«Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде на уроках русского языка и литературы»
статья
Предмет «Русский язык» дает благодатный материал для воспитания важнейших качеств современного человека: толерантности, доброжелательности, умения сострадать, при этом быть патриотом, знать и любить родной язык, уважать культуру своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 30.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МБОУ «Цнинская СОШ №2» в с. Донское
Тамбовского района Тамбовской области
«Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде на уроках русского языка и литературы»
Подготовила:
Вилкова Наталия Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
Тамбов - 2019
На современном этапе развития общества вопрос воспитания толерантного сознания приобретает особую остроту. Главная причина этого – те процессы, которые наблюдаются в мире: межнациональные конфликты, нетерпимость друг к другу, недоверие, жестокость. Поэтому одна из актуальных задач гуманитарного образования – формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде – выступает и как социальный заказ системе образования, и как условие успешного развития современного полиэтнического общества.
Школа имеет потенциальные возможности для разрешения проблемы формирования толерантности. Формирование толерантного сознания нужно начинать в детстве, когда закладывается первооснова человеческого общения и основные нравственные категории (доброта, чуткость, отзывчивость, честность и т.д.), затем в школе, поскольку школа является моделью общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми. Особое значение приобретает проблема формирования межличностной толерантности подростков. В этот период происходит становление самосознания, формируется мировоззрение, самооценка и представление о самом себе, но зачастую у подростков развивается и чувство своей исключительности, излишней самоуверенности, стремление к самоутверждению своей независимости. Это приводит их к раздражительности, нетерпимости, агрессии по отношению к ровесникам, учителям, родителям, к межличностным конфликтам, неприятию окружающей действительности. Особую актуальность данная проблема имеет в условиях многонационального коллектива. В нашей школе учатся дети из семей разных национальностей. Особенно нетерпимое отношение наблюдается к детям цыганской национальности. Особенностью моего опыта по формированию толерантного поведения является гибкая организация учебно-воспитательного процесса, сочетающего традиционные и нетрадиционные формы урочной и внеурочной работы.
В процессе обучения русскому языку стремлюсь создавать условия для формирования толерантного сознания и поведения ребенка и решать не только конкретные методические и дидактические, но и психолого-педагогические задачи. Ведь речь идет о создании различных проблемных ситуаций, которые заставили бы ребенка проявить определенные качества толерантного сознания. Таким образом, ученик приобретает умения и навыки толерантного поведения в рамках «обычной», повседневной учебной деятельности.
Предмет «Русский язык» дает благодатный материал для воспитания важнейших качеств современного человека: толерантности, доброжелательности, умения сострадать, при этом быть патриотом, знать и любить родной язык, уважать культуру своего народа. Задача учителя русского языка – помочь учащимся осознать, что в мире толерантности неважно, какого цвета твоя кожа, к какой национальности ты принадлежишь, какую религию исповедуешь. Важно другое: любить людей, понимать их, протянуть руку помощи при необходимости.
Каждый педагог решает сам, каким формам, методам и приемам отдать предпочтение на уроках: это зависит от изучаемого материала, целей и задач урока, возраста учащихся. Осуществление индивидуального подхода позволяет сделать процесс обучения мотивированным и эффективным. В результате ученик получает возможность взглянуть на себя изнутри и извне, сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки и поведение, научиться принимать себя и других в целом, а не как совокупность хороших и плохих черт характера; вырабатывает силу воли, учится управлять собой через постоянные влияния на учебные и жизненные ситуации; учится преодолевать собственные эмоциональные барьеры; учится общению. Остановлюсь на некоторых формах и приёмах организации урока, позволяющих развивать толерантные качества у обучающихся.
1.Словарная работа.
В ходе урока учащиеся выясняют, что во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости», но в процессе историко-культурного развития и становления философской мысли категория «терпимости» («толерантности») претерпевала изменения. Сейчас «толерантность» (от лат. tolerantia - терпение) определяют как «терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям». Это всецелое признание ценности всего, что объединяет людей, и уважение к имеющимся между ними различиями. Для полного понимания лексического значения слова и обогащения словаря, применяю такие приемы, которые стимулируют и организуют самостоятельное и осмысленное учение школьников. Один из таких приемов - это использование проблемных мотиваций, системы интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов.
