Урок по русскому языку "Устаревшие слова" для 5 класса
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Разработка урока по ФГОС для учащихся 5 класса на тему: "Устаревшие слова". Урок построен на работе учащихся в группах и предполагает дифференцированные задания. Целью урока является определение понятия "Устаревшие слова", умение классифицировать "устаревшие слова" по лексическим группам, умение работать со словарями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
putevoy_list.docx | 198.34 КБ |
tehnologicheskaya_karta.doc | 53 КБ |
urok_konspekt.docx | 16.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Путевой лист
Ученика (цы) 5 класса «__»
__________________________
______________________________
Крестьянская изба
Квашня-
Историзмы | Архаизмы |
Крестьянская изба
Ступа-
Историзмы | Архаизмы |
Крестьянская изба
Крынка-
Историзмы | Архаизмы |
Крестьянская изба
Рубель-
Историзмы | Архаизмы |
Крестьянская изба
Светец-
Историзмы | Архаизмы |
Предварительный просмотр:
Устаревшие слова
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС
(урок открытия новых знаний)
Павлова Мария Евгеньевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ№69 Калининского района
Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с устаревшими словами.
Задачи: познакомиться с устаревшими словами, научиться их классифицировать, определять значение.
Личностные: развивать интерес к изучению языка как отражения истории, быта, культуры русского народа; воспитывать внимание к культуре речи, точности слов и выражений.
Метапредметные: пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), извлекать информацию из толковых словарей, перерабатывать и преобразовывать информацию (вопросы, таблица).
Предметные: дать понятие об устаревших словах (архаизмах и историзмах), опознавать устаревшие слова, объяснять их
– Регулятивные УУД:
- Умение сопоставлять смешиваемые орфографические явления
– Коммуникативные УУД:
- Развитие умения связно излагать мысли;
- Сохранение и развитие умения слушать и слышать;
– Познавательные УУД:
- Извлечение новой информации, преобразование и применение её.
- объяснять языковые явления, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
Самоопределение к деятельности Организационный момент | Включение в дело. Выявление темы, целей и задач урока. | Подготовка класса к работе. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | «Мозговой штурм»
| Отвечают на вопросы, способствующие мыслительным операциям и учебным навыкам. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков. |
2.Мотивация учебной деятельности. Постановка учебной задачи
| Ввод в новую тему урока: Просмотр видеоролика из к/ф «Иван Васильевич меняет профессию». Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы на доске. | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: логические-формулирование проблемы. |
4. Создание проблемных ситуаций. Поиск решения задач.
| Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. « Путешествие в прошлое ». | Работа в командах. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.). | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, взаимодействие в группах. |
5. Первичное закрепление
| Устаревшие слова помогают протянуть нить между прошлым и настоящим, помогают сохранить историю нашего народа. - Существует наука этимология (от греческого "etumon" - "истина" +"logos" - "понятие", "учение") - раздел языкознания, изучающий происхождение и историю слов. Работа с путевыми листами. | Сопоставляют лексические значения слов с изображением предмета. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, коммуникативные: поиск и выбор информации. |
Физминутка | Вытяните выю, расправьте рамена (плечи), поднимите десницу и шуйцу, укажите перстами чело, очи, уста, ланиты, ударьте дланью о длань, погрозите перстом соседу. | ||
6. Рефлексия деятельности(итог урока).
| Самоанализ учащихся. Выявление проблемных моментов. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия. |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Устаревшие слова
Цель: -знакомство учащихся с устаревшими словами.
Задачи урока:
- обучающая: познакомиться с устаревшими словами; научиться их классифицировать; определять их значение;
- развивающая: создать условия для развития познавательного интереса, творческой активности обучающихся, расширения кругозора обучающихся;
- воспитательная: продолжить развивать у обучающихся трудолюбие и аккуратность,
Тип урока: усвоения новых знаний.
Формы работы: Работа с раздаточным материал и словарями, групповая работа
Методы: объяснительно – иллюстративный, словесный (беседа), практическая работа.
Формируемые универсальные учебные действия:
Личностные:
Метапредметные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
Познавательные:
Предметные:
Оборудование: проектор, ноутбук, дидактический материал (наглядность).
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку, приветствие.
Здравствуйте ребята. Я рада приветствовать Вас на открытом уроке. Меня зовут Мария Евгеньевна. (слайд 1) А теперь проверим готовность к уроку.
