Самоучитель по правописанию гласных и согласных в корне слова.
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Один из вариантов организации самостоятельной работы в классе и дома по русскому языку. Будет полезен в старших классах при организации повторения изученных орфограмм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samouchitel.doc | 384 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 1
РАЗМИНКА
1. Ударение в словах. Правильно произнесите слова. Выпишите только те слова, в которых вы обнаружили расхождение между вашим и нормативным произношением. ПОСТАРАЙТЕСЬ ЗАПОМНИТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ.
Аге*нт , аге*нтство, алкого*ль,
алфави*т, аристокра*тия, асимметрии*я,
атла*с (ткань), бало*ванный, безу*держный,
бомбардирова*ть.
2. Разберите слова по составу, после стрелочки напишите слово, от которого образовано данное слово:
аккуратно _____________, ход ___________,
безвыходный _____________, кенгуру.
3. Словарные слова. Вставьте пропущенные буквы только в те слова, в написании которых уверены. Правописание остальных слов уточните по списку и выпишите их в свой СЛОВАРИК.
аб_жур авт_ритет ант_гонизм б_дминтон
аб_риген акк_мп_немент апл_дировать б_к_лея
ав_нгард ам_ральный б_гровый б_л_гур
ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА.
Задание 1. Спишите словосочетания, вставляя в слова соответствующую часть: С____ла гнездо, с____ ла по лестнице; раз_____вающийся флаг, раз_______вающийся ребенок; по______ ил фонарем, по _______ ил стих,прим _____ял врагов, прим_____ял пальто, разр_____ить густые всходы, разр___ить ружьё, зал___ать рану, зал___ать в огород.
(Корневые морфемы для работы: -ред-, -ряд-, -лез-, -лиз-, -ви-, -ве-, свят-, -свет-, -мер-, -мир
Задание 2. Вставьте пропущенные буквы: Прож_вать по адресу, прож_вать пищу, разр_дить ружьё, разр_дить всходы, зап_вать песню, зап_вать молоком, пос_деть от горя, пос_деть на лавочке, прим_рять пальто, прим_рять соперников, пол_скать собаку, скр_пить подписью, скр_петь на морозе, пол_скать бельё, соблюдать ч_стоту, ч_стота радиоволн, спл_тить единомышленников, запл_тить долг, ум_лять значение, ум_лять о помощи.
Изв_ните, ед_ница, рел_гиозный, страшное прив_дение, неум_лимый, расст_ваться, пощ_дить, отпр_вляться, потр_сение, обн_жённый, обл_ниться, прож_вать пищу, выч_стить грязь, пок_рить вершину, медицинское осн_щение.
Ветер обв_вал меня. Тр_пинка в__лась среди кустарника. Не вым__лешь жерновом. Коровий поток стал р__деть. Не выт__нешь кл__щами. Пос__дела его молодая голова. Ягоды пос__дели от дорожной пыли. Не всякая песня до к__нца доп__вается. На крыльце отв__рились двери. Приятно пол__скать дитя или собаку, но всего необходимее пол___скать рот.
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ
1. Если слово с безударной гласной – имя существительное, просклоняйте его (измените число или падеж): пл…ты' – пло'т; р…ка', д…ска' – до'ску. Как правило, достаточно изменить число 2. Если искомая гласная – в имени прилагательном, то проверить её можно именем существительным, от которого образовано прилагательне (м…лодой – мо'лод). 3. Наречия можно проверить прилагательными, от которых они образованы: св…жо – све'жий. 4. Если слово с безударной гласной – глагол, то проверкой может быть слово, от которого этот глагол образован, или причастие: т…рмозить – то'рмоз, обк…тать – обка'танный.
ПРАВИЛО. Букву О в безударных корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять глаголами несовершенного вида на –ЫВАТЬ (-ИВАТЬ-): проглОтить проверяется словом глОтка, а не проглатЫВАть.
Задание 3. Проверьте слова: Отм…чить, оп…здать, раст…птать, подк…рмить, рассм…треть, выл…вить.
САМОКОНТРОЛЬ
Задание 4. Выберите правильную проверку ( обведите букву в кружочек) для слов с безударной гласной:
1) ч__стота колебания- а) чИстый, б)чАстый
2) флаги разв__ваются – а) вЕет , б) развИтие;
3) д__лина – а) дАль, б) дОлы;
4) прим__рение – а) измЕрить, б) мИр ;
5) пол__скать белье – а) лАска, б)полОщется;
6) ум__лять достоинство – а) мАло, б) мОлятся;
7) скр__пить подписью – а) скрЕпка , б) скрИп.
Задание 5. Выпишите номера слов с безударной гласной:
А______________ О_________________ И____________________
Е______________ Я _________________
1) Нак…лите, 2) нак…лите железо, 3) вып…лоть сорняки, 4) вып…лить из пушки, 5) прож…вать хлеб, 6) прож…вать по адресу, 7) изв…ните, 8) потр…сение, 9) осл…пительный, 10) ч…стота в квартире, 11) пок…рить вершину, 12) отв…рить овощи, 13) разв…литься, 14) подк…рмить, 15) ед…ница.
Задание 6. 1) А или О? Отметьте номера, соответствующие словам с буквой О:
1) осл_жнение 2) ук_роченный 3) расст_ваться 4) од_рённый 5) ог_лённый
2) Вставьте проверяемые гласные ( Е, И, А, Я. ). Отметьте номера, соответствующие словам с буквой Е:
1) защ_щаться 2) обл_ваться 3) нагл_деться 4) просв_титель 5) сп_шите
задание
КОНТРОЛЬ
Разв…ваться на ветру, разр…дить ружье, опр…вдаться, исп…рение, вып…лить из пушки, разд…ваться, посп…вать, пол…скать бельё, пос…деть от горя, св…ла гнездо, посв…тить стихотворение, осл…пительный, об…жать территорию, об…жать слабых, зап…вать песню, зап…вать водой, ост…новить, препод…вать, прим…рять платье, умолять о помощи, од…вать.
Тема:
Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова
(для самостоятельного изучения )
СЛОВА ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
А – О
абАжур кАлорийный прОвОкация
абОрИген кАнОнада прОгноз
авАнгранд кАрабкаться прОклАмация
автОрИтет кАтАстрофа прОпАганда
аккОпанемент кОгорта прОтОкол
амОральный кОлибри разоблАчить
антАгонизм кОлОрит резОлюция
аплОдировать кОмпенсация резОнанс
бАгровый кОмпОзитор сАбОтаж
бАдминтон кОмпОнент спАртАкиада
бАкАлея кОмфорт срАжаться
бАлАгур кОнглОмерат трАнспАрант
бАхрома кОнстАтировать трАфАрет
бОйкотировать кОнтингент урАган
бОрдюр кОнтрАбанда утрАмбовать
вАкансия кОнтракт штукАтур
вАкцинация кОнфликт экскАватор
взбудОражить лАзАрет экспОзиция
вОзрАжение мОнумент экспОнат
вОяж нАвАждение эскАлация
гАлерея нагрОмОждение эстАкада
гАрдина негОдовать зстОкада
гАрнИзон нОвОкаин
гОнОрар нОтариус
горИзонт обАятельный
деклАрация обвОрожить
демОкратия пАлисадник
диАгОналь пАнорама
дислОкация папОротник
дОскОнально пАрАдокс
дОстОверный пАрАпет
дОтация пОкОление
игнОрировать пОлемика
интОнация порАзительный
инфОрмация пОрОлон
кАбАла предвАрительный
кАлАмбур прОвинция
И – Е
Абонемент дирижёр периферия
артиллерия дискредитация перспектива
бетон дифирамб пескарь
бидон иждивенец поистине
бифштекс инвентарь президент
блиндаж инициалы президиум
милитарист инициатива привередливый
вентиляция интеллигент привилегия
интенсивный приоритет
ветеринар карикатура регламент
суверенитет квалификация репертуар
винегрет квитанция репетиция
виртуоз комплимент реферат
витрина криминалистика сенсация
дилетант критерий сертификат
гардероб ликвидация стипендия
гербарий лимитировать суверенитет
гигиена медикаменты телевидение
гипотеза мелиорация темперамент
грандиозный меридиан тренировка
дезертир метеор университет
делегация меценат уникальный
деликатес милитарист утилитарный
демагог мятежник филигранный
депозит некролог церемония
дефект нигилист цивилизация
дефицит облигация эквивалент
диабет обсерватория экзаменатор
дивиденды оптимист экспедиция
дизентерия оригинальный эксперимент
дилетант отчаяние эликсир
дирижабль, ошеломляющий эпидемия
Задание 1. Ниже даны значения греческих и латинских корней, входящих в различные научные термины. Перепишите слова, вставляя в них соответствующую корневую морфему.
Греческие корни:
авто(autos – сам): …мат, …ручка, …мобиль.
агро (agros – поле): …ном, …техника.
аэро (aer – воздух): …бус, …порт, …план, …дром.
библио (biblion – книга): …тека, …фил, …графия.
био (bios – жизнь): …логия, …ритм.
зоо (zoon – животное): …логия, …техник, …парк.
косм (kosmos – Вселенная): …онавт, …ополит.
лог (logos – слово, понятие, учение): …опед, био…, диа… .
микро ( mikros – малый): …мир, …скоп, …хирургия.
моно (monos – один, единый, единственный): …лог, …графия, …полия.
орфо (orthos – правильный): …грамма, …графия.
скоп (scopeo – смотрю, наблюдаю): теле…, микро…, эндо…ический.
тека (theke – хранилище): библио…, фильмо…, карто… .
теле (tele – вдаль, далеко): …видение, …скоп, …граф, …фон.
хрон (chronos- время): …оология, …омметр, син…ный.
Латинские корни:
авиа (avis – птица): …билет, …линия, …модель.
аква (aqua – вода): …риум, …рель, …тория, …ланг.
гуман (humanus – человечный): …изм, …оид.
мото (motor – приводящий в движение): …дром, …пила.
окул (oculus – глаз): …ист, …яр .
Домашняя страница
Орфография
Тема: Состав слова
Задание 1. От каких слов образованы слова? Растолкуйте их значение при помощи слов, от которых они образованы. Определите их состав.
