"ВСЁ ВОЗВРАЩАЕТСЯ НА КРУГИ СВОЯ"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Самусь Валентина Михайловна

Урок по русскому языку.9 класс.Готовимся к ОГЭ вместе с Д.С.Лихачёвым 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_lihachyovu_samus_v.m.rar75.64 КБ
Файл annotatsiya_samus_v.m.rar10.24 КБ
Файл titulnyy_list_samusv.m.rar68.74 КБ

Предварительный просмотр:

«Всё возвращается на круги своя»

(Готовимся к ОГЭ вместе с Д.С. Лихачёвым)

Самусь Валентина Михайловна

Российская Федерация

Министерство образования

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Муниципальное образование Ямальский район

с. Мыс Каменный

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Мыскаменская школа-интернат»

Содержание

стр.

  1. Введение…………………………………………………………………….2
  2. Основная часть…………………………………………………..……...3-12
  1. План-конспект урока...............................................................................3-12
  1. Заключение ……………………………………………………………….13
  2. Список использованной литературы, Интернет-ресурсы……………14
  3. Приложение 1-10………………………………………………………..I-VI

  1. Введение

Все чаще мы слышим о последствиях утраты обществом важнейших нравственных качеств. Понимаем, если каждый человек будет жить ради самого себя, ущемляя права других, человечество приобретет животный характер. Ни к чему хорошему потеря моральных качеств общество привести не может, оно начнёт деградировать, а мы вернемся к тому, с чего начинали: к приматам. Во все времена эта тема была крайне актуальной. О проблеме безнравственности писали многие великие авторы.

В XXI веке люди придают очень много значения деньгам, что и толкает их на мерзкие поступки, при этом они теряют честь и совесть. Все моральные ценности связаны между собой, хотя, конечно, каждая из них имеет своё значение для человека, его развития. Но потеряв одно из них, сразу лишаешься и всех остальных, теряешь  все нравственные качества.

Мы можем найти оправдание нынешней молодёжи. Например, современное поколение совершенно по-другому воспринимает мир вокруг себя. Такое состояние общества связано с теми преобразованиями, которые пережила наша страна в переходный период.

Одной из причин потери нравственности у современного человека стал спад религиозного чувства. Многие сейчас больше верят ученым, чем Священной книге.

Все это еще раз подтверждает правильность высказывания Лихачева. Его мысли  созвучны времени и волнуют думающих людей, которые хотят изменить мир к лучшему.

Постараемся и мы, учителя, изменить наших учеников, объяснить понятия нравственности, привести аргументы из литературы, а также из жизни посредством подготовки обучающихся к экзаменам.

В качестве примера приведу урок русского языка «Всё возвращается на круги своя»  (Готовимся к ОГЭ вместе с  Д.С. Лихачёвым).

  1. Основная часть

Тема урока: «Всё возвращается на круги своя»  (Готовимся к ОГЭ вместе с  Д.С. Лихачёвым).

Цель: расширить знания учащихся о жизни и взглядах академика Д.С. Лихачева; акцентировать внимание на общечеловеческих ценностях; воспитывать стремление к активной жизненной позиции; совершенствовать коммуникативные и культуроведческие навыки, творческие способности; подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения 15.3.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Задача сегодняшнего урока – научиться выражать своё мнение по сформулированной проблеме, поставленной автором текста, аргументировать это мнение с опорой на знания, жизненный или читательский опыт. Сегодняшний урок станет ещё одним  шагом к успешной сдаче ОГЭ.

