Конспект урока «Проценты. Решение практических задач».
план-конспект урока по математике (9 класс) на тему
Решение задач по теме "Проценты" с использованием примеров повседневного применения процентных вычислений в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Проценты". Решение задач. | 66.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 95»
Конспект урока на тему
«Проценты. Решение практических задач»
9 класс, школа 8 вида
Учитель: Нестерова Татьяна Николаевна,
Iквалификационная категория
Цели:
Общеучебные:
- сообщить историю появления процентов, провести примеры повседневного использования процентных вычислений в настоящее время;
- научить решать основные задачи на проценты: нахождение одного и нескольких процентов от числа и величины, нахождение числа по одному проценту.
Коррекционные:
- формировать культуру диалога и сотрудничества, умение работать в группах;
- развивать познавательный интерес к предмету путем применения информационных технологий;
- способствовать развитию математической речи.
Воспитательные:
- содействовать воспитанию чувства коллективизма, умения работать в группах.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Метод обучения: лекция, письменные упражнения, задачи экономического содержания, тестирование, кластер.
Формы контроля: проверка самостоятельно решенных заданий.
Оборудование: мультимедийный проектор (презентация на тему «Проценты»), кластер.
Ход урока
- Сообщение темы и целей урока
- Проверка домашнего задания
- Актуализация ранее полученных знаний.
Историческая справка
Слово учителя:
Проценты - одно из математических понятий, которые часто встречаются в повседневной жизни. Так, мы часто читаем или слышим, что, например, в выборах приняли участие 52,5% избирателей, рейтинг победителя хит-парада равен 75%, промышленное производство сократилось на 11,3% ,уровень инфляции составляет 8%в год, банк начисляет 12% годовых, молоко содержит 3,2% жира и т.д.
Слово процент происходит от латинского слова procent, что буквально означает «за сотню» или «со ста». Процентами очень удобно пользоваться на практике, так как они выражают части чисел в одних и тех же сотых долях. Это дает возможность упрощать расчеты и легко сравнивать части между собой и с целыми. Идея выражения частей целого постоянно в одних и тех же долях вызванная практическими соображениями, родилась еще в древности у вавилонян.
Итак, один процент – это один на сотню или из сотни таких же.
Один процент (1%) – это сотая доля числа
Комментарийобучающегося:
Один процент можно найти не только от числа, но и от величины, длины, массы, стоимости, площади, объема и др.
В процентах обычно выражают:
- долю налога от какой-либо суммы денег;
- какую часть от вложенной суммы денег выплачивает банк за год или за другой срок;
- какую часть взятого в банке кредита нужно выплатить за пользование этим кредитом;
- различные статистические показатели, о которых можно прочитать или услышать в средствах массовой информации.
Закрепление понятия «Процент»
Задание 1.
Замените дроби процентами:
0,09= 1= 3,4=
0,38= 7= 9,46=
- Какое действие нужно выполнить, чтобы заменить дробь процентами?
Ответ: надо десятичную дробь умножить на 100.
Задание 2.
Запишите проценты в виде десятичной дроби:
2%= 49%= 9,3%=
9%= 71%= 14,7%=
? Какое действие нужно выполнить, чтобы заменить число процентов десятичной дробью?
Ответ: число процентов надо разделить на 100.
Задание 3 (по группам).
Для 1 группы:
Найти 1 % от следующих чисел: 700 кг, 45 дм, 319,6
Для 2 группы:
Найти 8 % от 1630 кг, 23% от 642,7 м
Обобщение:
- Как найти 1 % от числа (величины)?
Ответ: найти сотую часть числа, т.е. разделить число на 100.
- Как найти несколько процентов от числа (величины)?
Ответ: надо это число разделить на 110 и полученный результат умножить на число процентов.
- Этап закрепления изученного материала. Решение практических задач.
Применяем математику.
Задача 1. Из зарплаты каждого человека ежемесячно отчисляется 26 % в пенсионный фонд работодателем и вычитается подоходный налог в размере 13 %.
- Какую сумму зарплаты от начисленной суммы в размере 9 200 руб. получит «на руки» рабочий после вычета подоходного налога?
- Какую сумму отчислений в пенсионный фонд делает работодатель?
Комментарийобучающегося: Из заработной платы каждого работающего вычитается часть денег на уплату подоходного налога в размере 13%. Эта сумма денег перечисляется в местный бюджет города и расходуется на содержание детских садов, школ, больниц, благоустройство города, озеленение территорий, скверов, парков, уборку улиц, установку уличных фонарей, мусорных контейнеров.
С заработной платы работника работодатель делает отчисления в пенсионный фонд. Когда люди достигают пенсионного возраста и перестают работать, они освобождаются от уплаты налогов и получают пенсию. Для того, чтобы были деньги на выплату пенсий все работодатели делают отчисления из зарплаты в пенсионный фонд. Доля зарплаты, отчисляемая в пенсионный фонд, также выражается в процентах. Сейчас это 26 %, но законодательство меняется, и с 2011 года составит 34 %.