Образец: олен – енок -детёныш оленя; лес-н-ой - относящийся к лесу, связанный с лесом; переодеть - одеть во что-то новое, снова одеть.
Чайник - _______________________________________________________________________
Программист - __________________________________________________________________
Собачонка - ____________________________________________________________________
Толстяк________________________________________________________________________
Осенний - ______________________________________________________________________
Глупец - _______________________________________________________________________
Задание 2. Найдите четвёртое «лишне» слово:
1) Хорошенький, синенький, голубоватый, грязненький.
2) Чулок, листок, роток, хоботок.
3) Растерять, расти, раскрасить, растолочь.
Задание 3. Выделите в словах корень, вставьте пропущенные буквы, напишите проверочное слово:
Воплотить ( в жизнь) - ___________________________________________________________
запеч_тлеть - ___________________________________________________________________
землетр_сение - _________________________________________________________________
изв_нение - _____________________________________________________________________
исп_рение - ____________________________________________________________________
насл_ждаться - __________________________________________________________________
непок_рённый - _________________________________________________________________
обог_щаться - __________________________________________________________________
объед_ниться - __________________________________________________________________
огл_нуться - ____________________________________________________________________
оп_здать - ______________________________________________________________________
осн_щенный - __________________________________________________________________
погл_щение - ___________________________________________________________________
пок_заться - ____________________________________________________________________
пост_жение - ___________________________________________________________________
пощ_дить - _____________________________________________________________________
провозгл_шать - ________________________________________________________________
просв_щение - _________________________________________________________________
р_скошный - ___________________________________________________________________
разв_лившийся - ________________________________________________________________
раск_лоть - _____________________________________________________________________
раск_лить (печь) - _______________________________________________________________
сож_леть - _____________________________________________________________________
ст_снённый (в средствах) - ________________________________________________________
уд_вляться - ____________________________________________________________________
укр_титель - ____________________________________________________________________
ум_лять (значение) - _____________________________________________________________
Занятие 2
1. Ударение в словах.
Бу'нгало, впери'ть (взгляд), временщи'к, газопрово'д, гофриро'ванный, гравёр, двою'родный, диало'г, диспансе'р, добы'ча, до'гмат, догово'р.
2. Разберите слова по составу: предобренький - _______________, злость - __________,
гнуть, дружище - _____________, признать - _______________, внутри - __________, сплошь.
3. Словарные слова.
Б_хрома в_кансия возр_жение г_рдина
б_йкотировать в_кцинация в_яж г_рн_зон
б_рдюр взуб_ражить г_лерея г_н_рар
Тема: Правописание проверяемых звонких глухих согласных
в корне слова.
Задание 2. Сформулируйте правило о правописании звонких и глухих согласных. Материал для наблюдения:
Труд – трудом лгунишка (лгун-ишк-а) - лгунишек
лёгкий – лёгок рыбёшка (рыб-ёшк-а) - рыбёшек
забудьте – забудет поблажка (благо, г/ж) - поблажек
багаж - багажный коврижка (коврига, г/ж) – коврижек
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ
1. Если слово с данной согласной – существительное, просклоняйте его:
измените число или падеж:
остро… - острова, фла… - флаги, хле… - хлебом, су… - супом, рыбе…ка – рыбёшек,
но…ка – ножек, много доро… - дорога, много ре… - река.
2. Если слово – имя прилагательное, проверкой может быть краткая форма: сла…кий – сладок, ни…кий – низок.
3. Если слово с искомой согласной – краткое прилагательное мужского рода, проверкой будет краткое прилагательное женского рода или полное прилагательное: краси… - красива, красивый; спеси… - спесива, спесивый.
4. Чтобы не ошибиться в проверке, запомните написание следующих слов:
5. Проверяя написание согласной в слове, обращайте внимание на его значение, воспринимайте слово в контексте: верный гла… - глаза; гла…вопиющего в пустыне* - гласность.
Задание 3. Спишите, вставляя соответствующее слово или часть слова:
Спелый………., бревенчатый……………, аромат садовых………, ………… дыма, …….. общества, вкусный …………, дать …........молчания, разинуть ……., ………. людской, ……….. вопиющего в пустыне, верный ………. .
Впере……ку мелькали сосны и берёзы за окном. Книги лежали впере…….ку с тетрадями.
_____________
Глаз, глас, плот, плод, обед, роз, столб, столп, род, рот; -меж-, -меш-.
Задание 4. Спишите, вставляя пропущенные буквы:
Поварё…ка, бомбё…ка, не дождь, а изморо…ь, ватру…ка, острые ло…ти, ро…кое поведение, гру…чик в порту, чайное блю…це, быстрая хо…ьба, мелкая интри…ка, изво…чик, сиро…ский приют, охота на ря…чиков, хру...кость металла.
Тема:
Правописание непроверяемых звонких и глухих согласных в корне
слова.
СЛОВА ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
абсолютный ветчина зигзаг
абстрактный вкус ляпсус
абсурд вокзал мундштук
анекдот второй обсерватория
асбест вторник потчевать
баскетбол завтра притча
будто здание сдоба
бутсы здесь транскрипция
вдруг здоровье футбол
Тема:
Непроизносимые согласные
Задание 1. Сформулируйте правило написание слов с непроизносимым согласным. Материал для наблюдения:
Под уздцы – узда словесный - словеса
яростный – ярость чудесный - чудеса
устный – уста ужасный – в ужасе
дилетантский – дилетанты опасный – опасаться
СОЗВУЧНЫЕ,НО ПО-РАЗНОМУ ПИШУЩИЕСЯ СЛОВА
Явствует – однокоренные слова: явь, явный, появление и т.д.;
Яства (кушанья) – от старославянского слова «ясти» ( есть );
_______________________________________________________________________________
Участвовать – участие – от корня –часть- ( выполнить свою «часть» в общем деле );
Чувствовать – ср. с укр. почувати – «чувствовать»;
_______________________________________________________________________________
Шествовать – от усечённого корня –шед- (ср. шел); -ств- - из шествие;
шефствовать – от шеф;
_______________________________________________________________________________
Искусный – однокоренные слова: искушённый, искус, искусит;
Искусство, искусственный – от того же корня плюс суффикс –ств-;
_______________________________________________________________________________
Косный*, закоснеть ( в невежестве );
костный – от кость;
_______________________________________________________________________________
Свистнуть – от свист;
свиснуть – свисать.
Задание 2. Спишите, вставляя в слова соответствующую часть:
…………ый образ жизни, ……….ный мозг, …......ствовать над детским домом, чинно ……….стовать, из документов ……….ствует, стол ломился от ………ств, ………..ственный шёлк, ………ный пианист, ………нуть в свиток, с………..нуть ( от свисать ).
____________
-я-, -яв-, -шеф-, -ше-, -косн-, -кост-, -искус-, -вис-, -свист-.
Задание 3. Спишите, вставляя пропущенные буквы:
Со..нце, интерес…ный, прекрас…ный, трос…ник, пас…бище, учас..ник, чу…ствовать, повсемес ..но, прелес…ный, поз…ний, подвлас..ный, преце…дент, кос…ный мозг, лес…ный, кос…ные взгляды, несчас…ный, лес…ница, древес…ный, уз…цы, опас…ность, беспристрас…ный, здра…ствовать.
ТЕМА:
Правописание удвоенных согласных
Теоретические сведения
Удвоенные согласные пишутся:
1. В корне заимствованных слов: агрессор, эффект, сессия и др.
2. ЖЖ в корне русских слов: вожжи, дрожжи, можжевельник, жужжать (но: Жужелица, жужелка).
3. СС в лове ССОРА и его производных – поссориться и т. д., а также в словах с корнем росс: 4. Россия, россиянин, великоросс, (но: русист, русифицированный, белорус, белоруска, белорусы, обрусеть).
4. В ряде форм и образований от глагола жечь: жжет, жжем (но: жгут, изжога).
НО: ЗЖ: визжать – визг, брюзжит – брюзга, брезжить – брезг («рассвет»).
5. На стыке морфем:
1) приставки и корня: расстелить, расспрашивать, оттепель, бесстрашный; бесчестный, рассчитать, рассчитывать, рассчитанный. Но: расчёт, расчётливый, расчётный;
2) на стыке корня и суффикса: измен-ник, длин-ный, матрос-ский и т. д.;
3) на стыке корня и суффикса в словах, образованных от основы на двойной согласный: пятибалльный, программка, компромиссный, Каннский кинофестиваль, таллиннский.
ИСКЛЮЧЕНИЯ
Тонна, тонн (но: пятитонка).
Колонна – колоннада, колонночка, (но: колонка, колонтитул*, колонковый, колоночный);
Кристалл – кристаллик, кристаллическая, кристаллизация (но: кристальный, кристальность, кристально, кристальчик).
Оперетта (но: оперетка, опереточный, опереточник).
Финн, финно – угорский (но: финский, Финляндия, финка).
Манна, манный (но: манка)
В уменьшительно-ласкательных формах личных имен пишется одна согласная: Анна – Анка, Филипп – Филипка, Инна – Иночка, Кирилл – Кирилка, Эмма – Эмочка, Алла – Алочка, Алка, Савва – Савка.
6. В первой части сложносокращенных слов, которая образована от корня с двойным согласным пишется только одна согласная: грампластинка, корпункт.
7. В слове ОДИННАДЦАТЬ – «один на десять».
8. В словах: БРИЛЛИАНТ (но: брильянт)
МИЛЛИОН (но: мильон)
миллиард, биллион, триллион.
9. В словах, написание которых нужно запомнить (см. список на с. …).
Задание 2. Спишите, вставляя соответствующее слово или часть слова:
Костюмированный …………, проходной ……….., тысяче……..ный прожектор, ……..ное одеяло, крепкий ……….., выпустить ………..а из бутылки, ……….на глиняных ногах, пшеничный ……… .
Иностранный ……….данный, …….данный взрослым пример, морально ……..держать, ……держать в руках, ……..тереть пот со лба, ………тереть пятно со стола; ……..делка из дерева, ……..делка денег.
