Рабочая программа предметного курса "Практическая грамматика" для 6 класса
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
Рабочая программа предметного курса "Практическая грамматика" содержит пояснительную записку, включающую в себя общую характеристику курса, место в учебном плане, результаты освоения учебного предмета и тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 269.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Практическая грамматика» для 6а класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе Примерной программы для основной школы по русскому (родному) языку/Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: М.: Просвещение, 2011, с учётом Программы курса «Русский язык», 6 класс (ТА. Ладыженская)/Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов и др. - М.: Просвещение, 2012.
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе. Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Программа предназначена для учебно-методического комплекса под редакцией Т.А. Ладыженской (Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях с электронным приложением. М.: Просвещение, 2013; Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов и др. - М.: Просвещение, 2013)
Актуальность введения в школе учебного курса "Практическая грамматика" по выбору определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга.
Цели обучения:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Главной целью является формирование орфографических навыков при изучении морфологии, лексики, фонетики, словообразования и морфемики через применение форм и методов обучения, способствующих творческому развитию личности обучающихся и умения правильно задавать проблемные вопросы, способствующие успешному обучению учащихся.
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
Дидактические принципы отбора содержания материала:
научность;
доступность;
последовательность и системность изложения материала;
преемственность и перспективность;
связь теории с практикой;
наглядность;
целостность.
Курс "Практическая грамматика" имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:
закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);
продолжить формирование навыка относительной орфографической грамотности;
развить орфографическую зоркость и умение работы с разными типами словарей (орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими).
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
При проведении уроков используются беседы, интегрированные уроки, практикумы, деловые игры, уроки-презентации, групповые и индивидуальные формы работы.
Технологии, используемые в обучении: технологии развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного общения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения, личностно-ориентированные.
2. Общая характеристика учебного курса
Содержание учебного курса «Практическая грамматика» в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
6 класс рассматривается как основной этап учения; основной акцент здесь делается на орфографическую работу, где правило объясняется через фонетические и лексические закономерности, кроме этого, учащиеся знакомятся с информацией по истории происхождения букв, некоторых правил и т.д. Взяв за основу системный подход в обучении, программа представляет собой связанную систему занятий, в процессе изучения которых в сознании учащихся должен сформироваться навык поиска орфограммы, затем работа по успешному определению алгоритма работы и, в конечном результате, грамотное написание. Такое расположение материала повышает качество его усвоения.
В курсе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала. Занятия на учебном курсе способствуют расширению знаний учащихся по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике, стилистике, помогают им лучше овладеть нормами орфоэпии и культуры речи.
По своему характеру деятельность учащихся может быть разнообразной. Эта подготовка докладов — сообщений по различным проблемам языкознания, решение занимательных задач, шарад, кроссвордов, подготовка материала для выпуска стенных газет, бюллетеней, для проведения классных и общешкольных олимпиад и многое другое.
3. Описание места учебного курса в учебном плане
Данный курс предназначен для учащихся 6а класса и рассчитан на 1 час в неделю (всего 35 часов).
Продолжительность занятия составляет 40 минут, 5-10 минут уделяется выводам и обобщению и 30-35 минут учащиеся занимаются практическими заданиями.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Планируемый результат:
- Умение задавать проблемные вопросы;
- Участие в исследовательской деятельности, олимпиадах различного уровня;
- Мотивация одноклассников на более углублённое изучение русского языка;
- Изменение отношения к предмету «русский язык».
Личностными результатами освоения программы по учебному курсу являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по учебному курсу являются:
- владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
говорение и письмо:
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей;
- способность правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
- адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями.
2)применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем.
Предметными результатами освоения программы по учебному курсу являются:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
5. Содержание учебного курса.
Повторение изученного в 5 классе – 8 часов.
Практическое занятие. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне. Практическое занятие. Правописание букв и, а, у после шипящих. Практическое занятие. Правописание разделительного ъ и ь. Практическое занятие. Правописание ь после шипящих в разных частях речи. Практическое занятие. Правописание не с глаголами. Тест. Повторение изученного в 5 классе.