Например, на уроке «Незаменимые помощники – словари» предлагается ребятам определить значение, этимологию слова «толерантность», используя различные словари. Работа идет в микрогруппах. Результатом исследовательской работы являются выступления учащихся. Затем сообщаю, что характеристика определения толерантности видоизменяется в Уставе ООН: «…проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». Лишь «Декларация принципов толерантности» толкует это понятие более широко, многогранно. Далее ребята снова работают в группах, выполняя задание: «Прочитайте текст «Декларации», определите: какие еще значения включает в себя этот термин?»
Таким образом, учащиеся приходят к выводу, что толерантность – это способность человека, общества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнения, это умение жить в мире и гармонии с окружающими людьми.
2.Работа с текстом.
Считаю, что обращение к тексту в процессе обучения позволяет в комплексе решать образовательные и воспитательные задачи, помогает раскрыть индивидуальность каждого ученика, сформировать творческую личность с индивидуальным языком и стилем. Поэтому при отборе текстов для обучения речевому общению мною учитываются следующие требования: насыщенность его изучаемыми грамматическими и лексическими единицами; коммуникативная направленность текста, т.е. содержание материала должно способствовать формированию личных качеств школьника, формированию социально-коммуникативной компетентности.
На уроках русского языка предлагаю детям различные виды работы по текстам книги академика Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном». Эти письма являют собой пример толерантного отношения ко всему живому на Земле. «Словарик толерантного человека: хорошо и плохо». Работа с текстом позволяет использовать очень востребованную сегодня в школе технологию сотрудничества, в основе которой лежат принципы толерантности. Групповая работа создаёт атмосферу взаимопомощи, сотрудничества, воспитывает умение взаимодействовать с любым партнером, вежливо и доброжелательно общаться с ним, обосновывать свою позицию и отказываться от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным, испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих товарищей, всего класса.
Воспитанию терпимости, уважения к другим способствуют и разнообразные виды заданий, связанные с высказыванием известных деятелей науки и культуры на тему патриотизма, любви к родному языку, уважению к другим народам. Это могут быть высказывания о языке и культуре, которые целесообразно использовать как в виде пунктуационной разминки в начале любого урока, так и при изучении прямой речи, способах передачи чужой речи, в частности цитирования
3.Языковая толерантность.
Язык является инструментом, формирующим личность, поскольку тысячелетиями впитывал в себя ум, традиции, философские взгляды на жизнь - все духовное богатство народа. Фразеологизмы, пословицы и поговорки языка формируют толерантность, в них сосредоточены результаты культурного опыта народа. В них отразились этические нормы, правила социальной жизни и поведения в обществе, поговорки учат толерантному отношению к людям и миру, потому что они помогают найти пути разрешения конфликтов и проблем: необходимо быть сдержанным, следить за речью, не доводить до ссоры и до появления недоразумений, конфликтов. Для этого формирую у детей умение управлять своими действиями. Убеждаю их, что толерантность – это один из стилей общения: промолчать, дать собеседнику высказаться, внимательно его послушать – это и есть толерантность.
Работа с пословицами и поговорками приобщает ребенка к доброму слову и учит его находить выход из проблемных и конфликтных ситуаций, учит правильному общению с людьми с позиции языка добра, уважению точки зрения другого человека, управлению своими чувствами и эмоциями. С подобным материалом использую разные формы работы: предлагаю ученикам проект: с помощью исследования определить, как и какие русские (или других языков) фразеологизмы влияют на формирование личности; провожу уроки – презентации афоризма (объясни афоризм, напиши по нему сочинение): «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» (Л.Н.Толстой); «Жить надо не для себя и не для других, а со всеми и для всех» (Н.Ф.Федоров) и др. Сравнение пар пословиц разных народов позволяет обратить внимание учащихся на единство духовных ценностей всех людей. Так, например, во всех культурах осуждается лень, халатность и положительно оценивается трудолюбие, добросовестность:
Без труда не вынешь и рыбку из пруда (русск.)
Кошка хочет и рыбку съесть, и ноги не намочить (англ.)
Понятия добра и зла также оцениваются одинаково представителями разных наций:
Добра, что клада, ищут, а худо под рукой (русск.)
Демоны живут напротив ворот храма (яп.)
Изучения синтаксиса СПП с придаточными обстоятельственными можно интересно разнообразить заданием следующего характера: дописать предложения, где отсутствует главная часть синтаксической конструкции:
- Если у меня будет друг другой национальности, который не соглашается со мной в чём-то, то я….
- Если я увижу беспомощного (больного, престарелого, маленького человека), то….
