Словарная работа на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему
Словарная работа на уроках русского языка обеспечивает современное умственное и речевое развитие детей, способствует глубокому усвоению программного материала, сслужит средством нравственного воспитания учащихся. Здесь представлены различные виды словарной работы на уроках русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovarnaya_rabota_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 19.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Словарная работа на уроках русского языка и литературы.
Овладеть словом – значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа, во-первых, обеспечивает современное умственное и речевое развитие детей; во-вторых, способствует глубокому усвоению программного материала; в-третьих, служит средством нравственного воспитания учащихся.
Работа по обогащению лексического запаса учащихся возможна лишь при наличии словарного перечня по годам, который позволит учителю планомерную, целенаправленную, пропедевтическую работу над словом.
Такие словарные перечни были определены ещё Л.К.Скороходовым в пособии для учителя «Словарная работа на уроках русского языка» (Москва «Просвещение» 1990).Согласно методике изучения звуко-буквенных орфограмм, не регулируемых правилами, каждый учитель составляет для учащихся поклассный лексический минимум и определяет систему работы с ним.
При первичном знакомстве со словом школьники списывают с доски или учебника слова с непроверяемыми написаниями, подчёркивают орфограмму, выясняют его лексическое значение (справка-разъяснение учителя, работа учащихся со словарём), составляют с ним словосочетание или предложение. Новые слова вводятся в текст упражнений и регулярно повторяются: более трудные слова из урока в урок в течение 3-5. затем через урок. По мере усвоения интервалы повторения увеличиваются.
Для выработки орфографической зоркости существуют различные виды работ на уроке, среди них:
Словарно-орфографический диктант (с объяснением и записью слова на доске учеником. с последующей взаимопроверкой. с последующией проверкой по орфографическому словарю, с последующей проверкой учителем).
Терминологический словарный диктант. В своей практике использую два вида кроссвордных диктанта:
а) Прямой (Учитель диктует лексическое значение слова, учащиеся определяют его, записывают и объясняют его написание).
б) Обратный (Учитель диктует слово-термин, учащиеся записывают, объясняя его написание, определяя устно его лексическое значение).
При первичном знакомстве со словом хорошо провести ЗРИТЕЛЬНЫЙ диктант, а при проверке знаний – самодиктант. за определённое количество времени учащиеся самостоятельно записывают слова на определённую тему, при работе обращаются к орфографическому словарю.
Как домашнее задание можно рекомендовать составление мини-словарика. тематика словарика может быть самая разнообразная: космический словарик, словарь моих любимых слов, спортивный. словарь добрых слов и т.д. Объём словарика от 10 до 20 слов.
Игровые формы на уроках способствуют повышению грамотности. Можно пополнить педагогическую копилку такими играми на уроке:
«Справочное бюро». Выбрать слово соответствующее данному лексическому значению или наоборот. Помощник – словарь Ожегова.
«Эрудит». Раскрыть значение выделенных слов предложения; раскрыть значение слов. Помощник – «Толковый словарь»
«Эстафета». Вставить пропущенные буквы в слова, записанные на доске.
«Диктор». Расставить ударения в словах (списать с доски), правильно произнести слово. Помощник – «Орфоэпический словарь»
«Кто больше, кто правильнее. Использовать как самодиктант.
«Конструктор». Из определённых букв составить слово; составить слова из букв слова.
Многие задания по выработке орфографической зоркости связаны с обращением учащихся к словарям. Ошибку сделать легче, чем не сделать её, воспользовавшись словарём. Пока ученик делает ошибку, он не учится, а если он пытается воспользоваться приобретённым умением, чтобы не сделать ошибки, он учится и языку, и совершенствует своё умение добывать знания самостоятельно и квалифицированно. Поэтому учащиеся на уроке и при подготовке домашних заданий могут воспользоваться соответствующим словарём, учебником, справочником.
Допускаю использование словаря на контрольной работе (7 минут в конце урока, за исключением итоговых контрольных за четверть). На всех уроках по развитию речи предлагается использовать орфографический словарик, чтобы на экзамене по русскому языку в 9 классе и итоговом сочинении в 11 классе школьники смогли с пользой для себя им воспользоваться.
Таким образом, обращение к словарям, умение работать с ними является не только желательным, но и обязательным. Словарь даёт возможность не только корректировать письмо, но и возможность постижения родного языка в его полноте и глубине.
В целом же, словарная работа воспитывает потребность и готовность изучать язык, уточнять каждому свои познания, делать открытия, уточняя своё языковое чутьё, воспитывая бережное отношение к языку, участвуя в его развитии, совершенствовании и очищении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
В материале работы описаны задачи над работой со словарным словом, формы деятельности, показана работа со словарным словом,описано проведение констатирующего эксперимента с заданиями, сделаны выв...
СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Сельницина Нина Викторовна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска
Роль русского языка в школах Российской Федерации сегодня необычайно высока. Известно, что язык в школе выполняет двойную функцию: является не только предметом обучения, но и средством приобретения зн...
Приемы работы словарной работы на уроках русского языка
Прдназначена для учащихся...
Организация словарной работы на уроках русского языка в 5 классе: методические рекомендации для учителей русского языка
В работе представлены разнообразные приемы представления словарного слова, которые помогают активизировать мышление школьников....
Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка
Данные методические рекомендации призваны оказать помощь учителям русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка. Методические рекомендации содержат предлож...
«СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ» (из опыта работы)
laquo;Словарная работа на уроках русского языка и литературы – один из путей повышения культуры речи учащихся" (из опыта работы)...
Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся
Мастер-класс о системном подходе к изучению лексики родного языка в школе...