Подготовка к лингвистическому сочинению. 15.1
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Подготовка к лингвистическому сочинению. 15.1
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lingvisticheskoe_sochinenie.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока. Лингвистическое сочинение ОГЭ.
Цели: дать представление о лингвистическом сочинении; обучить написанию сочинения; воспитать внимательность к художественному слову.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация по теме
Урок развития речи (онлайн-урок)
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя. Объявление темы урока.
- Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке, чему обучаться?
- В заданиях ОГЭ часть С представляет написание лингвистического сочинения. Вот как сформулировано данное задание (слайд №2):
Напишите сочинение- рассуждение, раскрывая смысл высказывания… Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
- Целью нашего урока является составление плана-алгоритма написания лингвистического сочинения (слайд №3)
2. Повторение пройденного.
–Что собой представляет лингвистическое сочинение? Чем оно отличается от привычного вам литературного?
(слайд №4)
- Написать нужно сочинение-рассуждение. Что вы можете рассказать о рассуждении? Как строить текст рассуждения? (слайд №5)
- Запишите в тетрадях: Рассуждение: (слайд №6)
1) тезис;
2) доказательства;
3) вывод.
- Чем же отличается рассуждение от описания и повествования?
(слайд №7)
3. Объяснение темы.
Итак, как писать сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания того или иного лингвиста, писателя. Как вы думаете, что является первым шагом алгоритма написания лингвистического сочинения?
- Запишите в опорные конспекты:
Алгоритм написания лингвистического написания: (слайд №8)
1-й шаг: Запиши высказывание данного автора в форме косвенной речи.
- Перед вами высказывание известного русского писателя Константина Паустовского : «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом» . (слайд №9) Запишите данное высказывание в виде косвенной речи.
- Чтение учащимися своих вариантов.
- Может быть и такой короткий вариант: Русский писатель К.Паустовский считает, что всё можно передать словом. (слайд №10)
- Это предложение может быть и вступительной частью вашего сочинения.
- Один из критериев оценивания сочинения предполагает наличие примеров-аргументов (слайд №11)
- Что мы должны аргументировать?
- Таким образом, 2-й шаг алгоритма: (слайд №12) Прокомментируй высказывание о русском языке на основе двух примеров-аргументов из данного текста.
Помни!
- Один аргумент должен представлять лексическое явление, другой – грамматическое!
- Аргумент состоит из 3 частей:
1) пример из текста;
2) теория, т.е. конкретное определение данного лексического или грамматического явления;
3) указание его роли в тексте.
- Что значит лексическое и грамматическое явления? Перед вами их список (слайд №13). Обратите внимание, какие примеры относятся к лексическим явлениям, а какие – к грамматическим. И нужно будет выучить.
- Как же оформлять примеры в сочинении? ( слайд №14) (на доске – примеры цитирования»
- Остаётся последний шаг (слайд №15): Сделай вывод.
Подведи итог своим рассуждениям.
- О чём вы напишете в заключительной части сочинения?
- Каким должен быть объём сочинения? (слайд №16)
(Минимальное количество слов в сочинении должно быть не 70.
Если суммарный объём сочинения и изложения составит 70–139 слов, то максимальный балл по каждому из критериев грамотности будет равняться всего 1.
При подсчёте слов союзы, предлоги и частицы считаются отдельно.
Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как одно слово.)
4. Закрепление пройденного.
- О критериях оценивания грамотности подробнее расскажу на следующих уроках. А сейчас поработаем над образцом лингвистического сочинения. (слайд №17)
- Прочитайте текст.
- Найдите вступительную часть. Всё ли вам нравится в ней? Чей вариант из вашего класса вам понравился больше всего? Можете записать его в тетради.
- Найдите аргументы. (метафора – для чего?, многоточие – для чего?)
- Можно ли сказать, что один пример относится к лексическому явлению, другой – к грамматическому? ( тропы и фигуры речи)
- Обратите внимание на логическую связь между абзацами, на последовательность текста. Какие средства помогают связать 1 и 2 абзацы? 2 и 3 абзацы?
5. Обобщение. Рефлексия.
Что нового вы узнали и что нужно знать, чтобы написать лингвистическое сочинение?
6. Домашнее задание.
Написать сочинение по данному высказыванию К.Паустовского, опираясь на текст В.Иванова «Любите ли вы литературу?» ( год литературы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в 9 классе "Подготовка к лингвистическому сочинению «Зачем нужна пунктуация?»"
Одним из заданий Государственной итоговой аттестации в 9 классе является сочинение на лингвистическую тему. Этот вид работы позволяет проверить не только знание основных правил и терминов лингви...
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему....
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему....
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему....
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему....
Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему" (подготовка к ОГЭ)
Разработка урока поможет учителю подготовить учащихся 9 класса к написанию 3 части ОГЭ по русскому языку....
Презентация к уроку "Подготовка к лингвистическому сочинению"
Презентация к уроку "Подготовка к лингвистическому сочинению"...