Правописание гласных и согласных
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
В приставках, корнях, суффиксах, окончаниях разных частей речи + после шипящих и Ц
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_glasnyh.docx | 27.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Правописание гласных после шипящих и ц
ЧА-ЩА | ЖИ-ШИ | ЧУ-ЩУ |
Исключения: жюри, брошюра, парашют – пишутся через ю.
О-Е-Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
В корне + + глагол и его формы (причастия и деепричастия) | За корнем (суффиксы, окончания) | |
Ё | Под ударением - О | Без ударения - Е |
Врач-о'м, шёпот, шоколад (иностр. сл., искл.), сгущёнка (сгущённое молоко – от глагола "сгустить"), пошёл (глагол – значит, только Ё!)
Ы-И после шипящих и Ц
В корне + + слова на -ция | За корнем (суффикс, окончание) |
-И- Кроме искл. | -Ы- |
Цифра, ресницы, сестрицын
- Определить лексическое значение и подобрать несколько родственных (однокоренных) слов.
- Найти корень, определить: входит в него гласная после шипящей или нет.
- Ставим правильную букву после шипящей: если в корне, то это всегда Ё или И (кроме исключений), если за корнем, то это всегда О-Е (от ударения) или всегда Ы.
Вывод: после шипящих Ж, Ч, Ш, Щ и Ц могут стоять только:
А, У, И и Е или О, Ы в зависимости от ударения и/или местоположения в слове (в корне или за корнем)
Таким образом:
В корне | За корнем |
Ё и И | О – Е - Ы |
+ исключения |
Шёл – глагол, только Ё!
Шёлк – шелка, шёлковый - Ё, т.к. в корне
Шёрстка – шерсть, шерстяной – Ё, т.к. в корне
Жёлтый – желтеть, желтизна – Ё, т.к. в корне
Шорох – словарное слово, регулярный блок ОРО
Решётка – решетчатый, решетить… Ё, т.к. в корне
Тушёнка – от глагола "тушить" (= тушёное мясо)
Смуглолицый – смуглое лицо, - Ы- т.к. за корнем
акация, лекция – заканчивается на –ЦИЯ, всегда И
крыжовник – слово-исключение
цыганка - слово-искл
номер улицы- улица, уличный… - за корнем, значит Ы
девчонка – дева, девушка, девичий… за корнем и под ударением, значит – О!
флажок – флаг, флаги, флажки… за корнем под ударением – О
ежовый – ёж, ежи, ёжик… за корнем под ударением – О
горячо- горячий, горячка, сгоряча… - за корнем под ударением, значит – О
свежо – свежий, свежесть, освежающий… за корнем под ударением – О
ноченька – ночь, ночка, ночной… - за корнем, без ударением – Е
душенька – душа, дух, душевный, духовный… - за корнем без ударения – Е
плюшевый – плюш… -- за корнем без ударения – Е
замшевый – замша… - за корнем без ударения – Е
Правописание согласных.
Согласные звуки чётко слышны только, если после них стоит гласный или сонорный согл.:
Мо/ло/ко
В лесу рос гри(п/б) и ду(б/п) -> гри-бы и ду-бы
Мя/гкий – мя/го/к_?
Солнце – солнышко
Вывод: согласные проверяются гласными, т.е. слово, в котором непонятно, какую согласную писать, надо поставить в такую форму или подобрать такое однокоренное, чтобы после нужной согласной стоял гласный или сонорный звук.
Дуб – дуБЫ, кот-коТЫ, легкий – лёГОк, солнце – соЛНЫшко, столб – столБЫ…
Правописание гласных.
Гласные звуки чётко слышны под ударением.
- Подобрать проверочное слово (чтобы на эту букву падало ударение).
Коса – косы – косит, весёлый – весело
- Запомнить и знать словарные слова (иностранного или древнего русского происхождения).
Регулярные блоки:
ОРО ЕРЕ ОЛО | ИМА ИНА | ЧИВ/ЛИВ ТЕЛЬ/НИЦА | РАЗ РАЩ РАЖ |
Папоротник, учительница, поражается, переделка, перегорел, увиливать, внимательный, холостяк, оборона, занимаюсь, обниматься, усидчивый, недолюбливать, воображение.
- Запомнить и знать чередование.
- ударение (приставки: рос-роз под ударением и рас-раз без ударения; корни: гор-твор-клон без ударения и гар-твар-клан под ударением)
- рядом стоящие буквы + суффикс <а> (Корни: бер-бира, дер-дира, раст-ращ-рос, кос-каса.. Приставки: на с/з – с при глухом согл после приставки, з – при звонком согл после приставки). Суффиксы: чик-щик
- лексическое значение (Приставки: ПРЕ (=очень, =пере) и ПРИ (=приближение, неполнота действия и доведение до конца). Корни: РОВН (=прямой, ровный) и РАВН (=одинаковый, такой же). МАК = макать, погружать в жидкость. МОК = мокрый, становиться мокрым под воздействием жидкости.
ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ
От ударения | От рядом стоящей буквы | От лексического значения | |
Приставка | РОС-РАС РОЗ-РАЗ | РОС-РОЗ РАС-РАЗ БЕС-БЕЗ ВОС-ВОЗ ИС-ИЗ | ПРЕ-ПРИ |
Корень | ГОР-ГАР ЗОР-ЗАР ТВОР-ТВАР КЛОН-КЛАН | РАСТ РАЩ РОС КОС-КАСа ЛАГ-ЛОЖ БЕР-БИРа ДЕР-ДИРа МЕР-МИРа БЛЕСТ-БЛИСТа ТЕР-ТИРа СТЕЛ-СТИЛа и т.д. | МАК-МОК РАВН-РОВН |
Суффикс | О/Е После шипящих Ы | ЧИК-ЩИК (т-д, с-з, ж) | |
Окончание | О/Е После шипящих Ы |
Слова на - ция |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Правописание гласных и согласных в корне слова"
Урок русского Обобщение знаний...
Правописание гласных и согласных в корне слова. Урок-путешествие
Конспект урока по теме"Правописание гласных и согласных в корне слова" предназначен для учащихся 5-х классов для повторения и обобщения изученного в начальных классах. Урок проводится в начале учебног...
Правописание гласных и согласных в приставках.
Цель урока: Повторить основные правила правописания приставок,совершенствовать орфографические умения, развивать навыки самостоятельной работы; развивать языков...
"Приставучая" морфема// Правописание гласных и согласных в приставках.
Презентация для 5 класса по теме: "Приставучая" морфема// Правописание гласных и согласных в приставках....
Кроссворд "Пробелы в тексте" к уроку русского языка в 5 классе "Правописание гласных и согласных в приставках" (HotPotatoes 6)
Кроссворд "Пробелы" составлен по тексту М. М. Пришвина "Дятел" с использованием программы HotPotatoes 6....
Электронный тренажёр "Правописание гласных и согласных в суффиксах полных и кратких страдательных причастий и отглагольных прилагательных"
Данный ресурс предназначен для использования на уроке русского языка в 7 классе по теме "Правописание гласных и согласных в суффиксах полных и кратких страдательных причастий и отглагольных прил...
Самоучитель по правописанию гласных и согласных в корне слова.
Один из вариантов организации самостоятельной работы в классе и дома по русскому языку. Будет полезен в старших классах при организации повторения изученных орфограмм....