Формирование эмоционально-привлекательной среды на уроках русского языка.
статья по русскому языку на тему
Выступление на заседании РМО учителей русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на заседании РМО учителей русского языка и литературы | 54.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование эмоционально-привлекательной среды на уроках русского языка.
(выступление на заседании РМО учителей русского языка и литературы)
Сысоева Надежда Георгиевна,
учитель русского языка и литературы
I категории филиала МКОУ СОШ № 5
с. Новая Кугульта
с. Донское
26 августа 2014 года
Создание заинтересованного отношения к учению – проблема, проходящая через всю историю школы, не потерявшая актуальность и сегодня.
Однажды мне ученик сказал на уроке: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что “интерес” – это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки: “хочу – могу – выполняю с интересом – личностно – значимо каждому” ,то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения. Так как же сформировать его у ребенка?
ОТВЕТ может быть только один.Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.
Почему снижается учебная мотивация школьников по мере пребывания их в школе? Все дети, когда идут учиться в школу, хотят учиться, что происходит потом, кто в этом виноват? И главное, что делать?
Мысль о том, что интерес ребенка к учению в значительной мере зависит от содержания образования, вряд ли поддается сомнению. Но остается вопрос: почему для ребенка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в тяжелую повинность, трудную, малопривлекательную работу.
Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения.
Нетрадиционный урок – импровизированное учебное занятие со свободной структурой. По своему назначению он может быть и уроком изучения нового, и уроком повторения, и обобщающим, и уроком комбинированного типа. Такие уроки появились как своего рода “ответ” учителей на ситуацию снижения интереса учащихся к занятиям. Это прогресс учительской мысли. На этих уроках учащиеся развиваются в личностно – ориентированном образовании. Оно помогает ребёнку стать культурной личностью, поддерживая всё то хорошее, что заложено в него от природы. Учитель пользуется предлагаемыми материалами, создавая условия для проявления деятельности личностных структур сознания: критичности, мотивирования, рефлексии и т. д. Нетрадиционные уроки в моей работе занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями школьников среднего звена, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. При разработке уроков я преследую определённые цели реализую их в конкретных формах.
Например:
– развитие осмысленного отношения к знаниям: урок-защита знаний, урок - защита идей, урок-встреча.
– становление творческих способностей учащихся: урок-сказка, урок-бенефис, урок-творчество.
– расширение кругозора: урок -экскурсия, урок -путешествие.
– развитие нестандартных умений учебной работы: парный опрос, работа в группах, экспресс- опрос.
– стимулирование познавательного интереса: урок-КВН, урок “Что? Где? Когда?”, урок-викторина.
При проведении отрытых уроков нетрадиционная форма является всегда выигрышной, так как в ней представлены не только игровые моменты, но и оригинальная подача материала. Занятость учащихся через различные формы коллективной и групповой работы. Групповые формы работы позволяют создать более широкие контакты между школьниками.
Актуальность такой работы, по моему мнению, выражается в создании условий для самореализации личности учащегося, повышение статуса ученика, значимости его личных вкладов в решении общих задач. Использование на уроках нетрадиционных форм работы приносит свои результаты:
- у учащихся возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность.
- меняется характер взаимоотношения между учащимися.
- растёт самокритичность.
- формируются навыки учебного делового общения.
В школьном возрасте дети более открыты, и не только для новых знаний, но и для личных контактов. А дальше – всё зависит от учителя, от того, как он будет понимать свою цель. Для меня важно, что бы мои уроки запомнились детям, поэтому я пытаюсь использовать в своей работе нетрадиционные формы и методы обучения, которые помогают мне создать урок более увлекательным.
Использование рассматриваемой мною новации определяет главное в нетрадиционном уроке.
- отказ от шаблона, от рутины в проведении.
- максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность. Различные формы групповой работы.
- не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
- развитие функции общения.
- скрытая дифференциация учащегося по учебным возможностям, способностям и склонностям.
Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является эмоционально- привлекательная среда на уроке, благоприятный психологический климат. Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее прикосновения.
Оптимальное педагогическое общение – такое общение учителя со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшее условие для развития мотивации учащихся, для правильного формирования личности школьника. Оно обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, в частности препятствует возникновению “психологического барьера”, обеспечивает управление социально-психологическим процессом в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя.
Для повышения мотивации учащихся имеет значение коммуникативное поведение учителя, тон речи, оправданность использования оценочных суждений, манера обращения к учащимся ,умение поддержать контакт с ними, характер мимики, движений, жестов, сопутствующих речи. Кроме того необходимо развитие таких характеристик, как умение управлять дыханием, тембром голоса, темпом речи, правильная дикция. Роль учителя имеет свои функции: обеспечение полноценной передачи знаний; обеспечение эффективной учебной деятельности школьников; обеспечение продуктивных взаимоотношений между учителем и учащимися.
Роль педагога призвана обеспечить:
- положительное воздействие учителя на сознание, чувства учеников с целью формирования, коррекции их убеждений и мотивов деятельности;
- полноценное восприятие, осознание, закрепление знаний в процессе обучения;
- рациональную организацию учебной и практической деятельности учащихся;
Знание особенностей актерского мастерства помогает учителю совместить природный талант и приобрести мастерство с целью достижения наилучших результатов в педагогической деятельности. А.С.Макаренко писал “Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть …”. Ученики отмечают, что для эффективной работы учителю необходимы следующие личностные качества:
- стремление к максимальной гибкости;
- внимание к потребностям учащихся;
- установка на создание положительного подкрепления для учащихся;
- эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.
Подобная потребность в самовыражении - важная составляющая педагогического таланта.
Реализация главной цели образования - формирование личности, способной действовать в условиях современного технологического общества. Развитие познавательных способностей учащихся, освоение методов самостоятельной работы, умение работать с книгой, находить главную мысль, то есть выделять главное.
В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельности. В учебном процессе массовой школы сохраняются противоречия между фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика, необходимостью дифференцированного образования и единообразием содержания и технологией обучения ;преобладанием объяснительно - иллюстративным способом преподавания.
Одним из важных направлений решения названных проблем является разработка и внедрение новых педагогических технологий.
Учеба - это нелегкий труд, но при правильной организации, способен приносить радость творческих открытий.
В своей работе стараюсь построить урок так, чтобы он обеспечил развитие познавательной самостоятельности, то есть стремления и умения ученика самостоятельно открыть новое для него. Использование более совершенных педагогических технологий предполагает поиск максимально удобных форм организации учебного процесса. Для этого я стремлюсь увеличить “продуктивность” обучения, что достигается созданием соответствующей организацией познавательной деятельности, благоприятным эмоциональным фоном. Для повышения мотивации учащихся использую продуктивные приемы: проблемная ситуация ставится и решается совместно с учащимися; активизирующий вопрос приводит к диалогу, дискуссии; анализируются решение, используются игровые ситуации, соревнование.
Применяю разнообразные приемы активизации: целенаправленная ошибка, размышление вслух, заполнить пустые клетки, установить верно ли? и т.д. На своих уроках организую парную работу, что позволяет создать комфортную атмосферу учащимся, как слабым, так и сильным. Использую паузы, дающие время на обдумывание. Организую проблемно-поисковую деятельность, чаще среди учеников с повышенным уровнем обучения: предлагаю задания повышенной сложности, задания с параметрами, которые требуют рассмотрение всевозможных случаев решения. Применяю стимулирование. В моей работе контроль является способом активной деятельности, а также и средством коммуникации. При этом:
каждый контроль преследует конкретную цель - анализ результатов контроля; объективность оценочных суждений, требование к выполнению задания, критерии оценок сообщаются заранее; оценка результатов деятельности (а не личности), преобладание положительных оценок разнообразие форм и приемов контроля; преобладание функции обучающей над контролирующей; использование поощрений, самооценки и самоконтроля.
В своей работе использую приемы для создания эмоционального комфорта:
- системное одобрение; похвала, направленная на формирование положительных оценочных суждений; доброжелательность, юмор, улыбка, умеренные жесты, мимика;
- создание обстановки доверия, уверенности в успехе.
Использую приемы воздействия на поведение: организация деятельности, а не поведения; преобладание положительных оценок деятельности, ее результатов;
Обязательным этапом любого урока является актуализация ранее изученного.
