Элективный курс Развитие речи
элективный курс по русскому языку (9, 10, 11 класс) на тему
Занятие разработано для проведения элективного курса, но также можно использовать для подготовки к ЕГЭ, для проведения уроков в профильных классах.
Применение ИКТ, групповых форм работы способствуют соответствию данного занятия современным требованиям.
Тема. Развитие речи. Редактирование текстов разговорного стиля
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о разговорном стиле речи; совершенствовать умения и навыки находить отклонения от стилевых норм, определять вид ошибки и устранять её; совершенствовать коммуникативные и культуроведческие навыки, творческие способности; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; воспитывать личность, готовую к самостоятельной деятельности.
Оборудование: учебник, учебные тексты, раздаточный материал.
Тип урока: урок применения знаний и формирования умений; урок-практикум.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают нормы русского литературного языка; редактируют тексты разговорного стиля речи; находят отклонения от стилевых норм, определяют вид ошибки и устраняют её.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Развитие речи. Редактирование текстов разговорного стиля
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о разговорном стиле речи; совершенствовать умения и навыки находить отклонения от стилевых норм, определять вид ошибки и устранять её; совершенствовать коммуникативные и культуроведческие навыки, творческие способности; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; воспитывать личность, готовую к самостоятельной деятельности.
Оборудование: учебник, учебные тексты, раздаточный материал.
Тип урока: урок применения знаний и формирования умений; урок-практикум.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают нормы русского литературного языка; редактируют тексты разговорного стиля речи; находят отклонения от стилевых норм, определяют вид ошибки и устраняют её.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Организационный этап
- Актуализация опорных знаний
Выполнение интерактивного упражнения «Мозговой штурм» (работа в группах)
В течение 3-4 мин каждая группа готовит и презентует лингвистическое сообщение:
- 1-я группа – «Основная функция и назначение разговорного стиля речи»;
- 2-я группа – «Языковые особенности разговорного стиля речи»;
- 3-я группа – «Стилевые черты разговорного стиля речи».
- Мотивация учебной деятельности
Учитель. Пожалуй, одной из важнейших составляющих жизни каждого человека является разговорная речь. Не каждый пишет научные статьи и законы, не каждый читает лекции, работает в радио, телевидении или в газете, но каждый ежедневно общается в семье, с коллегами по работе, на улице, в транспорте, с соседями, пользуясь при этом разговорной речью. Это та разновидность языка, которая используется повседневно в процессе неофициального общения. Обиходно-разговорная речь, её специфические языковые средства и приёмы интенсивно проникают и в другие функциональные стили литературного языка. сегодня вам на уроке предстоит выполнить творческую работу – редактирование текста разговорного стиля речи. Этот вид работы поможет вам лучше понять языковые особенности разговорного стиля речи, а значит – лучше подготовиться к сдаче ЕГЭ.
- Работа над темой урока
1. Объяснение учителя
– Лексику разговорного стиля делят на две группы: 1) общеупотребительные слова (работать, рано, хороший); 2) разговорные слова (картошка, примоститься). Не исключено также употребление просторечные слов, профессионализмов, диалектизмов, жаргонизмов, то есть разнообразных внелитературных элементов, снижающих стиль. Вся эта лексика преимущественно бытового содержания, конкретная. В то же время весьма узок круг книжных слов, отвлечённой лексики, терминов и малоизвестных заимствований. В разговорном стиле действует закон экономики речевых средств: вместо названий, состоящих из двух и более слов, употребляется одно: сгущённое молоко – сгущёнка, пятиэтажный дом – пятиэтажка. В иных случаях преобразует устойчивые сочетания слов и вместо двух слов употребляют одно: учёный совет – совет, больничный лист – больничный.
2.«Практикум начинающего редактора» (практическая работа с текстами разговорного стиля)
1) Прочитайте отрывок из рассказа Василия Белова «Маникюр». Подумайте, с какой целью автор использовал разговорный стиль, ввёл просторечные слова и выражения. Проведите эксперимент: попробуйте передать содержание отрывка разговорным литературным языком. Сравните авторский текст и текст, переделанный вами. Сделайте вывод о том, какой из текстов ярче, выразительнее. Аргументируйте свой ответ.
