30 сжатых изложений для ОГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

В данном материале вы найдете 30 сжатых текстов при подготовке к ОГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 30_czhatyh.docx42.88 КБ

Предварительный просмотр:

Текст 1 
Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад жизни. С ускорением темпа жизни пришло понимание значимости времени. Время стало ценой достижения своей цели. Частые встречи и неспешные беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. В силу того что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими.

При этом раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в больших городах. Мы стремимся уединиться, обособиться.

Казалось бы, это должно свести потребность в дружбе к минимуму. Но это не так. Отношения с друзьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу уверенностью, что нам есть с кем поделиться радостью и к кому обратиться за помощью.


Текст 2

У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Любимая игрушка – это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.

 В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные, но игрушка всё-таки остается незаменимой, потому что она учит, развивает ребёнка, помогает ему приобретать жизненный опыт.

 Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нём положительные качества, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности

Текст 3

  Книга «Животные-герои» стала для меня «будильником» чувства природы. Для других это были месяц, проведенный летом в деревне, первое путешествие с рюкзаком…

   Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно все в живом мире переплетено, как этот мир прочен и как все в нашей жизни зависит от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть.

   В начале всего стоит Любовь. Она делает познание мира интересным. С нею человек обретает точку отсчета всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издает звуки, и есть любовь, приближающая человека к счастью.


Текст 4

        Без прочтения книг домашняя и школьная жизнь ребёнка становится обделённой. Нельзя восполнить упущенное в детстве время, потому что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь.

        Впечатления детства – самые яркие и прочные, они составляют фундамент будущей духовной жизни ребёнка. Биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.

           Последующая жизнь сложна и многообразна. Она состоит из миллионов поступков, определяющихся многими чертами характера. Очевидно, что все качества личности взрослого человека были заложены в детстве, имели своё семечко.


Текст 5

            Сложности в воспитании молодого поколения связаны с уменьшением значения семьи. Если в ранние годы семья не заложила человеку ничего прочного в нравственном смысле, то у общества будет немало хлопот с этим гражданином.

         Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой опекой и материальными благами.

      Мир изменяется, но если родители не смогли установить контакт с ребёнком, переложили свои обязанности на других, то не стоит удивляться тому, что такой ребёнок становится циничным, а жизнь его – плоской и сухой.


Текст 6

       Один человек, услышав о себе нелестные отзывы знакомого, ответил, что этого не может быть, ведь он ничего хорошего для него не сделал. В жизни, видимо, он не раз встречался с чёрной неблагодарностью людей, отвечавших на добро злом.

        Нравственность – это путеводитель по жизни. И если о ней забыть, то можно сбиться с пути. Люди будут относиться к тебе так, как ты относишься к ним.

       К этому явлению надо относиться философски. Делая добро, которое наверняка окупится, вы сами будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. Добро творят возвышенные натуры.
Текст 7

   У каждого нового поколения свои вкусы, жизненные цели. Но трудноразрешимые личные вопросы остаются неизменными: как обратить на себя внимание того, кто тебе нравится? Как отличить увлечение от настоящей любви?

   Юношеская мечта о любви – это мечта о взаимопонимании. Подростку нужно реализовать себя в общении со сверстниками и показать свои качества перед тем, кто готов его понять.

    Любовь – это безусловное доверие, раскрывающее в каждом все лучшее, на что способна личность. Настоящая любовь всегда больше дружбы. Только в любви мы признаём за другим человеком полное право на все, что составляет наш мир. (

Текст 8

    Неуверенность в себе – проблема древняя, но лишь в середине XX века стало понятно, что она может стать причиной массы неприятностей, вплоть до серьёзных заболеваний.

    Неуверенность в себе может послужить почвой постоянной зависимости от чужого мнения, при которой человек, не уверенный в себе, становится нерешительным и не может использовать жизненные ситуации в своих интересах.

     Преодолеть неуверенность в себе способен только тот человек, который правильно ставит цели, соотносит их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивающий свои результаты.

Текст 9

      Власть – это возможность заставить делать другого человека то, что тот по своей воле не сделал бы. Человек, подобно дереву, стремящемуся обойти препятствия, которые мешают ему расти, хочет выйти из повиновения. Покорные люди обычно страдают, но и нередко сами становятся тиранами.

     Человека, командующего везде и всеми, ждёт одиночество, так как он не умеет общаться на равных. Внутри у него тревога, сменяющаяся спокойствием лишь при выполнении его распоряжений. Командиры – нечестные люди, плодящие несчастье.