Главная задача – установить связь между деятельностью учителя и учением школьника, обеспечить готовность к очередному этапу работы, включить в продуктивную обучающую деятельность. На этом этапе просматривается, как учащиеся включаются в работу, насколько удалось сформировать внутреннюю готовность к освоению нового материала; каков общий уровень мотивированности класса? Можно ли приступать к изучению нового материала? При этом разбираю несколько вопросов на повторение, организую живой диалог, с целью уточнения общего уровня усвоения знаний, создаю проблемную ситуацию перед изучением нового материала. Безоценочное начало урока способствует готовности учащихся к включению в новые познавательные процедуры, создает позитивный, доброжелательный, благоприятный эмоциональный фон.
При изучении нового материала стараюсь использовать приемы, способствующие активизации мысли учеников. Обязательна четкость и простота изложения, наглядность, организация работы с учебником. Использую опорные конспекты, элементы опережающего обучения для сильных учащихся, привлекаю учащихся для объяснения новой темы в роли учителя, подбираю для урока упражнения творческого характера.
Контроль усвоения знаний выявляет степень усвоения материала, высвечивает проблемы и затруднения, для этого использую дифференцированный подход, используя разноуровневые задания, тесты , задания с кодированными ответами.
Обязательными элементами моих уроков является организация обмена мыслями, мнениями, стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарища, стремление к созданию успеха каждого учащегося, продуманное чередование видов работ, типов заданий.
Любая педагогическая технология обладает средствами повышения мотивации учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
В процессе обучения русскому языку в 6-7 классах я использую элементы игровой технологии на уроках и во внеклассной работе. Игра наряду с трудом и учением один из видов деятельности не только для ребенка, но и для взрослого. В игре воссоздаются условия ситуации, какой-то вид деятельности, общественный опыт, а в результате совершенствуется самоуправление своим поведением. В жизни игровая деятельность имеет разные функции: развлекательную (воодушевить, побудить интерес); коммуникативную; самореализации; терапевтическую (преодоление трудностей); диагностическую (в процессе игры можно познать себя, открыть свои скрытые черты); коррекционную (измениться под влиянием игровой практики правила). Игра включает моменты соревнования, приносит участникам удовлетворение, позволяет самоутвердиться.
С целью формирования положительной мотивации, связанной с социально-ценной деятельностью познавательной, трудовой, развивающей использую в своей работе эмоциональное стимулирование. На уроках создаю ситуации напряжения чтобы стимулировать учащихся, вызвать позитивную мотивацию, целеустремленность, интерес и волю. Это направление к самоутверждению и самореализации личности в образовательном процессе становится трудными, но необходимыми составляющими жизнедеятельности.
Приемы и методы проектной технологии
С точки зрения учащегося проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельное, в группе, самому. Суть метода проектов заключается в том, что всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка.
Метод проектов характеризуется формированием навыков системного подхода к решению задач, усилением самостоятельности в процессе работы и установлением стиля общения между учителем и учеником как равноправного партнерства.
Метод проектов предусматривает наличие проблемы требующей поиска, исследований. А так же предусматривает развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию и выдвигать гипотезы. Использование этого метода делает учебный процесс творческим, сжатым, а ученика – раскованным и целеустремленным. Обязанность учителя – подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательно активной познавательной деятельности. Метод проектов можно применять как на одном уроке, так и на серии уроков.
Детям заранее называются возможные темы, и они должны дома продумать свою работу. Если кого-то не устраивают предложенные темы, они могут предложить свою, это будет только приветствоваться. Творческие проекты можно выполнять после изучения практически любой темы. Лучше всего для этого подходит проект в форме презентации. Уже на первых занятиях дети могут начинать работу над своим проектом.
Это предполагает работу по отбору содержания, вычленение самого главного из изучаемого вопроса, составления плана и пошагового рассмотрения отдельных составляющих, овладение приёмами графического оформления, то есть способствует развитию надпредметных умений и навыков. Учащиеся расширяют словарный запас, появляется опыт работы с большим количеством текстовой информации. Компьютер помогает исправлять ошибки, таким образом, улучшается орфография, развивается письменная речь. В результате такой работы, учащиеся увереннее чувствуют себя на уроке, свободнее выражают своё мнение. Высказывания становятся более объёмными и содержательными. Готовя проекты, ребята используют свои знания по другим предметам. Кроме того, проектная деятельность способствует развитию воображения, фантазии, творческого мышления, самостоятельности, учит работать в коллективе, осознавать свою востребованность.
