«Дидактические возможности использования сборника упражнений по теме “Морфемика. Словообразование” в самостоятельной работе студентов педагогического колледжа».
статья по русскому языку на тему

Корчагина Татьяна Владимировна

Тема статьи актуальна не только своей практичной значимостью для будущих учителей, но и неоднозначностью научного освещения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья31.62 КБ

Предварительный просмотр:

Статья  «Дидактические возможности использования сборника упражнений по теме “Морфемика. Словообразование”  в самостоятельной работе студентов педагогического колледжа».

                                              Автор работы: Корчагина Татьяна Владимировна

                                                  г. Санкт-Петербург

2016 г.

Содержание

Введение……………………………………………………….….…….…..

I. Понятие морфемики……………………………………………….……..      

II.  Понятие словообразования……………………………….. . ………….

III. Способы словообразования…………………………………………..

IV.  Анализ колледжных сборников упражнений по словообразованию.

V. Практическая часть………………………………………………………

Заключение……………………………………………………………….....

Библиография…………………………………………………………….....

1. Понятие морфемики. Виды морфем.

Морфемика - это раздел языкознания, изучающий систему минимальных, далее неделимых значимых единиц языка - морфем, а также морфемную структуру слов и их грамматических разновидностей (словоформ).

Морфема “ гр. тоrphё - форма) - это наименьшая минимальная) значимая часть слов и их грамматических форм (словоформ). Например, в глагольной форме прочитывать можно выделить четыре морфемы: nро-чuт-ыва-ть.

Морфемика - это совокупность и система морфем языка, также наука о морфемах (науку о морфемах можно назвать морфемологией).

Морфема - это минимальная значимая единица языка, характеризующаяся по сравнению со словом как общими для них (интегральными), так и различительными (дифференциальными) признаками.

Морфема - наименьшая значимая часть слова. В ряду значимых единиц языка (предложение - словосочетание - слово - морфема) морфема занимает последнее место, являясь далее неделимой единицей.

Однако четкой границы между обоими типами признаков морфемы провести нельзя, поскольку ее интегральные признаки, внешне сходные с аналогичными признаками слова, качественно отличаясь от них, являются в то же время и дифференциальными.

Так, слово и морфема - это двусторонние единицы языка, обладающие планом содержания (определенным значением) и планом выражения (звуковой, материальной стороной). Но морфема – это минимальная значимая единица языка, у которой план выражения может отсутствовать при сохранении известной смысловой целостности.

Слово и морфема, являясь парадигматическими обобщенными единицами языка, при определенных условиях могут выступать и как единицы линейные (синтагматические). В этом случае слово употребляется в одной из своих словоформ, а морфема представлена одним из морфов.

Словоформа- это определенная грамматическая форма слова, выделяемая в потоке речи, т.е. в линейной последовательности слов.

Морфема - минимальная значимая единица языка и слова. В качестве основной единицы языка слово всегда выступает перед нами как единство плана выражения и плана содержания. Поэтому оно если делится, то только на значимые части - морфемы.

Подавляющее большинство слов русского языка выступает как структурное целое, состоящее из определенным образом связанных между собой морфем.

Правда, в современном русском литературном языке наблюдаются и слова иного типа, однако в целом их сравнительно немного. Эти слова делятся на две группы, резко противопоставленные друг другу:

А) слова, структурно идентичные морфемам; в нее входят слова с непроизводной основой, не имеющие форм словоизменения (перед, но, лишь, здесь, конечно, ой!, кашне, меню и т. д.)

Б) слова - единицы, состоящие не из морфем, а из слов, не только способных употребляться отдельно, но и в составе слова сохраняющих особенности сепаратного оформления; в частности, сюда относятся очень продуктивные сейчас составные слова типа диван-кровать, завод-автомат, выставка-продажа и т. д.

Все остальные слова распадаются минимум на две морфемы, каждая из которых обладает своей специфической семантикой.

