Урок по русскому языку "Устаревшие слова" для 5 класса
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Шурыгина Мария Евгеньевна

 Разработка урока по ФГОС для учащихся 5 класса на тему: "Устаревшие слова". Урок построен на работе учащихся в группах и предполагает дифференцированные задания. Целью урока является определение понятия "Устаревшие слова", умение классифицировать "устаревшие слова" по лексическим группам, умение работать со словарями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл putevoy_list.docx198.34 КБ
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc53 КБ
Файл urok_konspekt.docx16.85 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Zueva.N.U\Desktop\0045.jpg

Путевой лист

Ученика (цы) 5 класса  «__»

__________________________

______________________________

http://www.omskcult.ru/images/event10507.jpg http://heliograph.ru/images/2091451_carskaya-stolovaya.jpg

C:\Users\Zueva.N.U\Desktop\ru02.gif

Крестьянская изба

Квашня-

Историзмы

Архаизмы

Крестьянская изба

Ступа-

C:\Users\Zueva.N.U\Desktop\ru02.gif

Историзмы

Архаизмы

Крестьянская изба

Крынка-

C:\Users\Zueva.N.U\Desktop\ru02.gif

Историзмы

Архаизмы

Крестьянская изба

Рубель-

C:\Users\Zueva.N.U\Desktop\ru02.gif

Историзмы

Архаизмы

Крестьянская изба

Светец-

C:\Users\Zueva.N.U\Desktop\ru02.gif

Историзмы

Архаизмы



Предварительный просмотр:

Устаревшие слова

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС

(урок открытия новых знаний)

Павлова Мария Евгеньевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ№69 Калининского района

Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с устаревшими словами.

Задачи: познакомиться с устаревшими словами, научиться их классифицировать, определять значение.

Личностные: развивать интерес к изучению языка как отражения истории, быта, культуры русского народа; воспитывать внимание к культуре речи, точности слов и выражений.

Метапредметные: пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), извлекать информацию из толковых словарей, перерабатывать и преобразовывать информацию (вопросы, таблица).

Предметные: дать понятие об устаревших словах (архаизмах и историзмах), опознавать устаревшие слова, объяснять их

Регулятивные УУД:

  • Умение сопоставлять смешиваемые орфографические явления

– Коммуникативные УУД:

  • Развитие умения связно излагать мысли;
  • Сохранение и развитие умения слушать и слышать;

– Познавательные УУД:

  • Извлечение новой информации, преобразование и применение её.
  • объяснять языковые явления, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова

Этап урока                     

Деятельность учителя                      

Деятельность учащихся                                     

Универсальные учебные действия

Самоопределение к          деятельности

Организационный момент

Включение в дело. Выявление темы, целей и задач урока.

Подготовка класса к работе.                

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

 «Мозговой штурм»

 

Отвечают на вопросы, способствующие мыслительным операциям и учебным навыкам.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

2.Мотивация учебной деятельности. Постановка учебной задачи

 

Ввод в новую тему урока: Просмотр видеоролика из к/ф «Иван Васильевич меняет профессию».

Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы на доске.

Ставят цели, формулируют

 (уточняют) тему урока.

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: логические-формулирование проблемы.

4.  Создание проблемных ситуаций. Поиск решения задач.

 

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

 « Путешествие в прошлое ».

Работа в командах.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, взаимодействие в группах.

5. Первичное закрепление

 

Устаревшие слова помогают протянуть нить между прошлым и настоящим, помогают сохранить историю нашего народа.

- Существует наука этимология (от греческого "etumon" - "истина" +"logos" - "понятие",

"учение") - раздел языкознания, изучающий происхождение и историю слов.

 Работа с путевыми листами.

Сопоставляют лексические значения слов с изображением предмета.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, коммуникативные: поиск и выбор информации.

Физминутка

Вытяните выю, расправьте рамена (плечи), поднимите десницу и шуйцу, укажите перстами чело, очи,  уста,  ланиты, ударьте дланью о длань, погрозите перстом соседу.

6. Рефлексия деятельности(итог урока).

 

Самоанализ учащихся. Выявление проблемных моментов.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия.



Предварительный просмотр:

ТЕМА: Устаревшие слова

Цель: -знакомство учащихся с устаревшими словами.

Задачи урока:

- обучающая: познакомиться с устаревшими словами; научиться их классифицировать; определять их значение;

- развивающая: создать условия для развития познавательного интереса, творческой активности обучающихся, расширения кругозора обучающихся;

- воспитательная: продолжить развивать у обучающихся трудолюбие и аккуратность,

Тип урока: усвоения новых знаний.

Формы работы: Работа с раздаточным материал и словарями, групповая работа 

Методы: объяснительно – иллюстративный, словесный (беседа), практическая работа.