  1. Работа над темой урока.
  1. Словарная работа: Всё возвращается на круги своя[1] это: первоисточник -  Библия. В Ветхом Завете (Книга Екклесиаста, или Проповедника, гл. 1, ст. 6) говорится о ветре, для которого это круговое, спиралевидное движение и характерно: «Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои» (рус. пер.). Смысл выражения: нет ничего нового на земле, все повторяется. Иногда используется в ироническом смысле применительно ко всевозможной бюрократической волоките, к незавершенному делу, предприятию.
  2. Слово учителя: Дорогие учащиеся! Сегодня мы не будем говорить не о ветре. Обратимся к выражению: нет ничего нового на земле, все повторяется. А повторяется то, что мы не так давно утратили. Это нравственные качества человека. Поможет нам разобраться в этом Дмитрий Сергеевич Лихачёв — «совесть нации». Дмитрий Сергеевич в годы страшных сталинских репрессий, в годы засилья атеистической идеологии в культуре и науке защищал и спасал от забвения и уничтожения памятники отечественной культуры, в эпоху антирелигиозной пропаганды открывал для современников и потомков духовное наследие предшествующих эпох Российской истории и показывал через древнерусскую литературу — как наши предки старались и умели жить по совести. Он был человеком удивительной судьбы. Начав свое образование еще в дореволюционной России, Дмитрий Сергеевич Лихачев, по его собственным словам, всю жизнь учился: учился у древних эпох, у памятников родной истории и старины, учился мудрости по древнерусской литературе, изучением которой занимался десятки лет, учился у своего собственного жизненного опыта, — а пережил Дмитрий Сергеевич все страшные события XX века. Но и в тяжелейших жизненных испытаниях Д.С. Лихачев оставался верен самым высоким духовно-нравственным идеалам. Поэтому не меньше, чем его труды по истории русской литературы и культуры, для нас важна сама его личность — этот человек стал для нас живой «связью эпох», «связью времен»[2].

Книга Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном» обращена к молодому поколению. В своих читателях автор видит, прежде всего, своих друзей. Для бесед с ними он избирает форму писем. Это сборник мудростей, это речь доброжелательного Учителя, педагогический такт которого и умение говорить с учениками — один из главных его талантов. В предисловии к изданию на японском языке Д.С.Лихачев писал: «…В своих письмах я не пытаюсь объяснить, что такое добро и почему добрый человек внутренне красив, живет согласии с самим собой, с обществом и природой. Я стремлюсь к другому — к конкретным примерам, исходя из свойств общей человеческой натуры».

Я предлагаю вам Тексты из открытого банка ФИПИ

  1. Что такое доброта.

  2. Что такое драгоценные книги.

  3. Что такое настоящее искусство.

  4. Что такое счастье и т.д.

  1. Самостоятельная работа учащихся с «Толковым словарём» С. И. Ожегова. (Работа по группам). Задание: Найти определения слов и словосочетаний.
  2. Работа с текстом. Л.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»
  1. Что такое доброта – Письмо 46.

  2. Что такое драгоценные книги – Письмо 22.

  3. Что такое настоящее искусство – Письмо 32.

  4. Что такое счастье и т.д. – Письмо 24.

  1. Подбор аргументов с опорой на знания, жизненный или читательский опыт.
  2. Выступления учащихся. Заполнение таблицы.

Определение

Аргументы из жизни

Аргумент из литературы

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

  • В наши дни люди всё чаще поступают, руководствуясь эгоистическими побуждениями. Равнодушие стало чуть ли не нормой, а в обществе очень многие нуждаются в помощи. Наше бездушие – это оружие в руках зла. (Пример: бездомные, больные, бомжи).
  • Д. С. Лихачёв.  «Письма о добром и прекрасном». Письмо сорок шестое. Путями доброты.
  • В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Под влиянием доброты бабушки и деда происходит формирование личности героя.
  • В. Г Распутин «Уроки французского». На формирование личности главного героя в трудные военные годы оказала учительница. Её душевная щедрость безгранична. Она привила ему нравственную стойкость, чувство собственного достоинства.

Драгоценные книги – это очень важные, нужные книги. Книги, которые формируют характер, мировоззрение.