Н.М. Шанский выделяет следующие отличия морфемы от слова:

1. В качестве значимых единиц языка морфемы существуют лишь в слове, тогда как слова обычно выступают в составе предложения.

2. В то время как слова в своей подавляющей массе являются

структурными целыми составного характера, морфемы всегда являются мельчайшими значимыми единицами языка, членение которых на еще более мелкие невозможно.

3. В отличие от слов морфемы не обладают лексико-грамматической отнесенностью. Морфема представляет собой указание на определенное значение или выполняет грамматические функции.

4. Слова могут быть не только воспроизводимыми единицами, но и образованиями, создаваемыми говорящими или пишущими в процессе общения (именно этому их свойству и обязано своим существованием словопроизводство как языковое явление). Морфемы же всегда воспроизводимы (свойство “творимости” для них нехарактерно) и являются поэтому конечными значимыми элементами языка, извлекаемыми из памяти в качестве готовых и целостных единиц.

В составе определенной словоформы, т.е. употребляясь в линейном ряду, морфема выступает в конкретных значимых единицах – морфах, являющихся ее реализацией.

Морфы образуют одну морфему при соблюдении двух условий: 1) если они обладают одним и тем же значением, 2) характеризуются частичной материальной (фонематической) близостью.

В зависимости от условий употребления морфы подразделяются на алломорфы и варианты. Алломорфы - это тождественные по значению морфы: а) различающиеся позицией в словоформе; б) зависящие от качества соседних морфов; в) находящиеся в отношениях дополнительного распределения (дистрибуции). Вариантами одной морфемы называются морфы: а) тождественные по значению; б) по занимаемой ими позиции; в) способные в одной и той же позиции замещать друг друга.

Таким образом, различия между морфемой и морфом состоят в том, что морфема - это понятие общее, родовое, выделяемое в результате сопоставления всех ее морфов, а морф - это понятие частное, видовое, выделяемое в составе конкретной словоформы, в линейной цепи, т.е. в условиях синтагматики.

2. Понятие словообразования.

Словообразование как особый раздел языкознания стало складываться в 40-50-е годы нашего века, прежде всего благодаря трудам В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, А.И. Смирницкого. Уже в те годы начали разрабатываться некоторые важные проблемы общей теории синхронного словообразования: место словообразования в ряду лингвистических дисциплин, проблемы членимости слова, принципы установления отношений синхронной производности, своеобразие семантики и строения производных слов разных частей речи. В 60-80-е годы теория синхронного словообразования получила дальнейшее развитие. Наука о словообразовании, выделившись из морфологии и лексикологии, стала самостоятельной лингвистической дисциплиной, имеющей свой объект исследования, свою методику анализа и систему понятий.

Словообразование или дериватология - раздел языкознания, изучающий структуру и семантику производных слов, способы их образования и их объединения. Основным объектом рассмотрения в словообразовании является производное слово (дериват). Производные слова - это слова, значение и звучание которых обусловлены семантикой и звуковой формой других, однокоренных с ними слов: безвольный - воля, доброта - добрый, березняк - береза.

Мотивирующее и мотивированное слова (дериват) составляют словообразовательную пару. Мотивированным в этой паре признается слово, которое формально и семантически сложнее однокоренного.

Если в морфемике противопоставляются друг другу членимые и нечленимые слова, то в словообразовании разграничиваются слова производные и непроизводные.

Словообразование – раздел науки о языке, в котором слово изучается с двух сторон – формальной и семантической. С точки зрения формы слово может быть членимым и нечленимым, с точки зрения смысла - мотивированным и немотивированным. И только одновременное рассмотрение двух сторон дает нам представление о слове как единице словообразования, о его словообразовательной структуре. Словообразовательная структура слова - строение слова в его отношении (формальном и семантическом) к другому слову и словообразовательному аффиксу. Например, словообразовательная структура существительного разнос-чuк определяется отношением действия, выраженного глаголом разносuтъ, к суффиксу лица -чик-. Отсюда разнос-чuк- лицо, способное к действию разносить.

Термин “словообразование” охватывает и процесс образования слов. Поэтому различаются синхронический и диахронический аспекты рассмотрения слова на уровне словообразования. С синхронической точки зрения устанавливаются соотношения между производными словами и словами, с которыми они связаны формально и семантически; для этого нам необходим словообразовательный анализ. С диахронической точки зрения слово рассматривается как результат исторических изменений в его морфемной структуре - в этом случае мы обращаемся к этимологическому анализу.

Словообразование - изучает образование (или деривацию < лат. derivatio - образование) слов от родственных, однокоренных слов и описывает установившееся формально-смысловое соотношение между производящим и производным [школ(а) - школь-н(ый); город - город-ок]. Следовательно, термином “словообразование” обозначается и система словообразовательных отношений в языке, и раздел языкознания, изучающий эти отношения.

Термин словообразование неоднозначен: так называется и языковое явление, и наука (лингвистическая дисциплина) об этом явлении. Таковы же и некоторые другие лингвистические термины: фонетика, грамматика, морфология, синтаксис и т. п.

Неоднозначность этих терминов в Грамматике-80 признана традиционной (Т. 1, с. 8). Применительно к словообразованию употребляются и однозначные термины, построенные на латинской основе: деривация (слов) и дериватология (наука о деривации), от лат. derivatio 'отвод' (образование слов представляется этим термином в виде “отвода” от производящих слов.

Словообразование как языковое явление (деривация) - это образование слов, словообразование как наука (дериватология) - изучение и описание слов со стороны их образования.

Определение словообразования (деривации) как “образования слов” кажется вполне естественным, простым и ясным, однако в понимании и истолковании этого явления нет однозначности.

Словообразование - основной путь и способ пополнения языка новыми наименованиями, и при этом оно предопределяет звучание, значение, грамматические свойства образуемых слов, правила их функционирования в речи. Словообразование - эволюционный и функциональный аспект языка, и его изучению должно быть уделено самое пристальное внимание.

3. Способы словообразования.

Понятие “способ словообразования”.

Понятие “способ словообразования” в синхронном и в диахроническом словообразовании имеет разное содержание. В диахроническом словообразовании это понятие служит для ответа на вопрос, с помощью какого средства (или каких средств), каким путем образовано производное слово; в синхронном словообразовании оно используется для ответа на вопрос, с помощью какого средства (или каких средств) выражается деривационное (словообразовательное) значение производного.

Способами словообразования называются типы выражения деривационных отношений с помощью определенных дериваторов, а также сами классы производных слов, устанавливаемые с учетом характера дериватора.

В. В. Виноградов, предложивший первую в русистике развернутую классификацию способов словообразования в русском языке, разграничивал четыре способа:

1) морфологический (точнее было бы сказать морфемный, т. е. аффиксальный) способ со следующими разновидностями: суффиксальный (прокат - прокатчик), префиксальный (бежать - побежать), суффиксально-префиксальный (стакан - подстаканник), бессуффиксный (глухой- глушь);

2) лексико-семантический способ - “расщепление” многозначного слова на омонимы (титан 'сильная, героическая личность' - титан 'большой кипятильник для воды');

3) лексико-синтаксический способ словообразования - сращение в одно слово двух или нескольких лексических единиц (спаси Бог - спасибо);

4) морфолого-синтаксический способ словообразования - переход слова из одной части речи в другую (дееприч. благодаря - предл. благодаря). 