- Когда ко мне обратятся с просьбой посоветовать в трудную минуту, то я…
Решению задачи по формированию толерантного поведения способствуют диалоговые формы урока: урок-практикум, урок-зачет, урок-мастерская. В этих формах урока интегрируются знания, умения и навыки, которые позволяют проверить речевые компетенции на практике, развивать и совершенствовать способность детей к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Диалоговые формы уроков обеспечивают субъективную позицию в воспитательном процессе, умение отстаивать свою точку зрения, умение сотрудничать, приходить к общему решению на основе взаимоуважения. Воспитательный потенциал совместной деятельности возрастает, если она носит творческий характер, поэтому на заключительных уроках целесообразно использовать форму урока-праздника. Это может быть работа «творческих мастерских»: «Писателей», «Художников», «Исследователей». Цель таких уроков – не только закрепить пройденный материал, но и дать возможность учащимся осознать свои способности и оценить способности других, проявить и заметить интеллектуальные способности, умение презентовать работу, вступать в контакт с группой и классом в рамках правил толерантного общения. При организации и проведении таких уроков следует придерживаться определенных требований:
- добровольное включение в творческие группы;
- обеспечение психологической и физической безопасности участников группы;
- конфиденциальность;
- рефлективность.
На уроках, где есть высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения и воспитания, дети испытывают удовольствие, психологический климат становится теплее. Возрастает сплоченность, доброжелательность.
Хорошие результаты в воспитании толерантности приносит использование фольклорного наследия народа-носителя изучаемого языка. Например:
Восстановите соответствие в пословицах о Родине:
Родной край - | что соловей без песни |
Человек без родины | одна у человека и родина |
Одна у человека мать - | сумей за нее постоять |
Родина – мать, | родина милей вдвойне |
На чужой стороне | сердцу рай |
После выполнения задания важно обсудить вопросы (сложность выбирается в зависимости от подготовленности класса и возраста):
- Почему настоящий патриот обязательно будет толерантным человеком?
Ниже предлагаются задания, использование которых на уроках русского языка способствует формированию качеств толерантной личности на этапе организации речевой деятельности:
Анкетирование (и беседа по результатам анкет)
- Что такое патриотизм?
- Что означает быть патриотом?
- Какие телевизионные передачи воспитывают патриотизм?
- Что такое Родина?
- Должен ли патриот быть толерантной личностью?
Дискуссии на темы:
- Что заставляет человека стать жестоким: религия, национальность, власть, личные обстоятельства?
- Для чего человеку нужна власть?
В качестве домашнего задания предлагается тема сочинения-рассуждения «Работа над ошибками».
Учащиеся должны самостоятельно прийти к выводам, что добро не может насаждаться насильно, что общий язык между собой могут найти в первую очередь люди простые, не обремененные властью и богатством, что каждый народ бесценен и неповторим, что в каждом из нас должна быть развита культура межнационального общения. Каковы, на ваш взгляд, секреты обаяния? Создайте словесный портрет, раскрывающий национальное представление о красоте разных народов (на выбор учащихся).
У русского языка как учебного предмета есть важная особенность: мы обучаем общению, которое по самой своей сути личностно. Учитель и ученики должны стать речевыми партнёрами, а урок – творческим сотрудничеством. Задача учителя – заинтересовать учащихся обсуждением темы, проблемы; педагог должен уметь внимательно слушать сам, учить этому детей; ошибки нужно исправлять в форме подсказки правильного ответа. Если учителю удаётся успешно решить все эти задачи, то каждый урок будет уроком, формирующим навыки коммуникативной толерантности.
Школа как социальный институт в настоящее время является тем социокультурным пространством, в котором ученик не только приобретает знания, но и опыт жизни и взаимодействия с другими людьми и миром в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование устойчивой мотивации здоровья и здорового образа жизни школьников на уроках русского языка и литературы».
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА. МОУ ВСОШ № 2 ...
Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.
В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...
Приемы формирование поликультурной личности на уроках русского языка и литературы
обобщение опыта работы по формированию поликультурной личности на уроках русского языека и литературы...
"Создание образовательной среды на уроках русского языка и литературы в старших классах как средство повышения качества образования"
Из опыта работы. Об уроках словесности и разнообразных формах организации учебной деятельности....
Формирование у учащихся основной школы ценностей патриотизма и гражданственности на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы учителя по формированию у обучающихся ценностей патриотизма и гражданственности на уроках русского языка...
Формирование здоровьесберегающей среды на уроках русского языка и литературы
Одной из главных целей в школе на сегодня становится формирование и развитие здоровьесберегающей образовательной среды, в которой школьник ведет здоровый образ жизни....