"ВСЁ ВОЗВРАЩАЕТСЯ НА КРУГИ СВОЯ"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме
Урок по русскому языку.9 класс.Готовимся к ОГЭ вместе с Д.С.Лихачёвым
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_lihachyovu_samus_v.m.rar | 75.64 КБ |
annotatsiya_samus_v.m.rar | 10.24 КБ |
titulnyy_list_samusv.m.rar | 68.74 КБ |
Предварительный просмотр:
«Всё возвращается на круги своя»
(Готовимся к ОГЭ вместе с Д.С. Лихачёвым)
Самусь Валентина Михайловна
Российская Федерация
Министерство образования
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
Муниципальное образование Ямальский район
с. Мыс Каменный
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Мыскаменская школа-интернат»
Содержание
стр.
- Введение…………………………………………………………………….2
- Основная часть…………………………………………………..……...3-12
- План-конспект урока...............................................................................3-12
- Заключение ……………………………………………………………….13
- Список использованной литературы, Интернет-ресурсы……………14
- Приложение 1-10………………………………………………………..I-VI
- Введение
Все чаще мы слышим о последствиях утраты обществом важнейших нравственных качеств. Понимаем, если каждый человек будет жить ради самого себя, ущемляя права других, человечество приобретет животный характер. Ни к чему хорошему потеря моральных качеств общество привести не может, оно начнёт деградировать, а мы вернемся к тому, с чего начинали: к приматам. Во все времена эта тема была крайне актуальной. О проблеме безнравственности писали многие великие авторы.
В XXI веке люди придают очень много значения деньгам, что и толкает их на мерзкие поступки, при этом они теряют честь и совесть. Все моральные ценности связаны между собой, хотя, конечно, каждая из них имеет своё значение для человека, его развития. Но потеряв одно из них, сразу лишаешься и всех остальных, теряешь все нравственные качества.
Мы можем найти оправдание нынешней молодёжи. Например, современное поколение совершенно по-другому воспринимает мир вокруг себя. Такое состояние общества связано с теми преобразованиями, которые пережила наша страна в переходный период.
Одной из причин потери нравственности у современного человека стал спад религиозного чувства. Многие сейчас больше верят ученым, чем Священной книге.
Все это еще раз подтверждает правильность высказывания Лихачева. Его мысли созвучны времени и волнуют думающих людей, которые хотят изменить мир к лучшему.
Постараемся и мы, учителя, изменить наших учеников, объяснить понятия нравственности, привести аргументы из литературы, а также из жизни посредством подготовки обучающихся к экзаменам.
В качестве примера приведу урок русского языка «Всё возвращается на круги своя» (Готовимся к ОГЭ вместе с Д.С. Лихачёвым).
- Основная часть
Тема урока: «Всё возвращается на круги своя» (Готовимся к ОГЭ вместе с Д.С. Лихачёвым).
Цель: расширить знания учащихся о жизни и взглядах академика Д.С. Лихачева; акцентировать внимание на общечеловеческих ценностях; воспитывать стремление к активной жизненной позиции; совершенствовать коммуникативные и культуроведческие навыки, творческие способности; подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения 15.3.
Ход урока
- Организационный момент.
- Мотивация учебной деятельности.
Учитель: Задача сегодняшнего урока – научиться выражать своё мнение по сформулированной проблеме, поставленной автором текста, аргументировать это мнение с опорой на знания, жизненный или читательский опыт. Сегодняшний урок станет ещё одним шагом к успешной сдаче ОГЭ.
- Работа над темой урока.
- Словарная работа: Всё возвращается на круги своя[1] это: первоисточник - Библия. В Ветхом Завете (Книга Екклесиаста, или Проповедника, гл. 1, ст. 6) говорится о ветре, для которого это круговое, спиралевидное движение и характерно: «Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои» (рус. пер.). Смысл выражения: нет ничего нового на земле, все повторяется. Иногда используется в ироническом смысле применительно ко всевозможной бюрократической волоките, к незавершенному делу, предприятию.
- Слово учителя: Дорогие учащиеся! Сегодня мы не будем говорить не о ветре. Обратимся к выражению: нет ничего нового на земле, все повторяется. А повторяется то, что мы не так давно утратили. Это нравственные качества человека. Поможет нам разобраться в этом Дмитрий Сергеевич Лихачёв — «совесть нации». Дмитрий Сергеевич в годы страшных сталинских репрессий, в годы засилья атеистической идеологии в культуре и науке защищал и спасал от забвения и уничтожения памятники отечественной культуры, в эпоху антирелигиозной пропаганды открывал для современников и потомков духовное наследие предшествующих эпох Российской истории и показывал через древнерусскую литературу — как наши предки старались и умели жить по совести. Он был человеком удивительной судьбы. Начав свое образование еще в дореволюционной России, Дмитрий Сергеевич Лихачев, по его собственным словам, всю жизнь учился: учился у древних эпох, у памятников родной истории и старины, учился мудрости по древнерусской литературе, изучением которой занимался десятки лет, учился у своего собственного жизненного опыта, — а пережил Дмитрий Сергеевич все страшные события XX века. Но и в тяжелейших жизненных испытаниях Д.С. Лихачев оставался верен самым высоким духовно-нравственным идеалам. Поэтому не меньше, чем его труды по истории русской литературы и культуры, для нас важна сама его личность — этот человек стал для нас живой «связью эпох», «связью времен»[2].
