Словари русского языка
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему
Урок в 10 классе по работе со словарной статьей. Цель урока: умение работать со словарями русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_uroku.ppt.pptx | 274.61 КБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc.docx | 25.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Словари русского языка
Лексикография СЛОВА'РЬ, -я', м. 1. Собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык. Однотомный , многотомный с. Иллюстрированный с. Толковый с. Энциклопедический с. Фразеологический с. Двуязычный с. Терминологический с. Словари синонимов, омонимов, антонимов. С.-тезаурус. С. морфем (толкующий значимые части слов). || уменьш. слова'рик , -а, м. Школьный с. || прил. слова'рный , - ая , - ое . Словарная статья (отдельная главка словаря, посвящённая слову, словосочетанию, толкуемому понятию). СЛОВА'РЬ , -я', м . 1 . Книга, содержащая перечень слов, расположенных в определенном порядке (обычно по алфавиту), с толкованиями на том же языке или с переводом на другой язык. Французско - русский словарь . Толковые словари русского языка. Словарь языка Пушкина. Энциклопедический словарь . 2 . только ед. ч . Совокупность слов, используемых кем-л. или где-л. Воробейцев уже сносно говорил по - немецки — во всяком случае, располагал словарем из каких - нибудь ста пятидесяти слов, при помощи которых можно было вполне объясняться . Казакевич, Дом на площади. Я не люблю пустого словаря Любовных слов и жалких выражений : " Ты мой ". " Твоя ". " Люблю ". Блок, В дюнах.
Сравните две словарные статьи Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990) АКУСТИКА (от греч. - слуховой) - наука, изучающая объективные физич . закономерности музыки в связи с её исполнением и восприятием. А. м. исследует высоту, громкость, тембр и длительность муз. звуков, консонанс и диссонанс, муз. системы и строи. Она занимается изучением слуха музыкального, муз. инструментов и человеческих голосов. В А. м. широко используются данные и методы общей физич . акустики. Она тесно связана с архитектурной акустикой, с психологией восприятия, физиологией слуха и голоса (физиология, акустикой). А.м . привлекается для объяснения ряда явлений в области гармонии, инструментоведения в инструментовки… Новый словарь иностранных слов АКУ'СТИКА [\\ гр. akustikos слуховой] -- 1) раздел физики, изучающий упругие волны от самых низких до самых высоких частот, т. е. инфразвук, звук, ультразвук и гиперзвук; в узком смысле -- учение о звуке; 2) звуковые условия какого-л. помещения, напр. хорошая а. зала.
Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова , В.Л. Воронцова, Н.А.Еськова / под ред. Р.И. Аванесова
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой
Компоненты словарной статьи 1. заглавное слово в начальной форме 2. грамматическая характеристика слова 3. толкование лексического значения 4. пример, иллюстрирующий значение слова 5. фразеологизмы, в которых употребляется данное слово 6. случаи возможных образований одной части речи от другой
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОСНОВАНИЕ . Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. (1) Как же мог этот Николай Никифорович так вдруг поверить ему? (2) Нет, тут всё было логично, и он, Андрей, не имел ОСНОВАНИЯ , ни малейшего ОСНОВАНИЯ злиться на этого старика. (3) Но это всё говорил разум, а сердцу от этого не было легче. (Меркулов О.) Ответ : Причина, достаточный повод, оправдывающие что-н. Заявить о чем-н. с полным основанием. Веские, убедительные основания
Проверь себя! 1. К какому словарю необходимо обратиться, чтобы установить отличие в значении данных слов – одеть – надеть ? 2. К какому словарю необходимо обратиться, чтобы определить значение выражения «бить баклуши»? 3. К какому словарю необходимо обратиться, чтобы узнать правильность написания слова? 4. Какой словарь даст ответ на слова, значение которых близкие или тождественные? 5. В каком словаре мы можем посмотреть происхождение слов?
Ответы:
Предварительный просмотр:
Тема урока:
Словари русского языка
10 класс
Учебник: Хлебинская Г.Ф. Русский язык. 10 класс. : учебник для общеобразоват. учреждений ( базовый и профильный уровни) / Г.Ф. Хлебинская. – М. : Мнемозина, 2014.