Анализ задачи:
Задача 2.
В канун новогодних праздников большие магазины проводят праздничные распродажи. Цены снижены на 10%. Совершите покупку в нашем магазине и вычислите сумму сэкономленных денег.
Оформляется «витрина магазина», выставляются игрушки, одежда и другие товары.
Праздничная распродажа Цены снижены на 10 % |
Объявление
К товару прикрепляются ценники, нужно внести изменения в ценники.
Назначается директор магазина, который приглашает нескольких бухгалтеров и просит пересчитать цены (на доске и в тетрадях выполняются нужные вычисления)
Выбирается покупатель, который выбирает несколько товаров и вычисляет сумму сэкономленных денег.
Решение и ответ задачи:
Отделы | Наименование товара | Цена товара до распродажи | Цена товара со скидкой 10% | Сэкономленная сумма денег |
Отдел бытовой техники | Чайник | 1 700 руб. | 1 530 руб. | 170 руб. |
Сковорода | 900 руб. | 810 руб. | 90 руб. | |
Кастрюля | 1 200 руб. | 1 080 руб. | 120 руб. | |
Отдел мужской одежды | Джинсы | 1 400 руб. | 1 260 руб. | 140 руб. |
Рубашка | 180 руб. | 162 руб. | 18 руб. | |
Костюм | 2 500 руб. | 2 250 руб. | 250 руб. | |
Отдел игрушек | Игрушка Слон | 800 руб. | 720 руб. | 80 руб. |
Игрушка Обезьяна | 160 руб. | 144 руб. | 16 руб. | |
Игрушка Машина | 300 руб. | 270 руб. | 30 руб. | |
Итого: | - | 9 140 руб. | 8 226 руб. | 914 руб. |
Задача 3* (индивидуальная работа)
Рассчитать ожидаемую стоимость услуг за электроэнергию, газ и коммунальные услуги с 1 января 2011 г., используя данные оплаты платежей своей квартиры.
Комментарий воспитанника: Правительство РФ одобрило новый график повышения тарифов на услуги электроэнергии, газа, коммунальные платежи.
С 1 января 2011 г. ожидается рост тарифов по сравнению с предыдущем годом:
Электроэнергии – на 18%:
Газ – на 40%;
Коммунальные услуги (вода, отопление, капитальный ремонт жилья) – 17%.
- Контроль знаний.
Выполнить тест № 1 (первый и второй уровень)
- Продолжи фразу. Чтобы заменить дробь процентами нужно….
- 13% это …..
- 1/3
- 0,013
-0,13
-1,3
- 0,209 – это:
- 2,09%
- 20,9%
- 209%
- 0,209%
- Банк выплачивает 9% годовых по вкладам. Какая сумма будет на вашем счете через год, если вы положили 12 000 руб. и не будете снимать деньги со счета.
-1080 руб.
- 13 080 руб.
- 10 920 руб.
Выполнить тест № 2 (третий уровень)
- Продолжи фразу. Один процент от числа – это…
- 9% это …..
- 0,9
-0,009
-0,09
-0,0009
- 0,26 – это:
- 2,6%
- 26%
- 260%
- Найти 8% от 630 руб.
- 504 руб.
- 50,4 руб.
- 5,4 руб.
Таблица ответов:
№ п/п | 1 вопрос | 2 вопрос | 3 вопрос | 4 вопрос |
Тест № 1 | Нужно умножить дробь на 100 | 0,13 | 209% | 13080 руб. |
Тест № 2 | Это сотая доля числа | 0,09 | 26% | 50,4 руб. |
- Этап обобщения и систематизации знаний. Кластер по теме «Проценты».
- Этап рефлексии
Технология «Комплимент»
Комплимент – похвала, Комплемент деловым качествам, Комплемент в чувствах и т.д.
- Подведение итогов. Выставление оценок.
- Домашнее задание
Стр. 93 № 484 (2-ая строчка), выполнить порядок действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
План-конспект урока информатики "Решение расчетных задач с помощью электронных таблиц"
Данный материал содержит подробный план-конспект урока по теме "Решение раччетных задач с помощью электронных таблиц" и презентацию к уроку.Цель урока: Формирование умений и навыков создания, редактир...
Урок информатики "Решение практических задач с помощью электронных таблиц"
Цель урока:обучающая – закрепить на практике полученные знания по использованию формул и функций в электронных таблицах, развивать интерес к решению задач;развивающая –- выбирать программное обеспечен...
урок по теме "Решение практических задач на проценты"
Представлены тенологическая карта и презентации урока проведенного в 5 классе по теме "Решение практических задач по теме проценты"...
Конспект урока - практикума "Решение текстовых задач экономического содержания" 5 класс
Разработка открытого урока по математике....
Конспект урока (технология решения изобретательских задач) по теме "Орфограммы в приставках"
Урок для 8 класса по русскому языку...
Презентация на тему "Решение практических задач с процентами".
Презентация на тему "Решение практических задач с процентами". Урок-обощение знаний....