БУКВЫ О-Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Это урок русского языка в 5 классе по ФГОС.Урок открытия новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок открытия новых знаний | 46.39 КБ |
Предварительный просмотр:
БУКВЫ О-Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА
Урок русского зыка Назаровой Е.В. в 5 классе.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило написания букв Е-0 после шипящих в корне; слова-исключения; написание слов с непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном положении; уметь находить и правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь писать слова с непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном положении.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования
Методы и формы обучения
Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная
Оборудование: проектор, мультимедийный экран, презентация к уроку, рабочие листы.
Учебник: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 частях. Ч. 1; под редакцией Е.А. Быстровой – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014
Этапы урока.
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята. Давайте настроимся на хорошую продуктивную работу.
На наших уроках мы не только учимся грамотно писать, но и открываем для себя тайны русской грамматики. (Запишите число. Классная работа)
(слайд 1)
2. Актуализация знаний. Лексическая сказка.
- Ребята, расскажите алфавит. - Кто в нём живёт? ( Буквы.) -А сколько их? (33 буквы).
- Сколько согласных букв в русском языке? (21 согласная буква).
- А сколько гласных?( 10 гласных и два знака, не обозначающих звуков - ъ и ь.)
Согласным без гласных никак не справиться. Вот они и стараются не обижать своих певучих подружек. - Назовите все гласные буквы.
-( А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я). Но плохо гласной, когда перед ней оказывается шипящая.
- Назовите шипящие буквы, ребята. –(Ж, Ш, Щ, Ч).
- Ребята, поднимите руки те, кто любит сказки. А какие вам нравятся больше всего? Кто из вас слышал сказки о русском языке, лингвистические сказки?
- Именно с такой сказкой я хочу вас познакомить. «Капризные шипящие». (рассказывает ребенок – индивидуальное задание)
В некотором царстве, в некотором государстве дружно живут согласные буквы с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек.
Но плохо гласной букве, когда перед ней окажется шипящий.
- А какие шипящие согласные вы знаете? (Ж, Ш, Ч, Щ.)
С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам 0 и Ё! То всем буквам подавай букву Ё. То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только рядом с 0. Вот и приходится писать по-разному слова с шипящими и буквами 0 и Ё. Вот и приходится писать:
ШЁЛ ПО ШОССЕ ЧЁРНЫЙ ГАЛЧОНОК.
Тсс… слышите, что говорят шипящие?
- Осторож-ж-но! Мы – ш-шшипящ- щ-щие!
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (0 правописании букв 0 и Ё после шипящих.)
- Запишите тему урока, сформулируйте цель. (слайд 2)
3. Выявление места и причины затруднения. (3+4)
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают. (Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.) (слайд 3)
- А теперь посмотрите на таблицу на слайде и сделайте вывод о написании букв о-ё после шипящих в корне слова.
Ё жёлтый – желтеть шёлк – шелка чёлка – чело щёлкнуть – щелчок | О жонглёр - …(-) шокировать - …(-) чопорный - …(-) трущоба - …(-) |
- Что общего между этими словами? (Во всех есть шипящие.)
- Какой звук слышится после шипящих? (Звук О.)
- Почему же в словах пишутся разные буквы: и О, и Ё (Звук 0 па письме передаётся буквами 0 и Ё.)
Учитель дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся.
Физкультминутка Нужно сделать гимнастику для язычков: «Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон...». (Гимнастика проводится в три этапа: сначала дети слушают скороговорку, затем проговаривают медленно и тихо, а потом быстро и громко.) -Теперь порядок, поехали!» (Слайд№4)
5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Творческая практическая деятельность
Давайте составим алгоритм( способ рассуждения и применения правила)
- Чтобы не ошибиться в написании слов с этой орфограммой, можно воспользоваться следующим планом ответа-рассуждения (алгоритмом):
1. Определить часть слова.
2. Если орфограмма в корне, то ...
3. Посмотри, можно ли изменить слово так или подобрать родственное, чтобы после шипящего было Е:
Да- пиши Ё Нет – пиши О
- Давайте поработаем с этим планом, рассуждая по плану. Слова для анализа: чёрный, шоссе, жёлтый, шоколад. (Слайд 5)
Словарная работа. (индивидуальная творческая работа для 2 учащихся – сделать презентацию по словарным словам)
- Ребята, в этом правиле встречается много слов-исключений. Сейчас мы с вами поработаем над словарными словами следующим образом.
Перед вами текст, Вы должны выписать из него слова с О после шипящих в корне, они будут словарными словами, которые нам необходимо запомнить.
Текст.
Обжора залез в кусты крыжовника. Вдруг слышит: шорох, и шум трещотки. Он как кинется в лесную чащобу! Куртка на обжоре затрещала, шов на капюшоне лопнул, еле-еле успел унести ноги.
