Конспект урока "Конус.Решение практических задач"
план-конспект урока по геометрии (11 класс)
Урок геометрии 11 класс. Создание проблемной ситуации с «удивлением». Прием мотивации: рассмотрите очень внимательно картину - она соответствует нашей теме урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy.docx | 272.89 КБ |
Предварительный просмотр:
I этап: Организационная часть. (Приветствие. Проверка готовности к уроку) ( слайд1)
Здравствуйте, садитесь!
Вы все видите, что у каждого из вас на столах лежит орех. И у меня есть орех.
- Скажите, если я отдам орех одному из вас, а вы отдадите мне свой, вы что либо потеряете или приобретете ? (нет, просто обменяемся)
А если мы обменяемся идеями, то у каждого из нас будет много идей. Согласны?
- Скажите, а почему орех является символом урока?
- На что он похож? (На мозг)
( слайд2) «Природа говорит языком математики:
буквы этого языка – круги,
треугольники и иные геометрические фигуры»
Г. Гильберт
II этап: Определение темы урока.
Создание проблемной ситуации с «удивлением». (слайд 3) Прием мотивации: рассмотрите очень внимательно картину - она соответствует нашей теме урока. Какова по вашему мнению тема нашего урока? Определили, записали. (слайд 4). Какова цель урока? ( слайд5)
III этап: Актуализация опорных знаний.
Для успешного решения задач повторим элементы конуса. (слайд 6)
Давайте еще раз закрепим, выполнив тест. Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверить по слайду ( слайд 7)
IV этап: Практическая работа.
«Тяжело в учении, легко на ЕГЭ» Работа в парах (слайд 8)
А сейчас давайте прорепетируем ЕГЭ. Главное на ЕГЭ- не теряя времени, выбрать правильный способ решения задачи, которую вам обязательно предложат решить на экзамене.
Перед вами 8 задач. Каждая пара учащихся должна:
- определите тип решения каждой задачи;
- в каждую колонку своей таблицы записать номера задач, соответствующих указанному типу;
- отметить в условиях задач признаки, на основании которых вы произвели распределение.
На выполнение задания даётся 10 минут.
Задачи. (слайд8)
На экране таблица. (слайд 9)
Задачи, решаемые с помощью формулы площади боковой поверхности. | Задачи, решаемые с помощью т. Пифагора. | Задачи, решаемые с помощью т. Пифагора и формулы площади боковой поверхности. |
1, 5, 7 | 2,4, 6 | 3, 8 |
Резюме учителя:
У: - А за какие слова вы «зацепились», чтобы поместить задачу в ту или иную колонку?
- в первой колонке – помогают слова конус, радиус, высота.
- во второй – образующая конуса, угол наклона.
- в третьей – площадь боковой поверхности.
V этап: Историческая пауза.
(слайд10)Учитель: Ребята, а вы знаете, что латинское слово «conus» заимствовано из греческого языка (konos - втулка, сосновая шишка)… С конусом люди знакомы с глубокой древности. В книге Архимеда (287 – 212гг. до н.эры) «О методе» приводятся решения практических задач, связанных с конусом.
А исследование свойств конуса принадлежат школе Платона (428 – 348 гг. до н.эры), над входом которой было написано: «Пусть сюда не входит никто, не знающий геометрии».
VI этап: Знакомство с практическим применением.
Учитель: Ребята, на прошлом уроке вы затруднялись при перечислении предметов, имеющих форму конуса. И сегодня я выполняю свое обещание. Покажу вам как разнообразно его использование и практическое применение.
Конус можно рассмотреть в различных предметах, начиная с обычного мороженого и заканчивая техникой.
В детстве многие ваши игрушки, или их составляющие имели форму конуса… А как часто его можно встретить в природе.
(слайд 13) Учитель: Это формы деревьев, рельеф земной поверхности: горы и холмы. Их можно найти и на дне океана. «Конусами» называется семейство морских моллюсков. Конусов свыше 500 видов. Живут в тропиках и субтропиках, являются хищниками, имеют ядовитую железу. Укус конусов очень болезнен. Известны смертельные случаи. Раковины используются как украшения, сувениры.
(слайд 11-12)Формы конуса могут принимать и природные явления, и космические объекты. А без конусов архитектурные сооружения не были бы так привлекательны и великолепны!
Физкультминутка (игра “истинно — ложно”)
Если высказыванье, верно, то учащиеся хлопают в ладоши, если ложно слегка притопывают.
1. Боковая поверхность конуса – круг(-).
2. Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения катетов(+).
3. Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов(+).
