Урок по теме "Профессионализмы и диалектизмы", 5 класс
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему
Урок в 5 классе по теме "Профессионализмы и далектизмы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_5_klass_professionalizmy_i_dialektizmy.docx | 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессионализмы и диалектные слова
Цели урока:
- Знакомство учащихся с понятием общеупотребительные и ограниченные в употреблении слова;
- Закрепление правильного понимания языковедческих терминов, употребления в речи профессионализмов и диалектизмов;
- Воспитание уважительного отношения к людям различных профессий;
- Способствование профориентации учащихся;
воспитывать интерес к предмету.
- Развивать навыки употребления в речи диалектизмов и профессионализмов;
- прививать навыки работы со словарями;
- углубить знания об использовании терминов и специальных слов;
- уметь распознавать иноязычные и исконно русские слова.
1. Дать понятия «Общеупотребительная лексика», «необщеупотребительная лексика», «диалектизмы, профессионализмы», показать сферы их употребления.
2. Научить находить диалектизмы в толковых словарях, объяснять их употребление в художественных произведениях.
3. Воспитывать любовь к своему родному языку.
Формируемые УУД
Познавательные: Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей
Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия
Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки учебно-практической деятельности
Личностные: Становление смыслообразующей функции познавательного мотива
Формирование надпредметных умений:
- уметь извлекать информацию из различных источников
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
ХОД УРОКА
- Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок. Хочу вам пожелать хороших отметок, а что для этого необходимо? (опрос уч-ся)
Сл. 1 Показать слайд «Получи пятерку!»
- Сегодня на уроке мы продолжим расширять наши знания по разделу «Лексика».
Начнем с языковой разминки. Запишите число, классная работа, языковая разминка.
Пока выполняется языковая разминка, 1 чел. выполняет упр. на орфограмму прошлого урока О-Ё после шипящих. Упр. 317 сделать в учебнике.
Сл. 2
ЯЗЫКОВАЯ РАЗМИНКА (один человек за доской)
Утверждение | «+» или «-» |
| + |
| - |
| - |
| - |
| + |
| - |
| - |
- Проверим Сл. 3. Устно исправьте неверные утверждения.
Проверим упр. 317. (Тамазян Н.)
- Для того, чтобы определить тему урока, мы выполним задание, которое связано с разделом «Лексика». Перед вами слова, подумайте и распределите эти слова на три группы, объясните свое решение. Сл. 4.
Проверка групп слов Сл. 5.
Как бы вы назвали слова из этих групп? Почему? Проверка Сл. 6
Итак, тема урока «Профессиональные и диалектные слова». Сл. 7
- Сл. 8 Цели и Задачи
А сейчас сыграем в игру «Оратор». Кто такой оратор? (тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром красноречия) Подумайте и попробуйте убедить одноклассников, используя свое красноречие, что знание лексики, ограниченной в употреблении (т.е. диалектизмов и профессионализмов), необходимо нам. Используйте начало фразы …. Сл. 9
- Я думаю, речь наших ораторов была убедительной. Попробуем применить на практике полученные знания. Упр. 327 (карандашом).
- ФИЗМИНУТКА Тренажер «Веселые глазки»
- А сейчас расскажите о профессии ваших родителей. Продолжи предложение Сл. 11
Вы сейчас назвали слова – точные определения профессиональных понятий.
Слова – точные определения, которые используются в той или иной профессиональной или научной области называются …. (термины). Прочитайте текст из упр. 328.
Поработаем со словарем. Упр. 329 (по рядам)
- А теперь прочитаем стихотворение Сл. 12.
Как называются такие слова? (диалектизмы)
Для чего используются диалектизмы в художественной литературе?
- Известно ли вам это имя – Владимир Иванович Даль? (сл. 13)
Инд. задание – пересказ упр. 331
- Упр. 332
- Распределительный самодиктант (сл. 14)
- Завершая наш урок, давайте вспомним термины, с которыми мы познакомились сегодня. Работаем в словарях (сл. 15).
- Д/З упр. 333 устно, 326 прописать слова в тетради, подготовиться к с/д
- Сдать тетради с д/з – три человека
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
НРЭО. Урок русского языка в 6 классе. Тема: Лексика. Диалектизмы.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАН ДЛЯ РАБОТЫ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ, РЕГИОНАЛЬНОМУ И ЭТНОКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ....
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....
Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Диалектизмы"
Презентация содержит файлы с диалектами разных областей...
Урок литературы в 6-м классе по теме "И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Взаимосвязь природы и человека в рассказе «Бежин луг». (второй урок из цикла уроков по изучению творчества И.С.Тургенева в 6 класс).
Данная разработка содержит материал к уроку литературы в 6-м классе по изучению творчества Ивана Сергеевича Тургенева....
Конспект урока русского языка в 6 классе Тема: «Лексика русского. Диалектизмы. Про-фессионализмы. Термины»
laquo;Лексика русского языка. Диалектизмы. Профессионализмы. Термины». Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний ...