Диалог с писателем как условие успешного выполнения учащимися сочинения на лингвистическую тему и олимпиадных заданий по русскому языку и литературе
статья

Поспелова Лидия Николаевна

Диалог с писателем  как условие успешного выполнения учащимися сочинения на лингвистическую тему и  олимпиадных заданий по русскому языку и литературе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диалог с писателем  как условие успешного выполнения учащимися сочинения на лингвистическую тему и  олимпиадных заданий по русскому языку и литературе

Не думаю, что сегодня я своим выступлением перед вами совершу какое-то открытие. Не уверена также, что вы услышите что-то новое для себя. Готовясь к этому выступлению, я ставила перед собой задачу- всего лишь изложить свое видение проблемы, сформулированной в теме выступления.

Сегодня в свободном доступе мы имеем огромный арсенал различных методических рекомендаций, готовых шаблонов, алгоритмов подготовки к ОГЭ и, в частности, к сочинению на лингвистическую тему.

Но, тем не менее, выходя на итоговую аттестацию, выпускники 9 класса неохотно выбирают этот вид работы. Причину я вижу в слабой лингвистической подготовке наших учеников. Ведь этот вид работы предполагает лингвистический анализ текста в соединении с интерпретацией и пониманием содержания текстового материала. Современные дети с так называемым клиповым мышлением сегодня, я считаю, далеки от серьезной вдумчивой аналитической работы с текстом. Да и сама современная организация учебного процесса, на мой взгляд, имеет сегодня тенденцию к поверхностному усвоению учебного материала, часто облаченному в красивую внешнюю оболочку, состоящую из модных современных технологий, цифровых ресурсов и прочего антуража, который мы почему-то считаем единственно верным в организации учебной деятельности. Все реже мы погружаемся в тайны текста, увлекаясь цифровыми образовательными ресурсами, стремясь к реализации современных технологий. В этом кроется и низкий уровень выполнения детьми олимпиадных заданий по русскому языку и литературе. Ведь эти задания требуют от учеников серьезной лингвистической подготовки. А лингвистическая подготовка невозможна без желания, а главное, умения читать. Ни для кого не секрет, каких трудов стоит сегодня привлечь детей к чтению. А между тем именно в этом лежит начало успеха на пути к серьезной лингвистической подготовке ученика.

Мне в этом году представилась возможность проверять выполнение олимпиадных заданий по литературе в 10 классе.

Из представленных работ заслуживает внимания лишь работа Лазаревой Алины, так как это единственная работа, в которой ученица показала достаточно высокий уровень владения  аналитическими, филологическими навыками. Сумела продемонстрировать свое видение проблемы предложенного текста, раскрыла личностное восприятие текста. Ученица в полной мере раскрыла особенности проблематики и поэтики текста.

Выполняя творческое задание, ученица показала готовность решать нестандартные филологические задачи, понимание поставленных в задании вопросов и умение работать в предложенном направлении; точность наблюдений, умение приводить для доказательства текст произведения; убедительность суждений, умение аргументировать мысль.

 Кроме того, ее работа отличается стройностью, логичностью изложения.

Работе  Самороковой Марины, призера олимпиады,  не хватило глубины анализа текста, так как недостаточно высок уровень владения  аналитическими, филологическими навыками.

Уровень сложности заданий олимпиады по литературе достаточно высок, а нашим детям очень не хватает читательского кругозора, словарного запаса, владения теорией литературы.

Остальные представленные работы не только не содержат какой-то аналитической работы с текстом, но и отличаются безграмотностью, обилием орфографических, грамматических, пунктуационных ошибок. И ведь это работы детей, которые, по нашему мнению, обладают на фоне остальных приличной лингвистической подготовкой, поскольку мы их направляем на подобную олимпиаду.

В работе изложены мысли учителя-практика, сформированные в процессе наблюдения за происходящими тенденциями понижения грамотности школьников. Присутствует попытка определить основные причины падения грамотности школьников, намечены пути решения этой острой проблемы, ставшей глобальным бедствием современной школы.

Введение.

В образовательной системе существует единая для всех уроков технология формирования типа правильной читательской деятельности «Технология продуктивного чтения», которая обеспечивает понимание текста за счет овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника(автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста.

Основная задача учителя- помочь ученику увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность», а это возможно лишь в ходе вдумчивого (аналитического, изучающего, «медленного») чтения. Наиболее короткий и доступный «путь к автору»- это диалог с автором через текст. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение. Процесс работы с произведением - это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики-учитель - автор. Ученик не просто слушатель и исполнитель- он творческая личность, его работа на уроке приобретает исследовательский характер.

