Элективный курс "Развитие письменной монологической речи"
рабочая программа по литературе (11 класс)

Бессонова Наталия Валерьевна

Курс нацелен на подготовку выпускников к сочинению по литературе и написанию сочинения на ЕГЭ по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя  общеобразовательная школа №2» г. Оби Новосибирской области

РАССМОТРЕНО            СОГЛАСОВАНО:                                       УТВЕРЖДАЮ:

на заседании                   заместитель директора по УВР              директор МБОУ школа №2

методического совета    ____________ Е.В Панфилова                  _____________ М.М. Ващенко

протокол №  1_                                                                                  Приказ №

«27    08  2019 г.           «30 »___08____2018 г.                           «30»___08____2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  элективного курса по литературе

«Развитие письменной монологической речи»

на 2019-2020 учебный год

11 класс

учитель русского языка и литературы

 первой квалификационной категории

Бессонова Наталия Валерьевна

г. Обь

2019 г.

                                                      Рабочая программа

  элективного курса по литературе

«Развитие письменной монологической речи»

Пояснительная записка

   Элективный курс «Развитие письменной монологической речи» предназначен для учащихся одиннадцатого класса, которым предстоит в декабре сдавать экзаменационное сочинение по литературе, являющееся одним из условий допуска к сдаче ЕГЭ. Одна из главных целей творческой работы – мотивировать учеников на чтение, пробудить в них интерес к литературе как к предмету.

     Сочинение по литературе как форма итоговой аттестации отражает современные подходы к постановке целей литературного образования. Данный вид работы предполагает самостоятельное осмысление изученных произведений и выявляет как языковое (и шире – речевое), так и общее интеллектуальное развитие учащихся. По словам Д. Ливанова: «…самый главный результат, который мы ожидаем увидеть…- это повышение интереса детей к изучению литературы в школе, чтению, их способности формулировать мысль, аргументы».

    В сочинении на литературную тему ярко проявляется творческий компонент, заключающийся в первую очередь в осознанной деятельности по анализу литературного материала. В этой деятельности пишущий сочинение имеет безусловное право на предъявление собственной трактовки темы, на личностную позицию по отношению к произведению и его автору и т.д. Однако учебный компонент, содержащийся в сочинении наряду с творческим, выдвигает серьезное требование к предъявлению собственной интерпретации литературного материала. Обосновать личную позицию автор сочинения может только после выполнения значительной работы на уровне осведомленности. Это предполагает эрудированность, начитанность в области художественной литературы, глубину освоения идейно-художественного своеобразия содержания произведений, достаточный уровень владения литературоведческими понятиями.

       В целом письменная работа по литературе (сочинение) позволяет выявить и оценить не только уровень литературной компетенции, но также определить уровень речевых, коммуникативных умений, степень личностного развития, социальную зрелость. Все это объясняет, почему сочинение по литературе остается одним из сложных учебных заданий, почему многие учащиеся испытывают значительные затруднения при самостоятельной работе над текстом творческой работы.                   

     Итак, каковы требования к обучающимся на итоговом сочинении?

  • Умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме одного из предложенных  тематических направлений.

• выбрать одну тему;

• выбрать литературный материал (одно или несколько произведений — количество не важно, важна глубина раскрытия темы), наиболее подходящий для раскрытия темы;

• сформулировать свою точку зрения;

• аргументировать свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках выбранной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (по

вашему выбору);

• продумать композицию сочинения;

•грамотно оформить его (кстати, вам разрешается пользоваться орфографическим словарём).

    Работа школьников оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация и привлечение литературного материала; композиция; качество письменной речи; грамотность. Два первых критерия из этого списка являются обязательными. Чтобы получить «зачёт» помимо них нужно выполнить ещё как минимум один критерий.

    Цель данной программы:

развитие письменной монологической речи обучающихся 11 класса.

    Задачи элективного предмета:

  • помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к итоговому сочинению по литературе;
  • совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения, сочинения-эссе;
  • формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
  • совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
  • совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё понимание поставленных в тексте проблем, личные оценки фактов и явлений;
  • формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
  • владеть навыками речевого оформления письменной работы с использованием средств выразительности.

    Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования по литературе, направлена на создание условий для реализации деятельностного подхода к изучению литературы. В соответствии с требованиями ФГОС  и образовательной программы у учащихся в процессе изучения данного элективного предмета совершенствуются и развиваются личностные, предметные и метапредметные универсальные учебные действия, такие как

- коммуникативные;

- регулятивные;

- познавательные.

Программа рассчитана на 34 часа

 

       Контроль знаний и умений осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ.

Требования к результатам освоения программы по элективному курсу «Развитие письменной монологической речи»:

Личностные результаты:

  • формирование коммуникативной компетенции в процессе познавательной, творческой, учебно-исследовательской и других видах деятельности;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и   потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение письменной монологической контекстной речью;
  • умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Предметные результаты:

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественных образов литературных произведений;
  • умение совершенствовать содержание и языковое оформление творческой работы;
  • развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
  • увеличение словарного запаса, расширение круга используемых грамматических средств.  

