Урок-викторина по русскому языку "Путешествие в слово" в 5-6 классах
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Цель урока:
-углубить знания учащихся по русскому языку;
-привить интерес к предмету путем включения упражнений занимательного характера;
-расширять словарный запас учащихся.
Задачи урока:
- повторение и обобщение изученного материала;
- развитие творческих способностей учащихся;
-повышение интереса учащихся к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-viktorina_po_russkomu_jazyku_sokolova_m.a.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-викторина по русскому языку.
Тема: «Путешествие в слово».
Класс: 5-6
Цель урока:
-углубить знания учащихся по русскому языку;
-привить интерес к предмету путем включения упражнений занимательного характера;
-расширять словарный запас учащихся.
Задачи урока:
- повторение и обобщение изученного материала;
- развитие творческих способностей учащихся;
-повышение интереса учащихся к предмету.
Оборудование: презентация «Сказочная страна», книжная выставка, посвященная теме урока; оборудованные столы для команд (карточки с заданиями, ручки, карандаши).
Ход проведения урока
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя.
- Дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в слово. Слово живет в сказочной стране. Страна эта огромна, состоит из отдельных княжеств, которые населяют необычные жители.
Работа с иллюстрацией.
- «В гостях у Фонетики».
- В каких словах по 100 согласных?
- Прочитайте слова:
100ляр, 7я, ви3на, 3буна,О5, Тол100й, 1окий, про100.
- В каких словах букв больше, чем звуков:
Лень, семья, просьба, грусть, свадьба.
- У кого хвост длиннее?
Ведущий называет слово из двух и более слогов. Записав его, вы должны составить цепочку слов таким образом, чтобы последний слог предыдущего слова был первым слогом следующего слова. Например: тра-ва, ва-гон, гон-ки и т.д. Выигрывает та команда, которая запишет как можно больше слов.
- Прочитайте вслух предложения: «Ученица Куницына собирается отправиться в Братск».
- Сколько в этом предложении звуков [ц]?
- Есть ли твердые согласные звуки в скороговорке
Летели лебеди с лебедятами?
- «Здравствуй, Лексика!»
Задание 4.1. Найдите и выпишите пары антонимов.
- «Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень,
Не столь различны меж собой.
Ты богат, я очень беден,
Ты румян, как маков цвет,
Я, как смерть, и тощ, и бледен.
Всегда так будет, как бывало,
Таков издревле белый свет.
Ученых много – умных мало,
Знакомых тьма, а друга нет.»
2. «И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой – то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
В толпе друг друга мы узнали,
Сошлись – и разойдемся вновь.
Была без радости любовь,
Разлука будет без печали.»
3. «Вы – свет , а я похож на тьму,
Вы веселы , а я печален,
Вы параллельны ко всему,
А я, напротив, вертикален.»
Задание 4.2. Найдите и выпишите синомимы.
«Бураны, вьюги и метели –
Как много с ними канители,
Как надоели мне они!» -
Так проворчал Мороз угрюмый,
И речку льдом сковал без шума,
Деревья скрыла седина,
И наступила тишина.»
Задание 4.3. «Раз, два, три - говори!»
Учитель называет слова. Участники команд, по очереди, быстро называют антоним.
Большой - …, высокий - …, длинный - …, широкий - …, толстый - …, глубокий - …, прямой - …, первый - …, скупой - …, нежный - …, смеяться - …, хвалить - …, радоваться - …, зло - …, холод - …, труд - … .
- Пунктуация. «Капризная особа».
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…
Задание. Выпишите из предложения все возможные словосочетания.
- На пути к Словообразованию.
6.1.Произнесите несколько раз скороговорку. Найдите в ней однокоренные слова.
Перепёлка перепелёнка перепелёнывала,
Перепелёнывала, еле перепеленала.
6.2. «Раз, два, три – говори!»
Каждой команде по очереди ведущий читает словосочетание, предлагая заменить каждое из них одним словом с нужным суффиксом.