___________
Корневые морфемы: -джинн-, -джин-, -колосс-, -ват-, -ватт-, -балл-, -бал-.
Приставки: по-, под-, от-, о-.
Задание 3. Спишите, вставляя пропущенный буквы:
Стран…ик, касс…овый сбор, грус…ный, ватру…ка, ре…ьба, натянуть вож…и, я…ственный след, красивая колон..ада, вирус…ный грипп, ше…ствовать по городу, богатая уса…ьба, кристал…ическая решётка, редкос…ный экспонат, жуж…ание, Эл…очка, ви…жание, белорус…, искус…ный, пятитон…ка, оперетт…ка, рас…читать , бес…лавный, раз…вать, коло…нка, студия грам…записи, поздняя жени…ьба.
СПИСОК СЛОВ С УДВОЕННЫМИ СОГЛАСНЫМИ
агрессивный иллюстрация профессионал
агрессия иммунитет профессия
аккомпанемент интеллигенция процесс
аккордеон искусство раззадорить
аккумулятор исследователь расселять
аккуратный килограмм рассчитать
аллегро классификация рассылать
аннулировать коллега регресс
апелляция колледж режиссер
аппарат коллектив репрессия
аппаратура коллекционер рессора
аппетит коллоквиум симметрия
ассистент колонна ссадина
ассортимент колосс ссориться
ассоциация колоссальный ссуда
балл комиссия ссыльный
баллон комментарий стюардесса
баррикада коммерция сумма
бассейн коммюнике суммарный
беззащитность компромисс суррогат
беззвучный конгресс телеграмма
бесследно концессия теннис
бессрочный корреспондент терраса
бюллетень коттедж территория
восстание коэффициент террор
выжженный кристалл тонна
галлюцинация кросс тоннель
грамматика масса трасса
грипп можжевельник троллейбус
группа оккупация труппа
дискуссия оппозиция туннель
диссертация параллель хоккей
дифференциация пассивный целлофан
дрожжевой первоклассный целлюлоза
дрожжи перрон шасси
жжение пессимизм шоссе
жужжать пресса экспрессия
иллюзия программа эффект
иллюминация прогресс юннат
прогрессивный
СЛОВА С ОДНОЙ ГЛАСНОЙ
алюминий десант канонада расовый
апатия десерт кавалерия расчёт
барельеф дефект калория расчётный
белоруска директриса количество расчистка
вентилятор драма коридор ресурсы
военачальник дрожание официальный филиал
галерея засчитать перерасчёт хозрасчёт
гримаса имитация разорение черкес
гуманист инициатива раскинуть эмалированный
Словарь
Блесна – металлическая пластинка, к которой прикрепляют крючок для рыбной ловли.
Глас вопиющего в пустыне – напрасный призыв к чему-либо, остающийся без ответа, без внимания.
Джин – английская можжевеловая водка.
Джинн: выпустить джинна из бутылки (книжн.) – дать свободу злым силам.
Инцидент – происшествие, недоразумение, столкновение. Пограничный инцидент.
Колонтитул – надпись, помещаемая в некоторых книгах на каждой странице над текстом (иногда сбоку, внизу), заключающая в себе фамилию автора, заглавие книги или какой-л. её части (главы, параграфа, статьи) либо первое и последнее слово страницы или их начальные буквы (в словарях и т. п. изданиях); применяется так же в газетах и журналах.
Колосс – статуя, колонна громадных размеров. Колосс науки. Колосс на глиняных ногах – перен.: о ком-чем-н. с виду большом и величественном, но внутренне слабом.
Косный – тяготеющий к чему-н. привычному, невосприимчивый к новому, отсталый. Косный ум. Косный образ жизни.
Обет – торжественное обещание, обязательство. Дать, произнести обет. Обет молчания.
Прецедент – Случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев этого же рода. Подобный поступок не имеет прецедентов в прошлом. Установить прецедент (найти в прошлом сходный случай).
Столп – 1. В архитектуре: башня, колонна (Александрийский столп); 2. перн. О выдающемся деятеле (устар., высок. и ирон.) Столпы общества.
Домашняя страница
Орфография
ТЕМА: Правописание согласных в корне слова
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, в скобках напишите проверочное слово:
Впереме_ку с роскошными фотографиями, прелес_ный день, ни_кое со_нце, прекрас_ное, сер_це, Ше_ствие, зац_тированные стихи, _десь, чу_ство, ст_хотворец, ра_счёт.
Задание 2. Вставьте пропущенные буквы:
Колос_ на глиняных ногах. За длин_ым рублем. Длин_ая песня. Подлин_ая правда. Вож_а под хвост попала. Держать себя на вож_ах. Как на дро_ах. Говорить рус_ким языком. Как за камен_ой стеной. Рас_пускать язык. Выж_енная степь. Профес_ор кислых щей. Рас_екать гордиев узел. Держать на почтительном рас_тоянии. Рас_ыпать бисер перед свиньями. Рас_ыпаться мелким бисером. Рас_топить лёд. Пути рас_ходяться. Раз_евать рот. Ра_жимать зубы. Раз_вонить во все колокола. Рас_кинуть мозгами. По пальцам можно перес_итать.
Задание 3. Образуйте прилагательные:
Кристалл - _____________________________________________________________________
балл- __________________________________________________________________________
группа – _______________________________________________________________________
коралл – _______________________________________________________________________
матрос – _______________________________________________________________________
финн – ________________________________________________________________________
металл- _______________________________________________________________________
существительные при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса –к-:
оперетта – _____________________________________________________________________
Алла – ________________________________________________________________________
диаграмма – ____________________________________________________________________
колонна – ______________________________________________________________________
Филипп - ______________________________________________________________________
прилагательные при помощи приставки бес- :
страшный – ____________________________________________________________________
сердечный – ____________________________________________________________________
сонный - _______________________________________________________________________
глаголы при помощи приставки рас- :
ссориться – _____________________________________________________________________
сердиться – _____________________________________________________________________
таять - _________________________________________________________________________
ЗАНЯТИЕ 3
РАЗМИНКА
1. Ударение в словах. Правильно произнесите слова. Выпишите только те слова, в которых вы обнаружили расхождение между вашим и нормативным произношением. Постарайтесь запомнить правильный вариант произношения этих слов:
Догово`ры, дозвони`шься, докуме`нт, доце`нт, дре`вко, жалюзи`, зави`дно, завсегда`тай, за`говор, заём, заку`порить, занять.
2. Разберите слова по составу: поплавок - _________________, коснуться - _____________, выскочка - _____________.
3.Словарные слова. Вставьте пропущенные буквы только в те слова, в написании которых вы уверены. Правописание остальных слов уточните по списку, и выпишите их в словарик .
Г_ризонт ди_г_наль д_ст верный инт_нация
декл_рация дисл_кация д_тация инф рмация
дем_кратия д_ск_нально игн_рировать к_б_ла
Тема: Правописание корней с чередованием А-О
Задание 1. Работа со словами-исключениями
1. Допишите высказывания :Слово «росток» - исключение из правила (напишите, какого: перед ________ пишется буква ____). В остальных словах с этим конем перед _____ пишется буква _____. Например: ___________, __________, _____________.
Другие исключения с этим корнем: _________________, _____________, _____________.
2. Слово «отр_сль» пишется с буквой ____, потому что ___________________. В остальных словах с корнем _________ перед ______ пишется буква ____. Например: ____________, __________.
3. Слово «ск_чу» пишется с буквой ___, потому что _______________________.В остальных словах с корнем ____ перед ______ пишется буква ___. Например: ______________, ________________. Ещё одно слово - исключение с этим же корнем ___________.
4. Слова _____________, ________________ - исключения. В других словах с этим корнем пл…в пишется буква А. например: ______________, _______________.
5. Слово «з_ревать» пишется с буквой __, потому что ______________________. В других словах с этим корнем (в каком случае?) ___________________________ пишется буква __. Например: _________________, __________________, ____________________.
6. Слово «р_внина» пишется с буквой __, потому что _____________. в остальных словах с этим корнем пишется буква __. Например: _________________, _________________.
Задание 2. Перепишите, вставив пропущенную букву или корневую морфему в слова:
…аться, …нуться, …ательная, неу…нительно (-кас-, -кос-); по…аться, безот…ательно, распо…иться, предпо…ение, (-лаг-, -лож-); р…стение, выр…щивать, взр…слеть; вск…чить, подск…кивать, выск…чка.
За…, за……елый, раз……реться (-гар-, -гор-); на…иться, …яться (-клан-, -клон-); рас…итель, …, стихо…ение (-твар-, твор-); …я, …ка (-зар-, -зор-); …чиха, …учий (-плав-, -плов-). Об…нуть сухарик в чай, вы…нуть до нитки (-мак-, -мок-); …бедренный треугольник, вы…нять ряды (-равн-, -ровн-)
Задание 3. Впишите подходящее слово с соответствующим корнем или только корень, вставьте пропущенные буквы:
КОС//КАС
1. ритм прозы зависит от таланта, от чувства языка, от хорошего «писательского слуха». Этот хороший слух в какой-то мере __________________________ со слухом музыкальным.
2. Кеша быстро прибл_жался к берегу, ровно переб_рал лапами, изредка лакал речную воду. Потом он __________________ лапами дна и пошел в воде.
3. Последний порыв был, когда солнце погрузило как будто под землю золотые ножки своего трона и, большое, чистое, красное, нижним краешком своим _________________ земли.
ЛОЖ//ЛАГ
1. Но соб_рают ромашку лишь во время цветения, когда белые лепестки её _______________ горизонтально.
2. Он согласился на моё ________________________.
3. Мы ___________________ небольшой огонёк.
4. На самом краю села Мироносицкого, в сарае старосты Прокофия, __________________ на ночлег запоздавшие охотники.
5. К тому же советские поэты _________________ не только пушкинским наследием, но и поэтическим опытом своих прямых предшественников и современников. (С. Маршак)
РАСТ//РАЩ//РОС
1. Деревья на этой стороне ____________________ часто-часто. (И. Токмакова)
2. По ночам в за________лях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звёзды.
(И. Пантелеев)
3. Ненависть сушит душу до песка, а на песке ничего не _______________________.