      Командовать и управлять – разные понятия. Управлять – значит уметь брать ответственность за свои поступки на себя

Текст 10

      Невозможно одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство. Искусство – это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное остаться после него как его след в истории.
       Момент обращения человека к творчеству является величайшим открытием. Искусство позволяет понять другие народы, отдаленные от нас временем и пространством, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.
      Ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению, а как к могучей силе, способной передать образ времени и человека потомкам.



Текст 11

      Война была для детей жестокой и грубой школой. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

   Война наполнила их душевный опыт до предела. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

     Память о войне должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – значит не забывать Людей, не забывать Людей – значит не забывать Время.



Текст 12

     Универсального рецепта того, как выбрать правильный путь в жизни, не существует. Окончательный выбор всегда остается за человеком. Этот выбор мы делаем уже в детстве.  

     Но большинство серьёзных решений мы всё же принимаем в юности. Именно в это время человек выбирает на всю жизнь ближайшего друга, профессию, круг интересов.

     Понятно, что такой выбор – дело ответственное, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку можно будет исправить. Что-то удастся подправить, но далеко не всё. Успех приходит к тем, кто верит в себя и упорно достигает намеченных целей. (

Текст 13

     Есть ценности, которые со временем теряются. Но остаются вечные ценности, имеющие большое значение для людей всех поколений и культур. Например, дружба.

   Люди очень часто употребляют это слово в своём языке, но мало кто может сформулировать, что это такое. Дружба – это взаимоотношения, основанные на открытости, доверии и готовности прийти друг другу на помощь.

    У друзей должны быть одинаковые жизненные ценности, похожие духовные ориентиры. Настоящая дружба не боится времени и расстояния. Близкими друзьями можно быть, не встречаясь годами и разговаривая изредка. Подобное постоянство – отличительная черта настоящей дружбы


Текст 14

       Слово «мама» — особое слово. Оно сопровождает нас в течение всей жизни. Это слово есть в языке любого народа и везде оно звучит нежно и ласково.

       Место матери в нашей жизни особое. Мы всегда делимся с ней радостью и горем и находим её понимание. В сложных обстоятельствах жизни мы зовём её на помощь и верим, что она всегда поможет. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь».

      Многие художники и композиторы посвящают свои произведения маме. К сожалению, мы поздно понимаем, что недостаточно трепетно относились к своим мамам. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость постоянно. Благодарные дети – лучший подарок для них.


Текст 15

     В обществе, где культивируется идея индивидуализма, многие забыли о таких вещах, как взаимовыручка. Человеческое общество продолжает существовать благодаря тому, что каждый из нас дополняет друг друга. И как теперь мы можем поддерживать абсолютно противоположную точку зрения, что нет иных интересов, кроме наших собственных?
     Дело в том, что именно в этом вопросе переплетаются личные и общественные интересы. Понимаете, насколько это глубже, чем, кажется? Ведь индивидуализм ослабляет нас. И только взаимная поддержка может сохранить общество.
   И что больше отвечает нашим интересам – взаимовыручка или примитивный эгоизм? Мы должны понимать друг друга. И, помогая людям надо просто помогать, не ища для себя выгод. Тогда и тебе в ответ помогут обязательно.


Текст 16

        Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком ты хочешь стать? – Сильным, мужественным, умным... И никто не сказал: добрым. Но ведь без доброты невозможна душевная красота человека.

        Добрые чувства – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми друг к другу, к окружающему живому миру. Следование путем добра – самый приемлемый и единственный для человека путь. Он испытан, верен и полезен всем.

        Учить чувствовать и сочувствовать – самое трудное в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств. Человечность и доброта рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях.

 



Текст 17

   В детстве человек счастлив по умолчанию, он  всегда находит для этого поводы. Это происходит, потому что детская душа еще не успела покрыться защитным панцирем и более открыта добру и надеждам, чем душа взрослого.
    Но с возрастом все меняется. Мы везде пытаемся придумать какую-то драму из пустяков и чувствоваться себя несчастными.
    Лишь как только случается настоящая трагедия, мы осознаем, какими мы были глупыми, страдая из-за ерунды и выдумывая несчастья, вместо того чтобы наслаждаться жизнью.

Текст 18

     Мы часто слышим высказывания о предательстве друзей и близких. Чем больше мы вкладываем душу, тем сильнее боль измены. Ещё Гюго говорил, что булавочный укол друга больнее ножевого удара врага.

