Конспект урока (технология решения изобретательских задач) по теме "Орфограммы в приставках"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Урок для 8 класса по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по русскому языку | 329.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка учебного занятия
по русскому языку в 8Б классе
по теме:
"Орфограммы в приставках"
Учитель русского языка и литературы
МАОУ "Гимназия №24"
Забусова Елена Евгеньевна
Магадан-2016
Предмет: Русский язык
Учитель: Забусова Елена Евгеньевна
Класс : 8
УМК: Бабайцева В.В. Русский язык. 5-9 классы.–М.: Дрофа, 2014
Тема урока: «Орфограммы в приставках»
Тип урока: урок систематизации знаний
Методы и приемы: "Удивляй!", "Лови ошибку", "Метод морфологического анализа", "Свои примеры".
Применяемая технология: ТРИЗ (технология решения изобретательских задач)
Цели:
Ход учебного занятия
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
1. Этап мотивации к учебной деятельности, самоопределение Цель: организовать осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; проверить готовность рабочих мест; создать положительный настрой учащихся на урок. | Подготовить учащихся к сознательной, целенаправленной учебной деятельности. | Приветствие. К восьмому классу мы с вами уже очень много знаем о русском языке и многое умеем. Но нельзя забывать, что в мире всегда есть место необычному. Начать урок я предлагаю с удивления! | Слушают учителя. Осознают необходимость быть внимательными на уроке и открытыми для новой информации. | Личностные: Подготовка к сотрудничеству со сверстниками и учителем, положительное отношение к уроку Регулятивные: понимание необходимости учения, соблюдение определенных правил поведения. |
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений Цель: повторить и обобщить сведения о приставках | Обеспечить включение каждого участника в совместную деятельность; повторить изученные понятия. | Мы уже знаем, что слова состоят из частей (морфем). Какие морфемы мы знаем? А знаете ли вы, что в слове может быть не одна приставка, а целых две? А три? А знаете ли вы, что приставки так же, как и слова могут быть синонимами, антонимами и омонимами? А как правильно: прИдавать или прЕдавать, прИбывать или прЕбывать? Да, многое еще нам предстоит узнать, а то, что мы уже знаем, нужно повторить. Приставок в русском языке очень много - около семидесяти, и очень много ошибок мы можем сделать при их написании. Какова, по-вашему, тема сегодняшнего урока? | Вспоминают известные морфемы, называют их. Отвечают на вопросы учителя, осознают границы своего знания. Формулируют тему урока: "Орфограммы в приставках", записывают тему в тетради | Личностные: соблюдение определенных правил поведения, действия смыслообразования. Регулятивные: умение настроить себя на работу, контролировать свою готовность к уроку, совершенствование навыков планирования учебного сотрудничества Коммуникативные: умение вести диалог, строить осознанное речевое высказывание, умение выражать свои мысли, Познавательные: Умение строить высказывания в устной форме на заданную тему |
3. Постановка учебной задачи, цели урока Цель: Организовать самостоятельную постановку познавательной цели в соответствии с возникшим затруднением | Побуждение к осознанию проблемной ситуации и формулированию учебной проблемы. Принятие ученических формулировок учебной проблемы. | Каковы цели нашего урока? Для чего нам нужно правильно писать приставки? (вопросы о целях изучения темы задаются до тех пор, пока учащиеся не обратят внимание на тот факт, что навыки правописания нужны им не только в школе, на уроках русского языка, но и в реальной жизни) Постановка проблемы: Как нам запомнить правописание приставок, если их в нашем языке огромное множество? | Формулируют тему урока в соответствии с вопросами учителя. Осуществляют постановку целей и задач: обобщить уже известное, углубить знания о приставке, продолжить закрепление этой непростой темы и проверить, насколько прочно она усвоена. Выдвигают гипотезы | Метапредметные: формирование логических действий анализа объектов, способность определять цели предстоящей деятельности Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно. Постановка учебной задачи, умение планировать и оценивать свои действия, прогнозировать результаты деятельности |
4. Составление и реализация плана по разрешению затруднения Цель: разрешить возникшее затруднение через реализацию построенного проекта | Побудить учащихся к выдвижению гипотез. Проговаривание алгоритма решения. Побуждение к выдвижению гипотез. Принятие выдвигаемых учениками гипотез.