Основная часть.

Имея большой педагогический опыт, я пришла к убеждению, что владение навыками смыслового чтения способствует развитию устной и письменной речи, продуктивному обучению.

 Мы все сегодня стали свидетелями того, как падает грамотность наших детей. Сегодня вопрос о поднятии грамотности приобрел совершенно необычную остроту. Надо откровенно признать, что этот пробел в нашем школьном деле дошел до размеров общественного бедствия, что об этом надо кричать и изыскивать меры для его изживания.

Вот три основные, на мой взгляд, причины современной безграмотности:

  • Анализируя ошибки современных школьников, я пришла к заключению, что многие из них являются результатом распущенности. И с этим надо, безусловно, согласиться. Хорошая тетрадь, грамотное письмо, четкий почерк возможны лишь при большой внутренней дисциплине и подтянутости.
  • Как это ни звучит парадоксально, однако нужно сказать, что одной из причин понижения грамотности являются «новые методы». Конечно, не новые методы сами по себе - их можно только приветствовать, так как отсутствие новых методов означало бы застой педагогической мысли. А то «усердие не по разуму», которое сегодня все прочнее занимает место в образовательном процессе. Первое же требование, предъявляемое жизнью, - это грамотность и умение читать книгу. Методы же надо предоставить специалистам, ученым, исследовательским институтам, лабораторным школам, педагогическим обществам и т. п. Вопрос о методах – сложный. Универсальных методов нет. В каждом новом методе есть нечто ценное, чем надо воспользоваться; но едва ли в истории можно найти случаи, когда новые методы целиком могли бы быть с пользой применены в жизни. Между тем в погоне за новыми методами мы сегодня, на мой взгляд, забываем о своих обязанностях перед детьми и обществом и не учим детей тому, что, несомненно, должно остаться при всяких методах.
  • Немаловажным является и вопрос о книгах. Есть примеры того, как, приезжая в гости к нашим детям, их сверстники из той же Тюмени в разговоре показывают свою начитанность, более широкий кругозор, умение грамотно поддержать диалог, убедительно высказать свою точку зрения. Механизм грамоты, несомненно, приобретается и чтением. В разговоре с подростками часто можно услышать аргумент такого рода: «Мы читаем новости в Интернете, изучаем рассылку, приходящую на электронную почту, работаем с текстами на компьютере, можем в свободное время полистать журналы или полистать интересные каталоги». Но ничто из перечисленного нельзя назвать литературой, которая прививает грамотность и культуру речи. Во-первых, в подобном чтиве содержится масса самых разных ошибок- орфографических, пунктуационных, стилистических, смысловых, причем некоторые из них делаются умышленно, чтобы добавить тексту оригинальности, зацепить взгляд читателя. Во-вторых, часто там присутствует сленг, который вместе с ошибками превращается в норму, легко входит в обиход и становится частью нашего повседневного общения, как бытового, так и профессионального, делового. Совершенно очевидно, что дети, которые должны овладеть литературным языком, должны воздержаться от чтения низкокачественной литературы. В процессе чтения происходит зрительное запоминание слов. Обогатить речь смогут только хорошие классические книги, необходимо читать наших классиков и читать их в большом количестве. Звучат эти слова актуально. Но написал их известный лингвист, уважаемый мною, Лев Владимирович Щерба еще в 30-е годы. Он говорил, что безграмотность- это общественное бедствие. Как видите, свою актуальность его слова до сих пор не утратили.
  • Проблема ужасающей прогрессии в области безграмотности кроется в несформированности образа буквы и слова, нечитаемом почерке- дисграфии. По итогам 2 четверти решила провести конкурс на лучшую тетрадь по русскому языку. Итоги оказались далеко не радужные: 6 кл.- Латыпова Е., в 7 кл.- Иванова А., Бронникова В., Кульмаметов С., в 8 кл.- Латыпов Д., Садыкова А., в 9 кл.- Фирсова К., Рябикова Ю., Бурганова М. Безграмотность кроется и в незнании основных орфографических правил, неумении применять правило в процессе письма, неумении составлять связные, логичные тексты. Наблюдаю сегодня у наших подростков нелюбовь и даже ненависть к чтению (мы сегодня имеем дело с поколением родителей, которые убеждены, что читать- это терять время, для которых приобретение материальных благ стало важнее приобретения полезной для ребенка книги), негативное отношение к урокам русского языка (мало ярких картинок, клипов, красивых слайдов, здесь нужно трудиться, а «труд  упорный им тошен»). Мы, учителя- предметники, не требуем культуры письма от детей, например, правильного оформления тетрадей (тетради учащихся либо не подписаны совсем, либо подписаны не в соответствии с требованиями, либо учитель наберет на компьютере, облегчив работу детям). Учитель- образец этой самой культуры, а мы позволяем себе проверять тетради синей пастой, не исправляем ошибки в словах, считая, что это работа только учителя- словесника, не обращая  внимание на небрежное оформление работы. Меня никак не может отпустить мысль о том, что кто-то, словно намеренно, нагружает сегодня учителя шквалом побочной работы, не давая возможности выполнять его основную функцию - дать прочные знания ученикам. Мы превратились в бездушных «урокодателей», для которых нет времени остановиться и вместе с детьми поразмышлять над каким-то вопросом. Мы постоянно находимся в какой-то бесконечной гонке, все время боимся куда-то не успеть, а между тем теряем самое главное - вдумчивого, нравственно воспитанного, культурно образованного ученика, способного самостоятельно думать, аргументировано излагать свои мысли.

