БУКВЫ О-Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Назарова Елена Викторовна

Это урок русского языка в 5 классе по ФГОС.Урок открытия новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок открытия новых знаний46.39 КБ

Предварительный просмотр:

БУКВЫ О-Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА

Урок русского зыка  Назаровой Е.В. в 5 классе.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило написания букв Е-0 после шипящих в корне; слова-исключения; написание слов с непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном положении; уметь находить и правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь писать слова с непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном положении.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование:  проектор,  мультимедийный экран, презентация к уроку, рабочие листы.

Учебник: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 частях. Ч. 1; под редакцией Е.А. Быстровой – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014

Этапы урока.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята.  Давайте настроимся на хорошую продуктивную  работу.

На наших уроках мы не только учимся грамотно писать, но и открываем для себя тайны русской грамматики. (Запишите число. Классная работа) 

(слайд 1)

2. Актуализация знаний. Лексическая сказка.

- Ребята, расскажите  алфавит. - Кто в нём живёт? ( Буквы.) -А сколько их? (33 буквы).

- Сколько согласных букв в русском языке? (21 согласная буква).

- А сколько гласных?( 10 гласных и два знака, не обозначающих звуков - ъ и ь.)

 Согласным без гласных никак не справиться. Вот они и стараются не обижать своих певучих подружек. - Назовите все гласные буквы.

-( А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я).  Но плохо гласной, когда перед ней оказывается шипящая.

- Назовите шипящие буквы, ребята. –(Ж, Ш, Щ, Ч).

-        Ребята, поднимите руки те, кто любит сказки. А какие вам нравятся больше всего? Кто из вас слышал сказки о русском языке, лингвистические сказки?

-        Именно с такой сказкой я хочу вас познакомить. «Капризные шипящие». (рассказывает ребенок – индивидуальное задание)

       В некотором царстве, в некотором государстве  дружно живут согласные буквы с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек.

     Но плохо гласной букве, когда перед ней окажется шипящий.

-        А какие шипящие согласные вы знаете? (Ж, Ш, Ч, Щ.)

С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам 0 и Ё! То всем буквам подавай букву Ё. То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только рядом с 0. Вот и приходится писать по-разному слова с шипящими и буквами 0 и Ё. Вот и приходится писать:
ШЁЛ ПО ШОССЕ ЧЁРНЫЙ ГАЛЧОНОК.

Тсс… слышите, что говорят шипящие?

- Осторож-ж-но!  Мы –  ш-шшипящ- щ-щие!

-        Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (0 правописании букв 0 и Ё после шипящих.)

- Запишите тему урока, сформулируйте цель. (слайд 2)        

3. Выявление места и причины затруднения. (3+4)

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают. (Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.) (слайд 3)

- А теперь посмотрите на таблицу на слайде и сделайте вывод о написании букв о-ё после шипящих  в корне слова.

Ё                                      

жёлтый – желтеть      

шёлк – шелка            

чёлка – чело              

щёлкнуть – щелчок    

            О

            жонглёр - …(-)  

            шокировать - …(-)

            чопорный - …(-)          

            трущоба - …(-)

-        Что общего между этими словами? (Во всех есть шипящие.)

-        Какой звук слышится после шипящих? (Звук О.)

-        Почему же в словах пишутся разные буквы: и О, и Ё (Звук 0 па письме передаётся буквами 0 и Ё.)

Учитель  дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся.

Физкультминутка Нужно сделать гимнастику для язычков: «Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон...». (Гимнастика проводится в три этапа: сначала дети слушают скороговорку, затем проговаривают медленно и тихо, а потом быстро и громко.) -Теперь порядок, поехали!» (Слайд№4)

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Творческая практическая деятельность

Давайте составим алгоритм( способ рассуждения и применения правила)

-        Чтобы не ошибиться в написании слов с этой орфограммой, можно воспользоваться следующим планом ответа-рассуждения (алгоритмом):

1.        Определить часть слова.

2.        Если орфограмма в корне, то ...

3. Посмотри, можно ли изменить слово так или подобрать родственное, чтобы после шипящего было Е:

        

                           Да- пиши Ё                              Нет – пиши О

-        Давайте поработаем с этим планом, рассуждая по плану. Слова для анализа: чёрный, шоссе, жёлтый, шоколад. (Слайд 5)

 Словарная работа. (индивидуальная творческая работа для 2 учащихся – сделать презентацию по словарным словам)

- Ребята, в этом правиле встречается много слов-исключений. Сейчас мы с вами поработаем над словарными словами следующим образом.

Перед вами текст, Вы должны выписать из него слова с О после шипящих в корне, они будут словарными словами, которые нам необходимо запомнить.

Текст.

     Обжора залез в кусты крыжовника. Вдруг слышит: шорох, и шум трещотки. Он как кинется в лесную чащобу! Куртка на обжоре затрещала, шов на капюшоне лопнул, еле-еле успел унести ноги.