(В. Токарева)
4. На выжженных солнцем склонах, на горячих супесях* _______________________ цветок-богатырь. (В. Моложавенко)
5. Но за _______________________ молодого и чистого осин_ика ничего не было видно, когда же мы обогнули его, - чудное зрелище поразило мои глаза. (С. Аксаков)
СКОЧ//СКАК
1. А потом я _______________________ с постели, как был, в рубахе. (Б. Житков)
2. Идёшь, бывало, по лесу, и вдруг негаданно - нежданно с шумом сорвётся и полетит терев-косач. Почти из–под ног _______________ и побежит заяц-беляк.
3. Где ________________ хочется, там и тормозят. (Пословица / В. Даль)
4. Тут же не стерпела красавица Кутафья, вы ______ила и хотела вытолкать Босоножку в шею. (Д. Мамин-Сибиряк)
5. Босоножка пасла своих гусей и видела, как тешится царь Горох своею охотой. Слашала она весёлые звуки охотничьих рогов, лай собак и весёлые окрики могучих богатырей, так красиво ___________авших на своих дорогих аргамаках*. (Д. Мамин-Сибиряк)
6. Эта маленькая речка текла в крутых бережках, и пере_____иать через неё было очень трудно. (Е. Пермяк)
7. В прошлом году один школьник не ____________ до того берега и сорвался. (Е. Пермяк)
8. Потом, когда поезд уже отъехал далеко, девочка подняла голову, ____________ на колени, собрала грибы и побежала к сестре. (Л. Толстой)
9. Пестрая куча мальчишек вдруг _________________ из-под насыпи и звонко, хором закричала что-то. (И. Бунин)
ГОР//ГАР
1. Они дошли до какого-то запылённого сквера с жиденькими кустами и вы_____евшими клумбами. (И. Токмаков)
2. Душа его раз___алась. (И. Тургенев)
3. По сторонам поля ________________костры. (В. Бианки)
4. Неясный свет, зловещий и холодный, то убывал, то ____________, когда ветер вздувал над городом полог городов. (К. Паустовский)
5. У работающего в руках дело огнём _____________________. (Пословица / В. Даль)
ТВОР//ТАР
1. У Маршака есть __________________ «Дождь». (Ст. Рассадин)
2. Божья _______________ богу и работает. (Пословица / В. Даль)
КЛОН//КЛАН
1. В неделю я узнал всех обитателей уголка и __________________, как знакомым, сторожам в синих блузах и молчаливым стрелочникам с тусклыми лицами и блестящими на солнце медными рожками. (Л. Андреев)
2. Но туча р_стёт: передний её край вытягивается рукавом, на ____________ яется сводом.
3. И так тих и мирен был этот летний негустой дождь, что цветы не ______________ головок, даже куры по дворам не искали от него укрытия. (М. Шолохов)
ЗОР//ЗАР
1. Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на _______________ по кустам?
2. На ранней __________________, когда ещё кричат петухи, распахнёшь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловым туманом, сквозь который ярко блестит кое-где утреннее солнце… (И. Бунин)
3. Месяц с вышины неба давно уже _____________________ весь двор, наполненный спящими, густую кучку верб и высокий бур_ян, в котором потонул частокол, окружавший двор. (Н. Гоголь)
4. На тер_асе, с которой была снята парусина, отчего она казалась обширной и странно пустой, свет долго ещё боролся с тьмой и печально ______________ следы грязных ног, но скоро уступил и он. (Л. Андреев)
5. С самого раннего утра небо ясно; утрен_яя _______________ не пылает пожаром: она разл_вается кротким румянцем. (И. Тургенев)
6. На ________ях трава омыта росой, а по деревьям пахнет тёплым парным молоком.
7. Ночью порт ярко ________________ торжественным белым чветом дуговые фонари.
(А. Грин)
ПЛОВ//ПЛАВ
1. Сами того не замечая, оба _________________ мелко, бе_прерывно дрожали, сутулясь от холодного ветра. (А. Грин)
2. Полетела Береговушка и села на островок. Сидит и удивляется: островок-то, оказывается, _____________ учий. Плывёт по озеру куча сухого трос__ника. (В. Бианки)
3. Ростом ___________унчики примерно со скворца. Похожи они на те нарядные цветные по__________ки, что покупают молодые удильщики в городских магазинах.
4. Оторвав на минутку глаза от по______ка, я взглянул вверх и между разорванными ветром тучами увидел бездонное синее небо. (В. Бианки)
РОВН//РАВН
1. Фигура приближается, р_стёт, вот она ___________________ с бричкой, и вы видите, что это не человек, а одинокий куст или большой камень. (А.Чехов)
2. Между тем перед глазами ехавших расст_лалась уже широкая, бесконечная ____________, перехваченная цепью холмов. (А. Чехов)
3. Поле и летнее утро, дружно несёт тройка. А вдоль шоссе, навстречу, - странник: без шапки, босой и такой легконогий, как будто на крыльях. По_ялся, мелькнул и пропал.
(И. Бунин)
МОК//МАК
1. Пик_____________ до последней шерстинки. (В. Бианки)
2. «Посмотрим, - говорил он [Вакула] сам себе, - как будет есть Пацюк вареники. Накл_няться он, верно, не захочет, чтобы хлебать, как галушки, да и нельзя: нужно вареник сперва _____________ в сметану».
3. А этой зимой две девочки переходили речку по первому льду и оступились. Повы__________ли. (Е. Пермяк)
Задание 4. Вставьте пропущенные буквы:
Вавилонское столпотв_рение; всякой тв_ри по паре; хоть трава не р_сти; быльём пор_сло; тепличное р_стение; р_сти на глазах; вр_сти корнями; р_вять под одну мерку; ср_внять с землёй; всё р_вно; в одном кармане сверкается, а в другом з_ря занимается; ни свет ни з_ря; от з_ри до з_ри; входить в пол_жение; подл_жить свинью; пол_жа руку на сердце; сидеть сл_жа руки; сл_жить свою голову; выск_чить из головы; г_ри синим огнём; всыпать г_рячих; как уг_релый; г_рит в руках; земля г_рит под ногами; прекл_нять колени; скл нять во всех падежах; скл_нять голову; кл_няться в ноги; скл_нять на все лады; мелко пл_вать.
Задание 5. Вставьте пропущенные буквы и объясните свой выбор:
Кислый тв…рог, тв…рительный падеж, отважный г…рец, заг…релый спортсмен, зак…снеть в пороках, прик…саться рукой, жидкая к…сица, ацетоновый р…створитель, зелёный р…сток, старый зам…к, пром…кнуть насквозь, л…жный путь, р…стянуть связки.
Задание 6. Спишите, вставляя нужный корень:
Я не могу на него по……иться. От перестановки с…….аемых сумма не меняется. Из……ение написано из рук вон плохо. Он ……ался головой потолка. Любое при…….новение её раздражало. По……ельцев расселили в новые квартиры. Абитуриент при……ил все усилия, чтобы поступить в институт. В нашей теплице круглый год вы……ивают огурцы. Наездница со……ила с лошади. Мяч звонко от……ивал от стены. На доске написано у……ение. Он у…….ился от света. Разрешите о……яться. Мы вы…….яли дорожку в саду. Этот плащ не про……ает. Маляр ……нул кисть в краску. Завтра нужно всать на ……е.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-гор-, -гар-, -зор-, -зар-, -скоч-, -скач-, -ращ-, -раст-, -рос-, ровн-, -равн-, -мок-, -мак-, -лож-, -лаг-, -плав-, -плов-, -кос-, -кас-, -твор-, -твар-, -клан-, -клон-.
Правило | Корень | Примеры |
Пишется И, если после корня стоит суффикс –А- | бир//Бер тир//тер пир//пер дир//дер чит//чет ________________ мир//мер жиг//жег стил//стел блист//блест | забирать – заберёт___________________ стирать – стереть____________________ запирать – запереть__________________ задирать – задерёт___________________ почитать – почёт____________________ Исключения: сочетать – сочетание ___________________________________ замирать – замереть_________________ зажигать – зажёг____________________ расстилать – расстелить блистать - блестеть |
ТЕМА: Правописание корней с чередование Е//И
Задание 1. Впишите подходящее слово с соответствующим корнем или корень, вставьте пропущенные буквы:
БИР//БЕР
1. Старики взяли винтовки. Каждый из них уже давно выбрал себе выступ ограды, из-за которого _________________ стрелять. (К. Паустовский)
2. Чего на________ешься, то и понесёшь (пословица / В. Даль)
3. Собрать не____________, а счесть сочтём. (Пословица / В. Даль)
4. Со_____ай по ягодке, на__________ешь кузовок. (Пословица)
5. С кем поведёшься, от того и _______________. (Пословица)
6. Огорчало Босоножку только одно: каждое утро на задний двор приходил царский повар, вы_______ал самого жирного гуся и уносил. (Д. Мамин-Сибиряк)
7. Босоножка видела из окна, как царь Пантелей с радости под______ал полы своего кафтана и пускался вприсядку. (Д. Мамин-Сибиряк)
ТИР//ТЕР
2. Долго журавль летает, а мозолей не ______________. (пословица / В. Даль)
3. Идёт царица и потихоньку ________________ материнские слёзы рукавом.
(Д. Мамин-Сибиряк)
ПИР//ПЕР
1. Хозяйство Пульхерии Ивановны состояло в беспрестанном от_______ании и за_______ании кладовой, в солении, сушении, варении бесчисленного множества фруктов, р_стений. (Н. Гоголь)
2. Не всякому верь, ______________________ крепче дверь! (пословица / В. Даль)
3. Чтобы как-нибудь гости не увидали Босоножки, царица Луковна _____________ её в своей комнате на ключ, и бедная девушка могла любоваться только в окно, как веселились другие. (Д. Мамин-Сибиряк)
ДЕР//ДИР
1. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глаза ___________________.