П.А. Лекант считает, сто с учетом характера дериваторов в современном русском языке можно разграничить следующие способы словообразования:

1) аффиксальные: префиксальный, суффиксальный (в том числе нулевая суффиксация), постфиксальный, префиксально-суффиксальный, префиксально-постфиксальный, суффиксально-постфиксальный, префиксально-суффиксально-постфиксальный;

2) безаффиксные - с дериватором “операционного” типа: конверсия, сокращение, сложение (в том числе чистое сложение, аббревиация, словосложение, сращение);

3) смешанные (единый комплекс аффиксальных и безаффиксных средств в качестве дериватора): префиксально-сложный, суффиксально-сложный, сложение с префиксацией и суффиксацией, сращение суффиксацией, сокращение с суффиксацией, сокращение с префиксацией и суффиксацией..

Способы словообразования устанавливаются в зависимости от того, какие средства используются для выражения деривационного значения производного слова, поэтому П.А. Лекант различает две основные группы способов словообразования: аффиксальные и неаффиксальные.

аффиксальные способы

словообразования – основным

средством выражения деривационного значения производного слова является аффикс (один или в сочетании с другими средствами, в первую очередь с парадигмой словоизменения производного слова). Естественно, что при этом учитываются и нулевые аффиксы (значимое отсутствие аффикса).

4) морфолого-синтаксический способ словообразования - переход слова из одной части речи в другую (дееприч. благодаря - предл. благодаря). 

П.А. Лекант считает, сто с учетом характера дериваторов в современном русском языке можно разграничить следующие способы словообразования:

1) аффиксальные: префиксальный, суффиксальный (в том числе нулевая суффиксация), постфиксальный, префиксально-суффиксальный, префиксально-постфиксальный, суффиксально-постфиксальный, префиксально-суффиксально-постфиксальный;

2) безаффиксные - с дериватором “операционного” типа: конверсия, сокращение, сложение (в том числе чистое сложение, аббревиация, словосложение, сращение);

3) смешанные (единый комплекс аффиксальных и безаффиксных средств в качестве дериватора): префиксально-сложный, суффиксально-сложный, сложение с префиксацией и суффиксацией, сращение суффиксацией, сокращение с суффиксацией, сокращение с префиксацией и суффиксацией.

Способы словообразования устанавливаются в зависимости от того, какие средства используются для выражения деривационного значения производного слова, поэтому П.А. Лекант различает две основные группы способов словообразования: аффиксальные и неаффиксальные.

аффиксальные способы

словообразования – основным

средством выражения деривационного значения производного слова является аффикс (один или в сочетании с другими средствами, в первую очередь с парадигмой словоизменения производного слова). Естественно, что при этом учитываются и нулевые аффиксы (значимое отсутствие аффикса).

4. Анализ колледжных сборников упражнений по словообразованию.

В сборниках упражнений по морфемике и словообразованию под редакцией Л.Л. Касаткина и Е.Н. Ширяева, а также П.А.Лекента и в сборнике упражнений “Современный русский язык”, выпущенным РГПУ имени Герцена под общей редакцией профессора В.Д.Черняк преобладают в основном упражнения аналитического характера. Например: определите, в каких словах –на, -под, -по и т.д. являются приставками определите тип основы, определите количество словоформ, выделите образующий суффикс в словах, определите способ словообразования слов, произведите морфемный и словообразовательный анализ слов. Цель этих упражнений – проконтролировать знания, умения и навыки учащихся, а также закрепление теоретического материала, развитие навыков грамотного письма, развитие логического мышления. Предложенный ниже сборник упражнений направлен на усвоение студентами основных понятий морфемики и словообразования, а также наиболее трудных вопросов морфемного и словообразовательного анализа слова.

В отличие от указанных сборников, в нём большое место занимают методические задачи, решение которых способствует развитию языковых и профессиональных компетенций студентов.

5. Практическая часть

Структура и содержание сборника упражнений.

Сборник упражнений состоит из трёх частей:

объяснительная записка, в которой определяются цель и задачи его создания

опорные таблицы, в которых должно отражаться содержание темы

два блока заданий по морфемике и по словообразованию.

Каждый блок состоит из двух частей:

теоретических вопросов

практических заданий.