Фонетика. Орфоэпия – 1 час.
Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Знакомство с орфоэпическими словарями. Тест и анализ работы.
Стилистика – 1 час.
Повторение стилей речи и их отличительных особенностей. Этапы работы над текстом. Составление текста заданного стиля.
Словообразование – 3 часа.
Словообразование. Морфемика. Основные способы образования слов в русском языке. Буквы а и о в корнях с чередованием. Гласные в приставках пре- и при-.
Имя существительное – 3 часа.
Имя существительное как часть речи. Морфологические и синтаксические признаки имени существительного. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Практическая работа. Имя существительное. Тест и анализ работы. Практическая работа. Имя существительное. Тест и анализ работы. Правописание о и е после шипящих и ц в суффиксе, окончании.
Имя прилагательное – 5 часов.
Имя прилагательное как часть речи. Морфологические и синтаксические признаки имени прилагательного. Дефисное и слитное написание имен прилагательных. Правописание букв о-е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Правописание н-нн в суффиксах прилагательных. Практическая работа. Имя прилагательное. Тест.
Глагол – 5 часов.
Глагол как часть речи. Морфологические и синтаксические признаки глагола. Правописание гласных в суффиксах глаголов Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов. Тест. Буквы е/и в корнях с чередованием.
Имя числительное – 4 часа.
Имя числительное как часть речи. Ь на конце и в середине числительного. Употребление числительных.
Местоимение – 3 час.
Местоимение как часть речи. Правописание неопределенных и отрицательных местоимений.
Итоговые уроки– 2 часа.
Повторение и систематизация изученного в 6 классе. Итоговый контрольный тест. Анализ итогового теста.
6. Тематическое планирование.
№ п/п | Дата проведения | Тема | Основные виды деятельности | Планируемые результаты | ||||||
По прогр. | Факт. | Предметные | УУД | Личностные | ||||||
Повторение изученного в 5 классе (8 часов) | ||||||||||
03.09 | Вводное занятие. Цели и задачи курса. Орфограммы. | Классификация слов по видам орфограмм. | Научиться определять орфограмму в корне слова, проводить фонетический анализ, подбирать проверочное слово, составлять и использовать алгоритм нахождения и проверки орфограммы. Научиться применять правило пра-вописания букв и, у, а после шипя-щих, составлять и использовать алгоритм нахождения и проверки орфограммы. Научиться при-менять правила употребления ъ и ь, использовать методы проверки написания слов с ъ и ь, гласными в окончаниях, составлять и использовать алгоритм нахождения и проверки орфограмм. | Коммуникативные: формировать навыки речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции - рефлексии. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова | Формирование мотивации к аналитической деятельности. Формирование устойчивой мо-тивации к са-мостоятельной и коллективной аналитической деятельности | |||||
10.09 | Практическое занятие. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне. | Формирование у учащихся умений опознавать проверяемые орфограм мы в корне слова на слух и зрительно, владеть способом определения правильного написания путём подбора однокоренных слов. | ||||||||
17.09 | Практическое занятие. Правописание букв и, а, у после шипящих. Правописание 0,Ё после шипящих в корне слова. | Формирование у учащихся умений определять написание и, а, у после шипящих. | ||||||||
24.09 | Практическое занятие. Правописание разделительного ъ и ь. | Формирование у учащихся умений объяснять выбор буквы ъ или ь в словах и правильно писать слова с данной орфограммой. | ||||||||
01.10 | Практическое занятие. Правописание ь после шипящих в различных частях речи. | Формирование у учащихся умений способу определения написания ь после шипящих в различных частях речи. | ||||||||
08.10 | Практическое занятие. Правописание не с глаголами. Правописание гласных в окончаниях глаголов. | Формирование у учащихся умений и навыков слитного или раздельного написания не с глаголами, умению правильно применять правило. | ||||||||
15.10 | Правописание гласных в окончаниях существительных и прилагательных. | Формирование у учащихся умений использовать способ определения изученных орфограмм и правильно применять их на письме. | ||||||||
22.10 | Тест. Повторение изученного в 5 классе. | Формирование у учащихся умений использовать способ определения изученных орфограмм и правильно применять их на письме. | ||||||||
Орфоэпия (1 час) | ||||||||||
29.10 | Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Тест и анализ работы. | Формирование у учащихся умений правильно расставлять ударение в словах, пользоваться орфоэпическим словарем. | Научится применять правила постановки ударения в словах. Пользоваться алгоритмом орфоэпической нормы. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста в речевом отношении | Формирование познавательного интереса. Формирование устойчивой мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения задания, формирование навыков анализа. | |||||
Стилистика (1 час) | ||||||||||
12.11 | Практическая работа. Составление текста. Этапы работы над текстом. | Формирование у учащихся умений правильно связывать слова в предложении, определять виды связи между предложениями. | Научиться отличать текст от группы предложений, озаглавливать текст, использовать алгоритм для выявления языковых и композиционных особенностей текста. | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания невыдуманного рассказа о себе | Формирование навыков выполнения задания по образцу. Формирование устойчивой мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения задания, формирование навыков анализа. | |||||
Словообразование (3 часа) | ||||||||||
19.11 | Словообразование. Морфемика. Основные способы образования слов в русском языке. | Анализ слов с точки зрения способа их образования; различать способы словообразования. Оценивание основных выразительных средств словообразования. Установление смысловой и структурной связи однокоренных слов. Определение, от чего и с помощью чего образованы данные слова, способ образования. Составление цепочки однокоренных слов. | Определять морфемные способы образования слов (приставочный, суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный); способ образования слов путём сложения основ, слов, перехода одной части речи в другую; знать об изменении лексического значения слова при образовании нового слова; знать содержание понятий: словообразовательная пара, словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо, словообразовательный словарь; определять способ образования слова; подбирать слова, образованные указанным способом; располагать однокоренные слова с учётом последовательности образования их друг от друга; составлять словообразовательные гнёзда; осуществлять самоконтроль по словообразовательному словарю. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе морфемного анализа слов | Осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития творческих способностей. | |||||
26.11 | Буквы а и о в корнях с чередованием. | Усвоение правила написания букв а и о в корнях -кас- и -кос-; -гор- -гар-; -твар –твор-; -зар- -зор- и др.Выполнение упражнений, руководствуясь изученным правилом. Определение разных значений слов с чередующими .корнями | Обосновывать правила написания букв а и о в корнях с чередованием; различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с проверяемыми безударными гласными; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; группировать слова по видам орфограмм. | Научиться выделять приставки в слове, образовывать новые слова с помощью приставок | Интерес к изучению языка. | |||||
03.12 | Гласные в приставках пре- и при-. | Усвоение правила написания гласных в приставках пре- и при-. Анализ таблицы. Выполнение упражнений, руководствуясь изученным правилом. Определение способа образования слов. Отработка навыка работы со словарём. Анализ текстов с объяснением условий выбора орфограмм в них. Написание выборочного изложения по произведению художественного текста. | Обосновывать правила написания гласных в приставках пре- и при-, словарные слова; правописание слов с трудно определяемым значением приставок пре- и при-, список слов, в которых пре- и при- являются частью корня; графически обозначать условия выбора правильных написаний; озаглавливать текст; находить в тексте элементы разговорного стиля. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слов с чередованием звуков | Интерес к изучению языка. | |||||
Имя существительное (3 часа) | ||||||||||
10.12 | Практическая работа. Имя существительное. Тест и анализ работы. | Формирование у учащихся умений определять разносклоняемые существительные, существительные общего рода, существительные только единственного числа. | Научиться определять существительное по его морфологическим признакам, опре-делять род, число, роль в предложении, формировать навыки лигвистического конструи-рования, лингвистического описания, лингвистического анализа. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования существительных на постоянные и непостоянные признаки | Формирование навыков развернутого анализа. Формирование устойчивой мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения задания, формирование навыков анализа. | |||||