  • Сегодня к уровню образования человека предъявляются высокие требования. Необходимо пополнять беспрерывно свои знания. Самообразование невозможно без книг.(Пример: Д.Карнеги «Язык убеждения»).
  • Люди сегодня живут в очень напряжённом ритме. Книги всё чаще воспринимаются как отдых, развлечение. Однако такое чтение воздействует отрицательно на эмоциональный мир человека. (Пример: фэнтези, книги-однодневки Донцовой).
  • Д.С. Лихачёв. «Письма о добром и прекрасном». Письмо двадцать второе. Любите читать.
  • С.Я. Маршак.Книга – «умный и верный помощник».
  • П.Л. Капица, учёный, академик. Для того, чтобы написать популярную книгу, надо исключительно знать о чём пишешь.
  • В.А. Сухомлинский. «Чтение – это окошко в мир».
  • А. Герцен, писатель, литературный критик. «Книга – это духовное завещание одного поколения другому». Будем «уважать книгу».
  • Д. Н. Кугультинов. Стихотворение «Книгоград». У каждого человека должны быть любимые книги. Например, у Д. Кугультинова есть стихотворение «Книгоград», в котором звучат слова благодарности поэта своим любимым прочитанным книгам. В его домашней библиотеке «из года в год всё человечество в ладу живёт». Таким образом, поэт отмечает, что польза от чтения велика. Ведь можно заглянуть «в страны и во времена».

Настоящее искусство – это

Изображение действительности в художественных образах, образное осмысление действительности, часть духовной культуры, источник познания мира.

  • Посещение музеев, картинных галерей. Посещение исторических мест. (памятники, скульптура, архитектура и т.д.)
  • Д.С. Лихачёв. «Письма о добром и прекрасном». Письмо тридцать второе. Понимать искусство.
  • А.С. Пушкин. Предназначение искусства слова велико. Например, А. Пушкин своим даром воздействовал не на одно поколение. Он видел, слышал то, чего не замечал и не понимал обыкновенный человек. О проблемах духовности в искусстве, а его высоком назначении поэт говорил в стихотворениях «Пророк», «Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Читая эти произведения, понимаешь: талант не только дар, но и тяжёлая ноша, большая ответственность. Сам поэт был примером гражданского поведения для последующих поколений.
  • Искусство способно оказывать огромное воздействие на человека. Например, выдающийся русский поэт В. Жуковский был так восхищён картиной Рафаэля «Сикстинская мадонна», что ему показалось: эта картина «рождена в минуту чуда». Во время осады Ленинграда 7-я симфония Д. Шестаковича оказала огромное воздействие на жителей этого героического города и дала людям новые силы для борьбы с врагом. Главы из поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин» солдаты читали во фронтовых окопах.
  • К. Паустовский «Старый повар». Моцарт, приступая к игре на клавесине, говорит слепому повару: «слушайте и смотрите». Прочитав рассказ, невольно задумываешься, представил ли старик себе сад, небо, рассвет или на самом деле прозрел под влиянием музыки? Моцарт был счастлив, потому что отдал свой талант людям, принося им радость.
  • П. И. Чайковский, русский композитор: «Искусство создаёт хороших людей, формирует человеческую душу».

Счастье – это чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.

  • Чтобы быть счастливым, надо запомнить пять простых правил. 1.Освободи своё сердце от ненависти – прости. 2.Освободи своё сердце от волнений – большинство из них не сбываются. 3. Веди простую жизнь и цени то, что имеешь. 4.Отдавай больше. 5.Ожидай меньше.

  • Д.С. Лихачёв.  «Письма о добром и прекрасном». Письмо двадцать четвёртое. Будем счастливыми. Бездуховностью учёный называет жизнь механизма (а не человека!), ничего не чувствующего, неспособного любить и иметь нравственные и эстетические идеалы. Счастливые люди – те, что умеют жертвовать собой ради любимого дела. У них есть честь, совесть. Они по – настоящему интеллигентны. А несчастные люди – те, что погрязли в пустом приобретательстве или мелких наслаждениях. Они вызывают лишь сочувствие.
  • Б. Екимов «Мальчик на велосипеде» Герой понимает, что счастье — не в деньгах, не в мире материальных интересов, а в самой жизни на родной земле:

«Я пробыл пятнадцать дней дома. И это равно пятнадцати годам жизни… Долгие дни, мудрые, счастливые. Пойти на Вихляевскую гору и сидеть, глядеть, думать. Как травы растут. Как облака плывут. Как живет озеро. Вот она, жизнь человеческая. Работать в огороде,
плетень плести во дворе. И жить. Слушать ласточек, ветер. Солнце для тебя встает, роса падает, дождь — все доброе, сладкое. Зарабатывать на хлеб чем-нибудь и жить. Жить долго и мудро, чтобы потом, на самом краю, не проклинать себя, не скрипеть зубами»

  • Саша Чёрный. Рассказ «В лунную ночь».

Этот рассказ о доме, об одиночестве и о счастье. Все герои, кроме детей., бездомные и безродные. Им не хватает счастья. А оно так нужно всем, потому что жизнь даётся человеку для счастья. Садовник мечтает о том, как выкупит дом, в котором  он родился. Лидия Павловна, сидя у моря, вспоминает, когда она была в последний раз безумно и просто счастлива. Но ведь счастье всегда рядом, нужно просто уметь найти его. К такому выводу подводит читателей  автор. Идея рассказа – стремление к счастью, умение быть счастливым в мире под солнцем и луной с другими людьми, природой.

  • В.Г. Короленко «Парадокс» Ян Залуский - калека, но он считает, что «человек создан для счастья, как птица для полета». Врожденное несчастье героя заставило его научиться мастерски, парадоксально владеть своим телом, удивляя окружающих и заставляя их поверить в то, что каждый человек — творец своего счастья.

  1. Закрепление. Творческая работа.

Написать сочинение – рассуждение с использованием аргументов из книги Д. С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном» (по  выбору учащегося).

Темы:  

  1. Что такое доброта. (См. Приложение 1)

  2. Что такое драгоценные книги. (См. Приложение 2)

  3. Что такое настоящее искусство. (См. Приложение 3)

  4. Что такое счастье. (См. Приложение 4)

  1. Рефлексия. Составление синквейна со словами:

1 группа:  доброта.

2 группа: книги.

3 группа: искусство.

4 группа: счастье.

Приём «Микрофон»

  1. Домашнее задание: Найти определение словосочетаний: смысл жизни и память. Подобрать аргументы из «Писем о добром и вечном» Д.С. Лихачёва.

Таким образом, замечательная книга «Письма о добром и вечном» уникального человека Дмитрия Сергеевича Лихачёва учит многому. Она помогает не только качественно подготовить учащихся в экзамене в форме ЕГЭ и ОГЭ, но и возродить нравственные качества молодых людей XXI  века. «Письма…» заставляют не только задуматься над проблемами, которые существуют в наше время, но и поразмышлять, сравнить с другими произведениями замечательных авторов.

Огромен вклад Дмитрия Сергеевича  в различные области научного знания – литературоведение, историю искусства, историю культуры, методологию науки…Борьба за сохранение культуры – было главным содержанием жизни академика Лихачева.

Каждая работа ученого – очередная попытка привлечь внимание общества и отдельного человека к истинным духовным ценностям…

Подводя итог своей жизни Д.С.Лихачев сказал:  «…человек должен благодарить Жизнь. У меня, во всяком случае, есть за что ее благодарить. И за счастливое детство, и за мою родительскую семью, заботливость о нас – детях. И за то, что казалось мне несчастьем, но принесло много житейского опыта…http://oopnm.ru/wp-content/uploads/2012/04/likh-less-03.jpg

Что-то я мог сделать хорошее другим, что-то и для древней Руси. В чем-то осуществились мои мечты. Многое осуществится в будущем.

Благодарю тебя Жизнь!»

Список использованной в работе литературы, ссылки на Интернет

  1. Галактионова Т. Г. Уроки по книге Д. С.Лихачева “Письма о добром” в 1-11 классах.

  2. Лихачев Д. С.. «Раздумья о России» Статьи. СП, Логос, 2004.