Шоу – представление.
Анчоус – мелкая морская рыбка.
Жокей – профессиональный наездник на скачках, бегах.
Жонглёр – актер цирка, который искусно подбрасывает несколько предметов.
Шомпол – стержень для чистки и смазки канала ствола в ручном огнестрельном оружии.
- Но существует одна особенность в этом правиле.
Если слово с корнем -ЖЁГ- (-ЖОГ-) является существительным - пишем О, если глаголом - пишем Е.
- Посмотрите на доску (слайд 6).
Ожёг-ожог
На солнце спину я ожЁг
И третий день лечу ожОг.
Горела с Ё моя спина,
А с О ой-ой - болит она.
- Давайте разберёмся с этим текстом, вставим пропущенные буквы и докажем свою точку зрения.
Преступник ночью дом поджёг,
Но, совершив такой поджог,
Он и лицо себе обжёг.
Так, получив большой ожог,
Он был наказан за поджог.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (Обобщение, систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике.) Давайте проведем различные виды диктантов. (слайд 7)
1. Распределительный диктант.
- Распределите слова по двум столбикам слова: с О и Ё.
Ш…колад, ч…рный, беч….ва, ж…кей, ш…рох, реш…тка, капюш….н, ч…лка, ж_рдочка, щ_тка
2. Выборочно-восстановительный диктант. (слайд 8)
- Из текста выпишите слова с орфограммой «Правописание О – Ё после шипящих в корне слов)».
- По выписанным словам восстановите текст.
Пришел месяц февраль. Он словно волшебник-жонглёр, разыгрался с метелями. Засыпал шоссе, так, что шоферы с трудом пробираются сквозь заносы. Покрыл решетки балконов инеем. Желтое солнце не согревает щеки. Тяжелые сугробы стоят, как снеговики. А иногда снег идёт тихо-тихо и шепотом жалуется на жесткий февраль. (А. Иллюминарская)
3. Творческое задание. Дифференцированное.( работаем в парах) (слайд 9)
Задание №1 (на выбор)
- Составьте небольшой текст (3-4 предложения), используя предложенные слова.
На слайде слова:
Крыжовник, пчёлы, шорох, шёпот, шорты, шёлковый и др.
Задание № 2. (На выбор)
Спишите, составьте словосочетания, обозначьте изучаемую орфограмму
Ч_рная _______; __________ш…рстка; ч…рствый________;________ш…в, ___________печ…нка; зач…ркивать__________; ______________ш…рохи, _____________ш…потом, ________беч…вка; деш_вый _____________; ______________ж_лудь; _____________ ч_лка; _______________ ш…лк;
4. Творческий диктант «Замени одним словом»
1.Разговор тихим голосом – шёпот
2. Цвет одуванчика – жёлтый
3. Предмет для чистки зубов – щётка
4. Плод дуба – жёлудь
5. Цвет, противоположный белому – чёрный
6. Водитель автомобиля – шофёр (иноязычное)
7. Цирковой актёр, который подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов – жонглёр (иноязычное слово)
8. Маленькая щель – щёлка
9. Ягоды на колючих кустах – крыжовник
7. Включение в систему знаний и повторение. (Проверка и обсуждение работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание).ТЕСТ
1. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) ч...рточка
2) сильный ож...г
3) щ...лка
4) ч...тное число
2. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1) ш...рох
2) ш...в
3) ч...рствый
4) ж…кей
3. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) анч...ус
2) пош...л
3) деш...вый
4) поч...тный
4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1) ш...рты
2) ш...фёрский
3) пш...нка
4) капюш...н
5. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1) ш...кировать
2) ж...нглировать
3) прищ...лкивать
4) ч...кнулся
6. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) подсч...т голосов
2) ш...рник
3) молодож...ны
4) реш...тка
7. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) ч...лка
2) ш_ссе
3) ч...лн
4) беч...вка
8. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) ж...кей
2) расч...тливый
3) гладкош...рстный
4) щ...голь
9. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) ж...лудь
2) ш...пот
3) леч...
4) тяж...лый
10. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) ж...сткий
2) ж...лтый
3) щ...тка
4) трещ...тка
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
Домашнее задание: (слайд 10)
Параграф 53, упр. 296, 298, словарь (словарные слова О-Ё после шипящих)
Что нового узнали на уроке?
- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?
- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился - карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку-смайлик с грустным лицом.
Список используемой литературы и интернет сайтов:
www.calameo.com/books/0009779270888bddfa42
Аксенова Л.А. контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5 класс к учебнику Т.А. Ладыженской и др. М.: издательство «Экзамен», 2016.
Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995.
Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 частях. Ч. 1; под редакцией Е.А. Быстровой – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014
Лингвистическая игра « Замените одним словом».
1.Разговор тихим голосом – шёпот
2. Цвет одуванчика – жёлтый
3. Предмет для чистки зубов – щётка
4. Плод дуба – жёлудь
5. Цвет, противоположный белому – чёрный
6. Водитель автомобиля – шофёр (иноязычное)
7. Цирковой актёр, который подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов – жонглёр (иноязычное слово)
8. Маленькая щель – щёлка
9. Ягоды на колючих кустах – крыжовник
2.Прочитайте юмористический рассказ, в котором собрано 18 слов-исключений.
По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад, жонглёр жонглировал крыжовником, нанизывая его на шомпол. Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Настроение у всех было мажорное. Будто ехали они на веселое шоу. Вдруг послышался шорох. Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим.
Тест для 5 класса. «Буквы О и Ё после шипящих в корне»
1. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) ч...рточка
2) сильный ож...г
3) щ...лка
4) ч...тное число
2. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1) ш...рох
2) ш...в
3) ч...рствый
4) ж…кей
3. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) анч...ус
2) пош...л
3) деш...вый
4) поч...тный
4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1) ш...рты
2) ш...фёрский
3) пш...нка
4) капюш...н
5. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1) ш...кировать
2) ж...нглировать
3) прищ...лкивать
4) ч...кнулся
6. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) подсч...т голосов
2) ш...рник
3) молодож...ны
4) реш...тка
7. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) ч...лка
2) ш_ссе
3) ч...лн
4) беч...вка
8. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) ж...кей
2) расч...тливый
3) гладкош...рстный
4) щ...голь
9. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) ж...лудь
2) ш...пот
3) леч...
4) тяж...лый
10. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) ж...сткий
2) ж...лтый
3) щ...тка
4) трещ...тка
РАЗДАТОЧНЫЙ ЛИСТ
Алгоритм( способ рассуждения и применения правила)
- Чтобы не ошибиться в написании слов с этой орфограммой, можно воспользоваться следующим планом ответа-рассуждения (алгоритмом):
1. Определить ………….
2. Если орфограмма в корне, то ...
3. Посмотри, можно ли изменить слово так или подобрать родственное, чтобы после шипящего было Е:
Да- пиши ….. Нет – пиши …..
- Давайте поработаем с этим планом, рассуждая по плану. Слова для анализа: чёрный, шоссе, жёлтый, шоколад.
1. Распределительный диктант.
- Распределите слова по двум столбикам слова: с О и Ё.
Ш…колад, ч…рный, беч….ва, ж…кей, ш…рох, реш…тка, капюш….н, ч…лка, ж_рдочка, щ_тка
2. Выборочно-восстановительный диктант.
- Из текста выпишите слова с орфограммой «Правописание О – Ё после шипящих в корне слов)».
- По выписанным словам восстановите текст.(устно)
Пришел месяц февраль. Он словно волшебник-жонглёр, разыгрался с метелями. Засыпал шоссе, так, что шоферы с трудом пробираются сквозь заносы. Покрыл решетки балконов инеем. Желтое солнце не согревает щеки. Тяжелые сугробы стоят, как снеговики. А иногда снег идёт тихо-тихо и шепотом жалуется на жесткий февраль. (А. Иллюминарская)
3. Творческое задание. Диффиренцированное.( работаем в парах)
Задание №1 (на выбор)
- Составьте небольшой текст (3-4 предложения), используя предложенные слова:
Крыжовник, пчёлы, шорох, шёпот, шорты, шёлковый и др.
Задание № 2. (На выбор)
Спишите, составьте словосочетания, обозначьте изучаемую орфограмму
Ч_рная _______; __________ш…рстка; ч…рствый________;________ш…в, ___________печ…нка; зач…ркивать__________; ______________ш…рохи, _____________ш…потом, ________беч…вка; деш_вый _____________; ______________ж_лудь; _____________ ч_лка; _______________ ш…лк;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буквы о,ё после шипящих в корне слова
презентация по русскому языку для 5 класса по теме: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"...
Буквы о,ё после шипящих в корне слова
презентация к уроку русского языка (5 класс) по учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой...
Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»
Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...
Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»
Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.» в рамках конкурса «Учитель года» учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории Та...
Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов
Презентация к уроку с использованием интерактивной доски по теме: "Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов."...
Конкурс знатоков "Буквы Ё-О после шипящих в корне слова"
Словарная работа. Из орфографического словаря выписаны все слова с буквами Ё-О после шипящих в корне слова....
Буквы О-Ё после шипящих в корне слова
Разработка урока "Буквы О-Ё после шипящих в корне слова"...