Использование ТСО как средства создания эмоционально-привлекательной среды на уроке
Большую роль в решении различных педагогических задач, в том числе, и в вопросе создания эмоционально-привлекательной среды на уроке, играют технические средства обучения. В современных условиях особое место среди ТСО отводится персональному компьютеру с мультимедиапроектором.
Последнее время я отдаю предпочтение использованию ЦОРов на уроке русского языка.
Практикой доказано, что ЦОРы позволяют:
- улучшить эффективность и качество образования,
- ориентироваться на современные цели обучения,
- повысить мотивацию учащихся к обучению,
- сделать уроки эмоциональными,
- усилить самостоятельность школьников,
- облегчить труд учителя,
- реализовать индивидуальный подход.
Так как ЦОР представляет собой совокупность взаимосвязанных учебных объектов – то это позволяет как учителю, так и ученику выбирать наиболее приемлемый для данного ученика материал по определенной теме.
Формы работы с применением ЦОР могут быть: фронтальными, групповыми, парными и индивидуальными
Положительная сторона ЦОР состоит в том, что они могут быть использованы на разных этапах урока. Если мы не можем изменить содержание знаний, то мы можем изменить форму их подачи, закрепления и контроля, сделать ее более привлекательной.
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию нелинейно, с возвратом к нужному фрагменту.
В последнее время педагоги в своей работе активно используют компьютерные презентации. В этом случае перед учителем открывается широкое поле деятельности с огромными возможностями. Здесь, в отличие от обучающей программы, преподаватель сам волен выбирать форму и последовательность представления материала, расширить содержание и иллюстрировать его как готовыми, так и самостоятельно выполненными рисунками, фотографиями, анимациями и видеофрагментами. Часто пользуюсь готовыми презентациями для объяснения грамматического материала, при необходимости обрабатывая их для своего урока. Такие презентации охотно создают ученики на уроке информатики.
Однако здесь важно соблюдать принцип разумного использования компьютера, поскольку нерациональное применение ТСО в ходе урока может привести к обратным результатам – повышенному утомлению и психоэмоциональному напряжению.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Эмоционально-привлекательная среда на уроках русского языка является толчком к самореализации каждого учащегося на уроке, главной движущей силой, формирующей интерес к уроку.
2. Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках. Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения. Развитие мотивов, связанных с содержанием и процессом учения, позволяет повысить результативность обучения по всем общеобразовательным предметам.
3. Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует эмоционально-привлекательную среда на уроках, усиливает положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.
Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут хотеть учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание - через напряжение всех своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.
Педагог должен понимать, что какими бы знаниями он ни обладал, какими бы методиками ни владел, без создания ситуации успеха на уроке, без положительной мотивации урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив в нем следа.
Рекомендации к проведению уроков.
Урок можно условно назвать формирующим эмоионально-привлекательную среду, если в нем присутствуют такие важные , как:
- Учет потребностей, склонностей, возможностей обучающихся в определении цели урока. Т.е. каждый ученик воспринимает только ту информацию, которая ему близка по восприятию, способам представления. Учителю следует заранее спланировать свою деятельность так, чтобы каждый обучающийся мог воспользоваться тем способом изучения материала, который ему наиболее удобен.
- Нужно четко сформулировать перед учащимися цели урока, то, что они будут знать и уметь при успешном усвоении материала. Учащиеся должны не только знать эти цели, но и чувствовать необходимость, заинтересованность в получении знаний предложенных на уроке. Следовательно учителю нужно объяснить какую роль играет этот урок в дальнейшем изучении материала.