Книга Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном» обращена к молодому поколению. В своих читателях автор видит, прежде всего, своих друзей. Для бесед с ними он избирает форму писем. Это сборник мудростей, это речь доброжелательного Учителя, педагогический такт которого и умение говорить с учениками — один из главных его талантов. В предисловии к изданию на японском языке Д.С.Лихачев писал: «…В своих письмах я не пытаюсь объяснить, что такое добро и почему добрый человек внутренне красив, живет согласии с самим собой, с обществом и природой. Я стремлюсь к другому — к конкретным примерам, исходя из свойств общей человеческой натуры».
Я предлагаю вам Тексты из открытого банка ФИПИ
Что такое доброта.
Что такое драгоценные книги.
Что такое настоящее искусство.
Что такое счастье и т.д.
- Самостоятельная работа учащихся с «Толковым словарём» С. И. Ожегова. (Работа по группам). Задание: Найти определения слов и словосочетаний.
- Работа с текстом. Л.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»
Что такое доброта – Письмо 46.
Что такое драгоценные книги – Письмо 22.
Что такое настоящее искусство – Письмо 32.
Что такое счастье и т.д. – Письмо 24.
- Подбор аргументов с опорой на знания, жизненный или читательский опыт.
- Выступления учащихся. Заполнение таблицы.
Определение | Аргументы из жизни | Аргумент из литературы |
Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. |
|
|
Драгоценные книги – это очень важные, нужные книги. Книги, которые формируют характер, мировоззрение. |
|
|
Настоящее искусство – этоИзображение действительности в художественных образах, образное осмысление действительности, часть духовной культуры, источник познания мира. |
|
|
Счастье – это чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. |
|
«Я пробыл пятнадцать дней дома. И это равно пятнадцати годам жизни… Долгие дни, мудрые, счастливые. Пойти на Вихляевскую гору и сидеть, глядеть, думать. Как травы растут. Как облака плывут. Как живет озеро. Вот она, жизнь человеческая. Работать в огороде,
Этот рассказ о доме, об одиночестве и о счастье. Все герои, кроме детей., бездомные и безродные. Им не хватает счастья. А оно так нужно всем, потому что жизнь даётся человеку для счастья. Садовник мечтает о том, как выкупит дом, в котором он родился. Лидия Павловна, сидя у моря, вспоминает, когда она была в последний раз безумно и просто счастлива. Но ведь счастье всегда рядом, нужно просто уметь найти его. К такому выводу подводит читателей автор. Идея рассказа – стремление к счастью, умение быть счастливым в мире под солнцем и луной с другими людьми, природой.
|
- Закрепление. Творческая работа.
Написать сочинение – рассуждение с использованием аргументов из книги Д. С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном» (по выбору учащегося).
Темы:
Что такое доброта. (См. Приложение 1)
Что такое драгоценные книги. (См. Приложение 2)
Что такое настоящее искусство. (См. Приложение 3)
Что такое счастье. (См. Приложение 4)
- Рефлексия. Составление синквейна со словами:
1 группа: доброта.
2 группа: книги.
3 группа: искусство.
4 группа: счастье.
Приём «Микрофон»
- Домашнее задание: Найти определение словосочетаний: смысл жизни и память. Подобрать аргументы из «Писем о добром и вечном» Д.С. Лихачёва.
Таким образом, замечательная книга «Письма о добром и вечном» уникального человека Дмитрия Сергеевича Лихачёва учит многому. Она помогает не только качественно подготовить учащихся в экзамене в форме ЕГЭ и ОГЭ, но и возродить нравственные качества молодых людей XXI века. «Письма…» заставляют не только задуматься над проблемами, которые существуют в наше время, но и поразмышлять, сравнить с другими произведениями замечательных авторов.
Огромен вклад Дмитрия Сергеевича в различные области научного знания – литературоведение, историю искусства, историю культуры, методологию науки…Борьба за сохранение культуры – было главным содержанием жизни академика Лихачева.
Каждая работа ученого – очередная попытка привлечь внимание общества и отдельного человека к истинным духовным ценностям…
Подводя итог своей жизни Д.С.Лихачев сказал: «…человек должен благодарить Жизнь. У меня, во всяком случае, есть за что ее благодарить. И за счастливое детство, и за мою родительскую семью, заботливость о нас – детях. И за то, что казалось мне несчастьем, но принесло много житейского опыта…
Что-то я мог сделать хорошее другим, что-то и для древней Руси. В чем-то осуществились мои мечты. Многое осуществится в будущем.
Благодарю тебя Жизнь!»
Список использованной в работе литературы, ссылки на Интернет
Галактионова Т. Г. Уроки по книге Д. С.Лихачева “Письма о добром” в 1-11 классах.
Лихачев Д. С.. «Раздумья о России» Статьи. СП, Логос, 2004.
Лихачев Д.С. «Земля родная». М.: «Просвещение», 1983
Лихачев Д.С. «Избранное. ВЕЛИКОЕ НАСЛЕДИЕ. ЗАМЕТКИ О РУССКОМ»
Лихачев Д.С. «Избранное. ВОСПОМИНАНИЯ»
Лихачёв Д.С. «Письма о прекрасном и вечном» М., 1988
Ожегов. С.И. «Словарь русского языка»
Интернет-ресурсы
- http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/506/%D0%92%D1%81%D1%91
- http://oopnm.ru/2012/04/chitaya-d-s-lixacheva/
- http://pandia.ru/text/77/305/24602.php
[2] А. Б. Пивоваров, преподаватель Православной Гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского
Предварительный просмотр:
«Всё возвращается на круги своя»
(Готовимся к ОГЭ вместе с Д.С. Лихачёвым)
Самусь Валентина Михайловна
Российская Федерация
Министерство образования
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
Муниципальное образование Ямальский район
с. Мыс Каменный
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Мыскаменская школа-интернат»
Аннотация
Все чаще мы слышим о последствиях утраты обществом важнейших нравственных качеств. Понимаем, если каждый человек будет жить ради самого себя, ущемляя права других, человечество приобретет животный характер. Во все времена эта тема была крайне актуальной. О проблеме безнравственности писали многие великие авторы. Акцент на моральные качества можно сделать при помощи «Писем о добром и вечном» Д.С. Лихачёва.
Предметом разработки методической является проблема возрождения нравственных качеств и подготовки учащихся к экзаменам. Цель: расширить знания учащихся о жизни и взглядах академика Д.С. Лихачева; акцентировать внимание на общечеловеческих ценностях; воспитывать стремление к активной жизненной позиции; совершенствовать коммуникативные и культуроведческие навыки, творческие способности; подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения 15.3.
В ходе проведения уроков русского языка учащимися самостоятельно найдены определения нравственных качеств, прочитаны «Письма о добром и вечном» Д.С. Лихачёва, подобраны аргументы из жизни и литературы. Таким образом, учащиеся 9 класса смогли составить сводную таблицу, которую используют в качестве повторения перед ОГЭ по русскому языку.
Работу можно использовать для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку учащимся 9-11-х классов, учителям русского языка, родителям.
Предварительный просмотр:
Районный конкурс на лучшую методическую разработку
«Гражданин великой России»
Урок русского языка
9 класс
«Всё возвращается на круги своя»
(Готовимся к ОГЭ вместе с Д.С. Лихачёвым)
Учитель русского языка и литературы
МКОУ «Мыскаменская школа-интернат»
Самусь Валентина Михайловна
с. Мыс Каменный
2015-2016 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?
презентация -сопровождение урока природоведения 5 класс по учебнику Сухова т.А., Строганов В.И....
В космос люди улетают патриотами своей страны, города, края,а возвращаются — патриотами всей Земли
Что такое космос?На данный момент времени мы живем в современном мире информационных технологий, и часто слышим про понятие космос. Сейчас каждый человек должен знать о том, что такое космос, а также ...
Сценарий "Возвращение на круги своя"
Данный сценарий был написан к фильму, который был снят у нас фольклорном отделении. В нем прослеживается взаимосвязь круговорота природы и жизни женщины....
"ГТО возвращается в школу"
Проект направлен на внедрение нормативов комплекса ГТО в 1 - 11 классах....
Сценарий театрализованного представления на английском языке по рассказу «ВОЗВРАЩАЙСЯ, АМЕЛИЯ БЕДЕЛИЯ »
Драматизация как методический прием для обучения языку впервые был применен в Англии. Питер Слейд (1954) и Брайан Уэй (1967) считаются родоначальниками использования данного приема в школе. Их идея ...
XII Чемпионат Европы по "Что? Где? Когда?" 1 место 2018 и XV Кубок Европы по "Что? Где? Когда?" два 2 места- в "Своя игра" и "Медиа Игры". XIV Кубок Европы по "Что? Где? Когда?" среди школьников 3 место " Своя игра" команда " КРУГ ДРУЗ*ей"- 2017 г.
Успешный Дебют наших гимназистов на КУБКЕ ЕВРОПЫ 2017 по интеллектуальным играм среди школьников.Чемпионат Европы по "Что? Где? Когда?" и одновременно "Кубок Европы"...
Круги доверия: Работа по формированию и защите своих границ
Техника, которая поможет обучить ребенка правилам безопасности....