз - дать Раз дать
Правописание З и С на конце приставок
Правописание З и С на конце приставок 1. Выдели в слове приставку. 2. Посмотри на букву согласного после приставки. 3. Глухой согласный. 3. Звонкий согласный. В приставке пиши букву С. В приставке пиши букву З.
Проверка тестовой работы 1) бе з мерно 2) и с пользовать 3) во с поминание 4) ра з жигать 5) ра с чистить 6) бе с ценный 7) бе с шумный 8) в з бираться 9) ра с топить 10) бе с численные
♪ ♪ ♪
Правописание З и С на конце приставок Выдели в слове приставку. Посмотри на букву согласного после приставки. Глухой согласный. Звонкий согласный. В приставке пиши букву С. В приставке пиши букву З. 1 2 3 4 5 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе по теме"Правописание приставок ПРЕ и ПРИ"
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме"Правописание приставок ПРЕ и ПРИ" включает разнообразный материал. Учитывая возраст учащихся , предлагаются игровой материал и занимательны...
Урок русского языка в 6 классе по теме: "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-"
Это первый урок по данной теме, где учащиеся знакомятся с условиями выбора приставок ПРЕ- и ПРИ-, учатся определять лексическое значение данных приставок....
Презентация для интерактивной доски к уроку русского языка в 6 классе "и-ы после приставок"
презентация для интерактивной доски к уроку русского языка...
Урок русского языка в 6 классе по теме "Правописание приставок пре- и при-"
Дан первый урок по теме "Правописание приставок пре- и при-" с использованием ЭОР....
Урок русского языка в 5 классе на тему "Правописание приставок на з/с" по ФГОС.
Урок открытия новых знаний построен в логике системно-деятельного подхода в условиях реализации ФГОС. Задания носят творческий и вариативный характер, предполагается групповая и индивидуальная работа....
Урок русского языка в 6 классе по теме "Правописание приставок -пре- и -при-"
Основные понятия: приставка, морфема, орфограмма Тип урока: "открытие" новых знаний Технология: естественного обучения...
Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Повторение в конце года. Путешествие по разделам науки о языке"
Данная презентация используется на уроке с целью организации самопроверки заданий, выполненных учениками....