Урок по теме "Профессионализмы и диалектизмы", 5 класс
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Куртлацкова Оксана Николаевна

Урок в 5 классе по теме "Профессионализмы и далектизмы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_5_klass_professionalizmy_i_dialektizmy.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Профессионализмы и диалектные слова

Цели урока:

  • Знакомство учащихся с понятием общеупотребительные и ограниченные в употреблении слова;
  • Закрепление правильного понимания языковедческих терминов, употребления в речи профессионализмов и диалектизмов;
  • Воспитание уважительного отношения  к людям различных профессий;  
  • Способствование профориентации учащихся;

воспитывать интерес к предмету.

  • Развивать навыки употребления в речи диалектизмов и профессионализмов;
  • прививать навыки работы со словарями;
  • углубить знания об использовании терминов и специальных слов;
  • уметь распознавать иноязычные и исконно русские слова.

1. Дать понятия «Общеупотребительная лексика»,  «необщеупотребительная лексика», «диалектизмы, профессионализмы»,  показать сферы их употребления.

2. Научить  находить диалектизмы в толковых словарях, объяснять их употребление  в художественных произведениях.

3. Воспитывать  любовь к своему родному языку.

Формируемые УУД

Познавательные: Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей

Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия

Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки учебно-практической деятельности

Личностные: Становление смыслообразующей функции познавательного мотива

Формирование надпредметных умений:

  1. уметь извлекать информацию из различных источников
  2. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  3. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

ХОД УРОКА

  1. Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок. Хочу вам пожелать хороших отметок, а что для этого необходимо? (опрос уч-ся)

Сл. 1 Показать слайд «Получи пятерку!»

  1. Сегодня на уроке мы продолжим расширять наши знания по разделу «Лексика».

Начнем с языковой разминки. Запишите число, классная работа, языковая разминка.

Пока выполняется языковая разминка, 1 чел. выполняет упр. на орфограмму прошлого урока О-Ё после шипящих. Упр. 317 сделать в учебнике.

Сл. 2

ЯЗЫКОВАЯ РАЗМИНКА (один человек за доской)

Утверждение

«+» или «-»

  1. Лексика – это словарный состав языка.

+

  1. В лексиконе слов больше, чем в лексике

-

  1. Однозначные слова имеют одно или два значения.

-

  1. Синонимы – слова, имеющие противоположные значения.

-

  1. Многозначные слова – это слова, имеющие два и более значений.

+

  1. Антонимы – близкие по значению слова.

-

  1. Словарный  состав языка пополняется только путем заимствования из других языков.

-

- Проверим Сл. 3.  Устно исправьте неверные утверждения.

Проверим упр. 317. (Тамазян Н.)

  1. Для того, чтобы определить тему урока, мы выполним задание, которое связано с разделом «Лексика». Перед вами слова, подумайте и распределите эти слова на три группы, объясните свое решение. Сл. 4. 

Проверка групп слов  Сл. 5. 

Как бы вы назвали слова из этих групп? Почему?   Проверка Сл. 6

Итак, тема урока «Профессиональные и диалектные слова». Сл. 7

  1. Сл. 8 Цели и Задачи

А сейчас сыграем в игру «Оратор». Кто такой оратор? (тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром красноречия) Подумайте и попробуйте убедить одноклассников, используя свое красноречие, что знание лексики, ограниченной в употреблении (т.е. диалектизмов и профессионализмов), необходимо нам. Используйте начало фразы ….  Сл. 9

  1. Я думаю, речь наших ораторов была убедительной. Попробуем применить на практике полученные знания. Упр. 327 (карандашом).

  1. ФИЗМИНУТКА Тренажер «Веселые глазки»

  1. А сейчас расскажите о профессии ваших родителей. Продолжи предложение Сл. 11 

Вы сейчас назвали слова – точные определения профессиональных понятий.

Слова – точные определения, которые используются в той или иной профессиональной или научной области называются …. (термины). Прочитайте текст из упр. 328.

Поработаем со словарем. Упр. 329 (по рядам)

  1. А теперь прочитаем стихотворение Сл. 12.

Как называются такие слова? (диалектизмы)

Для чего используются диалектизмы в художественной литературе?

  1. Известно ли вам это имя – Владимир Иванович Даль? (сл. 13)

Инд. задание – пересказ упр. 331

  1. Упр. 332

  1. Распределительный самодиктант (сл. 14)

  1. Завершая наш урок, давайте вспомним термины, с которыми мы познакомились сегодня. Работаем в словарях (сл. 15).

  1. Д/З упр. 333 устно, 326 прописать слова в тетради, подготовиться к с/д

  1. Сдать тетради с д/з – три человека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

НРЭО. Урок русского языка в 6 классе. Тема: Лексика. Диалектизмы.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАН ДЛЯ РАБОТЫ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ, РЕГИОНАЛЬНОМУ И ЭТНОКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....

Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Диалектизмы"

Презентация содержит файлы с диалектами разных областей...

Конспект урока русского языка в 6 классе Тема: «Лексика русского. Диалектизмы. Про-фессионализмы. Термины»

laquo;Лексика русского языка. Диалектизмы. Про­фессионализмы. Термины». Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний   ...