     Многие напрасно надеются, что у предателя проснётся совесть. Но её у него нет. Один раз предав, человек предаст снова и снова.

     Предательство разрушает достоинство человека, поэтому предатели стараются оправдать содеянное. Одни боятся возмездия, другие стараются просто все забыть. В любом случае жизнь предателя становится пустой и бессмысленной

Текст 19

     

         Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое в сердцах и душах людей. Четыре военных года не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. 
       Важнейшей чертой минувшей войны был ее всенародный характер. Все отдавали себя без остатка во имя грядущей победы. Но память человека со временем ослабевает. Все меньше становится ветеранов, тех, кто мог бы рассказать о войне. Если в документах и произведениях искусства не будут отмечены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт забудется. 
       В фильмах и произведениях о войне отражена боль, непокидающая душу народа. Но самым главным является сохранение меры и такта в отношении к войне. 

Текст 20

         Искусство играет важную роль в жизни человека, оказывая на него огромное влияние, но особенно сильно воздействует на человека художественная литература.  Сила художественного слова покоряет и завораживает читателя.

Соприкосновение с миром искусства не только доставляет нам  радость, удовольствие, но и помогает лучше увидеть и понять окружающий мир и самого себя.

Искусство формирует характер и душу человека, и поэтому в трудные минуты жизни люди обращаются к произведениям искусства, чтобы найти в них духовные силы.
 

текст 21

Чтобы оценить доброту, надо самому испытать ее. Надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем. Надо почувствовать, как она  овладевает сердцем. Доброта приходит как дар.

     Чужая доброта – это  теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить  добротою.

     Это великое счастье – почувствовать в своем сердце огонь доброты. В этот миг человек находит в себе своё лучшее.  Для вражды и ненависти не остаётся места в душе.

Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее. Надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем. Надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар.

    Чужая доброта – это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится. Это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить рано или поздно, уверенно или неуверенно своею добротою.

     Это великое счастье – почувствовать в своем сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни. В этот миг, в эти часы человек находит в себе своё лучшее, слышит пение своего сердца. Забывается «я» и «своё», исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною». И для вражды и ненависти не остаётся места в душе. (138 слов)

текст 22  

      Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт желание борьбы во имя прекрасного будущего. Мечты не должны быть оторваны от действительности. Они должны создавать у нас ощущение, что мы уже живём в этом будущем и становимся иными.

      Мечта нужна всем. Она показывает иную жизнь, заставляет страстно желать ее. В этом её ценность.

      Только человек неискренний может сказать, что надо успокоиться на достигнутом и остановиться. Чтобы бороться за будущее, нужно уметь мечтать. Нужно воспитать в себе желание прекрасного.

  Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку, и желание борьбы во имя прекрасного будущего. Но мечты не должны быть оторваны от действительности. Они должны предугадывать будущее и создавать у нас ощущение, что мы уже живём в этом будущем и сами становимся иными.

     Мечта нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение, источник высоких чувств. Она не даёт нам успокоиться и показывает всегда новые сверкающие дали, иную жизнь. Она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. В этом её ценность.

     Только лицемер может сказать, что надо успокоиться на достигнутом и остановиться. Чтобы бороться за будущее, нужно уметь мечтать страстно, глубоко и действенно. Нужно воспитать в себе непрерывное желание осмысленного и прекрасного

Текст 23

Ссылка на аудиозапись

     В чём польза чтения?

     Польза чтения книг очевидна. Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают умнее.   Ещё увеличивают словарный запас человека . Убедиться можно  на собственном примере.  После прочтения книги заметите, что стало проще выражать собственные мысли. Читающий человек грамотнее говорит.  Она развивает логическое мышление. Не верите? А вы прочитайте что-нибудь из классики.  Вы будете соображать быстрее, и поймёте, что читать полезно и выгодно.

    Книги  оказывают влияние на духовное развитие. Люди начинают меняться в лучшую сторону.

     В чём польза чтения? Верно ли утверждение, что читать полезно? Почему многие продолжают читать? Ведь не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время.

     Польза чтения книг очевидна. Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают умнее. А ещё важно читать книги потому, что это увеличивает словарный запас человека, вырабатывает чёткое и ясное мышление. Убедиться в этом каждый может на собственном примере. Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение, и вы заметите, как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, подбирать нужные слова. Читающий человек грамотнее говорит. Чтение серьёзных произведений заставляет нас постоянно думать, оно развивает логическое мышление. Не верите? А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например, «Приключения Шерлока Холмса» Конан Дойла. После прочтения вы будете соображать быстрее, ваш ум станет острее и вы поймёте, что читать полезно и выгодно.

     Ещё полезно читать книги потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения того или иного классического произведения люди порой начинают меняться в лучшую сторону. (по материалам Интернета) 168 слов

Текст 24

Ссылка на аудиозапись

     Что такое хорошая книга?  Хорошая книга должна быть интересной, написана богатым языком и должна нести глубокий смысл.

     Не стоит увлекаться каким-либо одним жанром или родом литературы.

     Если вы не читали книг из школьной программы или читали их в сокращённом виде, начинайте с них. Классическая литература – это обязательная база для каждого человека. Они научат вас всему хорошему. Научно-популярная литература расширит ваш кругозор, поможет определить свой путь в жизни. Надеемся,  что книги  станут вашими  лучшими друзьями.

     Что такое хорошая книга? Во-первых, книга должна быть увлекательной и интересной. После прочтения первых страниц не должно возникать желания поставить её на полку. Речь идёт о книгах, заставляющих нас задуматься, выразить эмоции. Во-вторых, книга должна быть написана богатым языком. В-третьих, она должна нести глубокий смысл. Оригинальные и необычные идеи тоже делают книгу полезной.

     Не стоит увлекаться каким-либо одним жанром или родом литературы. Так, увлечение только лишь жанром фэнтези способно превратить молодых читателей в гоблинов и эльфов, знающих дорогу в Авалон гораздо лучше, чем путь домой.

     Если вы не читали книг из школьной программы или читали их в сокращённом виде, следует начать именно с них. Классическая литература – это обязательная база для каждого человека. В великих произведениях есть разочарование и радость, любовь и боль, трагедия и комедия. Они научат вас быть чуткими, эмоциональными, помогут увидеть красоту мира, понять себя и людей. Естественно, читайте научно-популярную литературу. Она расширит ваш кругозор, сформирует знание о мире, поможет вам определить свой путь в жизни, даст возможность саморазвитию. Надеемся, что эти доводы, приведённые в пользу чтения, сделают книгу вашим лучшим другом. (по материалам Интернета) 174 слова

Текст 25

Ссылка на аудиозапись

       

         Иметь семью, детей необходимо и естественно.  В семье   отец издавна  считался главой. Отца дети уважали и слушались. Он был кормильцем. Тяжкий   крестьянский труд с ним делили взрослые сыновья.

          Домашнее  хозяйство вела жена и мать. Она присматривала за скотом, заботилась о питании, об одежде. Ей помогали дети.

          Доброта, терпимость, прощение обид перерастали  во взаимную любовь. Сварливость и неуживчивость вызывали жалость. Надо  уметь уступить,  ответить добром или промолчать. Человек, который не любит своих родных, не будет уважать чужих.

       

  Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как необходимо и естественно трудиться. Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, который традиционно считался главой. Отца дети уважали и слушались. Он занимался сельхозработами, строительством, заготовкой леса и дров. Всю тяжесть крестьянского труда с ним разделяли взрослые сыновья.

          Руководство домашним хозяйством было в руках жены и матери. Она ведала всем в доме: присматривала за скотом, заботилась о питании, об одежде. Все эти работы она делала не одна: даже дети, едва научившись ходить, понемногу, вместе с игрой, начинали делать что-то полезное.

          Доброта, терпимость, взаимное прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь. Сварливость и неуживчивость считались наказанием судьбы и вызывали жалость к их носителям. Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить добром или промолчать. Любовь и согласие между родственниками давали начало любви за пределами дома. От человека, не любящего и не уважающего своих родных, трудно ждать уважения к другим людям. (по Белову) 148 слов


Текст 26
Ссылка на аудиозапись
     Слово "культура" многогранно. Она несёт в себе свет, знание и истинную красоту. Было бы хорошо, если бы везде был центр культуры   и творчества для всех. 
     Истинная культура направлена на воспитание и на образование. Руководить такими  центрами должны люди, хорошо понимающие, что такое настоящая культура. 
     Ключевой нотой культуры могут стать такие понятия, как мир, истина, красота. Было бы хорошо, если бы культурой занимались люди честные и бескорыстные. Культура -океан творчества, места хватит всем, для каждого найдётся дело. Тогда  вся планета наша станет прекраснее.


     Слово "культура" многогранно. Что же в первую очередь несёт в себе истинная культура? Она несёт в себе понятие духовности, свет, знание и истинную красоту. И если люди поймут это, то наша страна станет процветающей. И потому было бы очень хорошо, если бы в каждом городе и посёлке был свой центр культуры, центр творчества не только для детей, но и для людей всех возрастов. 


     Истинная культура всегда направлена на воспитание и на образование. И во главе таких центров должны стоять люди, хорошо понимающие, что такое настоящая культура, из чего она складывается, каково её значение. 


     Ключевой нотой культуры могут стать такие понятия, как мир, истина, красота. Было бы хорошо, если бы культурой занимались люди честные и бескорыстные, беззаветно преданные своему делу, уважающие друг друга. Культура - огромный океан творчества, места хватит всем, для каждого найдётся дело. И если мы все вместе станем участвовать в её создании и укреплении, то вся планета наша станет прекраснее. (по М.Цветаевой) 152 слова



Текст 27
Ссылка на аудиозапись
Что значит быть культурным человеком? Это человек образованный, воспитанный, уважает себя и окружающих.  Его отличает стремление к высокому, умение быть благодарным, любовь к природе и родине, сострадание, доброжелательство.
     Культурный человек никогда не солжёт, сохранит достоинство. Главная его цель - увеличивать добро в мире.
     В наше время люди уделяют слишком мало времени культуре. Хорошо, если человек приобщается  к культуре с детства. Ребёнок знакомится с традициями, впитывает положительный опыт семьи и своей родины. Став взрослым, он сможет быть полезным обществу.

     Что значит быть культурным человеком? Культурным можно считать человека образованного, воспитанного, ответственного. Он уважает себя и окружающих. Культурного человека отличает также творческий труд, стремление к высокому, умение быть благодарным, любовь к природе и родине, сострадание и сочувствие к ближнему, доброжелательство.

     Культурный человек никогда не солжёт. Он сохранит самообладание и достоинство в любых жизненных ситуациях. Он имеет чётко поставленную цель и добивается её. Главная же цель такого человека - увеличивать добро в мире, стремиться к тому, чтобы все люди были счастливы. Идеалом культурного человека является подлинная человечность. 
     В наше время люди уделяют слишком мало времени культуре. А многие даже не задумываются об этом на протяжении всей жизни. Хорошо, если у человека процесс приобщения к культуре происходит с детства. Ребёнок знакомится с традициями, переходящими из поколения в поколение, впитывает положительный опыт семьи и своей родины, познаёт культурные ценности. Став взрослым, он сможет быть полезным обществу. (по материалам Интернета) 143 слова

Текст 28
Ссылка на аудиозапись
     Некоторые считают, что человек взрослеет в определённом возрасте. Но есть люди, которые и в старшем возрасте остаются детьми. Что же значит быть взрослым? 
     Взрослость означает самостоятельность. Человек  все трудности должен преодолевать сам. Бывают ситуации, когда человеку одному не справиться. Тогда приходится просить помощи у других.

     Есть  выражение: руке следует ждать помощи только от плеча. Самостоятельный  человек  планирует свою жизнь. Быть взрослым - значит отвечать за кого-то ещё. Для этого  надо уметь принимать решения. Взрослость зависит не от возраста, а от жизненного опыт.


     Некоторые считают, что человек взрослеет в каком-нибудь определённом возрасте, например, в 18 лет, когда он становится совершеннолетним. Но есть люди, которые и в более старшем возрасте остаются детьми. Что же значит быть взрослым? 

     Взрослость означает самостоятельность, то есть умение обходиться без чьей-либо помощи, опеки. Человек, обладающий этим качеством, всё делает сам и не ждёт поддержки от других. Он понимает, что свои трудности должен преодолевать сам. Конечно, бывают ситуации, когда человеку одному не справиться. Тогда приходится просить помощи у друзей, родственников и знакомых. Но в целом, самостоятельному, взрослому человеку не свойственно надеяться на других. 
     Есть такое выражение: руке следует ждать помощи только от плеча. Самостоятельный человек умеет отвечать за себя, свои дела и поступки. Он сам планирует свою жизнь и оценивает себя, не полагаясь на чьё-то мнение. Он понимает, что многое в жизни зависит от него самого. Быть взрослым - значит отвечать за кого-то ещё. Но для этого тоже надо стать самостоятельным, уметь принимать решения. Взрослость зависит не от возраста, а от жизненного опыта, от стремления прожить жизнь без нянек.