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные:

Метапредметные:

Коммуникативные: 

Регулятивные: 

Познавательные: 

Предметные:

Оборудование: проектор, ноутбук, дидактический материал (наглядность).

ХОД УРОКА.

1.Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку,  приветствие.

Здравствуйте ребята. Я рада приветствовать Вас на открытом уроке. Меня зовут Мария Евгеньевна. (слайд 1) А теперь проверим готовность к уроку.

Руки?НАМЕСТЕ
Ноги?НАМЕСТЕ
Локти?УКРАЯ
Спина? ПРЯМАЯ. ( 1 минута)

2.Мотивация учебной деятельности.

Давайте попробуем определить тему урока. Я предлагаю Вам, просмотр видеоролика. Особое внимание уделите речи персонажей.

(слайд 2 – видеоролик) (40 секунд)

Ответьте на вопрос «Не услышали ли Вы в речи героев такие слова с которыми, мы редко сталкиваемся в устной и письменной речи?» (Услышали)

Назовите эти слова (чело, князь)  Молодцы! Правильно!

-Ребята, как вы думаете « как звучит тема сегодняшнего урока?»

(высказываются) (слайд 3)

- Какую цель можно поставить для данного урока? (высказываются)

(слайд 4)

- А как эту цель, мы можем достичь? (высказываются)

- Как вы думаете, где мы можем встретить устаревшие слова? (высказываются) (2 минуты)

Для знакомства с ними, мы отправимся в прошлое. Предлагаю закрыть глаза и перенестись во времена древние, забытые.

(слайд 5) 1 группа – Вы отправляетесь в крестьянскую избу

(слайд 6) 2 группа – Вы попадаете в жилище ремесленника

(слайд 7) 3 группа – Вы оказываетесь в царских палатах

(слайд 8) 4 группа – Вы находитесь в составе царской дружины ( 1 минута)

-Перед вашими глазами на столе лежит путевой. Напишите на нем ваше ФИ и класс. ( 30 секунд)

-Откройте путевой лист, там вы увидите одно слово, ваше задача определить лексическое значение этого слова. Для этого скажите мне, из каких источников, мы узнаем лексическое значение слов. (Словари)

- У вас на столе варианты словарей, выберите тот, который поможет вам выполнить задание. Помните, что Вы ограничены по времени ( 3 минуты)

- Так же на столе Вы найдете рисунки. Соотнесите предмет, изображенный на картинке, с лексическим значением слова. (1 минута)

-Кто готов?

- Пожалуйста, выберите одного представителя вашей группы, которого вы подготовите для ответа у доски.  Он будет должен сопоставить название предметов с их лексическим значением. ( 1 минута)

- Кто готов?

Сопоставляют слова (4 минуты)

Физ-культ минутка (2 минуты) (слайд 9)

- Прошу Вас снова обратиться к путевому листу. Там вы видите картинку, обозначающую части тела при помощи устаревших слов, внимательно изучите её.

«Вытяните выю, расправьте рамена, поднимите десницу и шуйцу, укажите перстами чело, очи, уста, ланиты, ударьте дланью о длань, погрозите перстом соседу.»

- Устаревшие слова помогают протянуть нить между прошлым и настоящим, помогают сохранить историю нашего народа.

существует наука этимология (слайд 10) (20 секунд)

– Ребята, мы научились находить лексическое значение слов, сопоставлять их с изображением предмета. Но это не все, что мы должны о них знать.

 (слайд 11) – Группа устаревших слов делиться на два вида: архаизмы и историзмы (определение на слайде)

- (слайд 12) – Ребята на слайде вы видите слова, определите к какому виду устаревших слов они относятся. Распределите их в таблице, которая находиться в путевом листе. (4 минуты) Отдайте свою работу, соседу сидящему справа. Совершим взаимопроверку.

(слайд 13) – проверяем! (1 минут)

Оцените! – шкала на слайде (слайд 13) (30 секунд)

- Сколько у нас Умников? (все правильно)

- Сколько у нас Разумников? (8-9 прав.)

- Сколько у нас Незнаек? (меньше 8) (1 минуту)

Теперь возвращаемся назад в будущее.

3. Рефлексия

 - Скажите тему сегодняшнего урока. (слайд 14)

- Скажите справились ли мы с задачами. (слайд 15)

- Достигли ли мы поставленной цели? (слайд 16)

Обратимся к презентации : первая группа

Закончите фразу..

Сегодня я узнал

Было интересно

Было трудно

Теперь я могу.

Всем спасибо за урок !!!!!!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Викторина для обобщающего урока по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». Русская литература. 6 класс

Викторина по рассказу В.Распутина "Уроки французского" предназначена для обобщающего урока по произведению. В игровой форме можно выявить знания учеников по содержанию рассказа, по выявлению важных эп...

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...