Приемы работы словарной работы на уроках русского языка
статья по русскому языку (8 класс) на тему
Прдназначена для учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_raboty_slovarnoy_raboty_na_urokakh_russkogo_yazyka.docx | 22.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка
Для методики русского языка представляет определенный интерес то, что одним из критериев, определяющих речевое развитие ребенка, является широта и глубина различных ассоциаций или связей вокруг предмета, о котором идет речь.
Работа над словом в учебном процессе является работой, направленной на развитие речи и мышления. Формирующаяся мысль требует для своего выражения языковых средств, от богатства которых зависит точность и глубина мысли, в свою очередь, и качество речи находится в зависимости от предмета мысли.
Словарная работа - одна из проблем современной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз, который в ответственный момент жизни человека может его подвести.
Словарная работа в каждом классе проводится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач. Однако есть методические вопросы, важные для всех возрастных групп.
Прежде всего, это вопрос о принципах словарной работы, которые определяют ее характер, содержание, формы организации, методы и приемы. Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности. И поэтому так важен тот структурный компонент урока, который подчинён одной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих.
Учителя, обучая учащихся русскому языку и совершенствуя их навыки владения языком, обязаны:
а) максимально, с учётом возрастных возможностей учащихся расширять их активный словарь;
б) научить использовать слова в их наиболее точном значении, выбирать наиболее подходящие для данной ситуации и в соответствии с требованием жанров и стилей;
в) помочь учащимся устранить из речи слова нелитературные, диалектно-просторечные, архаичные, вышедшие из употребления.
С этой важной проблемой в её общем виде связаны более частные методические проблемы: вопрос об отборе словарного материала для первоочерёдного его изучения, о последовательности включения в школьный обиход различных групп слов, о приёмах раскрытия значений слов. С нею же связан и вопрос о системе методических приёмов и упражнений, направленных на овладение учащимися словарными богатствами нашего языка.
При организации работы над словарём современная методика русского языка рекомендует исходить из следующих принципиальных положений:
работа над словарём имеет большое воспитательно-образовательное значение для формирования личности ученика, его мировоззрения, для вооружения ученика навыками, необходимыми для будущей практической деятельности;
содержанием словарной работы является объяснение новых, непонятных для учащихся слов, анализ и уточнение значений уже известных им слов, ознакомление школьников с исключительным богатством словаря и показ его стилистических возможностей;
анализ значений слов должен производиться преимущественно с точки зрения словоупотребления в современном русском языке, хотя в ряде случаев слово может быть рассмотрено и в историческом аспекте
Известно, что одной из самых сложных тем курса русского языка является тема «Непроверяемые гласные и согласные в корне слова», иными словами, правописание словарных слов, так как эти слова нельзя проверить, а нужно «запоминать или проверять по словарю». А как же запомнить такое огромное количество слов? Разумеется, легче тем, у кого хорошая зрительная память, кто много читает, но среди сегодняшних школьников таких немного. Что же делать им? С ними, как уже упоминалось выше, необходимо регулярно проводить словарную работу.
В работе со словарными словами можно выделить три основных этапа: знакомство, заучивание, усвоение. Для повышения эффективности каждого из этих видов работы, существуют следующие приемы:
1 этап - знакомство со словарными словами
2 этап - заучивание (домашнее задание)
3 этап - проверка усвоения.
Работа со словарными словами при помощи мнемосистемы «связей»
Словарные слова учащиеся запоминают при помощи мнемосистемы «связей», которая заключается в следующем:
Запоминание происходит легче, если человек мысленно представляет себе предметы, явления или действия, которые обозначают слова;
Объединенные в группы предметы должны «оживать», «двигаться». Словарные слова распределены на группы, каждая группа имеет свой сюжет. Например: рабочий
работа
сапоги
пальто
машина
завод
Рабочий собирается на работу, надевает сапоги, пальто, садится в машину, едет на завод.
Запоминание при помощи «мнемосистемы» как прием повышения орфографической грамотности является одним из самых эффективных при работе с детьми на уроках русского языка.
Этимологический анализ слова как прием работы со словарными словами
В области обучения русскому языку перед учителями стоят две задачи в их единстве: развитие орфографического навыка и развитие устной и письменной речи, то есть развитие умения толково излагать мысли. Одной из причин недостаточной грамотности школьников является разрыв между орфографическими занятиями и культурой речи детей. При обучении орфографии обязательно нужно использовать активные методы работы, которые возбуждали бы самостоятельную мысль и речевую деятельность ребенка.
Одним из средств решения этих задач является использование этимологического анализа слов на уроках. Этимология –раздел языкознания, который занимается изучением происхождения слова, а также исторических изменений в его структуре и значениях.
«По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить и об отношении человека к его Родине»,- писал К. Г. Паустовский. На каждом уроке русского языка необходимо приучать ребенка рассуждать, почему то или иное слово так называется, пишется, произносится; каких “родственников” имеет данное слово в прошлом и настоящем нашего языка.
Элементы этимологического анализа слов должны быть использованы, прежде всего, в работе над словами с непроверяемым написанием, которые даются в программе по русскому языку на каждом году обучения.
Правописание таких слов остается у многих детей неосвоенным, если в их обучении исключалась активная мыслительная деятельность. Известно, что учащихся привлекает все новое, неожиданное. Неожиданность, необычность в работе со словами становится тем раздражителем, который рождает осмысленный интерес у ребенка к явлениям языка.
Приведу примеры использования этимологического анализа на уроках в работе по развитию орфографической грамотности обучающихся.
При знакомстве с новым словарным словом дается его лексическое значение (по толковому словарю) и объяснение его происхождения (по этимологическому словарю). В некоторых случаях написание гласных в корне, не проверяемых с точки зрения современного русского языка, можно проверить при знакомстве с этимологией слова.
АЛЬБОМ – книга или тетрадь с чистыми листами для рисования, наклеивания марок, хранения фотоснимков.
Слово заимствовано в начале ХIХ века из французского языка; восходит к лат. – альбум – «белая доска для объявлений, распоряжений ко всеобщему сведению», альбус – «белый».
Альбом – альбус = «белый».
Этимологическому анализу могут быть подвергнуты все слова лексической системы языка, словообразовательный анализ которых не дает ответа на то, каково их происхождение. Это и заимствованные слова, не являющиеся исконными в лексической системе русского языка, и собственно русские слова, которые деэтимологизировались и изменили свой морфемный состав.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
В материале работы описаны задачи над работой со словарным словом, формы деятельности, показана работа со словарным словом,описано проведение констатирующего эксперимента с заданиями, сделаны выв...
СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Сельницина Нина Викторовна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска
Роль русского языка в школах Российской Федерации сегодня необычайно высока. Известно, что язык в школе выполняет двойную функцию: является не только предметом обучения, но и средством приобретения зн...
Тема самообразования: "Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка"
Тема самообразования: "Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка"...
Организация словарной работы на уроках русского языка в 5 классе: методические рекомендации для учителей русского языка
В работе представлены разнообразные приемы представления словарного слова, которые помогают активизировать мышление школьников....
«СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ» (из опыта работы)
laquo;Словарная работа на уроках русского языка и литературы – один из путей повышения культуры речи учащихся" (из опыта работы)...
Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся
Мастер-класс о системном подходе к изучению лексики родного языка в школе...
Обобщение педагогического опыта «Словарная работа на уроках русского языка» учителя русского языка и литературы
Обобщение педагогического опыта«Словарная работа на уроках русского языка»учителя русского языка и литературы...