Название раздела: Лексика. Фразеология. Лексикография
Тема мероприятия: Словари русского языка
Цель урока: умение работать со словарями русского языка
Планируемые результаты:
Предметные: знать словари русского языка; уметь работать со словарями; уметь выбирать из словарной статьи необходимое.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация в словарях русского языка; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии интеллектуальных способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; умение работать в группе, оценивать усваиваемое содержание.
Регулятивные УУД: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; определять и формулировать цель деятельности на уроке; работать по плану, инструкции; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Наглядно – демонстрационный материал: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал, словари
Методы и технологии обучения: метод проблемного обучения, коллективная система обучения; информационно-коммуникационные технологии; технология сотрудничества; технология личностно – ориентированного обучения
Основные понятия: словарь, лексикография, словарная статья
Технологическая карта
План урока | Методы обучения | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организация начала урока | Словесный | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция | Психологический настрой детей на урок. -Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю. | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. |
Актуализация опорных знаний и умений | Индивидуальная работа | регулятивные: прогнозирование темы урока | Сегодня я хочу начать свой урок с цитаты: «Словарь — это вселенная в алфавитном порядке» писал Анатоль Франс. Согласны ли вы с французским писателем? | Учащиеся поясняют, рассуждают |
Постановка учебной проблемы | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | познавательные УУД: подведение под понятие коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения; учёт разных мнений. | Проблемный вопрос: зачем нам нужны словари? | Анализ, сопоставление. Построение развернутого ответа на поставленный вопрос. В словарях собрана вся информация по тому или иному вопросу, проблеме. Для увеличения словарного запаса каждого из нас. Грамотного написания слов и успешной сдачи экзаменов. |
Сообщение темы урока. Постановка учебных задач | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные УУД: целеполагание | -Попробуйте сформулировать тему урока. Запишите тему урока в тетрадь. -Итак, над чем мы сегодня будем работать на уроке? -Как мы будем работать? -К какому результату мы должны прийти? | Отвечают на вопросы и формулируют тему урока Построение развернутого ответа на поставленный вопрос. Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок |
Открытие нового знания | Работа с учебником. | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения. личностные УУД: ценностное отношение к человеку. регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата. | Как называется наука, которая занимается составлением словарей? Запишите. В русском языке существует множество словарей, но их разделяют на два основных типа, а каких – попробуйте проанализировать. Даю несколько словарных статей о словаре (приложение. карточка №1) Дети называют различные словари. Приходят к выводу, что есть словари, в которых объясняются предметы, явления, относящиеся к определенной теме и словари, которые толкуют значение слов. Затем открываем учебник и работаем с таблицей (стр. 141). Таким образом, существует два основных типа словарей: энциклопедические и филологические. Последние, в свою очередь, делятся на двуязычные и одноязычные. | Лексикография Работа в парах. Работа с текстом. Ответы обучающихся. Учащиеся составляют опорную схему |
Первичная проверка понимания | Работа в парах | Перед вами две словарные статьи. Определите, какая статья относится к энциклопедическому словарю, а какая к филологическому? Чем отличается? | Ребята обнаруживают, что в одной статье написано о акустике более подробно, чем в другой, в которой даны конкретные ответы на это слово. | |
