Разработка урока русского языка в 5 классе по теме:"Фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Цель урока: обобщить и систематизировать изученный материал по теме «фразеологизмы»
Задачи:
а) образовательные
б) развивающие
- развивать творческое мышление, активность учащихся;
- формировать умение работать в группах;
- совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся;
в) воспитательные
- способствовать воспитанию любви к родному языку, к устойчивым оборотам речи.
Ожидаемые результаты:
Предметные результаты:
· закрепить и расширить знания учащихся о фразеологизмах, показать многообразие, разнородность фразеологизмов;
· толковать значение фразеологизмов , употреблять в речи с учетом сферы и ситуации общения, использовать иллюстрации , определяя, какие фразеологизмы зашифрованы в них.
Метапредметные результаты:
· Адекватное понимание информации сообщения;
· Определять тему и цель урока;
· Формирование навыков отбора, систематизации материала на данную тему;
· Умение оценивать достигнутых результатов.
Личностные результаты:
· Осознание обучающимися эстетической ценности русского языка.
Тип урока: урок обобщения пройденного материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 25.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, ребята! Готовы? Итак, начнём урок. Запишите в тетрадях число. Классная работа
Ребята, вы знаете, сегодня я получила неожиданное видеописьмо от моего ученика Димы. Я хотела бы его вместе с вами просмотреть и узнать, что вы думаете о нем. (видеописьмо с обращением)
Здравствуйте, ребята!Меня зовут Дима. Я хотел бы к вам обратиться за помощью.У меня есть другЛёшка. Ещё недавно мы с ним дружили да так, что водой не разольёшь.Но потом что-то произошло, и сейчас мы как собака с кошкой. Посоветуйте, как наладить с ним отношения, я ведь без него как без рук!
Беседа
- Что нам рассказал Дима? С какой просьбой обращается к вам он?
А что это за сочетания слов водой не разольёшь,как кошка с собакой, Без него как без рук?
Как же называются эти сочетания? Значит, о чём мы будем говорить?
Какова ЖЕ тема нашего урока?
Как вы думаете, что мы сегодня повторим? Обратитесь к словам помощникам
ПОВТОРИТЬ понятие фразеологизм
ОБОБЩИТЬ знания о фразеологизмах
УПОТРЕБЛЯТЬ
Ребята, в конце урока я хотела бы, чтобы вы продолжили следующие фразы..( на доске)
Итак. Вернёмся к просьбе Димы, давайте вместе попытаемся понять значения фразеологизмов.Что же они обозначают? Объясните.
Водой не разольёшь - очень дружны, неразлучны, всегда вместе.
Жить как кошка с собакой - быть в постоянной ссоре, вражде.
Как без рук – совершенно беспомощен.
Ребята, какой вы можете дать совет Диме?
Составим предложение, использовав фразеологизмы карточки на доске
водить дружбу
не разлей вода
идти в огонь и в воду
стояли грудью друг за друга
Каждый из нас за друга готов был идти вогонь и в воду.
А какими они друзьями были, ВОДОЙ НЕ РАЗОЛЬЕШЬ,
Они всегда СТОЯЛИ ГОРОЙ или ГРУДЬЮ друг за друга
Скажите, в чём же особенность фразеологизмов?Имеют целостное значение. Давайте обратимся к учебнику и ещё раз прочитаем правило.
Обратите внимание. Что фразеологизмы употребляются в переносном значении, вот поэтому маленьким детям сложно понять значение фразеологизма.
Итак, я предлагаю вам послушать, как ученики 2 класса объясняют значение фразеологизмов. Если вы не согласны, давайте исправим ошибки.
Заморить червячка-долго не кормить червячка Утолить голод
Кот наплакал- довести кота до слёз Мало
подложить свинью – подарить на Новый год мягкую игрушку Устроить неприятность
Водить за нос- схватить человека за нос и повести его куда-то Обманывать кого-то
Ребята. Очень интересный фразеологизм Водить за нос. Хотите узнать. Как появился этот фразеологизм?
Елисей провёл исследование происхождение этого фразеологизма
Индивидуальная работа
Водить за нос — обманывать, вводить в заблуждение. Раньше по посёлкам и деревням ходили цыгане с медведями, которых держали за верёвку, привязанную к кольцу, вдетом в нос. Такое кольцо поможет держать медведя в повиновении и заставлять выполнять его различные трюки и фокусы, ловко обманывая зрителей. Постепенно выражение «водить за нос» стало употребляться в более широком смысле — «вводить кого-либо в заблуждение».
Елисей,а кто был твоим главным помощником в поиске информации? Словарь, именно в нём вы можете найти значение любого фразеологизма
Физминутка
Нам простуда нипочём,
В нас здоровье БЬЁТ … (КЛЮЧОМ).
Солнце, воздух и вода –
Вот здоровы мы всегда. 2 мин.
А сейчас мы поиграем в игру»Самый внимательный» я называю словосочетание. А вы хлопаете. Если это фразеологизм
Приходить в школу, приходить в голову, волчий хвост, волчий аппетит, сбивать с толку, сбивать с дерева, золотые руки, золотые зубы, горькая правда, горькое лекарство, дрова разгорелись, глаза разгорелись, медвежья барлога, медвежья услуга, задирать нос.
Ребята. А чем же отличается фразеологизм от словосочетания?
А вы любите загадки?Запишите фразеологизмы с отгаданным словом
оН в голове у легкомысленного, несерьезного человека.
ЕГО советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез.
На НЕГО бросают слова и деньги те, кто их не ценит.
ВЕТЕР: «ветер в голове», «ищи ветра в поле», «бросать слова на ветер»)
ЕГО проглатывают, упорно не желая говорить.
ОН хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко.
За НЕГО тянут или дергают, заставляя высказаться.
ЕГО держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.
ЯЗЫК: «язык проглотил», «язык хорошо подвешен», «кто тебя за язык тянул?», «держать язык за зубами».)
ЕЁ заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело.
ЕЁ не сваришь с тем, с кем трудно сговориться.
ЕЁ «просит» рваная обувь.
ОНА в голове у путаников.
(КАША: «заварить кашу», «(с ним) каши не сваришь», «(ботинки) каши просят»)
А теперь обратимся к учебнику вупр.269 изображены шутливые рисунки , давайте определим,какие это фразеологизмы
Работа в группе
Глаза на мокром месте Сильно что-то захотелось
С глазу на глаз Часто плачет
Глаза разгорелись Узнал истинное положение
Глаза открылись Наедине
Вкладывать душу Думать, решать что-нибудь трудное
Не ударить в грязь лицом Добиваться, достигать полного взаимопонимания
Находить общий язык Отдавать себя целиком
Ломать голову Показать себя с лучшей стороны
Оказать медвежью услугу Не получить того, на что рассчитывал
Комар носа не подточит Подвести кого-либо
Уйти несолоно хлебавши Жить дружно, в согласии
Душа в душу Не к чему придраться
Творческий отчёт рисунки «Угадай фразеологизм»
Итак, ребята. Сегодня мы с вами многое узнали о фразеологизмах, предлагаю подвести итоги
Я предлагаю вам продолжить фразы
Сегодня я узнал…
- Я научился…
- У меня получилось …
- Было трудно…
- Теперь я могу…
- Меня удивило
Д.з составить текст . используя фразеологизмы
Фразеологизмы.
Надо фразеологизмы использовать в речи чаще,
Пусть словарь фразеологизмов станет вашим советником,
Чтоб передать свои мысли как можно ярче,
Чтобы приятным и грамотным быть собеседником.
Скажи: «Я запутался, трудно мне так», -
Не каждый поймет, о чем ты говоришь,
Но если же скажешь: «Попал я впросак!» -
То сразу поймем, отчего ты грустишь.
«Запомни как следует, раз навсегда», -
Твердила мамуля сынку – сорванцу.
А папа болтать не любил без конца.
Сказал просто так: «Заруби на носу!
Тебе покажу я, где раки зимуют,
Не будешь отныне в бирюльки играть,
И гордиев узел сейчас разрублю я,
На нервах родителей хватит играть!»
Мы часто хотим сказать много и ёмко,
Но краткую фразу нам трудно создать.
Чтоб выразить мысль свою образно, точно,
Фразеологизмы без устали надо изучать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"
Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...
разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...
Урок русского языка 6 класс по теме "Фразеологизмы"
Практическая работа по теме "Фразеологизмы"...
открытый урок русского языка 6 класс по теме "Фразеологизмы"
Данный урок является заключительным в изучении темы "фразеологизмы" и проходит в виде игры. Дети проходят разные этапы: от пантомимы до матматических действий. Урок проходит очень интересно ...
Урок русского языка 6 класс на тему "Этот загадочный мир фразеологизмов"
Урок русского языка 6 класс на тему: «Этот загадочный мир фразеологизмов»Цель: повторить и обобщить материал по теме «Фразеологизмы»Задачи: 1) совершенствовать навыки учащ...
Разработка урока русского языка 6 класс тема Фразеологизмы
Урок в форме настольной игры. На закрепление знаний по теме Фразеологизмы, повторения различий между фразеологизмами, афоризмами, пословицами.Разработка может быть использована на уроке литературы в 5...