| Ставит перед учащимися задачу: на уроке работа будет заключаться в выполнении упражнений из "рабочего листа". Работая в паре, заполнить таблицу "Правописание приставок", вписав в пустые поля необходимую информацию и приводя свои примеры приставок. По окончании работы учащиеся должны озвучить результаты своей работы. Затем организует самопроверку (сравнение с таблицей, отображенной на слайде).
| Работая в паре, заполняют таблицу (см. Приложение 1). Закончившие работу, поднимают руку, рассказывают о результатах. Остальные учащиеся слушают, вносят дополнения и предложения. Проверяют правильность выполнения задания по слайду. | Метапредметные: формирование логических действий анализа объектов, овладение новыми способами деятельности через анализ и обобщение полученной информации, установление причинно-следственных связей; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему. |
5. Физкультминутка | Предупреждение и снятие умственного и физического утомления, удержание уровня работоспособности учащихся | Игра "Приставки". Учащимся раздаются карточки с приставками. По команде учителя учащиеся выполняют определенные действия в соответствии с приставками на карточках (объединиться в группы по видам приставок, выполнить действие по очереди и др.)
| Принимают участие в физкультминутке | |
6.Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи. | Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма действий | Продолжаем работу. Учащимся распечатаны карточки с заданиями разного уровня сложности в зависимости от индивидуальных способностей каждого. Учащиеся должны вставить пропущенные буквы, выделить приставки графически и указать над словом, каким правилом они руководствовались. (см. Приложние 2) Также учащимся сообщается, что в карточке есть ошибка, которую они должны найти. По окончании организуется взаимопроверка. Работа по развитию речи: задание по группам - объяснить значение двух фразеологизмов на выбор, объяснить написание приставок, составить предложение с данным фразеологизмом | Выполняют задание в тетради, применяют навыки морфемного анализа слова, ищут ошибку. Проверяют работу соседа, сравнивая ее с предъявленным образцом. Составляют предложения с фразеологизмами, объясняют их значения | Метапредметные: формирование логически обусловленных действий. Коммуникативные: способность участвовать в речевом общении Регулятивные: умение производить контроль и оценку своих и чужих действий. |
7. Рефлексия Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности. | Фиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Соотнести ее цель и результаты, фиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели учебной деятельности. | Итак, тема изучена, я уверена, что наш урок оказался для всех интересным и полезным. Что нового вы узнали на уроке? Достигли ли мы поставленных целей? Как нужно действовать, чтобы выйти из возможного затруднения при написании приставок? Заполнение карточки | Отвечают на вопросы учителя Вписывают ответы в соответствующие строки карточки. | Личностные: формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные: формирование логических действий, контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного |
Домашнее задание | В качестве домашнего задания учащимся предлагается составить словарный диктант на тему "Правописание приставок" (от 5 до 15 слов), составить по три предложения с этими словами. | Записывают домашнее задание. |
Приложения
Приложение1
Таблица 1. Правописание приставок
Приставки | Приставки от-, за-, с-, про-, на- и другие | Заканчивающиеся на з\с | |
Применяемое правило | Всегда пишутся одинаково | Написание зависит от лексического значения | |
Пример | Разбудить, рассказать, измельчить, испытать | Приехать, пригород, прикрыть, премудрый | |
Свой пример | |||
Как запомнить? |
Приложение 2. Упражнение
Карточка 1 (высокий уровень сложности)
Замените обороты словами с изучаемыми приставками. Лови ошибку!
образец: Усердный, старательный (прилежный) ; Речь без связи (бессвязная)
Находящийся возле школы; приехать куда-нибудь; сообщить недругу какую-либо тайну; устный расказ, история, передающаяся из поколения в поколение;
Пассажир без билета, певец без голоса, труд без контроля, отпуск без срока, жизнь без просвета, работа без смены, пространство без воздуха, крестьянин без земли, зима без снега.
Карточка 2 (средний уровень сложности)
Вставьте пропущенные буквы, объясните написание. Лови ошибку!
Пр...одоление препятствий, не надо пр...рекаться, пр...бытие поезда, пр...забавный случай, пр...ломление лучей, пр...остановить слушание дела, ...борник песен, ...жатое изложение, стариное ...дание, ...дать в аренду, ...жечь обломки, ...густить краски, ...беречь энергию, ...гладить противоречия
Карточка 3 (низкий уровень сложности)
Вставьте пропущенные буквы, объясните написание. Лови ошибку!