Применение новых знаний | Развитие критического мышления Индивидуальная работа Работа со словарной статьей | личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; умение работать в коллективе и грамотно оценивать одноклассников. коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли познавательные УУД: осуществлять анализ учебного материала; | Ребята, какими словарями вы пользуетесь чаще на уроках русского языка? Напишите названия словарей в столбик каждый в тетради Поскольку нам предстоит сдавать ЕГЭ, в котором есть задание по орфоэпии, то нам необходимо проверить, насколько вы владеете орфоэпическим словарем и грамотно умеете ставить ударение. 1. Задание по орфоэпическому словарю. «Кто быстрее?» (приложение) Даю детям ряд слов, в которых необходимо расставить ударение. После того, как они выполнили задание, предлагаю каждому взять словарь и проверить по словарю правильность постановки ударения, поменявшись листочками. Выставить оценку. Тем, кто быстрее всех проверил по словарю, даём звание «Знаток словаря» 2. Ещё одно задание в ЕГЭ, которое непосредственно связано со словарем – словарная статья. Работа со словарной статьей. Прежде чем работать со словарной статьей нам необходимо сказать из каких компонентов она состоит. В какой словарь мы должны обратиться? Дети берут Толковые словари и анализируют несколько слов, которые им понравятся. Делают вывод. 3. Я предлагаю детям текст, в котором необходимо определить значение слова в данном контексте. Записать нужное значение в тетрадь | Примерные ответы учащихся: Орфоэпический словарь, словообразовательный, толковый, словарь паронимов, синонимов, омонимов, антонимов, словарь иноязычных слов, орфографический и фразеологический словари. Выполнение задания учащимися и проверка работ одноклассников Работа с Орфоэпическим словарем Работа с Толковым словарём Дети обнаруживают, что словарная статья состоит из следующих компонентов: 1. заглавное слово в начальной форме 2. грамматическая характеристика слова 3. толкование лексического значения 4. пример, иллюстрирующий значение слова 5. фразеологизмы, в которых употребляется данное слово 6. случаи возможных образований одной части речи от другой Работа с Толковым словарем |
Рефлексия учебной деятельности | личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. регулятивные: осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | -Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке? - На все ли задачи удалось найти правильный ответ? Проверьте себя. | Ответы учащихся Записывают в тетрадь Взаимопроверка Оценивание | |
Домашнее задание | Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; | Как вы читаете, какое задание более всего соответствует приобретённым на уроке знаниям? Задание на дом: Параграф 48, упр. 112 На оценку «5» - написать словарную статью на слово СОЧИНЕНИЕ |
Приложение
Карточка № 1
1.
СЛОВА'РЬ, -я', м. 1. Собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык.Однотомный, многотомный с. Иллюстрированный с. Толковый с. Энциклопедический с. Фразеологический с. Двуязычный с. Терминологический с. Словари синонимов, омонимов, антонимов. С.-тезаурус. С. морфем (толкующий значимые части слов). || уменьш. слова'рик, -а, м. Школьный с. || прил.слова'рный, -ая, -ое. Словарная статья (отдельная главка словаря, посвящённая слову, словосочетанию, толкуемому понятию).
2.
СЛОВА'РЬ, -я', м. 1. Книга, содержащая перечень слов, расположенных в определенном порядке (обычно по алфавиту), с толкованиями на том же языке или с переводом на другой язык. Французско-русский словарь. Толковые словари русского языка. Словарь языка Пушкина. Энциклопедический словарь.
2. только ед. ч. Совокупность слов, используемых кем-л. или где-л. Воробейцев уже сносно говорил по-немецки — во всяком случае, располагал словарем из каких-нибудь ста пятидесяти слов, при помощи которых можно было вполне объясняться. Казакевич, Дом на площади. Я не люблю пустого словаря Любовных слов и жалких выражений: "Ты мой". "Твоя". "Люблю". Блок, В дюнах.
3.
СЛОВА'РЬ, -я', м. 1. Собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык.Толковый с. Энциклопедический с. Фразеологический с. Двуязычный с. Терминологический с. Словари синонимов, омонимов, антонимов. С. морфем(толкующий значимые части слов). 2. ед. Совокупность слов какого-н. языка, а также слов, употреблённых в каком-н. одном произведении, в произведениях какого-н. писателя или вообще употребляемых кем-н. Богатство русского словаря. Поэтический с. Пушкина. Он изъясняется по-английски с трудом: его с. очень беден. || уменьш. слова'рик, -а, м. (к 1 знач.). || прил. слова'рный, -ая, -ое. Словарная статья (главка словаря, посвящённая отдельному слову или фразеологизму, вынесенному в её заглавие). С. запас.
Задание по орфоэпии
_______________________________________ (Ф.И.)
Кашлянуть, мозаичный, тортов, нефтепровод, дозвонишься, сливовый, невролог, кралась, красивейший, некролог, кремень, добралась, августовский, нормировать, ободрала, приручённый, немота, донельзя, включён, загнутый, насорит, углубить, кровоточащий, ломота.
