Элективный курс Развитие речи
элективный курс по русскому языку (9, 10, 11 класс) на тему
Занятие разработано для проведения элективных курсов, но также можно использовать для подготовки к ЕГЭ, для проведения уроков в профильных классах.
Тема. Особенности языка художественной литературы
Цель: показать учащимся отличительные особенности языка художественной литературы; совершенствовать умения и навыки по восприятию содержания художественного произведения через его языковую форму, художественную ткань произведения; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; способствовать воспитанию личности, умеющей убедительно и грамотно выражать свои мысли.
Оборудование: учебник, учебные тексты, раздаточный материал.
Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают отличительные особенности языка художественной литературы; воспринимают содержание художественного произведения через его языковую форму, художественную ткань произведения; применяют полученные теоритические знания в практической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Особенности языка художественной литературы
Цель: показать учащимся отличительные особенности языка художественной литературы; совершенствовать умения и навыки по восприятию содержания художественного произведения через его языковую форму, художественную ткань произведения; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; способствовать воспитанию личности, умеющей убедительно и грамотно выражать свои мысли.
Оборудование: учебник, учебные тексты, раздаточный материал.
Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают отличительные особенности языка художественной литературы; воспринимают содержание художественного произведения через его языковую форму, художественную ткань произведения; применяют полученные теоритические знания в практической деятельности.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Организационный этап
- Актуализация опорных знаний
Беседа
- Каковы основные стилевые черты художественного стиля речи?
- Проанализируйте на конкретных примерах, взятых из художественной литературы, положение о том, что в «языковом стиле художественной литературы концентрируется и в какой-то мере воспроизводится всё многообразие стилей данного языка» (Д. Розенталь).
- Мотивация учебной деятельности
Учитель. Художественный стиль используется в произведениях художественной литературы, относится к книжной речи. Язык художественной литературы, несмотря на стилистическую неоднородность и на то, что в нём ярко проявляется авторская индивидуальность, всё же отличается рядом специфических особенностей, позволяющих ограничить художественную речь от любого другого стиля. Давайте убедимся в этом.
- Работа над темой урока
- Объяснение учителя
- Особенности языка художественной литературы в целом определяются несколькими факторами. Ему присущи широкая метафоричность, образность языковых единиц почти всех уровней, наблюдается использование синонимов всех типов, многозначности, различных стилевых пластов лексики. В художественном стиле (в сравнении с другими функциональными стилями) существуют свои законы восприятия слова. Значение слова в большей степени определяется целевой установкой автора, жанровыми и композиционными особенностями того художественного произведения, элементом которого является это слово: во-первых, оно в контексте предлагаемого литературного произведения может приобретать художественную многозначность, не зафиксированную в словарях, во-вторых, сохраняет свою связь с идейно-эстетической системой этого произведения и оценивается нами как прекрасное или безобразное, возвышенное или неземное, трагическое или космическое. В стиле художественной литературы употребительны все формы лица и все личные местоимения; последние указывают обычно на лицо или на конкретный предмет, а не на абстрактные понятия, как в научном стиле.
2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока
3. Практическая работа с языковым материалом
- Прочитайте стихотворение Ивана Бунина.
СЕВЕРНОЕ МОРЕ
Холодный ветер, резкий и упорный,
Кидает нас, и тяжело грести;
Но не могу я взоров отвести
От бурных волн, от их пучины чёрной.
Они кипят, бушуют и гудят,
В ухабах их, меж зыбкими горами,
Качают чайки острыми крылами
И с воплями над волнами скользят.
И ветер вторит диким завываньем
Их жалобным, но радостным стенаньям
Потяжелее выбирает вал,
Напрягши грудь, на нём взметает пену
И бьёт его о каменную стену
Прибрежных мрачных скал.
- Найдите глаголы, которые переводят слово ветер в разряд существительных одушевлённых.
- Только ли глаголы, учувствуют в создании образа одушевлённого ветра? Какие существительные и прилагательные принимают в этом участие? Найдите их.
- Как вы думаете, зачем во второй строфе выделены отдельные слоги?
4. «Готовимся к ЕГЭ!»
(Написание сочинения – рассуждения на основе исходного текста)
- Прочитайте отрывки из дневниковых записей. Какие проблемы поднимают в них авторы? Продолжите письменно рассуждение по одной из проблем, предварительно воспроизведя по памяти содержание исходного текста.
- Все лучшие, известные писатели знамениты тем, что говорили правду. Ни больше ни меньше – только правду. В XXвеке этого достаточно, чтобы прославиться. Ложь стала естественной, как воздух. Правда сделалась исключительной, парадоксальной, остроумной, таинственной, поэтической, из ряда вон выходящей. Говорите правду, и вы будете оригинальны.
(А. Вампилов)
2) 24 декабря 1988 года. Так долго не писала; трудно было последнее время писать искренне. Одну минуту любила одно, желала другого, другую мечтала совсем об обратном, и то мне казалось диким и невозможным. Оттого так мучительно. И всё, что я передумала и перечувствовала за это время, совершенно для меня бесплодно. Я не поумнела, напротив, запуталась и устала страшно. Жить надо каждый день, и надо быть счастливой. Ведь счастье же есть?...
(Т. Сухотина-Толстая)
5. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Заключительное слово учителя
- Таким образом, в художественном стиле речи для создания образности используют два вида языковых средств: во-первых, это собственно образные средства самого языка – лексические, семантические, фразеологические поэтизмы, тропы, фигуры; во-вторых, это нейтральные в языке элементы, которые в структуре художественного произведения становятся образными. Перечисленные факты свидетельствуют о том, что стиль художественной литературы обладает рядом особенностей, позволяющих ему занять в системе функциональных стилей русского языка своё, особое, место.
VI. Домашнее задание
- Повторить теоретический материал по теме урока.
- Выполнить (письменно) упражнение (по выбору учителя).
- Творческое задание (по выбору учащихся). Написать сочинение-миниатюру в художественном стиле в жанре лирической зарисовки о том, что вы любите, чем обычно занимаетесь на досуге.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ (ЭЛЕКТИВНЫЙ) КУРС «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» (Тема урока: "Экология души". Написание закадрового текста к мультфильму по заданному сюжету.)
ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ (ЭЛЕКТИВНЫЙ) КУРС «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» ТЕМА УРОКА: «ЭКОЛОГИЯ ДУШИ» Написание закадрового ( к мультфильму) художественного текста по заданному сюжету. Восстановление и сохранение эк...

Элективный курс. Деловая речь и деловое письмо
Материал представляет из себя презентацию, планирование, тесты, конспекты уроков...

Элективный курс Развитие речи
Занятие разработано для проведения элективного курса по русскому языку в старших классах, но также можно применить для проведения консультаций по подготовке к ЕГЭ, на уроках в профильных классах.Тема:...

Элективный курс Развитие речи
Занятие разработано для проведения элективного курса, но также можно использовать для подготовки к ЕГЭ, для проведения уроков в профильных классах. Применение ИКТ, групповых форм работы способствуют с...

Элективный курс Развитие речи
Занятие разработано для проведения элективного курса по русскому языку в старших классах, но также можно применить для проведения консультаций по подготовке к ЕГЭ, на уроках в профильных классах.Приме...

Элективный курс Развитие речи
Занятие разработано для проведения элективного курса, но также можно использовать для подготовки к ЕГЭ, для проведения уроков в профильных классах.Применение ИКТ, групповых форм работы способствуют со...

Элективный курс "Развитие письменной монологической речи"
Курс нацелен на подготовку выпускников к сочинению по литературе и написанию сочинения на ЕГЭ по русскому языку...