2. ______________________ лыко, поколе дерётся. (пословицы / В. Даль)
ЧИТ//ЧЕТ
1. Цыплят по осени ___________________. (пословица)
2. Чехов _________________, что лермонтовская «Тамань» и пушкинская «Капитанская дочь» доказывают родство прозы с сочным русским стихом. (К. Паустовский)
3. В древнейшем со______ании руководящая роль выпадала на долю ритма, последовательно нормировавшего мелодию и развивавшийся при ней поэтический текст…
4. Нет труднее: богу молиться, родителей по______ать да долги отдавать.
5. Официант, в котором развязность странно __________________ с сонной угрюмостью, принес мне кружку пива и принял заказ на мясо в горшочке. (Стругацкие)
6. – А сколько у меня всякого добра было! – говорит царь Пантелей. – Одной казны не перес________аешь. Ни у кого столько не было. (Д. Мамин-Сибиряк)
7. Поч______тай старых: сам будешь стар. (пословица)
МИР//МЕР
1. У _________ медведь – и пляска стала. (пословица / В. Даль)
2. Люди у__________али от голода прямо на улице. (Д. Мамин-Сибиряк)
3. Загремел сердито гром, прокатился по небу справа налево, потом назад… (А. Чехов) 4. Последняя Муха была готова совсем _________________ с отчаяния, как случилось нечто совершенно особенное. (Д. Мамин-Сибиряк)
ЖИГ//ЖЕГ
1. Но и в этом весна – в том, что так поздно не _____________ на деревне огней и что сад похож на тучу, что так хмуры и небо и вершины сада. (И. Бунин)
2. Во всех домах _________________ огни. (К. Паустовский)
3. Рассердился и король Косарь и пошёл войной на гороховое царство, идёт – и народ, словно косой, косит. Сколько сел разорил, сколько городов вы_____, сколько народу погубил, а воевод, которых выслал против него царь Горох, в полон взял.
(Д. Мамин-Сибиряк)
СТИЛ//СТЕЛ
1. Я смотрел вперёд – всюду передо мной ___________________ бесконечное травяное море. (В. Арсеньев)
2. Мягко __________________, да жёстко спать. (пословица / В. Даль)
3. Словами, что листьями _____________________, а делами, что иголками, колет.
4. Отец спал в такие ночи не дома, а на телеге под окнами, на дворе: наваливали на телегу сена, на сене _________________ постель. (И. Бунин)
БЛИСТ//БЛЕСТ
1. На площади не было ______________, яркое и пёстрое. (Стругацкие)
2. Человек сорок крестьян косили, выстроившись в одну линию, как по нитке; ярко _________________ на солнце, взлетали косы, и стройными рядами л_жилась срезанная густая трава. (С. Аксаков)
3. Не всё то золото, что ____________________. (пословица)
Задание 1. Выпишите слова в два столбика: с проверяемой гласной в корне (в скобках запишите проверочное слово) и с чередующейся гласной в корне:
Крутые б…рега; соб…рёмся вместе. Угрюмые д…ревья, уд…рить во все лопатки. Усм…рить собаку; обм…р от страха. Весёлая п…трушка, зап…реть дверь. Т…рпеть боль, отт…рать пятно, ут…реть нос.
Задание 2. Вставьте в слова пропущенную корневую морфему:
Со……..аться в дорогу, со……у гостей, про…аться сквозь кустарник, про……еть стёкла, в……ать очки, за……ать от страха, вы……шие животные, об……ающий ветер, ……ательный успех, ……ит на солнце, по……ить скатерть, рас……ать ковры.
_______________________________________________________________________________
Корневые морфемы: -стил-, -стел-, -блист-, -блест-, -жиг-, -жег-, -мир-, -мер-, -тир-, -тер-, -дир-, -дер-, -бир-, -бер-.
Задание 3. Вставьте пропущенные буквы:
Б_ри быка за рога; приб_рать к рукам; тучи соб_раются над головой; выж_гать калёным железом; сж_гать мосты; прип_рать к стене; зад_рать нос; разд_рать на себе ризы; по пальцам пересч_тать; сч_тать ворон; пом_рать со смеху; сердце зам_рает; хоть ложись да пом_рай; прин_мать близко к сердцу; расст_латься ковром; ст_литься под ноги; расст_латься по земле; вт_рать очки; вт_реться в доверие; ст_реть с лица земли; ут_реть нос; прот_реть с песочком; прот_рать глаза; ст_реть в порошок.
ТЕМА 3: Чередование а(я) // им, а(я) // ин
_______________________________________________________________________________
ПРАВИЛО. В корнях с чередованием а(я) // им, а(я) // ин ИН и ИМ пишутся, если дальше следует суффикс –а-: сжать – сжимать, снять – снимать, начать – начинать, примять – приминать.
_______________________________________________________________________________
Задание 5. Вставьте пропущенные буквы:
Декабрь год кончает, зиму нач_нает. В зиму шубы не зан_мают.
Выж_мать сок. Заж_мать в кулак. Дух зан_мается.
Вн…мать речам, значение слова не пон…то, напом…нание о квартплате, нач…наются экзамены, пон…мать с полуслова, восприн…мать на слух, закл…нать, произведение не вос-
прин…то, кл…нет, наж…мать на кнопку, прокл…нать судбуь.
Занятие 4
Разминка
1. Ударение в словах. Правильно произнесите слова. Выпишите только те слова, в которых вы обнаружили расхождение между вашим и нормативным произношением. Постарайтесь запомнить правильный вариант произношения этих слов:
Запломбиро`ванный, запломбирова`ть, звони`т, зубча`тый, избало`ванный, избалова`ть, и`здавна, и`конопись, ина`че, индустри `я.
2. Разберите слова по составу: глинистый - _____________, вниз - ______________, надзиратель - ______________, кирпичом, плюшевый - ______________, шепоток -___________.
3. Словарные слова. Вставьте пропущенные буквы только в те слова, в написании которых уверены. Правописание остальных слов уточните по списку на с. 7-8 и выпишите их в словарик в конце пособия.
к_л_мбур к_рабкаться к_либри к_мпозитор
к_лорийный к_т_строфа к_л_рит к_мп_нент
к_н_нада к_горта к_мпенсация к_мфорт
ТЕМА: О и Ё после шипящих
Таблица 1
О-Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
Морфема | О | Ё |
1 | 2 | 3 |
В корне | После шипящих буква о пишется, если нельзя подобрать однокоренное слово с е: крыжовник, обжора, трущоба, шов, шорох, чокаться, шорник*, чопорный*, а также в заимствованных словах –шомпол*, шорты, шоссе, шоколад, жокей*, шофер, капюшон, крюшон, мажор | После шипящих в корнях слов под ударением пишется буква ё, если можно подобрать однокоренное слово с е: жёлтый – желтеть, шёпот – шепчет, шептать, чёрточка – черта, печёнка – печень, бечёвка – бечева, чёботы – чеботарь* и т. д. Исключения: ожог руки поджог (сущ.) Но: обжёг руку.
|
В суффиксах | В суффиксах существительных, прилагательных, наречий После шипящих под ударением пишется о в суффиксах существительных, прилагательных и наречий. Без ударения в тех же случаях пишется е: -ок-, -ек-(снежок, но овражек; пятачок, но песочек); -онк-, -енк-(рубашонка, но доченька, дороженька) -онок-(медвежонок, зайчонок, мышонок) -об-(чащоба) -ов-(кумачовый, холщовый, но грушевый) -он-(смешно) -о-(горячо, общо) | В суффиксах глагольных форм и отглагольных образованиях 1. В суффиксах –ённ-, -ён- страдательных причастий и отглагольных прилагательных ( вооружённый, тушёный ). 2. В суффиксе –ёв-, -ыва- глаголов (размежёвывать, затушёвывать, выкорчёвывать). 3. В суффиксах отглагольных существительных: ночёвка (ночевать), тушёнка (тушёный), кочёвка (кочевать), учёба (учиться); в суффиксе –ёр-: стажёр (стажироваться), ретушёр (ретушировать), ухажёр (ухаживать) |
В окончаниях | В окончаниях существительных, прилагательных. После шипящих под ударением пишется о окончаниях существительных и прилагательных. Без ударения в тех же случаях пишется е: ножом, свечой, но товарищем, тучей; большого, но хорошего. | В окончаниях глаголов: печёшь, стрежёт |
Задание 1. В каких суффиксах существительных и прилагательных пишется ё и почему? Почему различается написание слов печёнка, тушёнка, ручонка? Объясните написание слов поджог (дома) и поджёг (дом)
Запомните правописание слов (трудные случаи) бечёвка размежёвка тушёнка трещотка решётка раскорчёвка ночёвка трущоба печёнка кочёвка дешёвый |
Задание 2. Определите, в какой части слова о – ё после шипящих:
Жокей, крючок, книжонка, шок, прожорлив, горячо, большому, чопорный, разрешён, чёрт, шорох, чужого, ручонка, пресечённый, чёрный.
Задание 3. Запишите слова, толкование которых дано ниже, запишите проверку:
Плод дуба - ___________________;
стержень для чистки и смазки канала ствола в ручном огнестрельном оружии - __________;
небольшая лодка, выдолбленная из цельного куска дерева - ______________________;
профессиональный наездник на скачках и на бегах - ____________________________;
цирковой артист, искусно подбрасывающий и ловящий одновременно несколько предметов - ____________________;
тот, кто любит нарядно, изысканно одеваться- _________________________;
тонкая верёвка - ______________________;
Задание 4. Напишите пропущенные окончания существительных, стоящих в ед. ч. тв. пад.:
гаражом
дренаж___ чиж___ ёрш___
ёж___ шарж___ мякиш___
мираж___ барыш___ туш___
мятеж___ выигрыш___ фарш___
нож___ грош___ Иртыш___
пляж___ голыш___ Париж___
пилотаж___ саквояж___ финиш___
платёж___ стриж___ борщ___
репортаж___ ковш___ тираж___
морж___ карандаш___ крепыш___
Задание 5. Образуйте от приведённых ниже слов форму ед. ч. твор. пад. (кем? чем?):
туча - _____________________ вожжа - _____________________
свеча - ____________________ кража - ______________________
стража - ___________________ ложа - ______________________
секретарша - _______________ лужа - _______________________
кассирша - _________________ саржа - ______________________
тёща - _____________________ дача - _______________________
галоша - ___________________ каланча - _____________________
парча - ____________________ круча - _______________________
чесуча* - ___________________ гуща - _______________________
Задание 6. Образуйте слова при помощи суффиксов:
-ок-: колпак - _________________; язык - ______________________; жук - _______________;
-онк-: юбка - _________________; собака - _____________________; лавка - _____________;
-онок-: медведь - ______________; волк - ______________________; галка - _____________;
-ов-: грош - ___________________; кумач - _____________________; парча - ____________;
чесуча* - _____________________;
Задание 7. Объясните особенности правописания слов:
Реч_нка, девч_нка, печ_нка, кумач_вая, деш_вая, грош_вая; реш_тка, ш_рох, кош_лка.