17.12 | Практическая работа. Имя существительное. Правописание е в суффиксе -ен существительных на -мя Тест и анализ работы. | Формирование у учащихся навыка правописания е в суффиксе -ен существительных на -мя . | ||||||||
24.12 | Правописание о и е после шипящих и ц в суффиксе, окончании существительных | Формирование у учащихся умений правильно писать о и е после шипящих и ц в суффиксе, окончании существительных. | ||||||||
Имя прилагательное (5 часов) | ||||||||||
31.12 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных. | Формирование у учащихся умений распознавать трудности при написании частотных окончаний прилагательных и устранять допущенные грамматические ошибки. | Научиться определять прилагательное по его морфологическим признакам, применять правило написания окончаний прилагательного. Научиться образовывать краткие формы прилагательных, правильно ставить ударение в формах мужского и женского рода, использовать их в речи. Научиться характеризовать имя прилагательное как часть речи, применять правила правописания прилагательных. | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования прилагательных на постоянные и непостоянные признаки | Формирование навыков анализа, работы в парах по алгоритму, самопроверки, взаимопроверки. Формирование устойчивой мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения задания, формирование навыков анализа. | |||||
15.01. | Правописание о-е после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательных. | Формирование у учащихся умений видеть условия написания о-е в суффиксах и окончаниях прилагательных. | ||||||||
15.01 | Правописание сложных имен прилагательных. Дефисное и слитное написание имен прилагательных | Формирование у учащихся умений правописания сложных имен прилагательных, приводить примеры, грамотно употреблять их в речи. | ||||||||
22.01 | Практическая работа. Правописание н-нн в суффиксах прилагательных. | Формирование у учащихся умений распознавать трудности при написании н-нн в суффиксах прилагательных, устранять допущенные орфографические ошибки. | ||||||||
29.01 | Практическая работа. Имя прилагательное. Тест | Формирование у учащихся умений распознавать трудности при написании частотных окончаний прилагательных. | ||||||||
Глагол (5 часов) | ||||||||||
05.02 | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | Формирование у учащихся умений применять правила написания суффиксов -ова-ева-ива-ыва- в глаголах и способы действия по их применению. | Научиться использовать глаголы в речи, использовать их как средство выразительности. Научиться применять правило написания не с глаголами, владеть терминологией. Научиться определять неопре-деленную форму глагола, владеть терминологией. Научиться определять вид глагола, владеть терминологией. Научиться применять правило написания гласных е-и в корнях с чередованием, применять способы проверки, владеть терминологией. | Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования глаголов на постоянные и непостоянные признаки | Формирование познавательного интереса. Формирование устойчивой мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения задания, формирование навыков анализа. | |||||
12.02 | Спряжение глаголов. | Формирование у учащихся умений определять спряжение глаголов и применять алгоритм на письме. | ||||||||
19.02 | Правописание личных окончаний глаголов. | Формирование у учащихся умений применять правила спряжения глаголов для личных окончаний. | ||||||||
26.02 | Буквы е/и в корнях с чередованием у глаголов. | Формирование у учащихся умений правильно писать слова с чередующимися гласными в корне слова, видеть условия выбора гласной в корнях с чередованием. | ||||||||
03.03 | Итоговый тест по теме «Глагол». | Формирование у учащихся умений понимать условия заданий и правильно их выполнять. | ||||||||
Имя числительное (4 часа) | ||||||||||
10.03 | Имя числительное как часть речи. | Анализ и характеристика общекатегориального значения, морфологических признаков и синтаксической роли имени числительного. Распознавать количественные и порядковые числительные. Составление предложений с числительными. Отработка навыков правильного произношения числительных, записанных цифрами. Составление и написание расписки. | Давать характеристику числительного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; знать, что числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи; уметь доказать принадлежность слова к числительному в форме рассуждения; распознавать количественные и порядковые числительные, определять их синтаксическую роль; разграничивать числительные и части речи с числовым значением; употреблять числительные в речи. | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования прилагательных на постоянные и непостоянные признаки | Интерес к изучению языка; способность к самооценке. | |||||