 

Выпускник научится:

-знать теоретико-литературные понятия;

-классифицировать сочинения по проблематике, тематике и жанрам, определять своеобразие жанров, зависимость структуры сочинения от его типа;

- анализировать творческие образцы сочинений различных жанров;

- создавать сочинения определённой тематики в соответствии с требованиями;

- аргументировать, привлекая материал художественных произведений, выражать собственную позицию;

- осуществлять речевое оформления собственных работ;

- уместно употреблять средства художественной выразительности;

-редактировать собственные сочинения.

         Программа базируется на учебно-методических материалах по литературе, русскому языку и анализе результатов написания сочинения предыдущих лет.

          Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса

         Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися.

         Формы проведения занятий: урок-лекция, урок-практикум, урок-исследование.

Категория учащихся, на которую рассчитан курс

 Данная программа разработана для обучающихся 11 класса

Содержание программы

1.Требования к сочинению на литературную тему. Критерии оценивания.

2. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике.

4. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.

5. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров. Зависимость структуры сочинения от его типа.

6. Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Развёрнутый план работы рад сочинением.

7. Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения.

8.Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения.

9.Речевое оформление. Обоснованное использование средств выразительности.

10.Редактирование текста сочинения

Система форм контроля уровня достижений обучающихся:

  1. промежуточный контроль – сочинение – рассуждение по одной из предложенных тем;
  2. итоговый контроль – сочинение-эссе, сочинение-рассуждение.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Требования к сочинению на литературную тему. Критерии оценивания.

1

2.

Сочинение как текст. Основные признаки текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике.

2

3.

Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.

2

4.

Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров. Зависимость структуры сочинения от его типа.

2

5.

Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Развёрнутый план работы над сочинением.

2

6.

Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое,лирическое). Заключительная часть сочинения.

2

7.

Практическая работа

2

8.

Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения.

2

9.

Практическая работа. Сочинение-рассуждение, сочинение-эссе.

2

10.

Выражение собственной  позиции. Использование клише при написании сочинения.

2

11.

Речевое оформление. Обоснованное использование средств выразительности.

2

12.

Редактирование. П.Р. Редактирование готовых сочинений

2

13.

Тематические блоки сочинений. Аргументация по различным тематическим блокам.

2

14.

Работа над сочинениями по различным тематическим блокам с последующим редактированием и самооценкой.

2

15.

Цитаты и цитирование в сочинениях.

2

16.

Практическая работа.

2

17.

Работа над ошибками написанных сочинений.

2

18.

Итоговое занятие.

1

Список литературы

1. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9–11-е классы. М.: Дрофа, 2002.

2. Крундышев А.А. Как работать над сочинением. СПб., отделение изд-ва «Просвещение», 1992.

3. Обернихина Г.А., Карнаух Н.Л. Обучение написанию сочинений разных жанров. Методические рекомендации. М.: АПК и ПРО, 2000.

4. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. М.: Прсвещение, 2001.

5. Е.В. Калганова. Литература. Алгоритм написания сочинения. М., 2019.

6. Е.В. Иванова. Анализ произведений русской литературы XIX века. 10 класс. М.: Эказмен, 2017.

7. Е.В. Иванова. Анализ произведений русской литературы XX века. 11 класс. М.: Эказмен, 2019  

8. Т.Н. Трунцева. Учим писать сочинение. М.: ВАКО, 2017

9.  Русский язык Приложение к газете «Первое  сентября». http://rus.1september.ru

 10. Собрание словарей портала «ГРАМОТА.РУ»

http://slovari.gramota/ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль навыков монологической речи. 8 класс

Данный материал может использоваться в качестве образца при контроле навыков монологической речи учащихся 8 классов....

Урок английского языка в 5-м классе с использованием ИКТ по теме: Совешенствование лексических навыков монологической речи"Animal Planet"

Краткое описание: Повышение эффективности урока – важнейшая проблема, волнующая всех учителей. Поэтому, чтобы урок не становился шаблоном, однообразием, необходимо использовать различные нестанда...

урок английского языка "В гостях" Развитие навыков монологической речи" 3 кл

урок английского языка  "В гостях" Развитие навыков  монологической речи" 3 кл по учебнику Биболетовой М.З. Много интересных индивидуальных заданий...

Новые подходы в формировании связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях коррекционных групп.

Развитие связной речи у детей находится под стихийным, а зачастую негативным и асоциальным влиянием зрительной наглядности. Игрушки, компьютер заменяют ребенку живое общение. Дошкольник впитывает речь...

Элективный курс «…СЛОВО - ЭТО ТОЖЕ ДЕЛО» (А.Т.Твардовский). (Жанры устной монологической речи).

Элективный курс  «… слово – это тоже дело» (Жанры устной монологической речи) предполагает речевую подготовку девятиклассников при помощи важнейших средств коммуникации  - слова....

Особенности связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и методические рекомендации

Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию, в подходах к р...

«Система коммуникативных заданий для развития монологической речи обучающихся 6 класса (на примере типа речи описания) в соответствии с КИМами»

   Хочу представить коллегам систему заданий, которая поможет подготовить к написанию сжатого изложения и сочинения, а особенно - к устному собеседованию выпускников основной школы....