Урок по теме "Словообразование наречий"
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему

Васильева Лариса Владимировна

Урок русского языка по теме "Словообразование наречий" в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok.doc66.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_slovoobrazovanie_narechiy.ppt531.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. МБОУ «Сятра-Лапсарская ООШ» Чебоксарского района ЧР
  2. Васильева Лариса Владимировна
  3. Русский язык
  4. 7 класс
  5. Русский язык. 7 класс. /Под редакцией М.М. Разумовской. - М: Дрофа, 2010
  6. Словообразование  наречий
  7. Цели:

1.Закрепить знания о словообразовании в русском языке

2. Выяснить основные способы словообразования наречий

3.Закрепить навыки правописания наречий

8.   Оборудование: интерактивная доска, учебник, раздаточный материал.

9.    Ход урока

Ход урока

  1. Организационный момент 

Сегодня такой пасмурный день. Но давайте поприветствуем друг друга и подарим  свои улыбки. Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее, а в любом деле главное - это доброе начало.                                                      

  Проверьте осанку. Помните:  люди с правильной осанкой всегда хорошо выглядят, они подтянуты, стройны, аккуратны

/Настрой ребят на работу, создание атмосферы комфорта/

          

Пройдёмся по царству русских наречий, и вы тотчас же увидите, сколь велика в них мыслеёмкость, точность, вещественность и сколь незаменимы они.

А. Югов

     II.     Беседа

  • Как вы понимаете слова эпиграфа?

               Вспомним о наречии как части речи.(Фронтальный опрос)

- Сегодня мы с вами продолжаем разговор о наречии.

- Давайте вспомним, что же такое наречие, что это за часть речи?

(наречие - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий или признаки признаков и отвечает на вопросы: как? Куда? Когда? Где? Почему? Для чего? В какой степени?)

-Чем наречия отличаются от всех других частей речи?

(Наречие - неизменяемая часть речи. Наречия не имеют рода, числа, падежа, не склоняются, не спрягаются, не имеют окончаний)

А какую синтаксическую роль выполняют наречия в предложении?

(обстоятельство)

  1. Проверка домашнего задания

Упражнение 205, вам нужно было списать, восстанавливая пропущенные знаки препинания; найти в тексте наречия и подчеркнуть их.

-Начнем с проверки домашнего задания. Какие вопросы возникли у вас при выполнении домашнего задания?

            Запись даты, темы урока.

Работа у доски

       

1.Задание. Замените предложенные фразеологизмы синонимичными наречиями:

Трудиться не покладая рук; работать спустя рукава; учиться с грехом пополам;  расти как на дрожжах; уснул как убитый. 

         2. Задание.  Восстановите пропущенные звенья словообразовательных цепочек.

Быстрый - …- быстрее – побыстрее.

Тонкий - … - тоньше – потоньше.

Строгий - … - … - построже.

          3.Задание.  Разберите  слова по составу:  трижды, нехорошо, досуха, сбоку, наизнанку, мимоходом, лучше,  сверху, назло, еле-еле.

     IV.  Сообщение нового материала.

Работа по тексту, записанному на доске.

Ветер сильно раскачив..л деревья. С неба вдруг посып..лась снежная крупа. Внизу и наверху ветви уже ог..лились. Вчера была хорошая и безоблачная погода. А сегодня вып..л первый снег.

- Назовите все наречия в предложениях: сильно, вдруг, внизу, наверху, УЖЕ , вчера, сегодня

- Разберите их по составу

  -Вспомните основные способы образования слов? ( при помощи суффиксов, приставок, приставки и суффикса, сложения слов)

Наречия имеют следующие способы образования:

1. Суффиксальный

2. Приставочно-суффиксальный

3. Приставочный

4. Сложение

Запомните!  Наречие  -  неизменяемая часть речи, и она не имеет окончания.

