Сочинение на лигвистическую тему. Подготовка к заданию 15.1 ГИА-9
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Шкляр Юлия Александровна

Материал будет полезен для учителей, работающих в 9-ых классах для подготовки к написанию сочинения по заданию 15.1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_zadaniyu_15_variant_1.pptx122.52 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к заданию 15.1 Сочинение на лингвистическую тему Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 2083 СП «Знамя Октября» Шкляр Юлия Александровна

Слайд 2

Шаблон сочинения Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного писателя из учебника русского языка: «Свое отношение к какому-нибудь явлению, предмету, их оценку авторы иногда передают, употребляя в тексте имена существительные с суффиксами оценки». Смысл высказывания из учебника русского языка я понимаю так: когда автор употребляет в своем произведении существительные с суффиксами оценки (- ик , -чик, - ушк , - юшк , - онк ), он хочет, чтобы читатель более ярко, детально представил себе предмет или явление, о котором он пишет. Для доказательства этой мысли обратимся к отрывку из произведения М.А.Шолохова «Судьба человека». Во-первых, когда главный герой описывает мальчика, оставшегося сиротой во время войны, он использует существительные «личико», «глазенки» (предложение 5) с уменьшительно-ласкательными суффиксами, чтобы предать читателю, с какой любовью относится герой к своему новому сынку. Во-вторых, в предложении 10 автор использует обращение «Ванюшка» тоже с уменьшительно-ласкательным суффиксом, чтобы еще раз подчеркнуть нежность, с которой солдат относится к мальчику. Таким образом, я полностью согласен с утверждением, что «свое отношение к какому-нибудь явлению, предмету, их оценку авторы иногда передают, употребляя в тексте имена существительные с суффиксами оценки».

Слайд 3

Соблюдение критериев 1. Дан комментарий к цитате, т.е. дано свое понимание лингвистической цитаты - 2 балла Приведены 2 аргумента из текста: названо языковое явление и указана его роль в тексте – 3 балла (1 пример, роль в тексте – 2 балла) Соблюдена структура сочинения-рассуждения: Тезис - аргументы – вывод

Слайд 4

Не рекомендую: Начинать сочинение с цитаты, гораздо логичнее использовать ее в качестве вывода Нельзя приводить цитату в тезисе и в выводе – приведет к логической ошибке Приводить аргументы в одном абзаце, хотя критериями это не возбраняется Располагать комментарий в конце сочинения, хотя критерии это позволяют

Слайд 5

Работа с цитатой Уметь четко выделять ключевые слова, чтобы понять, о чем писать, какие языковые явления приводить в качестве аргументов. Цитаты предлагаются весьма неравноценные. Пример ГИА -2014 1. «Эпитеты – одежда слов» 2. «Функции абзаца тесно связаны с функционально - стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально- авторскую особенность оформления текста.»

Слайд 6

Важно помнить: Ученик может написать сочинение, опираясь как на общекультурный опыт, так и на филологические знания. При проверке экзаменационных сочинений стоит учитывать, что девятиклассники не должны владеть специальной филологической терминологией, выходящей за рамки школьной программы. Достаточно того, что выпускник понимает функции языкового явления и способен указать на его роль в тексте.

Слайд 7

Внимание! Глубина раскрытия лингвистической темы не должна влиять на оценку по критерию С2К1 (аргументация) Есть тезис и комментарий, объясняющий смысл цитаты. С2К1 – 0 б (комментарий) Есть тезис-комментарий, сопровождающий пример-аргумент. С2К2 – 3б. (аргументация)

Слайд 8

Соблюдаем композицию Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет – 2 балла Соблюдаем композицию рассуждения, четко выделяем абзацы – 2 балла получаем в качестве призовых!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему». (Подготовка к ГИА в 9 классе)

Урок подготовки к ГИА в 9 классе. Целью данного урока является повторение функций  языковых явлений. Учащиеся должны научиться ранее полученные знания переводить в практическую деятельность, стро...

Тезисы к выступлению по теме « Подготовка к выполнению заданий части С. Основные способы сжатия текста. Подготовка к сочинению - рассуждению».

Тезисы  к  выступлению  по теме« Подготовка  к  выполнению  заданий  части  С.Основные  способы  сжатия  текста. Подготовка к  сочинению...

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках   подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...

Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему (Подготовка к ОГЭ, задание 9.1) (по тексту С.А. Алексиевич «Чернобыльская молитва»)

Подготовка  к сочинению-рассуждению по тексту С.А. Алексиевич «Чернобыльская молитва» через приём чтения с остановками технологии критического мышления...

Диалог с писателем как условие успешного выполнения учащимися сочинения на лингвистическую тему и олимпиадных заданий по русскому языку и литературе

Диалог с писателем  как условие успешного выполнения учащимися сочинения на лингвистическую тему и  олимпиадных заданий по русскому языку и литературе...

Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку. Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе. Подготовка к сочинению на тему ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМ?

В МАТЕРИАЛАХ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЗАДАНИЮ 9.3 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6-9 КЛАССАХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЧИНЕНИЯ 9.3 НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ НА...