Шоу – представление.

Анчоус – мелкая морская рыбка.

Жокей – профессиональный  наездник на скачках, бегах.

Жонглёр – актер цирка, который искусно подбрасывает несколько предметов.

Шомпол – стержень для чистки и смазки канала ствола в ручном огнестрельном оружии.

-        Но существует одна особенность в этом правиле.

Если слово с корнем -ЖЁГ- (-ЖОГ-) является существительным - пишем О, если глаголом - пишем Е.

-        Посмотрите на доску (слайд 6).

Ожёг-ожог

На солнце спину я ожЁг

И третий день лечу ожОг.

Горела с Ё моя спина,

А с О  ой-ой   -  болит она.

-        Давайте разберёмся с этим текстом, вставим пропущенные буквы и докажем свою точку зрения.

Преступник ночью дом поджёг,

Но, совершив такой поджог,

Он и лицо себе обжёг.

Так, получив большой ожог,

Он был наказан за поджог.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (Обобщение, систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике.) Давайте проведем различные виды диктантов. (слайд 7)

1.        Распределительный диктант.

-        Распределите слова по двум столбикам слова: с О и Ё.

Ш…колад, ч…рный, беч….ва, ж…кей, ш…рох, реш…тка, капюш….н, ч…лка, ж_рдочка, щ_тка

2.        Выборочно-восстановительный диктант. (слайд 8)

-        Из текста выпишите слова с орфограммой «Правописание О – Ё после шипящих в корне слов)».

-        По выписанным словам восстановите текст.

Пришел месяц февраль. Он словно волшебник-жонглёр, разыгрался с метелями. Засыпал шоссе, так, что шоферы с трудом пробираются сквозь заносы. Покрыл решетки балконов инеем. Желтое солнце не согревает щеки. Тяжелые сугробы стоят,  как снеговики. А иногда снег идёт тихо-тихо и шепотом жалуется на жесткий февраль.         (А. Иллюминарская)

3. Творческое задание. Дифференцированное.( работаем в парах) (слайд 9)

Задание №1 (на выбор)

- Составьте небольшой текст (3-4 предложения), используя предложенные слова.

На слайде слова:

Крыжовник, пчёлы, шорох, шёпот, шорты, шёлковый и др.

Задание № 2. (На выбор)

Спишите,  составьте словосочетания, обозначьте изучаемую орфограмму 

Ч_рная _______; __________ш…рстка; ч…рствый________;________ш…в, ___________печ…нка; зач…ркивать__________;  ______________ш…рохи, _____________ш…потом,  ________беч…вка;  деш_вый _____________; ______________ж_лудь; _____________ ч_лка; _______________ ш…лк;

4. Творческий диктант «Замени одним словом»

1.Разговор тихим голосом – шёпот

2. Цвет одуванчика – жёлтый

3. Предмет для чистки зубов – щётка

4. Плод дуба – жёлудь

5. Цвет, противоположный белому – чёрный

6. Водитель автомобиля – шофёр (иноязычное)

7. Цирковой актёр, который подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов – жонглёр (иноязычное слово)

8. Маленькая щель – щёлка

9. Ягоды на колючих кустах – крыжовник

7. Включение в систему знаний и повторение. (Проверка и обсуждение работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание).ТЕСТ

1. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) ч...рточка

2) сильный ож...г

3) щ...лка

4) ч...тное число

2. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

1) ш...рох

2) ш...в

3) ч...рствый

4) ж…кей

3. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) анч...ус

2) пош...л

3) деш...вый

4) поч...тный

4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

1) ш...рты

2) ш...фёрский

3) пш...нка

4) капюш...н

5. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

1) ш...кировать

2) ж...нглировать

3) прищ...лкивать

4) ч...кнулся

6. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) подсч...т голосов

2) ш...рник

3) молодож...ны

4) реш...тка

7. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) ч...лка

2) ш_ссе

3) ч...лн

4) беч...вка

8. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) ж...кей

2) расч...тливый

3) гладкош...рстный

4) щ...голь

9. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) ж...лудь

2) ш...пот

3) леч...

4) тяж...лый

10. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) ж...сткий

2) ж...лтый

3) щ...тка

4) трещ...тка

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Домашнее задание: (слайд 10)

Параграф 53, упр. 296, 298, словарь (словарные слова  О-Ё после шипящих)

Что нового узнали на уроке?

-        Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

-        Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

-        Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился - карточку с улыбающимся лицом, нет –  карточку-смайлик  с грустным лицом.

Список используемой литературы и интернет сайтов:

http://pochemu4ka.ru/load/konkurs_quot_zanimatelnye_golovolomki_quot/golovolomki/krossvord_bukvy_o_e_jo_posle_shipjashhikh/423-1-0-10117

www.calameo.com/books/0009779270888bddfa42

Аксенова Л.А. контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5 класс к учебнику Т.А. Ладыженской и др. М.: издательство «Экзамен», 2016.

Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995.

Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 частях. Ч. 1; под редакцией Е.А. Быстровой – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014

Лингвистическая игра « Замените одним словом».

 1.Разговор тихим голосом – шёпот

2. Цвет одуванчика – жёлтый

3. Предмет для чистки зубов – щётка

4. Плод дуба – жёлудь

5. Цвет, противоположный белому – чёрный

6. Водитель автомобиля – шофёр (иноязычное)

7. Цирковой актёр, который подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов – жонглёр (иноязычное слово)

8. Маленькая щель – щёлка

9. Ягоды на колючих кустах – крыжовник

2.Прочитайте юмористический рассказ, в котором собрано 18 слов-исключений.

По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад, жонглёр жонглировал крыжовником, нанизывая его на шомпол. Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Настроение у всех было мажорное. Будто ехали они на веселое шоу. Вдруг послышался шорох. Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим.

Тест для 5 класса. «Буквы О и Ё после шипящих в корне»  

1. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) ч...рточка

2) сильный ож...г

3) щ...лка

4) ч...тное число

2. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

1) ш...рох

2) ш...в

3) ч...рствый

4) ж…кей

3. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) анч...ус

2) пош...л

3) деш...вый

4) поч...тный

4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

1) ш...рты

2) ш...фёрский

3) пш...нка

4) капюш...н

5. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

1) ш...кировать

2) ж...нглировать

3) прищ...лкивать

4) ч...кнулся

6. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) подсч...т голосов

2) ш...рник

3) молодож...ны

4) реш...тка

7. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) ч...лка

2) ш_ссе

3) ч...лн

4) беч...вка

8. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) ж...кей

2) расч...тливый

3) гладкош...рстный

4) щ...голь

9. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) ж...лудь

2) ш...пот

3) леч...

4) тяж...лый

10. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) ж...сткий

2) ж...лтый

3) щ...тка

4) трещ...тка

РАЗДАТОЧНЫЙ ЛИСТ

 Алгоритм( способ рассуждения и применения правила)

-        Чтобы не ошибиться в написании слов с этой орфограммой, можно воспользоваться следующим планом ответа-рассуждения (алгоритмом):

1.        Определить ………….

2.        Если орфограмма в корне, то ...

3. Посмотри, можно ли изменить слово так или подобрать родственное, чтобы после шипящего было Е:

        

                           Да- пиши …..                              Нет – пиши …..

-        Давайте поработаем с этим планом, рассуждая по плану. Слова для анализа: чёрный, шоссе, жёлтый, шоколад.

1.        Распределительный диктант.

-        Распределите слова по двум столбикам слова: с О и Ё.

Ш…колад, ч…рный, беч….ва, ж…кей, ш…рох, реш…тка, капюш….н, ч…лка, ж_рдочка, щ_тка

2.        Выборочно-восстановительный диктант.

-        Из текста выпишите слова с орфограммой «Правописание О – Ё после шипящих в корне слов)».

-        По выписанным словам восстановите текст.(устно)

       Пришел месяц февраль. Он словно волшебник-жонглёр, разыгрался с метелями. Засыпал шоссе, так, что шоферы с трудом пробираются сквозь заносы. Покрыл решетки балконов инеем. Желтое солнце не согревает щеки. Тяжелые сугробы стоят,  как снеговики. А иногда снег идёт тихо-тихо и шепотом жалуется на жесткий февраль.              (А. Иллюминарская)

3. Творческое задание. Диффиренцированное.( работаем в парах)

Задание №1 (на выбор)

- Составьте небольшой текст (3-4 предложения), используя предложенные слова:

Крыжовник, пчёлы, шорох, шёпот, шорты, шёлковый и др.

Задание № 2. (На выбор)

Спишите,  составьте словосочетания, обозначьте изучаемую орфограмму

Ч_рная _______; __________ш…рстка; ч…рствый________;________ш…в, ___________печ…нка; зач…ркивать__________;  ______________ш…рохи, _____________ш…потом,  ________беч…вка;  деш_вый _____________; ______________ж_лудь; _____________ ч_лка; _______________ ш…лк;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы о,ё после шипящих в корне слова

презентация по русскому языку для 5 класса по теме: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"...

Буквы о,ё после шипящих в корне слова

презентация к уроку русского языка (5 класс) по учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой...

Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.» в рамках конкурса «Учитель года» учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории Та...

Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов

Презентация к уроку с использованием интерактивной доски по теме: "Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов."...

Конкурс знатоков "Буквы Ё-О после шипящих в корне слова"

Словарная работа. Из орфографического словаря выписаны все слова с буквами Ё-О после шипящих в корне слова....

Буквы О-Ё после шипящих в корне слова

Разработка урока "Буквы О-Ё после шипящих в корне слова"...