Задание 8. Подберите к словам синонимы (в них должна быть изучаемая орфограмма!):
Доктора по-другому называют ______________________;
воина - __________________; юношу - ________________________;
поэта - ___________________; родник - _______________________;
вид - _____________________; границу - ______________________;
Задание 9. Объясните выбор гласной после шипящего:
Смешон – отражён; сильный ожог – обжёг руку; ночёвка – ножовка.
Задание 10. Вставьте пропущенное слово:
Маленькое дело лучше ________________ безделья. ________________ кораблю - ________
плаванье. На _________________ роток не накинешь платок. На ______________ стороне и весна не красна. Мягко стелет, да____________спать. Долг_____________ красен. Копейка рубль ____________________.
Задание 11. Вставьте пропущенные буквы:
Бере__ного бог бере__т. Этого братца и в ступе пестом не утолч_шь. Я его кирпи__м, а он меня в спину кала__м. Скупые, ровно пч_лы: мёд соб_рают, а сами ум_рают. Ровно у гусака: сер_це маленькое, печ_нка большая. Кто не бере__т копейки, сам рубля не стоит. Нравом – волч_к, а по повадке – быч_к. Уч_ный сын старше неу__ного отца. Кто чу__й радости не рад, тот сам себе враг. И калина с кала__м ему нипоч_м. Его надо в еж_вых рукавицах держать. Врёт, что блины печ_т: только шипит. Человек неуч_ный, что топор неточ_ный. Молоть ж_рновом – не то, что языком. Недоброе слово больней огня жж_т. Крут бере__к, да рыбка хороша. Чужая денежка карман прожж___т. (пословицы)
Прохладный воздух едва качает язы__к свечи (К. Паустовский). Аист от радости клювом, как тре__ткой, трещит, сова клювом щ_лкает – пугает (Н. Сладков). По ночам вокруг дома бродили караульщики и трещали в тре__тки (Л. Толстой). Принесли нам ребята небольшого соро__нка (Г. Скребицкий).
Задание 12. Вставьте пропущенные буквы:
ш_в, крыж_вник, ж_лтый, маж_рный, ч_каться, крюш_н, прож_рлив, печ_нка, ж_лудь, ш_л, зач_ркивать, реш_тка, беч_вка;
свеч_й, больш_го, калач_м, теч_т, стреж_т, кумач_вый, плеч_м, грач_м;
боч_к, луж_к, реч_нка, галч_нок, боч_нок, освещ_нный, восхищ_нный, раскорч_вка, юбч_нка, скач_к, толч_т, медвеж_нок;
размеж_вка, туш_нка, ноч_вка;
ТЕМА: Ы и И после Ц
После Ц пишется | Морфема | Примеры |
И | КОРЕНЬ Исключения: Цыган, цыц (цыкать), цыплёнок, на цыпочках «Цыплёнок встал на цыпочки и «цыц!» сказал цыгану» ________________________________ СУФФИКСЫ (кроме –ын-) -ист-, -иро-, -ций(а) | панцирь, циновка, цифра, цинга циркуль, цинк, бацилла, пацифизм* цитадель* ______________________________ публицист, классицизм, унифицировать, демонстрация, революция, экранизация. |
Ы | СУФФИКСЫ притяжательных прилагательных и фамилии на –цын- ________________________________ ОКОНЧАНИЯ существительных и прилагательных | сестрицын, красавицын, Синицын Фамилии: Птицын ___________________________ птицы, отцы, огурцы, бледнолицый, куцых, куцые |
Задание 1. Объясните написание слов:
Бойцы, аукцион, циркуль, цилиндр, устрицы, панцирь, цинга, страницы, девицын, циркуль, цивилизация, цирюльник, практицизм, концы, циновка, пацифист*, цикорий, позиция, цинк, нацист.
Задание 2. Запишите слова в форме множ. ч.:
птенец- ____________________
курица - ____________________
ресница - ____________________
конец - _____________________
заяц - ______________________
огурец - ______________________
Задание 3. Запишите слова в форме ед. ч. род. пад.:
лисица - _____________________
улица - ______________________
косица - _____________________
синица - _____________________
Задание 4. Образуйте от слов притяжательные прилагательные (чей?):
курица-____________________
синица-____________________
девица -____________________
сестрица- ___________________
куница - ____________________
Задание 5. Подберите слова по образцу: классический - классиц!рм
католический- _________________
практический -_________________
скептический- ____________________
мистический- ____________________
Задание 6. Запишите слова, толкование которых дано ниже:
___________________ - публичная продажа имущества, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.
___________________ - ступень общественного развития и материальной культуры, характерная для той или иной общественно-политической формации; современная мировая культура.
___________________ - стрижёный и крашеный мех овцы.
___________________ - в древнегреческой мифологии: одноглазый великан.
___________________ - растение, сушеный корень которого употребляется как примесь к кофе.
___________________ - геометрическое тело, ограниченное двумя параллельными плоскостями и поверхностью, образуемой вращением прямой линии, параллельной самой себе.
___________________ - музыкальный инструмент в виде ящика со струнами, по которым ударяют молоточками.
___________________ - болезнь, вызываемая недостатком витаминов в организме и выражающаяся в разрыхлении и кровоточивости дёсен.
___________________ - наглое, бесстыдное поведение и отношение к чему-нибудь, проникнутое пренебрежением к нормам общественной морали, нравственности.
___________________ - плотная плетёнка из соломы, камыша, лыка и т. п. для подстилки на пол, для упаковки.
___________________ - народность индийского происхождения, живущая преимущественно кочевыми и полукочевыми группами в разных странах мира.
___________________ - (устар.) парикмахер, владеющий также элементарными приёмами врачевания.
___________________ - большой резервуар, а также вагон или автомобиль с таким резервуаром для хранения и перевозки жидкостей.
___________________ - точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста.
___________________ - мелкие трещинки на коже рук, лица, появляющиеся при обветривании.
___________________ - плодовое растение, к которым принадлежат лимон, апельсин, мандарин, померанец и др.
___________________ - птенец курицы (а также цесарки, индейки и др. птиц из отряда куриных).
___________________ - пластинка с делениями, по которым движется стрелка в часах, измерительных приборах.
___________________ - (прост.) окрик, обозначающий запрет, приказание прекратить что-нибудь.
(С. И. Ожегов)
Задание 7. Запишите слова, толкование которых дано ниже:
_______________________- воздушные средства передвижения, воздушный флот;
_______________________- изящество, красота в движениях; устанавливаемое на сцене живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действия;
_______________________- группа делегатов, представляющих какой-нибудь коллектив, государство;
_______________________- исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры;
_______________________- билет государственного займа;
_______________________- 1) коренной переворот в жизни о6щества, который приводит к ликвидации отжившего общественного и политического строя и передает власть в руки передового класса; 2) коренной переворот, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому;
________________________- картина, рисунок, воспроизведенный типографским способом;
________________________- волнующее всех сильное впечатление от какого-нибудь события;
________________________- пункт, место остановки на железных дорогах и некоторых других путях сообщения;
________________________- четырехугольник с двумя параллельными и двумя непараллельными сторонами.
(С. И Ожегов)
Заданuе 8. Вставьте пропущенные буквы:
Ц. . .млянское водохранилище; панц. . . рный; резиденц...я*; скептиц...зм; круглолиц…й; ц...ркуль;. ц…линдрическая фигура; мех овц...; сестриц... н платок;
ц... ганский табор; ц...плячий; публиц..ст; Синиц... н, ц.. .ганенок.
Занятие 5
Разминка
1. Ударение в словах. Правильно произнесите слова.
Выпишите только те слова, в которых вы обнаружили расхождение между вашим и нормативным произношением. Постарайтесь запомнить правильный вариант произношения этих слов:
Инструме'нт, ири'с (конфеты), и'рис (растение, нитки), и'скра, истери'я, исче'рпать, ка'мбала, катало'г, каучу'к, кварта'л, киломе'тр, коклю'ш, колле'дж, костюмиро'ванный (бал).
2. Разберите слова по составу, после стрелочки напишите слова, от которых они образованы:
наотмашь <-_____________________
режьте <-________________________
горяч <-________________________
вьюн <-________________________
объездить <-________________________
З. Словарные слова. Вставьте пропущенные буквы только в те слова, в написании которых уверены. Правописание остальных слов уточните по списку на с. 7-8 и выпишите их в словарик в конце пособия.
к _нгл _ мерат к_нтр _банда' л_з_рет нагр_м_ждение
к_нст_'гировать к_нтракт м_нумент нег_довать
к _нтингент к _нфликт н_в_ждение н_в_каин
Раздел “Орфография”
ТЕМА: Употребление Ь
Задание 1. Вспомните из раздела "Морфология":
1. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие.
2. Слово и его формы: у существительного - падежные формы, формы числа; у прилагательного - полная и краткая форма; у глагола инфинитив (неопределенная форма), формы лица, числа, наклонение.
Задание 2. Образуйте:
от существительного "дом" формы: дат. пад. мн. ч., род.
пад. мн. ч., П. п. мн. ч.;
от глагола "строить" формы: 1 л. мн. ч. изъявительного наклонения, ед. ч. условного наклонения, 2 л. ед. ч. наст. вр. изъявительного ншоюнения, ед. и мн. ч. повелительного наклонения;
от прилагательных "красивый", "добрый" краткую форму.