_______________________________________ (Ф.И.)
Новорожденный, мозаичный, тортов, нефтепровод, дозвонишься, сливовый, невролог, кралась, красивейший, некролог, кремень, добралась, нормировать, ободрала, приручённый, апостроф, немота, донельзя, включён, загнутый, насорит, углубить, кровоточащий, ломота, кашлянуть,
_______________________________________ (Ф.И.)
Начался, мозаичный, тортов, нефтепровод, дозвонишься, сливовый, невролог, кралась, красивейший, некролог, кремень, добралась, нормировать, баловать, ободрала, приручённый, немота, донельзя, включён, загнутый, насорит, углубить, кровоточащий, ломота.
_______________________________________ (Ф.И.)
Обеспечение, мозаичный, тортов, нефтепровод, дозвонишься, сливовый, невролог, кралась, красивейший, некролог, кремень, добралась, нормировать, включат, ободрала, приручённый, немота, донельзя, включён, загнутый, насорит, углубить, кровоточащий, ломота.
_______________________________________ (Ф.И.)
Оптовый, мозаичный, тортов, нефтепровод, дозвонишься, сливовый, невролог, кралась, красивейший, некролог, кремень, добралась, нормировать, ободрала, приручённый, немота, донельзя, включён, загнутый, насорит, углубить, кровоточащий, ломота, жалюзи.
_______________________________________ (Ф.И.)
Завидно, мозаичный, тортов, нефтепровод, дозвонишься, сливовый, диспансер, невролог, кралась, красивейший, некролог, кремень, добралась, нормировать, ободрала, приручённый, немота, донельзя, включён, загнутый, насорит, углубить, кровоточащий, ломота.
_______________________________________ (Ф.И.)
Закупорить, мозаичный, тортов, нефтепровод, дозвонишься, сливовый, невролог, кралась, красивейший, некролог, кремень, добралась, нормировать, ободрала, приручённый, немота, донельзя, включён, загнутый, насорит, углубить, кровоточащий, ломота, пломбировать.
_______________________________________ (Ф.И.)
Зубчатый, мозаичный, тортов, нефтепровод, дозвонишься, сливовый, невролог, кралась, красивейший, некролог, кремень, добралась, нормировать, ободрала, приручённый, немота, донельзя, включён, загнутый, насорит, углубить, кровоточащий, ломота.
_______________________________________ (Ф.И.)
Каучук, мозаичный, тортов, нефтепровод, дозвонишься, сливовый, невролог, кралась, красивейший, некролог, кремень, добралась, пломбировать, нормировать, ободрала, приручённый, немота, донельзя, включён, загнутый, насорит, углубить, кровоточащий, ломота.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Необычный словарь русского языка
А.И.Солженицын – писатель с мировым именем, человек с необычной биографией, личность, заслужившая уважение и признание всего мира. До настоящего времени в большинстве образовательных учреждений ...
"Словари русского языка"
Презентация, рассказывающая о словарях...
" Словари русского языка" ( Презентация к уроку русского языка в 5 классе по программе Разумовской М. М.)
Данная презентация предназначена для урока русского языка в 5 классе по теме " Словари русского языка". В ней рассказывается о типах словарей, даны примеры слов, знания закрепляются сразу же на практи...
Орфографический словарь русского языка для школьников
§ 1. Слова в Словаре размещены в алфавитном порядке.§ 2. Слова пишутся со строчной буквы.§ 3. В Словаре представлены произносительные,грамматические и словообразовательные вариантыслов, связанн...
Словари русского языка
Обязательный шаг для поиска информации – обращение к словарям. В них можно найти…ВСЁ!! Чтобы уметь правильно и красиво говорить, необходимо знать значение слов,их пр...
конспект урока по теме "Словари русского языка"
методический комплекс включает в себя конспект, презентацию и оценочный лист занятия по теме "Словари русского языка"...
Реклама "Толковому словарю русского языка" С.И.Ожегова
Сотни слов, родных и метких,Сникнув, голос потеряв,Взаперти, как птицы в клетках,Дремлют в толстых словарях.Ты их выпусти оттуда,В быт обыденный верни,Чтобы речь - людское чудо -Не скудела в наш...