4. В конусе можно провести одну образующую(-)
5. Конус можно получить вращением прямоугольника вокруг одной из сторон(-).
6. Тело, ограниченное конической поверхностью и кругом называется конусом(+).
7. Математика — царица наук(+).
VII этап: Решение практических задач. (слайд 14-15)
Задача № 1. Верхняя часть башни имеет форму конуса, радиус основания которого , а образующая 9 м. Боковую поверхность конуса планируется покрыть мозаикой. Сколько мешков клея потребуется купить для выполнения этой работы, если расход клея 5 кг на 1 и в одном мешке 25 кг клея? (слайд 25-26)
Задача № 2 Пусть окружность конической кучи щебня 12 м. Длина двух образующих – 4,6 м. Найти площадь поверхности кучи щебня. (слайд 29-30)
Задача № 3. Какова площадь воронки, образовавшейся при взрыве бомбы, если длина окружности основания воронки: С= 12м, а глубина по склону: ℓ=1,5 м. (слайд 31-32)
Задача №4 . Расстояние от вершины холма до основания – 200м. Длина основания холма – 628м. Найти высоту холма и крутизну спуска. (слайд 33-34)
Задача № 5. Вычислите, сколько метров гирлянды понадобится для украшения ёлки? Гирлянды будут висеть под углом 300 при вершине, высота елки – 12 м, а длина еловой ветви при основании - 5 м. (слайд 22-23)
Задача №6. Сколько квадратных метров брезента потребуется для сооружения палатки конической формы высотой 4 метра и диаметром основания 6 метров? На подгиб и швы необходимо добавить 5%. (слайд 24-25)
Задача №7 . Фонарь установлен на высоте 8 м. Угол рассеивания фонаря 120°. Определите, какую поверхность освещает фонарь. (слайд 20-21)
Задача № 8. Вычислите высоту молниеотвода, если радиус "защищенного" круга 15 м, а угол между молниеотводом и образующей конуса безопасности 60 º. (слайд 17-19)
Задача № 9. Слайд с игрушками – домашнее задание: придумать задачу по теме.
VIII этап: Подведение итогов. Рефлексия. (слайд 34)
Сегодня мы хорошо поработали. Что нового узнали? Что понравилось? Что удивило? Попробуйте понять, для чего лично Вам может пригодиться сегодняшнее занятие.
IX этап: Домашнее задание.
Составить и решить задачу по теме «Детские игрушки». (слайд 35)
X. Послушайте, пожалуйста, притчу.
Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства.
Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.
У первого спросил: «Что ты делал целый день?»
И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.
У второго спросил мудрец: «А что ты делал целый день?», и тот ответил:
«А я добросовестно выполнял свою работу».
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием:
«А я принимал участие в строительстве храма!»
— Ребята! Поднимите руки те,
— Кто работал так, как первый человек?
— Кто работал добросовестно?
— Кто принимал участие в строительстве храма науки?
Орех познаний очень твердый,
Но вы не смейте отступать!
Спасибо за урок. (слайд 36-37)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Применение подобия треугольников для решения практических задач"
Урок повторения и обобщения знаний по теме: "Подобие треугольников". В ходе урока учащиеся расширяют знания о признаках подобия треугольников, определяют области применение подобия треугольников...
Конспект урока и презентация "Применение подобия для решения практических задач" геометрия 8 класс
В ходе урока рассматриваются различные способы нахождения расстояния до недоступной точки или между удаленными точками, измерения высоты объектов на основе применения подобия треугольников....
Конспект урока "Решение практических задач по теме "Треугольники""
Урок систематизации и обобщения материала по теме "Треугольники", направленный на повторение, подготовке к экзамену и умению решать задачи с практическим содержанием....
Конспект урока «Проценты. Решение практических задач».
Решение задач по теме "Проценты" с использованием примеров повседневного применения процентных вычислений в повседневной жизни....
План – конспект урока решения практических задач в 8 классе по теме: "Законы и закономерности в цепи постоянного тока" с применением метода проектов
Приводится план-конспект урока физики с использованием метода проектов...
Конспект урока мини-проектов по теме «Применение подобия при решении практических задач.»
В конспекте показано, как во время урока геометрии можно организовать проектную деятельность в группах. Обучающиеся выполняют проектную работы с целью решения проблемной прикладной...
Конспект урока геометрии в 8 классе по теме «Применение подобия при решении практических задач»
Конспект урока геометрии в 8 классе по теме«Применение подобия при решении практических задач»Урок относится к разделу программы «Теорема Фалеса и теорема о пропорциональных отр...