Руки?НАМЕСТЕ
Ноги?НАМЕСТЕ
Локти?УКРАЯ
Спина? ПРЯМАЯ. ( 1 минута)
2.Мотивация учебной деятельности.
Давайте попробуем определить тему урока. Я предлагаю Вам, просмотр видеоролика. Особое внимание уделите речи персонажей.
(слайд 2 – видеоролик) (40 секунд)
Ответьте на вопрос «Не услышали ли Вы в речи героев такие слова с которыми, мы редко сталкиваемся в устной и письменной речи?» (Услышали)
Назовите эти слова (чело, князь) Молодцы! Правильно!
-Ребята, как вы думаете « как звучит тема сегодняшнего урока?»
(высказываются) (слайд 3)
- Какую цель можно поставить для данного урока? (высказываются)
(слайд 4)
- А как эту цель, мы можем достичь? (высказываются)
- Как вы думаете, где мы можем встретить устаревшие слова? (высказываются) (2 минуты)
Для знакомства с ними, мы отправимся в прошлое. Предлагаю закрыть глаза и перенестись во времена древние, забытые.
(слайд 5) 1 группа – Вы отправляетесь в крестьянскую избу
(слайд 6) 2 группа – Вы попадаете в жилище ремесленника
(слайд 7) 3 группа – Вы оказываетесь в царских палатах
(слайд 8) 4 группа – Вы находитесь в составе царской дружины ( 1 минута)
-Перед вашими глазами на столе лежит путевой. Напишите на нем ваше ФИ и класс. ( 30 секунд)
-Откройте путевой лист, там вы увидите одно слово, ваше задача определить лексическое значение этого слова. Для этого скажите мне, из каких источников, мы узнаем лексическое значение слов. (Словари)
- У вас на столе варианты словарей, выберите тот, который поможет вам выполнить задание. Помните, что Вы ограничены по времени ( 3 минуты)
- Так же на столе Вы найдете рисунки. Соотнесите предмет, изображенный на картинке, с лексическим значением слова. (1 минута)
-Кто готов?
- Пожалуйста, выберите одного представителя вашей группы, которого вы подготовите для ответа у доски. Он будет должен сопоставить название предметов с их лексическим значением. ( 1 минута)
- Кто готов?
Сопоставляют слова (4 минуты)
Физ-культ минутка (2 минуты) (слайд 9)
- Прошу Вас снова обратиться к путевому листу. Там вы видите картинку, обозначающую части тела при помощи устаревших слов, внимательно изучите её.
«Вытяните выю, расправьте рамена, поднимите десницу и шуйцу, укажите перстами чело, очи, уста, ланиты, ударьте дланью о длань, погрозите перстом соседу.»
- Устаревшие слова помогают протянуть нить между прошлым и настоящим, помогают сохранить историю нашего народа.
существует наука этимология (слайд 10) (20 секунд)
– Ребята, мы научились находить лексическое значение слов, сопоставлять их с изображением предмета. Но это не все, что мы должны о них знать.
(слайд 11) – Группа устаревших слов делиться на два вида: архаизмы и историзмы (определение на слайде)
- (слайд 12) – Ребята на слайде вы видите слова, определите к какому виду устаревших слов они относятся. Распределите их в таблице, которая находиться в путевом листе. (4 минуты) Отдайте свою работу, соседу сидящему справа. Совершим взаимопроверку.
(слайд 13) – проверяем! (1 минут)
Оцените! – шкала на слайде (слайд 13) (30 секунд)
- Сколько у нас Умников? (все правильно)
- Сколько у нас Разумников? (8-9 прав.)
- Сколько у нас Незнаек? (меньше 8) (1 минуту)
Теперь возвращаемся назад в будущее.
3. Рефлексия
- Скажите тему сегодняшнего урока. (слайд 14)
- Скажите справились ли мы с задачами. (слайд 15)
- Достигли ли мы поставленной цели? (слайд 16)
Обратимся к презентации : первая группа
Закончите фразу..
Сегодня я узнал
Было интересно
Было трудно
Теперь я могу.
Всем спасибо за урок !!!!!!!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс
Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...
Викторина для обобщающего урока по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». Русская литература. 6 класс
Викторина по рассказу В.Распутина "Уроки французского" предназначена для обобщающего урока по произведению. В игровой форме можно выявить знания учеников по содержанию рассказа, по выявлению важных эп...
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...