- Музыкант, играющий на трубе.
- Житель Тулы.
- Смелый человек.
- Хитрый человек.
- Тот, кто любит шутить.
- Тот, кто богат на выдумки.
- Любящий мечтать.
- Участник игры.
- Тот, кто пашет землю.
- Сельский житель
- Житель Харькова.
- Житель Томска.
- Специалист по химии.
- Собирающий коллекцию.
- Детёныш орла.
- Светловолосая женщина.
- Женщина-повар.
- Болтливая девочка.
- Березовая роща.
- Гриб, растущий под березами.
- Момент бросания мяча.
- Стебель соломы.
- Машина для молотьбы.
- Свойство доброго человека.
- Свойство чего-либо нового.
- Качество хвастливого человека.
- Синоним слова Стройка
- Существительное от глагола ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАТЬ.
6.3.«Строители, за работу!» Задание. Графически укажите строение слова.
Маленький, пришкольный, перебежчик, москвич, перегрузка, побежал.
Морфология.
6.4.Определите род имён существительных:
Бандероль- Шаль- Стержень-
Вестибюль- Хрусталь- Скальпель-
Вермишель- Янтарь- Кадриль-
Мозоль- Ясень- Гвоздь-
Тюль- Полынь- Гавань-
Молодежь- Сельдь-
Шампунь- Роскошь-
- В гостях у Орфоэпии. Поспешишь – людей насмешишь.
- Существует старая шутка – как писать: У рыбов нет зубов, у рыб нет зуб или у рыбей нет зубей? Шутка придумана не случайно, не все твердо знают окончания некоторых существительных в родительном падеже множественного числа. Как, например, правильно: пара чулок или чулков? Пара носок или носков? Случаются и совсем курьезы. Одна ученица писала: В нотной тетради каждый лист расчерчен на пять чертей. А как вы ответите на эти вопросы?
Как правильно сказать: Семь кочергей, семь кочерг, семь кочерёг? Об этом веселый рассказ под названием «Кочерга» написал Михаил Зощенко. Прочитайте его!
- Как правильно сказать:
пара ботинок – пара ботинков;
пара валенок – пара валенков;
пара чулок - пара чулков;
пара носок - пара носков;
пара туфель – пара туфлей;
много дел – много делов;
много мест – много местов?
- Подведение итогов урока. Награждение команды – победителя.
- Сегодня мы совершили увлекательное путешествие в слово, но оно не последнее. Ведь есть еще и другие интересные истории в сказочной стране: «Ты и твое имя», «Почему так говорят…», «Это интересно», «Знаете ли вы…».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка "Диалектные слова" в 6 классе с видео-фрагментом урока
Урок литературы в 11 классе дает полное представление об отношении А.А. Ахматовой к поэзии Б. Пастернака....
Разработка урока русского языка "Диалектные слова" в 6 классе с видео-фрагментом урока
Разработка урока русского языка "Диалектные слова" в 6 классе...
Урок по русскому языку "Устаревшие слова" для 5 класса
Разработка урока по ФГОС для учащихся 5 класса на тему: "Устаревшие слова". Урок построен на работе учащихся в группах и предполагает дифференцированные задания. Целью урока является определение...
презентация к уроку русского языка родственные слова в 4 классе VIII вида
в презентации представлены задания для отработки назыка подбора родственных слов и нахождения общей части в родственных словах...
Контрольная работа по русскому языку "Состав слова" для 5 класса
2 варианта заданий...
План урока русского языка "Корень слова" для 5 класса
План урока русского языка "Корень слова" для 5 класса разработан для успешного проведения урока по программе ФГОС...
Открытый урок. Урок-викторина "Кто знает больше" (фразеологизмов, крылатых слов и т.п.)
Цель урока: 1) Ознакомить с учебными фразеологическими словарями; повторить основные признаки фразеологизмов, их значение и употребление в речи.2) Добиваться умения объяснять значение фразеологизмов п...