Ь ЗНАК ШИПЯЩИХ ПИШЕТСЯ
ПРАВИЛО |
ПРИМЕРЫ |
1. В существительных женского рода ед. числа | ночь роскошь глушь рожь речь мощь |
2. В неопределённой форме глаголов | беречь(ся) стричь(ся) печь(ся) течь |
3. В повелительном наклонении глаголов | спрячь спрячься режьте спрячьте режь не порежься |
4. Во 2-м лице ед.ч. изъявительного наклонения глаголов | читаешь смеешься живёшь катаешься |
5. В наречиях на шипящий. Исключения: уж, замуж, невтерпёж ______________________________________ 6. В частицам | вскачь не прочь наотмашь навзничь прочь сплошь напрочь точь-в-точь настежь _______________________________________ лишь вишь слышь ишь бишь |
Ь ПОСЛЕ ШИПЯЩЕГО НЕ ПИШЕТСЯ
ПРАВИЛО | ПРИМЕРЫ |
1. В существительных им. п. , ед. ч., мужского рода | меч ковш пляж плащ сторож луч камыш врач клещ нож борщ малыш плач ландыш ёж лещ |
2. В существительных род. п.мн.ч | дач рощ барж задач круч пастбищ туч галош училищ чащ депёш зрелищ |
3. В наречиях на ж: (кроме настежь) _______________________________________ 4. В кратких прилагательных | уж невтерпёж замуж ______________________________________ горяч блестящ чарующ живуч вездесущ неуклюж кипуч исчерпывающ пригож колюч неподходящ погож могуч манящ рыж пахуч несведущ свеж певуч сведущ хорош тягуч тощ |
КАК РАБОТАТЬ СО словом
Прежде всего необходимо определить, к какой части речи относится данное слово. Для этого задайте вопрос к слову.
У существительных необходимо определить род (см. Список слов в конце темы), число, падеж. У глаголов – форму (инфинитив, повелительное наклонение, форма 2 л. ед. ч.).
Если данное слово наречие, выясните, не исключение ли оно
Задание 3. Запишите существительные в два столбика: м. р. и ж.р.:
брешь, брошь, гуашь, сушь, тушь (черная тушь), сыграть туш*, фальшь, щелочь, клич, смерч, сыч*,, овощ, плющ, коттедж, фураж*, шпионаж, грош, плюш, реванш*, пейзаж, персонаж, блажь, желчь.
Задание 4. Объясните правописание слов:
Обжечь, составишь, поднимешься, вскачь, замуж, багаж, печь (блины), ночь, горечь, возьмешься, сыграть туш.
От каких существительных образованы слова: ночной, плащевой, молодежный, дочерний, ржаной, врачебный?
Задание 5. Запишите слова в два столбика: с Ь после шипящего и без него:
Проч..., щелоч..., сторож..., спряч...те, точ...ка, невтерпеж. .., бестолоч.. ., наговориш... ел, бруснич... ка, невмоч..., пять афиш..., стрич...ся, получ...ка, клещ..., не плач..., плач... ребенка, могуч..., береш...ся, дрож..., замуж... .
Задание 6. Вставьте пропущенные буквы:
Много соседних деревьев покрылось птицами, и все новые и новые прибывали: синич_ки, гаеч_ки, московки, :трясогузки, пеноч_ки, зорянки и разные подкрапивнички. Ночью злой хищ_ник филин охотится, а днем прячется.
(М. Притвин).
Задание 7. Подберите к прилагательным существительные, от которых они образованы по образцу: щёлочной - щёлочь.
Мелочный- ____________________
жёлчный -_____________________
грачиный - ____________________
фальшивый- ____________________
матчевый -_____________________
сургучовый- ____________________
дочерний – ______________________
кумачовый -_____________________
мышиный -_______________________
вещевой -_______________________
ночной -_________________________
роскошный- ________________________
врачебный - _____________________
кирпичный-_______________________
лучевой - ________________________
Задание 8. Запишите существительные в форме ед. числа,им. п.:
Врачом -_____________________
циркачом- ___________________
матчем -______________________
мячом -______________________
сычом -_______________________
крепышом- ____________________
барышом-_____________________
.
Задание 9. Запишите глаголы в форме
1) повелителыюго наклонения(ед. и мн. числа):
отрезать-_______________________
съесть -________________________
назначить- _____________________
(не) тревожить- _________________
2) инфинитива (неопределенной формы):
течет - ______________________
лежит- ______________________
влечет -_____________________
приляжет- _____________________
пропечет – ____________________
сбережет – ____________________
стрижет –______________________
достигнет _____________________
толчет - __________________________
поможет - ________________________
3) 2 лица ед. числа:
ходить - _______________________
любить- _______________________
петь -___________________________
плясать- _________________________
знать -____________________________
писать- __________________________
умываться- ________________________
удивляться- ________________________
закрываться- _______________________
уживаться - ________________________
Задание 10. Образуйте краткую форму прuлагательных:
Свежий- ___________________________
вхожий -__________________________
похожий-_________________________
рыжий - __________________________
дюжий -___________________________
неуклюжий- __________________
певучий- _________________________
невезучий-___________________________
кипучий - ___________________________
колючий -___________________________
Задание 11. Запишите существительные в форме род. пад., мн.ч.:
Крыша-_____________________________
дача -_______________________________
теща -_______________________________
роща -_______________________________
дублерша- ___________________________
груша -_____________________________
удача -________________________________
туча- _______________________________
тысяча -______________________________
кляча -______________________________
Задание 12. Напишите наречия, толкование которых даны ниже (наречия должны быть с изучаемой орфограммой!):
________________________-опрокинувшись на спину, вверх лицом. Упасть_____________
________________________-скачками, очень быстро. Ехать___________________________.
________________________-совсем, окончательно. __________________________с дороги!
________________________- разг.: совершенно точно.
________________________-сильно размахнувшись. Бить_____________________________
________________________- 1. Без перерывов, по всей поверхности.____________________
закрасить стену. 2. Целиком, без исключения (разг.). Все ________________ хотят заниматься спортом. _________________ и рядом (разг.) – почти всегда, очень часто.
________________________-распахнув до конца. Двери __________________________________.
___________________________- не хватает терпения, невыносимо. ждать _____________________.
___________________________- (выйти): стать чьей-нибудь женой. Выйти _______________________ за капитана.
_______________________- то же, что уже'. Он __________________ давно пришёл.
(С. И. Ожегов)
Задание 13. Подберите к данным словам синонимы, которые оканчиваются на шипящий звук:
Изящество, нарядность, пышность, великолепие - _______________________________.
Сила- ________________________________
Захолустье- ___________________________
Охранять, защищать, хранить- ___________________________
Литься, сочиться, струиться – ____________________________
Болезнь, упадок сил, слабосилие-_________________________
Дитя -________________________________
Неправда, вранье- _____________________________________
Доктор, лекарь - _______________________________________
Спич, тирада, тост-_____________________________________
Предмет, безделушка- __________________________________
Поддержка, подмога, содействие- ________________________
Ветер, буря, ураган -____________________________________
Задание 14. Подберите к данным словам антонимы, оканчивающиеся на шипящий звук:
День- _______________________________.
Тратить- _____________________________.
портить -_____________________________.
плох -________________________________.
Ловок- ______________________________.
изящен- ______________________________.
Тускл -________________________________.
Задание 15. Восстановите слова:
День и но________ - сутки про_____. Хороша до_________ Аннушка, хвалит мать да бабушка. Вска_____ не напаше_ся. Повинную голову и ме____ не сеч_т. Хвалилась синица море заже____. Горе женится, нужда заму_____ идет. Семь раз примерь, один раз отре__. Одна ре_____не пословица, Хороша веревка длинная, а ре____ короткая. Матушка ро____ кормит всех спло____, а пшеничка - по выбору. От домашнего вора не убереже_ся. Одной рукой узла не завяже_. Не родись ни умен, ни хоро_, ни приго__, а родись счастлив. Заветный перстенек и поношенный хоро_. Умную ре__ приятно и слушать. Мал короты__, да крепы__. Ер____ в ухе, а ле_____ в пироге. Не удобри______ ро______ - собере_____ хлеба на гро_____. Фаль_____да ло_____ - одно и то же. Всякая помо_____ хороша во время. Всякая ве_____ хороша на своем месте. Под гору вска____, а на гору - хоть пла____. Посади свинью в ро______ - получи______ гро________. Чем выше встане_____, тем дальше увиди_____. Час в добре пробуде___ - все горе забуде____. Дом хоро___, да хозяин негo____. Хоть в глаза тыч____ - глядит как сыч_. Споткнувшись о кирпи_____, полез ломать стенку. Сг______ри целый свет, ли______бы он был согрет. В душу влезет, а за гро_____ продаст. На обеде все соседи, а пришла беда, они про_____, как вода. Тот бригадир хоро___, у кого хороша ро___. Не натре______ работой холку, так положи_____ зубы на полку. Плохой каранда_____ лучше плохой памяти. Остер ме_____, да некого се____. На вид приго______, а внутри на ч_рта похо__. Если нрав горя_____, жди неуда____. (пословицы).
_____________________________________________________________________________
ПРАВИЛО. Буква Ь не пишется в сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ, ЩН, ст, нт: бочка, ночной, кончить, зачинщик, спорщик, помощник, кость, винтик
_______________________________________________________________________________
Задание 16. Спишите, вставив пропущенные буквы:
Конеч...но, точ...но, ден щик, тон...ше, скуч...ный,
зачин...щик, вин...тик, бол...ше, барабан...щик, ноч...ка, смен. . .щик, хищ... ник.
_______________________________________________________________________________
ПРАВИЛО. В сложных количественных числительных пятьдесят - восемьдесят, пятьсот - девятьсот после первого корня пишется Ь: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
ПРАВИЛО. В повелительном наклонении глагола после согласных пишется Ь: встань - встаньте, кинь - киньте, не лезь - не лезьте.
В неопределенной форме глагола перед –ся пишется Ь: (что делать?) Мыться, кататься, смеяться.
Ср. с правописанием личных форм глагола: (что делает?) моется, катается, смеётся.
_______________________________________________________________________________
СПИСОК СЛОВОФОРМ, ОКАНЧИВАЮЩИХСЯ НА ШИПЯЩИЙ СОГЛАСНЫЙ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ КРАТКИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬН
Им. пад. ед. ч. Род. пад. мн. ч.