- Проверку домашнего задания желательно проводить учитывая форму (словесная, графическая, условно – символическая, практическая) и содержание отдельно для каждого обучающегося, это обусловлено тем, чтобы выявить как можно лучше усвоенный или не усвоенный материал. Из своего опыта я знаю, что одним обучающимся удобнее отвечать устно, другим письменно, третьим выполнять практическую работу. Если одного и того же обучающегося попросить разными способами ответить на поставленный вопрос, то результат будет различаться. Нужно выявлять, каким именно способом обучающийся «легче» ответит на вопрос, и в своей работе не только опираться на результат этого эксперимента. но и развивать остальные стороны. Это можно использовать и в ходе урока .
- Объяснение, закрепление материала должно проводиться как можно более разнообразными способами. Нужно предоставить обучающемуся как можно более разнообразные варианты и формы материала, чтобы он мог выбрать именно то, с помощью чего он легче усваивает новое. Естественно эти материалы должны быть наглядны, должны легко восприниматься. В ходе объяснения нужно обязательно общаться с обучающимися, организовывать объяснение и закрепление нового материала не только в форме монолога. Задавая вопросы не только закрепляешь урок, но и выявляешь его слабые стороны, которые можно исправить тут же. Общаясь, выявляешь жизненный опыт обучающегося, на который можно опереться в своей работе. Например: Можно организовать работу так, чтобы знающий ученик «замещал» учителя. Этим самым мы решим некоторые проблемы в форме передачи информации от учителя к ученику, «сильный» ученик проверит и повторит свои знания, «ведя урок», выявит пробелы. А одноклассники будут более в непринужденной обстановке получать свои знания. Роль учителя – контролировать «заместителя», направлять в нужное русло.
Если объяснение нового материала будет проходить так, чтобы обстановка постоянно менялась, менялись формы изложения, для того чтобы учащиеся не успевали уставать от однообразной работы на уроке, были постоянно заняты, Вы достигнете цели урока.
- В домашней работе нужно учитывать задания не только на закрепление материала, но и на подготовку обучающихся к дальнейшему обучению. Обязательно надо провести разъяснительную работу по выполнению. Сделать упор на вопросах могут возникнуть в ходе выполнения домашней работы.
Приветствуются нетрадиционные способы выполнения задания. Самые интересные работы нужно представить классу (как повод для размышления), объяснив почему выделили именно эту работу.
- Подведение итогов нужно проводить в форме диалога, выявляя слабые стороны урока и еще раз вспоминая материал
- Выставление оценок важная часть как для обучающихся, так и для учителя. Оценивать деятельность учащихся на уроке нужно учитывая личностные характеристики, степень усвоенности материала, активность, нетрадиционные ответы, правильность и многое другое. В аспекте личностно – ориентированного обучения при оценке работы на уроке нужно ориентироваться, прежде всего на индивидуальность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание коррекционно-развивающей среды на уроках русского языка в школе I-II вида
Усвоением языка во многом определяется уровень личностного развития глухого и адекватная деятельность его в цивилизованной социальной среде. В процессе речевого развития, в процессе обучения осуществл...
Формирование УУД. Способы и приемы формирования коммуникативно - речевых УУД на уроках русского языка и литературы.
В работе рассматриваются важные вопросы, связанные с введением ФГОС, анализируются приемы формирования коммуникативно - речевых УУД на уроках русского языка и литературы, педтехнологии, отвечающ...
"Создание образовательной среды на уроках русского языка и литературы в старших классах как средство повышения качества образования"
Из опыта работы. Об уроках словесности и разнообразных формах организации учебной деятельности....
Формирование здоровьесберегающей среды на уроках русского языка и литературы
Одной из главных целей в школе на сегодня становится формирование и развитие здоровьесберегающей образовательной среды, в которой школьник ведет здоровый образ жизни....
Текст как основа создания обучающей и развивающей речевой среды на уроках русского языка
Текст - это преде всего информация. Информация имеет разные уровни: фактуальная, концептуальная, подтекстовая. Работа с текстом является основой для обучающей и развивающей среды на уроках русского яз...
«Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде на уроках русского языка и литературы»
Предмет «Русский язык» дает благодатный материал для воспитания важнейших качеств современного человека: толерантности, доброжелательности, умения сострадать, при этом быть патриотом...
О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы
С 31 октября по 11 ноября учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы «Формирование ...