28-29 | 17.03 07.04 | Употребление ь на конце и в середине числительного. | Формирование у учащихся умений правильного написания ь на конце и в середине числительного, объяснять в тексте и самостоятельно подбирать примеры правописания ь в числительных. | Научиться определять орфограмму по образцу, находить и объяснять орфограмму «Прописная буква». | Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста | Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения. Формирование устойчивой мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения задания, формирование навыков анализа. | ||||
30 | 14.04 | Употребление числительных. | Распознавать числительные. Составление словосочетаний и предложений числительными. Анализ рисунков и составление по ним предложений. Замена цифр в предложениях числительными. | Определять значение числительных; группы существительных, с которыми сочетаются числительные; склонение числительных; правильное употребление числительных с существительными; предупреждать ошибки в образовании и употреблении данных сочетаний. | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа имен прилагательных | Интерес к изучению языка; способность к самооценке. | ||||
Местоимение (3 часа) | ||||||||||
31 | 21.04 | Местоимение как часть речи. | Характеристика местоимения как части речи. Списывание предложений, вставляя местоимения. Подчёркивают местоимения как члены предложения. Отмечают недочёты в употреблении местоимений. | Давать характеристику местоимений по значению, его морфологические признаки и синтаксическую роль; о текстообразующей роли местоимений; об употреблении местоимений в речи; распознавать местоимения в предложении и тексте; различать местоимения, указывающие на предмет, признак, количество; уметь использовать местоимения для связи частей текста; исправлять недочёты в употреблении местоимений. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования существительных на постоянные и непостоянные признаки | Интерес к изучению языка; способность к самооценке. | ||||
32-33 | 28.04 05.05 | Правописание неопределенных и отрицательных местоимений. | Формирование у учащихся умения правильного написания не-ни в неопределенных и отрицательных местоимениях. | Научиться определять орфограмму по образцу, находить её и графически обозначать. | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования жанра письмо | Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявления креативных способностей. Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. | ||||
Итоговые уроки (2 часа) | ||||||||||
34 | 12.05 | Итоговый контрольный тест. | Формирование у учащихся умений распознавать орфограммы, изученные в 6 классе. | Научиться применять правила написания слов, расстановки знаков препинания. Научиться анализировать допущенные ошибки, выполнять работу по их предупреждению; научиться проводить диагностику учебных достижений. | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования контр. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. | ||||
35 | 19.05 | Анализ итогового теста. | Формирование у учащихся умений навыку находить ошибки, объяснять и исправлять их. |
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Используемый учебно-методический комплекс:
- Ладыженская ТА., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. М.: Просвещение, 2013.
- Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов и др. - М.: Просвещение, 2013.
- Рабочая тетрадь к учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Барановой, Л.А.Тростенцовой и др. «Русский язык. 5 класс». В 2 ч./ О.Б.Адаева, Л.И.Журавлева (и др.). – Челябинск: Взгляд, 2013.
Учебные пособия:
- Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс / Л.А. Тростенцова, М.М. Стракевич, Н.В.Ладыженская – М.: Просвещение, 2013.
- Л.И.Журавлева «Русский язык в алгоритмах. Учебное пособие для учащихся 5 -7 классов».Челябинск, Южно-уральское книжное издательство, 2013.
- Русская словесность. От слова к словесности. 6 класс: учеб. Для общеобразов. учреждений / Р.И.Альбеткова – М.: Дрофа, 2011
Методические пособия:
- Контрольные тесты к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. «Русский язык» . 6 класс / Л.И.Журавлева, Е.М.Шадрина.- Челябинск: Взгляд, 2012.
- Русский язык.6 класс: тесты, проверочные задания, контрольные работы / авт.-сост. Н.Ю. Кадашникова, В.Н.Пташкина.- Волгоград: Учитель,2010.
- Тесты по русскому языку: 5-7 классам/ авт. Козлова Р.П.,Чеснокова Н.В.-М.: ВАКО,2012.
- Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 6 класс» Е.А. Влодавская.М.: Издательство «Экзамен», 2011.
- Универсальные поурочные разработки по русскому языку к учебникам М.Т.Баранова и др. (М.: Просвещение) и М.М. Разумовской и др. (М.: Дрофа): 5 класс.- М.: ВАКО, 2010.
- Русский язык. Книга для учителя. 6 класс. Учим всех и каждого, весело и серьезно / Т.А. Ладыженская, О.П.Штыркина, Н.В.Ладыженская. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
- Агазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. - М., 1987.
- Баранов М.Т., Иваницкая, Г.М. Обучение орфографии в 4-8 классах. - Киев, 1987.
- Безруков А.А. Об окончании существительных типа мгновение/мгновенье в предложном падеже единственного числа// Русский язык в школе. 1990. № 5.
- Бельчанский К.А. Графические схемы по языку// РЯиЛ в СУЗах УССР, 1989. № 5.
- Бройде М.Е. Русский язык в упражнениях и играх. - М.: Рольф, 2001.
- Быкова Г.В. К орфограмме - через произносительные нормы// Русская словесность. 1996. № 6.
- Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1983.
- Гетман Л.И. Морфемно-орфографические упражнения//РЯиЛ в СУЗах УССР. 1989. №12.
- Граник Г.Г., Бондаренко, С.М., Концевая Л.А. Психологические механизмы грамотного письма// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1991. №3.
- Донченко Т.К. Шаг:Ещё шаг: Алгоритмы на уроках русского языка// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1990. №6.
- Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии. - Л., 1977.
- Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. - 2-е изд., перераб. - М., 1982.
- Козлов Л.И. Графическое комментирование орфограмм// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1989. №11.
- Косолапкова А.А. Индивидуальная работа по орфографии на основе словарных диктантов// РЯШ. 1990. №1.
- Мурашов А.А. Творческое взаимодействие учителя и учащегося при обучении русскому языку// РЯШ. 1998. №2.
- Панов М.В. Занимательная орфография. - М., 1984.
- Скрябина О.А. Система работы по совершенствованию грамотности учащихся старших классов// РЯШ. 2000. №1.
- Степанченко И.И. НЕ - приставка или частица?// Русская речь. 1990. №1.
Видео- аудиопособия, наглядные средства:
- Таблицы по всем разделам русского языка (120 штук)
- Раздаточный материал по всем разделам русского языка (12 комплектов)
- Образовательные диски по всем разделам русского языка (42 штуки)
Технические средства:
- Интерактивная доска
- Компьютеры
- Мобильный класс
- Принтер
- Магнитофон, проектор
Список литературы
- Арсирий А.Т., Дмитриева Г.Д. Материалы по занимательной грамматике.
- Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. Нетрадиционный подход. Москва: Айриспресс, 2001.
- Волина В. Занимательное азбуковедение. Весёлая грамматика. В гостях у слова. Екатеринбург: ТОО «Издательство АРГО», 1996.
- Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
- Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 ( от 27.12.2009).
- Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
- Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.
- Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в 6 классе: Пособие для учителей и методистов. М.: Просвещение, 2012.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621-10).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД 1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся».
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.
- Примерные программы внеурочной деятельности / Под ред. В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010.
- Приоритетный национальный проект «Образование»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/pnpo
- Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования: [Электронный документ]. Режим доступа: http://standart.edu.ru
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/press/news/8286
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, A.M. Кондакова. М.: Просвещение, 2011.
20. Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики // Лидеры образования. 2007. № 7.АсАсмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути преодоления кризиса идентичности и построения гражданского общества // Вопросы образования. 2008. № 1.
21. Асмолов А.Г, Семенов А.Л., Уваров А. Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. М.: НексПринт, 2010.
22. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / Под общ. ред. М.Б. Лебедевой. СПб.: БХВ-Петербург, 2010.
23. Жильцова О.А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников: дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. М.: Просвещение, 2007.
24. Журналы «Стандарты и мониторинг образования», 2011-2012.