  3. Лихачев Д.С. «Земля родная». М.: «Просвещение», 1983

  4. Лихачев Д.С. «Избранное. ВЕЛИКОЕ НАСЛЕДИЕ. ЗАМЕТКИ О РУССКОМ»

  5. Лихачев Д.С. «Избранное. ВОСПОМИНАНИЯ»

  6. Лихачёв Д.С. «Письма о прекрасном и вечном» М., 1988

  7. Ожегов. С.И. «Словарь русского языка»

Интернет-ресурсы

  1. http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/506/%D0%92%D1%81%D1%91
  2. http://oopnm.ru/2012/04/chitaya-d-s-lixacheva/
  3. http://pandia.ru/text/77/305/24602.php

[2] А. Б. Пивоваров, преподаватель Православной Гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского



Предварительный просмотр:

«Всё возвращается на круги своя»

(Готовимся к ОГЭ вместе с  Д.С. Лихачёвым)

Самусь Валентина Михайловна

Российская Федерация

Министерство образования

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Муниципальное образование Ямальский район

с. Мыс Каменный

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Мыскаменская школа-интернат»

Аннотация

Все чаще мы слышим о последствиях утраты обществом важнейших нравственных качеств. Понимаем, если каждый человек будет жить ради самого себя, ущемляя права других, человечество приобретет животный характер. Во все времена эта тема была крайне актуальной. О проблеме безнравственности писали многие великие авторы. Акцент на моральные качества можно сделать при помощи «Писем о добром и вечном» Д.С. Лихачёва.

Предметом разработки методической является проблема возрождения нравственных качеств  и подготовки учащихся к экзаменам. Цель: расширить знания учащихся о жизни и взглядах академика Д.С. Лихачева; акцентировать внимание на общечеловеческих ценностях; воспитывать стремление к активной жизненной позиции; совершенствовать коммуникативные и культуроведческие навыки, творческие способности; подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения 15.3.

В ходе проведения уроков русского языка учащимися самостоятельно найдены определения нравственных качеств, прочитаны «Письма о добром и вечном» Д.С. Лихачёва, подобраны аргументы из жизни и литературы. Таким образом, учащиеся 9 класса смогли составить сводную таблицу, которую используют в качестве повторения перед ОГЭ по русскому языку.

Работу можно использовать для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку учащимся 9-11-х классов, учителям русского языка, родителям.



Предварительный просмотр:

Районный конкурс на лучшую методическую разработку

«Гражданин великой России»

F:\сделать\Лихачёв.jpg

Урок русского языка

9 класс

«Всё возвращается на круги своя»

(Готовимся к ОГЭ вместе с  Д.С. Лихачёвым)

Учитель русского языка и литературы

МКОУ «Мыскаменская школа-интернат»

Самусь Валентина Михайловна

с. Мыс Каменный

2015-2016 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?

презентация -сопровождение урока природоведения 5 класс по учебнику Сухова т.А., Строганов В.И....

В космос люди улетают патриотами своей страны, города, края,а возвращаются — патриотами всей Земли

Что такое космос?На данный момент времени мы живем в современном мире информационных технологий, и часто слышим про понятие космос. Сейчас каждый человек должен знать о том, что такое космос, а также ...

Сценарий "Возвращение на круги своя"

Данный сценарий был написан к фильму, который был снят у нас фольклорном  отделении. В нем прослеживается взаимосвязь круговорота природы и жизни женщины....

"ГТО возвращается в школу"

Проект направлен на внедрение нормативов комплекса ГТО в 1 - 11 классах....

Сценарий театрализованного представления на английском языке по рассказу «ВОЗВРАЩАЙСЯ, АМЕЛИЯ БЕДЕЛИЯ »

Драматизация как методический прием для обучения языку впер­вые был применен в Англии. Питер Слейд (1954) и Брайан Уэй (1967) считаются родоначальниками использования данного приема в шко­ле. Их идея ...

XII Чемпионат Европы по "Что? Где? Когда?" 1 место 2018 и XV Кубок Европы по "Что? Где? Когда?" два 2 места- в "Своя игра" и "Медиа Игры". XIV Кубок Европы по "Что? Где? Когда?" среди школьников 3 место " Своя игра" команда " КРУГ ДРУЗ*ей"- 2017 г.

Успешный Дебют наших гимназистов на  КУБКЕ ЕВРОПЫ 2017 по интеллектуальным играм среди школьников.Чемпионат Европы по "Что? Где? Когда?" и одновременно "Кубок Европы"...

Круги доверия: Работа по формированию и защите своих границ

Техника, которая поможет обучить ребенка правилам безопасности....