Пр..дорожный, пр..открыть, пр..одолеть пр..пятствие, пр..возмочь боль, п..сесть на скамью, пр..глушить, пр..морский, п...сеять рожь, о...бросить врага, на...стройка дома, по...клеить карту, пре...чуствовать неприятности, пре...шествовать экзаменам, сложная о...становка, по...твердить решение, о...дать пре...писание
Приложение 3.
Карточка рефлексии
Правописание приставок
Приставки | Приставки от-, за-, с-, про-, на- и другие | Заканчивающиеся на з\с | |
Применяемое правило | Всегда пишутся одинаково | Написание зависит от лексического значения | |
Пример | Разбудить, рассказать, измельчить, испытать | Приехать, пригород, прикрыть, премудрый, | |
Свой пример | |||
Как запомнить? |
Правописание приставок
Приставки | Приставки от-, за-, с-, про-, на- и другие | Заканчивающиеся на з\с | |
Применяемое правило | Всегда пишутся одинаково | Написание зависит от лексического значения | |
Пример | Разбудить, рассказать, измельчить, испытать | Приехать, пригород, прикрыть, премудрый | |
Свой пример | |||
Как запомнить? |
Правописание приставок
Приставки | Приставки от-, за-, с-, про-, на- и другие | Заканчивающиеся на з\с | |
Применяемое правило | Всегда пишутся одинаково | Написание зависит от лексического значения | |
Пример | Разбудить, рассказать, измельчить, испытать | Приехать, пригород, прикрыть, премудрый, | |
Свой пример | |||
Как запомнить? |
Карточка 1
Замените обороты словами с изучаемыми приставками.
образец: Усердный, старательный (прилежный) ; Речь без связи (бессвязная)
Находящийся возле школы; приехать куда-нибудь; сообщить недругу какую-либо тайну; устный расказ, история, передающаяся из поколения в поколение;
Пассажир без билета, певец без голоса, труд без контроля, отпуск без срока, жизнь без просвета, работа без смены, пространство без воздуха, крестьянин без земли, зима без снега.
Карточка 2
Вставьте пропущенные буквы, объясните написание
Пр..дорожный, пр..открыть, пр..одолеть пр..пятствие, пр..возмочь боль, п..сесть на скамью, пр..глушить, пр..морский, п...сеять рожь, о...бросить врага, на...стройка дома, по...клеить карту, пре...чувствовать неприятности, пре...шествовать экзаменам, сложная о...становка, по...твердить решение, о...дать пре...писание
Карточка 3
Вставьте пропущенные буквы, объясните написание
Пр...одоление препятствий, не надо пр...рекаться, пр...бытие поезда, пр...забавный случай, пр...ломление лучей, пр...остановить слушание дела, ...борник песен, ...жатое изложение, стариное ...дание, ...дать в аренду, ...жечь обломки, ...густить краски, ...беречь энергию, ...гладить противоречия
Карточка 1
Замените обороты словами с изучаемыми приставками.
образец: Усердный, старательный (прилежный) ; Речь без связи (бессвязная)
Находящийся возле школы; приехать куда-нибудь; сообщить недругу какую-либо тайну; устный рассказ, история, передающаяся из поколения в поколение;
Пассажир без билета, певец без голоса, труд без контроля, отпуск без срока, жизнь без просвета, работа без смены, пространство без воздуха, крестьянин без земли, зима без снега.
Карточка 2
Вставьте пропущенные буквы, объясните написание
Пр...одоление препятствий, не надо пр...рекаться, пр...бытие поезда, пр...забавный случай, пр...ломление лучей, пр...остановить слушание дела, ...борник песен, ...жатое изложение, старинное ...дание, ...дать в аренду, ...жечь обломки, ...густить краски, ...беречь энергию, ...гладить противоречия
Карточка 3
Вставьте пропущенные буквы, объясните написание
Пр..дорожный, пр..открыть, пр..одолеть пр..пятствие, пр..возмочь боль, п..сесть на скамью, пр..глушить, пр..морский, п...сеять рожь, о...бросить врага, на...стройка дома, по...клеить карту, пре...чуствовать неприятности, пре...шествовать экзаменам, сложная о...становка, по...твердить решение, о...дать пре...писание
Рабочий лист (вариант 1)
Задание 1. Правописание приставок
Приставки | Приставки от-, за-, с-, про-, на- и другие | Заканчивающиеся на з\с | |
Применяемое правило | Всегда пишутся одинаково | Написание зависит от лексического значения | |
Пример | Разбудить, рассказать, измельчить, испытать | Приехать, пригород, прикрыть, премудрый, | |
Свой пример | |||
Как запомнить? |
Задание 2. Карточка 1
Замените обороты словами с изучаемыми приставками. Лови ошибку!