25. Заир-Бек СИ., Муштавинская КВ. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.
26. Поливанова К.А. Проектная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2008.
- Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru
- Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
- Сайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru
- Сайт «Образовательные ресурсы сети Интернет»: [Электронный документ]. Режим доступа: http: //katalog.iot.ru
- Сайт «Сеть творческих учителей»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.it-n.ru
- Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://standart.edu.ru
- Сайт Министерства образования и науки РФ: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon. gov.ru
- Сайт ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.informika.ru
- Современные образовательные технологии / Под ред. Н.В. Бордовской. М.: Кнорус, 2011.
Словари и справочники:
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное, - М.: Азбуковник, 1997.
- Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно?: (Опыт словаря-справочника). Ок. 82 000 слов.- 6-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз., 1987.
- Л.А. Глинкина. Иллюстрированный словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы 18-19 веков. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1998.
- Л.А.Глинкина. Словарь-справочник: этимологические тайны русской орфографии.-: Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 2001.
- Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка.- 3-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1994.
- Соловьева Н.Н. Какое слово выбрать? Лексические и грамматические нормы русского литературного языка/ Н.Н.Соловьева.- М.:ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2009.
- Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык,/ред. Коллегия: М. Аксенова, Л. Петрановская и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007.
- Успенский Лев Васильевич. Почему не иначе?: этимологический словарь школьника (кн. для детей и подростков)/ Лев Успенский. – М.: АСТ: зебра Е, 2008.
- Успенский Лев Васильевич.По дорогам и тропам языка / Лев Успенский. – М.: АСТ: Зебра Е, 2008.
- Казбек-Казнева, М.М.Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы / М.М. Казбек-Казиева. – 3-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2008.
- Орг А.О.Олимпиады по русскому языку: Кн. Для учителя./ А.О. Орг.- 5-е изд. – М.: Просвещение, 2004.
- Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб Секреты стилистики. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1998.
- Новиченок И.К.Грамматика русского языка в таблицах и схемах. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.
- Кадашникова Н.Ю., Пташкина В.Н. Русский язык. 6 класс: тесты, проверочные задания, контрольные работы / авт.-сост. Н.Ю. Кадашникова, В.Н.Пташкина.- Волгоград: Учитель, 2010.
- Тихонов А.Н. Орфографический словарь русского языка: около 100 000 слов/А.Н.Тихонов.- Изд. 8-е – М.: Цитадель-трейд; Ростов на Дону: Феникс, 2009.
- Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей. – М.: ООО «Дом Славянской Книги», 2011.
- Н.И. Шилькова. Большой словарь синонимов и антонимов русского языка. – М.: ООО «Дом Славянской Книги», 2011.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х т. – М.: Астрель: АСТ, 2009.
- М.В.Бакланова. Словообразовательный словарь современного русского языка / под. ред. М.В.Баклановой, О.С.Веховой. _ М.: АСТ: АСТ Москва, Восток-Запад, 2008.