Ж. Р. М. Р.
брешь бич багаж дач живуч
брошь бородач блиндаж кляч колюч
гуашь врач гараж куч могуч
мышь грач грабёж неудач певуч
роскошь калач делёж туч трескуч
сушь кирпич коттедж тысяч блестящ
тушь клич манеж рощ заискивающ
ТЕМА: Разделительные Ь и Ъ
Ъ пишется | 1. После приставки на согласный перед буквами е, ё, ю, я. 2. В иноязычных словах после приставок аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс-, пан- и после первой части сложного слова перед буквами е, ё, ю, я. ВНИМАНИЕ! Перед другими гласными после приставок на согласной Ъ не пишется. 3. В сложных словах после частей двух-, трёх-, четырёх-, фельд- перед буквуами е, ё, ю, я. ВНИМАНИЕ! Это правило не распростроняеться на сложносокращённые слова | съесть съёжиться съёмка объявление сверхъестественный изъян адъютант* дизъюнкция* инъекция* конъюнктура* объект* субъект* трансъевропейский панъяпонский безаварийный собезьянничать двухъярусный трёхъярусный фельдъегерь* детясли иняз |
1. Перед буквами е, ё, ю, я в остальных случаях. ___________________________________ 2. В некоторых иноязычных словах перед о | Внутри корня: вьюга, вьюн, дьяк, подьячий (от слова дьяк), пьедестал*, курьез*. Перед окончанием: пью, лисья. Перед суффиксом: жеребьёвка, Воробьёв. бульон медальон |
Задание 1. От данных слов образуйте слова с помощью приставок об- и с- (там, где это возможно):
об- | с- | |
есть ездить острить экономить | _________________________ _________________________ _________________________ | _________________________ _________________________ _________________________ |
Заданuе 2. Выпишите в один столбик слова, в которых приставка стоит перед корнем, начинающимся с букв е, ё, ю, я, а во второй столбик - слова, в которых приставка стоит перед корнем, начинающимся с других гласных букв:
Без...ядерный, без...успешный, раз...яснить, раз...узнать, пред...юбилейный, пред...октябрьский, с...есть, с...экономить, об... ехать, об... устроить.
Заданuе 3. Выпишите слова, толкование которых дано ниже. Выделите приставку:
Дизъюнкция - логическая операция, образующая сложное высказывание из объединения двух высказываний с помощью логического союза "или".
Конъюнкция - логическая операция, образующая сложное высказывание из двух высказываний, объединенных с помощью логического союза "и".
Конъюнктура - 1)совокупность условий, сложившаяся обстановка, создавшееся положение в какой-либо области общественной жизни; 2) совокупность признаков, характеризующих текущее состояние ЭКОНОМИI\И в определенный период.
Конъектура - 1) предположение, догадка; 2) исправление или восстановление испорченного текста или расшифровка текста, не поддающегося прочтению.
Конъюнктивит – воспаление конъюнктивы (соединительной оболочки глаза).
Фельдъегерь - старший, главный специалист в области охотничьего хозяйства, занимающийся организацией охоты, охраной и воспроизводством фауны.
ЗАПОМНИТЕ: Транс... - первая составная часть слов, обозначающая: 1) движение через какое-либо пространство, пересечение его, например: трансарктический; 2) следование, расположение за чем-либо, по ту сторону чего-либо, например: трансальпuйскuu; трансъевропейскuй Контр... - приставка, обозначающая противодействие, противопоставление, противоположность тому, что выражено во второй части, например: контрреволюция, контрманёвр. Пан... - приставка, обозначающая: охватывающий все, относящийся ко всему (соответствует русскому" все. . . "), например: панамериканизм Пост... - приставка, обозначающая: следующий после чего-либо, вслед за чем-нибудь, например: постмодернизм
|
Задание 4. Напишите слова, значение которых приводится ниже:
________________- офицер, состоящий при военном начальнике для выполнения служебных поручений или для выполнения штабной работы.
________________- отвар из мяса.
________________- введение лекарственных растворов непосредственно под кожу, в мышцу, в вену.
________________- электронная вычислительная машина.
________________- плотная тяжелая занавеска для окна или двери.
________________- переднее стекло (или несколько передних стекол) оптического прибора.
________________- величина чего-н. в длину, в высоту и ширину, измеряемая в кубических единицах.
________________- извещение о чем-нибудь, напечатанное в газете, журнале или вывешенное где-н.
Задание 5. Спишите, вставляя подходящие по смыслу приставки или части слов:
. . . . езд, . . .естественный, . . . ..ярусный, . . . . .этажный, . . . юбилейный, ... .актный, ....ём, …...экономить, . . . ..явить, …..рошенный, .....ект, ....,ютант.
__________________________
Части слов для работы: под-, об-, раз-, сверх-, пред-, вз-, с-, суб-, ад-, меж-, трех-, двух-, четырех-, пост-.
Задание 6 . Вставьте пропущенные буквы:
Чистым бел_ем грязной души не прикроешь. С_ешь и морковку, коли яблоч_ка нет. Собака и в собол_ей шу6е блох ищет. По крыл_ям полет, по делам почет. Не поворчав, кошка, кускa не с_ест. Иглой ш_ют, чашей п_ют, а плет_ю б_ют. Захочешь - на гору вскочишь, а не захочешь - и с горы не с_едешь. Ровно белены об_елся. Железо ржа с_едает, а завистливый от зависти погибает. Не заслонишь солнца рукавицей, не уб ешь парня небылицей. Либо рыбку c есть, либо на мель сесть. Его и на кривой козе не об едешь. И по заяч_ему следу доходят до медвеж_ей берлоги (пословицы).
Словарь
Курьез - странный,. диковинный или смешной случай.
Пьедестал - подножие статуи.
Реванш – оплата за поражение ( в игре, на войне )
Сыч – ночная птица из семейства совиных .
Туш – короткое торжественное музыкальное приветствие.
Фураж – корм для лошадей , скота, птицы.
Занятие 6
Разминка
1. Ударение в словах. Правильно произнесите слова. Выпишите только те слова, в которых вы обнаружили расхождение между вашим и нормативным произношением. Постарайтесь запомнить правильный вариант произношения этих слов:
Краси'вее, креме'нь, кро'ви (анализ), кулина'рия, ку'хонный, лассо', ломо'та, лубо'чный, мальчико'вый, маркирова'ть, мастерски', ме'льком.
2. Разберите слова по составу, после стрелочки напишите слова, от которых они образованы: рассказать <- ____________ , премилый <- ___________ , приколоченный <- __________.
З. Словарные слова. Вставьте пропущенные буквы только в те слова, в написании которых уверены. Правописание остальных слов уточните по списку на с. 7-8.
н_тариус об_ятельный обв_рожить | п_лисадник п_р_пет* п_к_ление | п_лемика пор_зительный п_р_лон | предв_рительный пр_винция пр_в_кация |
Раздел "Орфография"
ТЕМА: Правописание приставок на -з и -с
Таблица 1
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК НА –З и –С
ПРИСТАВКИ НА –З без-, воз- (вз-), из-, низ-, раз-, чрез- (через-) | ПРИСТАВКИ НА –С бес-, вос- (вс-), ис-, нис-, рас-, чрес- (черес-) |
Буква з пишется перед гласными и звонкими согласными: бездомный возглавить взбежать избежать низвергнуть разбить чрезмерный | Буква с пишется перед глухими согласными: бессердечный воспламенить вспыхнуть исписать ниспадать раскрыть чересседельник |
Приставка с- всегда пишется одинаково: списать, свить, связать, снять и т. д. | |
Запомните правописание слов: чересчур здесь исчезать здание исчезновение здоровье ни зги |
Задание 1. Объясните правописание слов:
рассада, разведчик, извилистый, рассказать, бессловесный, беззвучный, испепелить.
Задание2. Замените одним словом с приставкой:
без оружия -_______________________________
без характера ______________________________
без ответа _________________________________
без дна - __________________________________
без смысла ________________________________
без дома - __________________________________
без границ - _________________________________
без детей -_____________________________________
без края -_____________________________________
без совести- ____________________________________
без жалости- ___________________________________
Задание 3. Восстановите приставку в словах (она должна оканчиваться на -с или -з!):
-бежать, _бешённый, -бодриться, -болтать, -бунтоваться, -весить, _высить, _выситься, -главить, -звание, -зрение, -действие, -делать, _дыхатель,- кинуть, - клокоченный,
-копать, _крикивать, _пахать, -тряхнуть, _хлипнyrь, -бавиться, _биратели, -балованный, -бегать, -карабкаться, -купаться, - паряться, _гореться, -вергнуть, _лагать, -падать, _думывать, -говаривать, _ворачивать, -влечение, . _калываться,
_писание,_печатать,_ПОРОТЬ.
Задание 4. Вставьте пропущенные буквы:
Бе_донной кадки водой не наполнишь. Бе- честь .хуже
смерти. И лишние порядки - те же неп()nяJТКИ Рй nитrнкv
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Правописание гласных и согласных в корне слова"
Урок русского Обобщение знаний...
Правописание гласных и согласных в корне слова. Урок-путешествие
Конспект урока по теме"Правописание гласных и согласных в корне слова" предназначен для учащихся 5-х классов для повторения и обобщения изученного в начальных классах. Урок проводится в начале учебног...
Повторение правописания гласных и согласных в корне слова
Материал открытого урока....
Конспект урока: Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
Конспект урока: Непроверяемые гласные и согласные в корне слова для специальных (коррекционных) школ....
"Правописание гласных и согласных в корне слова"
Конспект урока по русскому языку в 5 классе коррекционной школы 8 вида....
Исторические чередования гласных и согласных в корне слова
Чередование – это замещение одной фонемы другой или другими в одной морфеме, не нарушающее единства морфемы. Чередование, связанное с живыми фонетическими процессами, называется фонетическим. Ес...
3 урок русс.яз., 5 кл. Правописание гласных и согласных в корне слова
Урок по учебнику Т.А.Ладыженской и др., 2019 г....