Ох, уж не утерплю, расскажу, как я в Москву-то слетала! Десять годов собиралась, не могла удосужиться. А тут не глядя свернулась, откуда что и взялось. Отпуск в конторе начислили. Я рукавицами хлоп – только меня и видели! Мужика с детками, всё хозяйство оставила, из –под коров да под самый Кремль! Приехала к брату – он у меня полковник. Моложе меня, а давно на пенсии, делать-то ему нечего – вот обрадел! Я телеграмму-то дать постеснялась. «Ой ты?! – говорит . – кабы ты, - говорит, - была с головой, - сообщила бы. Я бы, - говорит, - на машине тебя с вокзала увёз. Только свистнула бы!» - «Ну, - говорю, - не велика и баронь, дошла пешком». Дошла-то дошла, а намаялася. Дорогу-то мне указывают, да по-разному все: один говорит – влево, девушка, другой – вправо, гражданка, третий скажет – тётка, дуй напрямик!
2)Прочитайте отрывок из романа- антиутопии Татьяны Толстой «Кысь». Определите стиль текста, укажите его особенности. Отредактируйте текст, приведя его к литературной норме, и запишите. Сравните ваш и авторский тексты. Какого эффекта достигает автор, используя этот стиль? Как вы думаете, кого подразумевает автор под образами «мурз» и «голубчиков»?
Народ вообще-то книжицу читать любит, в выходной день на торжище завсегда идёт мышей на книги выменивать. Вот малые мурзы на торжище выходят, государственные прилавки вдоль тына раскидывают, берестяные книги выкладывают, в каждую ценник вторнут, али сказать, закладку: почём, дескать, товар. А цены разные: пять мышей, десять, двадцать, а которые особо завлекательные али с картинками – слышь, и до пятидесяти доходит. Голубчики толпятся, прицениваются, обсуждают: брать не брать да про что книжица, да какой сюжет, да много ли картинок. А заглядывать нельзя: спервоначалу плати, а потом и заглядывай сколько влезет. Малые мурзы на морозе валенками потаптывают, рукавицами похлопывают, товар расхваливают:
- А вот новинка, а вот кому новинка! «Вечный зов», огромаднейший роман!... а другой и руки ко рту ковшом приставит, чтоб громче слыхать было, зычным голосом выкликает:
- «Коза-дереза», последний экземпляр! Увлекательная эпопея!
А это он нарочно, это он врёт, у него под прилавком ещё дюжина схоронена. А это он так голубчиков завлекает… так и сторгуются, а всё мурзе навар. Оттого - то у них и рыло толще, и изба выше.
А у Бенедикта рыло так себе, на ощупь небольшое, и изба махонькая.
- Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)
- Рефлексия. Подведение итогов урока
- Домашнее задание
- Повторить теоретический материал по теме урока.
- Выполнить (письменно) упражнение (по выбору учителя).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ (ЭЛЕКТИВНЫЙ) КУРС «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» (Тема урока: "Экология души". Написание закадрового текста к мультфильму по заданному сюжету.)
ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ (ЭЛЕКТИВНЫЙ) КУРС «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» ТЕМА УРОКА: «ЭКОЛОГИЯ ДУШИ» Написание закадрового ( к мультфильму) художественного текста по заданному сюжету. Восстановление и сохранение эк...

Элективный курс. Деловая речь и деловое письмо
Материал представляет из себя презентацию, планирование, тесты, конспекты уроков...

Элективный курс Развитие речи
Занятие разработано для проведения элективного курса по русскому языку в старших классах, но также можно применить для проведения консультаций по подготовке к ЕГЭ, на уроках в профильных классах.Тема:...

Элективный курс Развитие речи
Занятие разработано для проведения элективного курса, но также можно использовать для подготовки к ЕГЭ, для проведения уроков в профильных классах. Применение ИКТ, групповых форм работы способствуют с...

Элективный курс Развитие речи
Занятие разработано для проведения элективного курса по русскому языку в старших классах, но также можно применить для проведения консультаций по подготовке к ЕГЭ, на уроках в профильных классах.Приме...

Элективный курс Развитие речи
Занятие разработано для проведения элективных курсов, но также можно использовать для подготовки к ЕГЭ, для проведения уроков в профильных классах.Тема. Особенности языка художественной литературыЦель...

Элективный курс "Развитие письменной монологической речи"
Курс нацелен на подготовку выпускников к сочинению по литературе и написанию сочинения на ЕГЭ по русскому языку...