  1. Выполнение тренировочных упражнений
  1. Работа с учебником (упр.223)

Задание: от данных прилагательных образуйте наречия при помощи суффикса – о. 

     

  1. Закрепление

Тестовая работа и её проверка.

Определите  способ образования наречий:

С - суффиксальный;

П – приставочный;

ПС – приставочно-суффиксальный;

С – сложение.

1.Неохотно … и несмело…

Солнце смотрит на поля

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

2. Зима недаром… злится,

Прошла ее пора-

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

3. Никита повернул направо …, к реке.

4. Русское население издавна… живет на Белом море.

5. Печорин чуть-чуть… побледнел и отвернулся.

6. Боцман все-таки поступил по-своему…

  1. Береги честь смолоду…

      8. Охотник взволнованно… рассказывал о встрече с медведем.

  1. Итоги урока

- Какова тема нашего урока? (Словообразование наречий).

- Какие особенности вы можете отметить у наречий? (У них нет окончаний).

- Какие способы образования наречий теперь вы знаете? (Приставочно- суффиксальным, суффиксальным, приставочным, сложение)

- От каких частей речи могут образовываться наречия? (от прилагательных,

существительных, числительных, местоимений)

  1. Выставление оценок

  1. Домашнее задание

  • Дома найдите и выпишите 3-5 предложений с наречиями из литературных произведений Найдите наречия, подчеркните их и укажите их роль в предложении.

  •  Или выполните упр. № 228

Разбор слова по составу 

 целесообразно начать с обозначения начальной формы, с определения части речи, к которой слово относится. После этого:
- выделить окончание и формообразующий суффикс (если они есть в слове),
- выделить основу слова — часть слова без окончаний и формообразующих суффиксов,
- выделить в основе слова приставку и / или суффикс (суффиксы) через построение словообразовательной цепочки,
- выделить в слове корень.

7.Игра ( Вопросы наречия). “Волшебный мячик”. 

- От глагола бежать один учащийся задаёт вопрос, кидает мячик, другой учащийся ловит мяч и  отвечает на вопрос ( ответ-наречие), затем он задаёт следующему учащемуся другой вопрос наречия и т. д.

  • Бежать (когда?) сегодня, завтра, утром.
  • Бежать (где?) здесь, рядом, впереди.
  • Бежать (куда?) вперед, назад, вниз.
  • Бежать (откуда?) издалека.
  • Бежать (как?) быстро, медленно.
  • Бежать (зачем?) специально.
  • Бежать (почему?) с перепугу, со страха.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "Наречие" в 10 классе

Урок дан в 10 классе по теме "Наречие".  На уроке  определяются морфологические признаки и синтаксическая роль наречий; формируется умение находить наречие в тексте. Развивающ...

Урок-семинар по наречию

Урок-семинар по теме «Наречие»  I.                Вопросы (вывешиваются за 7-10 дней).1.   Какие в ...

Зачётный урок по теме "Наречие" "Звёздный час наречия"

Зачетный урок по русскому языку для учащихся 7 класса...

Обобщающий урок по теме «Наречия» Урок русского языка в 7 классе

Цель данного урока:Обобщить и систематизировать изученное о наречии как о самостоятельной  части речи.Формировать навыки составлять паспорта наречия.Прививать интерес к изучению русского языка....

Обобщающий урок по теме «Наречия» Урок русского языка в 7 классе

Цель данного урока:Обобщить и систематизировать изученное о наречии как о самостоятельной  части речи.Формировать навыки составлять паспорта наречия.Прививать интерес к изучению русского языка....

Открытый урок и презентация к уроку "Степень сравнения наречий"

Усвоение новых знаний и первичное закрепление с  применением технологии разноуровневого обучения....

Открытый урок по теме "Наречие", урок-обобщение в 7 классе

Аннотация Особенностью предлагаемого материала является личностно – ориентированный подход, который реализуется в системе творческих работ, в форме кооперативного обучения, что предполагает...