Заключение.

  • В чем я вижу пути выхода из создавшейся ситуации на уровне нашей школы? Прежде всего - во введении часов чтения, организации литературных вечеров, спектаклей по произведениям классиков, проведении литературных конференций с обсуждением прочитанного произведения, то есть в хорошо забытых действенных формах работы по формированию читательской культуры школьников. Писать изложения- это тоже один из путей к повышению грамотности, который я, например, практикую в своей работе. После прочтения книги или просмотра фильма предлагаю написать отзыв, рецензию или описать сюжет в нескольких абзацах (обычно это выполняется в читательских дневниках). Затем проверить написанное со словарем или с помощью онлайн-сервиса.
  • Ежедневное чтение текста в течение 15 минут, максимально четко проговаривая каждое слово и соблюдая интонацию. Повторять до тех пор, пока не сможет подросток читать все абзацы внятно, четко и выразительно. Ежедневное письмо в течение 15 минут текста, который освоили при чтении, под диктовку с последующей проверкой по оригиналу. Находим трудные для написания слова, подчеркиваем их и записываем в словарь дважды
  • Если мы хотим видеть в своих учениках достойных людей и желаем им хорошего и успешного будущего, мы обязаны прививать им грамотность. Но чтобы это делать, мы должны быть грамотны сами, а над этим нам нужно работать. К этой мысли приходишь, когда видишь, что и коллеги позволяют себе писать с ошибками в процессе общения в соцсетях.
  • Наконец, чтобы успешно продвигаться по пути к повышению грамотности детей, необходимо свободное время учителя. Учитель с тридцатичасовой предметной нагрузкой и классным руководством с 33 воспитанниками не способен вдохновлять детей на формирование читательской культуры через вышеперечисленные формы работы. В заключение невозможно не привести справедливые слова В.А.Сухомлинского, сказавшего, что «важнейшее условие духовного роста педагога- это прежде всего свободное время учителя. Пора понять, чем меньше у учителя свободного времени, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю уже нечего будет отдавать воспитанникам…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический анализ текста. Конспект урока русского языка и литературы в 6 классе

Обучение правилам строения красивого, правильного текста; приобретение навыков лингвистического анализа прозаического текста...

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 6 класс

Задания можно использовать для проведения школьных олимпиад, для работы с одарёнными детьми....

Сочинение-описание по теме "Дождь" (конспект урока русского языка в 5 классе)

Тема: сочинение-описание по теме «Дождь». Цель: создание условий для формирования коммуникативной, речевой и языковой компетенции учащихся. Тип урока: развитие речи. Задачи: 1. Повторить особе...

Презентация по теме "Синквейн на уроках русского языка и литературы как один из приемов формирования аналитических умений учащихся (в свете введения ФГОС ООО)"

Презентация содержит рекомендации по составлению синквейнов, примеры синквейнов, составленные учащимися....

Викторина для учащихся 5 классов. Приводятся задания по русскому языку и литературе.

Викторина рассчитана на 4 команды, в каждой команде 5 человек....

Эссе на тему: «Профессиональная компетентность учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО»

В определенный момент  каждый человек задает самому себе ряд важнейших, основополагающих вопросов о смысле жизни, профессии, своем предназначении. Человеку, работающему с детьми, приходится задав...