Практические задания построены на высоком уровне познавательной деятельности: анализ, синтез, оценка. Они направлены на последовательную отработку основных понятий морфемики и словообразования, на развитие умения видеть и оценивать ошибки учащихся в этой области, что чрезвычайно важно для будущего учителя. С этой целью в сборник включены методические задачи, обозначенные звёздочкой.

В сборник включены упражнения, направленные на оценку функций морфем в речи, также занимательные задания, по образцам которых будущий учитель может придумать свои виды заданий.

Заключение.

Морфемика и словообразование являются важнейшими разделами курса современного русского языка, которые играют огромную роль в лингвистической подготовке будущих филологов.

Словообразование открывает большие возможности для установления связи с правописанием (через словообразовательный анализ), с изучением частей речи, синтаксиса и занятиями по стилистике. Так, выделение суффикса в слове просто (Говорил он понятно и просто) следует начинать с определения, к какой части речи данное слово относится, а это, в свою очередь, требует установления синтаксических связей между словами. Первую часть в слове водовоз мы устанавливаем через словосочетание возить воду, структура слов типа загс, вуз, роно раскрывается на основе сопоставления с соответствующими словосочетаниями.

Изучение морфемики и словообразования, безусловно, способствует повышению общей языковой культуры и культуры речи учащихся.

Библиография

  1. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 208с.
  2. Войлова К.А., Канафьева А.В. Русский язык: Тесты. 10-11 кл. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 64с.
  3. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 5-6 кл. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 192с.
  4. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке –
  5. Ильенко С.Г. Сборник упражнений по современному русскому языку: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Русский язык и литература”. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1997. – 271с.
  6. Лекант П.А. Сборник упражнений по русскому языку. – М.: Просвещение, 1992. – 362с.
  1. Лекант П.А., Диброва Е.И., Касаткин Л.Л. Современный русский язык: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности “Филология”.
  2. Моисеев А.И. Основные вопросы словообразования в современном русском литературном языке. – Л.: Изд. Ленинградского университета, 1987. – 206с.
  3. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1997. – 240с.
  4. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка, в 2 т. Ок. 45000 слов. Т 1: Словообразовательные гнёзда, А – П. – 2-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1990. – 856с.
  5. Шанский Н.М. Современный русский язык. II ч. – М.: Просвещение, 1987. – 396с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Кейс-технологии, как условие активизации самостоятельной работы студентов колледжа"

Методическая разработка по теме: "Кейс-технологии, как условие активизации самостоятельной работы студентов колледжа"...

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

В данной статье раскрывается актуальная проблема самостоятельного развития студента во вне аудиторных занятиях, способы ее решения и механизмы развития....

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентами колледжа по дисциплине ОБД. 02. Иностранный (английский язык)

Данные методические рекомендации предназначены для студентов колледжа при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОБД. 02. Иностранный (английский язык). В методических рекоменда...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентами колледжа по дисциплине ОГСЭ. 03. Иностранный (английский язык) для специальности 23.02.04

Данные методические рекомендации предназначены для студентов колледжа при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОГСЭ.03. Иностранный (английский язык) для обучающихся по специа...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентами колледжа по дисциплине ОГСЭ. 03. Иностранный (английский язык) для специальности: 08.02.05

Данные методические рекомендации предназначены для студентов колледжа при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОГСЭ.03. Иностранный (английский язык) для обучающихся по специа...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентами колледжа по дисциплине ОГСЭ. 03. Иностранный (английский язык) для специальности: 21.02.05

Данные методические рекомендации предназначены для студентов колледжа при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОГСЭ.03. Иностранный (английский язык) для специальности:21.02.0...

Виртуальный музей педагогического колледжа как условие формирования ключевых компетенций через организацию самостоятельной работы студентов.

Одним из системообразующих качеств личности является самостоятельность. Развитие этого качества приводит к развитию личности в целом. Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется ...