Урок русского языка в 5 классе Не с глаголами
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Не с глаголами".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Не с глаголами урок-путешествие | 27.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Тема: Путешествие в страну «Глаголию»
Правописание частицы НЕ с глаголами (урок – игра).
(учебник:«Русский язык», 5 класс, под ред. Т.А. Ладыженской, изд. «Просвещение».)
Автор: Горшкова Елена Борисовна – учитель русского языка и литературы.
Цели урока:
Образовательные:
- углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов)
- познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами
Воспитательные:
- воспитание культуры учебного труда
- создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе
- воспитание бережного отношения к окружающим людям, к книге
- развитие интереса к изучению русского языка
Развивающие:
- развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами
- развивать навыки точного употребления глаголов в речи
- побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся
- развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы
- развивать внимание и память учащихся
- развивать умение слушать товарищей
- развивать умение оценивать себя и своих одноклассников
Оборудование: презентация, интерактивная доска,
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь!
Запишем сегодняшнее число, классная работа. (слайд 1)
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поет.
Вышивает или пашет, или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит -
Все расскажет нам ГЛАГОЛ. (Слайд 2)
- Сообщение темы и целей урока.
на доске: Не говори - не умею,
А говори – научусь!(слайд 3)
-Объясните смысл этой пословицы.
-Запишите. Найдите орфограммы.
-Какая орфограмма вам знакома, но мы её ещё не изучали?
(Мы часто говорили, что не с глаголами пишется отдельно, но эту
орфограмму мы не изучали.).
-Не – это служебная часть речи. Она называется частицей.
-Назовите тему нашего урока.
-Поставьте перед собой цель. Подумайте, чему мы должны научиться?
(Учитель обобщает всё сказанное учениками).
Слайд 4
а) познакомиться с правописанием частицы не с глаголами;
б) правильно употреблять частицу не с глаголами;
в) Развивать орфографическую зоркость.
- Действительно, глагол удивительная часть речи. И, чтобы в этом еще раз убедиться, мы отправимся в путешествие по стране Глаголия! (слайд 5)
III. Итак, мы отправляемся.
- Вспомним все о глаголе, что изучили в начальной школе, а также узнаем много нового и интересного.
Станция ГЛАГОЛ (слайд 6)
Мы находимся на станции «Глагол», но контролеры нас не запускают в вагон и вместо билетов просят предъявить знания о глаголе. ВНИМАНИЕ! Из прочитанного отрывка выпишите глаголы:
Вы видели лес осенью? Погуляйте там во время листопада. Идешь по лесу, разгребаешь ногой золотые листья. Они разлетаются под ногами, кружатся в осеннем вальсе. Какая красота! (слайд 6)
Выберите глаголы (интерактивная доска – подчеркнуть глаголы как члены предложения)
- Почему вы выбрали именно эти слова?(видели, погуляйте, идешь, разгребаешь, разлетаются, кружатся)
Итак, как отличить глагол от других частей речи? Дайте определение глагола.
- Как изменяются глаголы?
- Какие три времени есть у этой части речи?
- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
IV. Объяснение нового материала.
- Путешествие продолжается. И мы приближаемся к станции «НесглагОлия»
Завести велели мне
Новые привычки
Никогда девчонок НЕ
дергать за косички!
Никогда с братишкой НЕ
драться за обедом!
На уроках больше НЕ
говорить с соседом!
Я согласен даже НЕ
рисовать на карте!
Я согласен даже НЕ
танцевать на парте!
Но не делайте вы мне
Никаких упреков,
Если даже я и НЕ
выучу уроков! (слайд 7)
Учитель: Ребята, запомните, пожалуйста,
Не с глаголами пишется раздельно.
Давайте запишем в столбик глаголы, а потом прибавим к ним частицу НЕ
Хитрить - Не хитрить
Наказывай - Не наказывай
Могла - не могла
Захотеть не захотеть
Разговаривать – Не разговаривать
Плакать – не плакать
Работать – не работать (слайд 8 И.Д. дописать частицу не к глаголам)
- Как изменился смысл глаголов, когда перед ними появилась частица не?
(Глаголы приобрели отрицательный смысл, действие не совершается).
- Значит, какой смысл придаёт частица не глаголам? (Отрицательный)
Учитель: Ребята, сейчас мы находимся с Вами на «Сказочной станции».
К нам в гости пришел сам глагол. Давайте послушаем его историю.
(Заранее подготовленные ученики показывают мини-спектакль.Актеры: глагол, частица НЕ, автор).
Ученик рассказывает сказку "Сила любви".
"Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: "Люблю", а она ему: "Не люблю". Он признавался: "Верю", а она: "Не верю".
Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: "Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь".
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: "Негодую! Ненавижу!"
И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без нее не может".
Учитель:
Ребята, что мы узнали из этой сказки о правописании не с глаголом?(Не с глаголами пишется раздельно. Исключения составляют те глаголы, которые не употребляются без НЕ). Назовите как можно больше глаголов, которые пишутся с не слитно.
Работа с учебником
Учитель: Выполним упражнение №612
Физкультминутка
Пока мы ехали, устали немного. Выйдем на перрон и отдохнем.
Я называю слова с частицей Не, если слово пишется слитно – вы приседаете, раздельно – хлопаете в ладоши.
Не писал, нездоровиться, ненавидеть, не сажает, неистовствовать, не слышать, не найдешь, недоумевать, не вырастет, неволить, не закрывал, негодовать.
Знакомство с глаголами-исключениями. Словарная работа.
- Надеюсь, что вы уже запомнили правописание частицы не с глаголами.
Но это правило особенное, в нём есть исключения, т.е. слова, которые не подчиняются этому правилу. Эти слова пишутся с не слитно.
ненавидеть
негодовать
неволить
недоумевать
неистовствовать
нездоровиться
невзлюбить (слайд 9)
- Как вы думаете, почему эти глаголы пишутся с частицей не слитно?
(Без не они не употребляются, не имеют смысла, не в них является приставкой).
- Понятен ли вам смысл этих глаголов? (Объяснение значений глаголов-исключений по Толковому словарю С. Ожегова).
Карточки с толкованием слов-исключений, зачитывают ученики.
- Запишите в словарик глаголы-исключения и запомните их написание.
Выполнение упр. № 614
Проверка на доске (перетаскивание, слайд 10)
Станция «Загадочная»
Диктовка
Отгадайте загадки. Запись под диктовку.
- По земле ходит, неба не видит (свинья). Ничего не болит, а все стонет (дерево). Без языка живет, не ест, не пьет, а говорит и поет (радио). В огне не горит, в воде не тонет (лед). Черненькая собачка, свернувшись, лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает (замок).
(слайд 11)
На И.Д. перетащить картинки-отгадки
Итог урока. Домашнее задание.
- Итак, путешествие закончилось! Вот и Станция Домашняя. Кому понравилось путешествие? А в доказательство тому, что вам понравилось путешествовать, сделайте
- параграф 107, упр. 617
- Записать 1-2 пословицы, или поговорки, или загадки с частицей НЕ (слайд 12).
- Что нового сегодня вы узнали на уроке?
- Вы все молодцы! Спасибо за урок! Прошу оценить свою работу на уроке!
Самооценка
1. Активная работа на уроке - 1 балл.
2. Понял тему – 1 балл.
3. Могу объяснить другому – 1 балл.
4.При написании справлюсь самостоятельно-2 балла (слайд 13)
Критерии оценки:
5 баллов - «5»;
4 балла – «4»;
3 балла – «3»;
Впишите свою оценку И.Д. (слайд 14)
Спасибо за урок! (слайд 15)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"
урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"
Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...
Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"
Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...
Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»
Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...
Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"
Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий....
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...