Текст 29
Ссылка на аудиозапись

     Что такое дружба? Как становятся друзьями? Друзей встретишь чаще всего среди людей общей судьбы, одной профессии, общих помыслов.  
     Могут ли дружить два противоположных характера? Конечно! Друзья всегда нужны друг другу, но не всегда друзья получают от дружбы поровну.  Один в дружбе дарит, другой радуется подаркам. Дружба основывается на сходстве, а проявляется в различии, противоречиях, несходствах. 
     Друг тот, кто утверждает твою правоту, талант, заслуги. Друг тот, кто любя разоблачает тебя в твоих слабостях, недостатках и пороках.


     Что такое дружба? Как становятся друзьями? Друзей встретишь чаще всего среди людей общей судьбы, одной профессии, общих помыслов. И всё же нельзя уверенно сказать, что подобная общность определяет дружбу, ведь могут подружиться люди разных профессий. 
     Могут ли дружить два противоположных характера? Конечно! Дружба - равенство и сходство. Но в то же время дружба - это неравенство и несходство. Друзья всегда нужны друг другу, но не всегда друзья получают от дружбы поровну. Один дружит и дарит свой опыт, другой в дружбе обогащается опытом. Один, помогая слабому, неопытному, молодому другу, познаёт свою силу, зрелость. Другой, слабый, познает в друге свой идеал, силу, опыт, зрелость. Так, один в дружбе дарит, другой радуется подаркам. Дружба основывается на сходстве, а проявляется в различии, противоречиях, несходствах. 
     Друг тот, кто утверждает твою правоту, талант, заслуги. Друг тот, кто любя разоблачает тебя в твоих слабостях, недостатках и пороках.


Текст 30

Ссылка на аудиозапись

     Дружба - это не что-то внешнее, она лежит глубоко в сердце. Нельзя заставить себя быть другом кому-то.

     Для дружбы нужно взаимное уважение. Уважение проявляется в словах и делах. В дружбе важно доверие. Это два основных и главных условия для дружбы. Также нужны общие нравственные ценности, интересы. Однако для дружбы, которая существует давно и проверена временем,  это не принципиально. 
     Дружеские чувства не зависят от возраста. Они могут быть очень сильными и приносить человеку множество переживаний. Но без дружбы жизнь немыслима.

Дружба - это не что-то внешнее. Дружба лежит глубоко в сердце. Нельзя заставить себя быть другом кому-то или заставить кого-то быть твоим другом. 
     Для дружбы нужно очень многое, прежде всего взаимное уважение. Что означает уважать своего друга? Это значит считаться с его мнением и признавать его положительные черты. Уважение проявляется в словах и делах. Друг, к которому проявляется уважение, чувствует, что его ценят как личность, уважают его достоинства и помогают ему не только лишь из чувства долга. В дружбе важно доверие, то есть уверенность в искренности друга, в том, что он не предаст и не обманет. Конечно, друг может совершать ошибки. Но ведь все мы несовершенны. Это два основных и главных условия для дружбы. Кроме этого, для дружбы важны, например, общие нравственные ценности. Людям, которые по-разному смотрят на то, что есть добро, а что зло, будет тяжело быть друзьями. Причина простая: сможем ли мы проявлять к другу глубокое уважение и, возможно, доверие, если видим, что он совершает поступки недопустимые, по нашему мнению, и считает это нормой. Укрепляют дружбу и общие интересы или увлечения. Однако для дружбы, которая существует давно и проверена временем,  это не принципиально. 

     Дружеские чувства не зависят от возраста. Они могут быть очень сильными и приносить человеку множество переживаний. Но без дружбы жизнь немыслима


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся

Осложнённое списывание.  Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать к какой части речи относится каждое слово....

ГИА. Сжатое изложение. Способы сжатия текста.

Представлен материал по подготовке к ГИА по русскому языку. Способы сжатия текста....

Способы компрессии (сжатия) при написании сжатого изложения

В материале представлены основные способы сжатия текста с примерами. Также представлены небольшие тексты для самостоятельной работы учащихся. Материал актуален для обчения детейнаписанию сжатого излож...

Приёмы сжатия текста (сжатое изложение ОГЭ-2016)

Материал содержит информацию по приёмам сжатия текста в рамках формата ОГЭ по русскому языку для учащихся 9-х классов....

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста"

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста", 8 класс...

Подготовка к ОГЭ: сжатое изложение. Приемы сжатия текста

Повторить понятия «тема» и «микротема», приемы сжатия текста, написать сжатое изложение.Обучающиеся должны уметь находить главную информацию, направленную на раскрытие микротем...