образец: Усердный, старательный (прилежный) ; Речь без связи (бессвязная)
Находящийся возле школы; приехать куда-нибудь; сообщить недругу какую-либо тайну; устный расказ, история, передающаяся из поколения в поколение;
Пассажир без билета, певец без голоса, труд без контроля, отпуск без срока, жизнь без просвета, работа без смены, пространство без воздуха, крестьянин без земли, зима без снега.
Рабочий лист (вариант 2)
Задание 1. Правописание приставок
Приставки | Приставки от-, за-, с-, про-, на- и другие | Заканчивающиеся на з\с | |
Применяемое правило | Всегда пишутся одинаково | Написание зависит от лексического значения | |
Пример | Разбудить, рассказать, измельчить, испытать | Приехать, пригород, прикрыть, премудрый, | |
Свой пример | |||
Как запомнить? |
Задание 2. Карточка 2
Вставьте пропущенные буквы, объясните написание. Лови ошибку!
Пр..дорожный, пр..открыть, пр..одолеть пр..пятствие, пр..возмочь боль, пр..сесть на скамью, пр..глушить, пр..морский, п...сеять рожь, о...бросить врага, на...стройка дома, по...клеить карту, пре...чуствовать неприятности, пре...шествовать экзаменам, сложная о...становка, по...твердить решение, о...дать пре...писание
Рабочий лист (вариант 3)
Задание 1. Правописание приставок
Приставки | Приставки от-, за-, с-, про-, на- и другие | Заканчивающиеся на з\с | |
Применяемое правило | Всегда пишутся одинаково | Написание зависит от лексического значения | |
Пример | Разбудить, рассказать, измельчить, испытать | Приехать, пригород, прикрыть, премудрый, | |
Свой пример | |||
Как запомнить? |
Задание 2. Карточка 3
Вставьте пропущенные буквы, объясните написание. Лови ошибку!
Пр...одоление препятствий, не надо пр...рекаться, пр...бытие поезда, пр...забавный случай, пр...ломление лучей, пр...остановить слушание дела, ...борник песен, ...жатое изложение, стариное ...дание, ...дать в аренду, ...жечь обломки, ...густить краски, ...беречь энергию, ...гладить противоречия
вы-
про-
на-
за-
из-
при-
пре-
пере-
раз-
раз-
ис-
над-
под-
воз-
анти-
в-
по-
об-
обо-
вз-
вс-
у-
от-
до-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока информатики "Решение расчетных задач с помощью электронных таблиц"
Данный материал содержит подробный план-конспект урока по теме "Решение раччетных задач с помощью электронных таблиц" и презентацию к уроку.Цель урока: Формирование умений и навыков создания, редактир...
Презентация к выступлению на ШМО "Технология Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) в развитии творческой личности".
Презентация явилась иллюстрацией к докладу, где в краткой форме дается информация о создателе теории Г.С.Альтшуллере, а такжк тезися иллюстрирующие цели и задачи теории и области ее применения....
Конспект урока «Проценты. Решение практических задач».
Решение задач по теме "Проценты" с использованием примеров повседневного применения процентных вычислений в повседневной жизни....
Конспект урока - практикума "Решение текстовых задач экономического содержания" 5 класс
Разработка открытого урока по математике....
План- конспект логопедического занятия на тему: Составление рассказа по сюжетной картинке, с использованием приемов технологии ТРИЗ( теория решения изобретательских задач)
План- конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения....
Технологическая карта урока технологии 6 класс на тему: "Алгоритм решения изобретательских задач"
Тип урока "Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков"...
КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ: Технология «ТРИЗ» – Теория Решения Изобретательских Задач (Альтшуллер Г.С.).
В современном обществе, со все ускоряющимися темпами развития во многих областях науки и техники, возникает потребность в креативной, творческой и всесторонне развитой личности, которая может нетривиа...