Интернет-ресурсы:
-http://russkie-slovari.ru – интерактивные словари по русскому языку разных авторов, виртуальная библиотеку справочной литературы;
-www.gramota.ru - каталог сетевых ресурсов по русскому языку, который содержит богатую коллекцию интерактивных словарей, в том числе орфографических, словари синонимов, антонимов, русских имен, справочник по фразеологии и т.д.; официальные документы, в том числе «Федеральный закон о русском языке Российской Федерации»; тексты диктантов и т.д.;
-http://www.ed.gov.ru – сайт Министерства образования и науки РФ, на котором представлены нормативно-справочные документы по преподаванию русского языка, федеральный перечень рекомендованных учебников и методических пособий;
-www.school.edu.ru – Российский образовательный портал содержит интересную подборку звучащих, а не письменных диктантов, а также обширную коллекцию книг «Русская и зарубежная литература» с VII века до н. э. до настоящего времени;
-http://www.rus.1september.ru - сайт газеты «Первое сентября. Русский язык», где учитель найдет полезную информацию – статьи, разработки уроков, информацию о конкурсах и олимпиадах;
-www.ug.ru – сайт «Учительской газеты»;
- http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok - примерные программы и государственные стандарты;
- http://www.ebdb.ru - книжная поисковая система eBdb;
- http://ruthenia.ru/tiutcheviana/search/ling.html - поиск по лингвистическим сайтам;
-http://www.natahaus.ru/index.php?newsid=1146086920 - правила русской орфографии и пунктуации. Полный академич. справочник;
- http://ihtik.lib.ru/lib-ru-edu-21dec2006.html - словарь лингвистических терминов Д.Э. Розенталя;
- http://www.artint.ru/projects/frqlist.asp - частотный словарь русского языка С.А. Шарова;
-http://slovari.gramota.ru - собрание словарей портала "ГРАМОТА.РУ";
- http://www.aot.ru/onlinedemo.html - автоматическая обработка текста (АОТ);
-http://vasmer.narod.ru - этимологический словарь М.Р. Фасмера;
- http://rus.rusolymp.ru - Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку;
- http://www.rm.kirov.ru - конкурс "Русский Медвежонок - языкознание для всех";
- http://it-.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com - ИКТ на уроках русского языка;
- http://www.internet-school.ru - НП "Телешкола";
- http://www.svetozar.ru - открытая Международная олимпиада школьников по русскому языку "СВЕТОЗАР";
- http://learning-russian.gramota.ru - учебник грамоты;
- http://evartist.narod.ru/text14/01.htm - теория текста;
- http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook089/01/index. - синтаксис современного русского языка;
- http://www.gramma.ru - портал "Культура письменной речи».
8. Планируемые результаты изучения спецкурса
Учащиеся познакомятся:
- с основными сведениями о языке;
- с ролью русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- с лингвистическими понятиями: речь устная и письменная, монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения; основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы; особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- с признаками текста и его функционально-смысловыми типами (повествования, описания, рассуждения); основными единицами языка, их признаками; основными нормами русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормами речевого этикета.
Учащиеся получат возможность научиться:
По аудированию:
- понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
По фонетике и графике:
- выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику;
- различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
- разбирать слова фонетически;
По орфоэпии:
- правильно произносить гласные, согласные и их
- сочетания в составе слова;
- опознавать звукопись как поэтическое средство;
- использовать логическое ударение для усиления
- выразительности речи;
- разбирать слова орфоэпически;
- работать с орфоэпическим словарем;
По лексике:
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
- толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; опознавать эпитеты, метафоры, олицетворения как средства выразительности речи; пользоваться толковым словарем;
По словообразованию
- выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры);
- подбирать однокоренные слова с учетом значения слов;
- по типичным суффиксам и окончанию определять части речи и их формы; разбирать слова по составу;
- пользоваться словарем морфемного строения слов;
По морфологии:
- квалифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению;
- правильно определять грамматические признаки изученных частей речи;
- образовывать формы изученных частей речи в соответствии с нормами литературного языка;
- разбирать слово морфологически;
По синтаксису:
- выделять словосочетания в предложении;
- определять главное и зависимое слово;
- определять вид предложения по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов предложения, количеству грамматических основ;
- составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- разбирать простое предложение синтаксически;
По орфографии:
- находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами;
- правильно писать слова с непроверяемыми согласными, изученными в 6 классе;
- пользоваться орфографическим словарем;
По пунктуации:
- находить в предложениях места для постановки знаков препинания;
- обосновывать выбор знаков препинания;
- расставлять знаки препинания в предложениях в соответствии с изученными правилами;
По речеведению:
- определять тему и основную мысль текста, его стиль;
- составлять простой план текста;
- подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных);
- писать сочинения повествовательного характера;
- совершенствовать содержание и языковое оформление (в соответствии с изученным языковым материалом).
Учащиеся получат возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств, развития способности к самооценке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Линия жизни" 5—9 классы.» - М.: Просвещение , 2011.),
Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Л...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...